Анна Кипяткова
Программа социального партнерства с семьей (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад №8 «Сказка»
Программа
социального партнерства с семьей
Выполнила: А. Д. Кипяткова
Воспитатель I квалификационной категории
г. Семенов
2015-2016 учебный год
Актуальность:
Публикация «Программа социального партнерства с семьей (подготовительная группа)» размещена в разделах
В законе «Об образовании» РФ записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Работа с родителями – сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний родителей, умений, навыков. Семья - это среда, где ребенок получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире и обществе, элементарные навыки и умения во всех видах деятельности. И воспитатели должны стать помощниками и заинтересованными, доброжелательными союзниками родителей, направить свою деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах.
Цель: Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей, привлечь их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
Задачи:
способствовать стимулированию мотивации родительской активности в решении задач воспитания, становлению партнерских отношений с семьями воспитанников;
знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей;
способствовать формированию у родителей практических навыков воспитания;
создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
организовать совместную деятельность по созданию условий для личностного становления ребёнка;
поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
Принципы взаимодействия с родителями:
1. Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения, и требований к ребёнку, распределения обязанностей и ответственности».
2. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ – признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого, доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.
3. Открытость по отношению к семье воспитанника.
4. Индивидуальный подход – учет социального положения, традиций, интеллектуального и культурного опыта родителей.
5. Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон. Формы выбираются в зависимости от интереса семьи, возможностей ДОУ, региональных, социально-экономических, психологических условий.
6. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.
7. Сотрудничество. Эффективно будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
8. Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей. Их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
9. Обратная связь необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания
Характеристика планируемых результатов в деятельности
педагогов и родителей
Мотивационно-ценностный компонент
Родители:
осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью реализации ООП ДОУ, формирования - целостной картины мира дошкольников; Педагоги:
осознают необходимость взаимодействия с семьей по реализации ООП, потребность в изменении характера - взаимодействия (от субъект-объектного к субъект-субъектному);
обладают устойчивой потребностью в совершенствовании в сфере общения с родителями воспитанников.
Когнитивный компонент
Родители:
знают психофизиологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста;
знают приемы и методы взаимодействия с педагогами.
Педагоги:
владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;
умеет ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и т. д.
Деятельностно - поведенческий компонент
Родители:
реализуют методы, приемы воспитания ребёнка дошкольного возраста;
активно взаимодействуют с педагогами ДОУ по реализации ООП;
Педагоги:
учитывает социальный запрос родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними; умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;
стремится к активному содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании;
признает ведущую роль родителей в воспитании детей и роль педагога как «помощника»; детей;
Рефлексивный
Родители:
самостоятельно обдумывают ситуации, конфликты; самостоятельно решают проблемы родительской поддержки, на себе испытывают правильность своего выбора;
удовлетворены работой педагогов ДОУ.
Педагоги:
владеют самодиагностикой процесса организации общения с родителями, выявления положительных моментов и недостатков;
осознают собственные ошибки и трудности в организации общения с родителями воспитанников, формируют установки на доверительное безоценочное взаимодействие с ними.
Развернутый перспективный план работы с родителями в подготовительной группе «Теремок» на 2014-2015 учебный год.
Воспитатель: Кипяткова Анна Дмитриевна
Месяц Активные формы работы Наглядная информация и мероприятия Цель работы Индивидуальные мероприятия Ответственные
Сентябрь 1. Сотрудничество педагогов, родителей и специалистов в подготовке к учебному году
2. Родительское собрание «Задачи обучения и воспитания в подготовительной к школе группе».
3. Вечер воспоминаний о лете детей и родителей. Оформление родительского уголка: информация о режиме дня, о сетке образовательной деятельности, о задачах учреждения на новый учебный год и задачах по развитию и обучению детей.
Памятка «30 золотых правил воспитания». Критерии подготовки к школе. Информация об особенностях развития детей 6-7 лет.
Фотовернисаж «Как я провел лето?» (с рассказами детей) Установить на начало учебного года оптимальный уровень взаимодействия педагогов детского сада, родительского комитета и всех родителей.
Развивать желание семей общаться друг с другом по вопросам развития детей. Привлечь родителей к работе детского сада. Диагностика детей специалистами, индивидуальные беседы с родителями.
Сбор родительского комитета по планированию дел на учебный год.
Советы специалистов родителям по подготовке детей к школе.
Советы родителям на темы: «Ребенок и книга». Воспитатели, психолог, логопед, родители.
Октябрь 1. Выставка «Дары осени».
2. День пожилых людей.
3. Подготовка к Пушкинскому балу.
4. Экскурсия в музей.
Пословицы, стихи и загадки об осени. Папка-передвижка «Осенние забавы». Выставка детских работ «Осенняя палитра».
Создание газеты с фотографиями и рассказами детей о достопримечательностях микрорайона и своем доме.
Презентация «Пушкинская осень» по материалам интернета, раздаточного материала.
Информационный листок с фотографиями деятельности детей группы по экскурсии и за месяц.
Развивать творческие способности детей и родителей.
Сплотить людей разных поколений
Привлечь родителей к развитию у детей связной речи: составлению минирассказов с детьми.
Картотека «Песни об осени». Привлечение к сбору природного и бросового материала для творчества детей.
Рекомендации родителям по развитию наблюдательности у детей.
Консультация «Питание в детском саду».
Воспитатели, психолог, логопед, родители.
Ноябрь 1. Праздник мира и согласия.
2. Неделя здоровья. «Веселые старты».
3. Мастер-класс «Мир увлечений семьи».
4. День матери.
Беседа с детьми о значении мира на земле. Конкурс рисунка «Мирное детство».
Приглашение родителей на зарядки и «Веселые старты». Папка-передвижка «Режим дня».
Родительское собрание «Книга – лучший друг».
Экскурсия в музей леса.
Изготовление детьми поздравлений и подарков для мам. Чаепитие с мамами и бабушками в группе. Информационный листок с фотографиями деятельности детей группы за месяц. Научить родителей понимать детское настроение, отношение к окружающему.
Укрепить понимание здорового образа жизни в семье.
Убеждение родителей в важности семейного чтения и воспитания любви к книге.
Анкетирование родителей «Как я знаю своего ребенка».
Консультация для родителей «Как приучить ребенка делать зарядку».
Викторина с родителями по сказкам. Воспитатели, психолог, логопед, физ. Работник, родители
Декабрь 1. Открытое мероприятие для педагогов и родителей: КВН,
2. Участие в конкурсе «Новогодняя фантазия».
3. Подготовка группы к конкурсу.
4. Праздник у елки с Дедом Морозом и Снегурочкой. Папка-передвижка «Игры для развития детей 6-7 лет». Статья «Осторожно, телевизор». Собрание-практикум «Игрушки, которые развивают».
Выставка совместных работ детей в вестибюлях детского сада.
Оформление группы к новогоднему празднику. Папка-передвижка «Зимние забавы и развлечения», стихи о зиме и народных приметах.
Почта «Деда Мороза» с пожеланиями детей. Изготовление детьми приглашения на праздник. Информационный листок с фотографиями деятельности детей группы за месяц. Показать родителям значимость развивающих игр для развития интеллектуальных способностей у детей.
Привлечь родителей к украшению группы, подготовке костюмов и атрибутов для новогоднего утренника. Консультация «Игры, в которые можно играть всей семьей». Беседы о необходимости контроля за просмотром телепередач детьми.
Образцы поделок из природного материала.
Работа с родительским комитетом по подготовке подарков для детей. Воспитатели, муз. руководитель, физ. руководитель, родители.
Январь 1. Неделя «Святки». Новый год.
2. Викторина «Что, где, когда: «Необычные насекомые»» с приглашением родителей.
3. Подготовка ко Дню Символа Года. Выпуск иллюстрированной книжки, сказок про звездочку, сочиненных детьми. Папка-пережвижка «Зимние виды спорта».
Оформить папку-передвижку «Насекомые». Консультация для родителей «Организация самостоятельной деятельности детей».
Конкурс снеговиков ( с использованием любого материала: пенопласта, ваты, разных круп и т. д.)
Мастер-класс для родителей «Изготовление чесночных бус, кулончиков для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей».
Родительское собрание «Достижения детей». Информационный листок с фотографиями деятельности детей группы за месяц. Показать важность знаний о малых формах фольклора (пословицы, приметы, загадки, народных играх. Уточнить знания детей и их родителей об исторических событиях.
Привлечь родителей к развитию у детей знаний о временных представлениях (календаре, месяцах, днях недели).
Беседы: чтобы дети не болели. Привлечение к чтению легенд и историй о жизни в древности. Картотека «Что рекомендуем почитать ребенку».
Подборка книг, энциклопедий об истории, отечественных мультфильмов и познавательных передач на DVD Воспитатели, муз. работник, родители
Февраль 1. Презентация «Моя армия».
2. Проводы русской зимы Конкурс творческих работ «Военная техника» (совместно с папами).
Выставка портретов «Я и папа», нарисованных детьми. Изготовление поздравительной газеты для мужчин ко Дню Защитника Отечества.
Информационный листок с фотографиями деятельности детей группы за месяц.
Выставка поздравлений для родителей ко Дню Святого Валентина: «От всего сердца». Оформить газету с рассказами детей «Папа – лучший друг!». Оформить семейные коллекции «Наши мужчины – защитники Отечества». Провести анкетирование «Самостоятелен ли Ваш ребенок?». Приобщить пап к воспитанию и развитию детей, учиться с ребенком разрабатывать конструктивно-творческий план работы, выполняя его поэтапно.
Привлечь к традициям, показать важность совместных мероприятий на свежем воздухе. Сбор материала и иллюстраций военной техники российской армии. Советы с использованием наглядных примеров, схем «Что можно сделать совместно с ребенком».
Привлечение малоактивных родителей к участию в совместных праздниках с детьми. Воспитатели, логопед, родители.
Март 1. Выпуск газеты «Доброе слово о маме».
2. Совместное мероприятие «Созвездие талантов».
3. Практическое занятие для родителей: «Вечер вопросов и ответов». Оформление выставки рисунков, поделок, вышивок, картин с цветами под девизом: «Я для любимой мамочки делаю подарочки». Картотека пословиц о маме, добре, ласке и заботе. Книга рассказов детей «как я помогаю маме».
Папка «Природа в поэзии: Весна». Изготовление совместных работ на тему: «Весеннее настроение».
Провести праздник для мам и бабушек, организовать чаепитие.
Информационный листок с фотографиями деятельности детей группы за месяц.
Работа с родителями по запросу. Доставить мамам радость, показать ее значимость и воспитывать уважение к ней. Развивать у детей желание радовать мам своими достижениями (рисунками, пожеланиями, добрыми словами и работами).
Воспитывать дружеские взаимоотношения между родителями, желание совместно находить ответы на вопросы по воспитанию детей. Привлечение малоактивных родителей к активному участию в жизни группы.
Дать рекомендации по развитию речемыслительной деятельности у детей, используя наглядное моделирование: пиктограммы, заместители. Воспитатели, муз. руководитель, логопед, родители.
Апрель 1. Акция «День чтения вслух» - посвященная международному дню детской книги.
2. Тематическая неделя «Путешествие в страну здоровья».
3. Презентация «Мир космоса».
4. Подготовка ко Дню Земли. «Моя любимая книга» - презентация ребенком своей любимой книги. Выставка художественной литературы «Писатели – детям». Памятка «Прививаем детям любовь к чтению».
Олимпиада старших дошкольников. Час здоровья «На здоровье». Памятка «Витамину в продуктах». Папка-передвижка «Весенние забавы».
Выставка рисунков и работ по теме «Космос».
Подбор пословиц о труде. Посадка семян цветов на рассаду, создание дневника наблюдений. Информационный листок с фотографиями деятельности детей группы за месяц.
Провести анкетирование «Уровень подготовки ребенка к школе» Повысить качество работы родителей с детьми по использованию детской книги в их познавательно-речевом и художественно-эстетическом развитии. Привлечь родителей к созданию условий для развития интереса детей к книгам дома и в детском саду.
Закрепить знания о правильном питании, режиме, ЗОЖ.
Совместные трудовые поручения. Воспитывать интерес к земле, желание ухаживать и беречь красоту. Консультация «Научите ребенка любить книги». Советы по покупке детских книг.
Памятка «Режим дня дошкольников».
Подбор книг и энциклопедий о космосе.
Помощь в организации экскурсий в лес. Сбор семян цветов.
Беседы с родителями. Воспитатели, медсестра.
Май 1. Презентация «Русским воинам слава».
2. Акция «Пусть цветет наш сад».
3. Тематическая неделя «До свиданья, детский сад». Встречи с интересными людьми: приглашение ветерана для бесед с демонстрацией медалей и орденов. Выставка рисунков и совместных работ на тему «Великая отечественная война».
Альбом рисунков детей «Весна – красна».
Информационный листок с фотографиями деятельности детей группы за месяц. Стенд высказываний детей: «Почему я хочу в школу».
Родительское собрание «Готовность к школе». Награждение активных родителей грамотами и благодарственными письмами от группы. Воспитание уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в ВОВ.
Объединить усилия педагогов и родителей по приобщению детей к познанию своего города, углублению представлений о семье, культуре.
Дать некоторые знания родителям о кризисе 7-ми лет и путях его преодоления, нацелить на продолжение работы по подготовке детей в школу в летний период. Советы по общению с детьми некоторым родителям.
Памятка по безопасности в разных жизненных ситуациях.
Детские портфолио. Анкетирование «Родитель-ребенок-детский сад».
Помощь родителей в оформлении участка детского сада.
Работа с родительским комитетом по подготовке выпускного вечера для детей.
Консультация «Кризис 7-ми лет». Воспитатели, психолог, муз. работник.