Кочкина Настя
Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 127 Городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Программа по самообразованию
Тема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности».
Составила:
Воспитатель: Кочкина А. Е.
Уфа
2022г.
Работа по самообразованию
воспитателя группы первой группы раннего возраста
Кочкиной Анастасии Евгеньевны на 2022 – 2023 учебный год.
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Тема по самообразованию:
«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности».
Актуальность:
В современном мире возникает необходимость выделить в содержании работы с детьми раннего возраста аспекты социально – личностного развития и образовательные аспекты. На современном этапе проблема сенсорного воспитания приобрела острый резонанс. Возникла педагогическая необходимость в поиске эффективных путей создания педагогических условий для сенсорного развития детей раннего возраста.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Именно ранний возраст - наиболее благоприятен для накопления знаний о внешнем мире, совершенствования работы органов чувств. Развитые сенсорные способности ребенка составляют не только важное предусловие для успешного выполнения им в будущем художественной, музыкальной, физической и других видов деятельности, но и определяют готовность ребенка к школьному обучению. Поэтому значение сенсорного развития ребенка в раннем дошкольном детстве трудно переоценить.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Таким образом, сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. Проблема сенсорного развития и воспитания детей всегда была в центре внимания русских, зарубежных психологов и педагогов.
Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное развитие планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств. Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
Цель работы по самообразованию:
1. систематизация знаний по методике сенсорного развития детей раннего возраста, изучение учебной и научно – методической литературы, новых программ и педагогических технологий;
2. повышение педагогического уровня, профессионального мастерства;
Задачи работы по самообразованию:
1. расширить знания о сенсорном воспитании детей раннего возраста;
2. обогатить развивающую среду группы по сенсорному развитию (создание и приобретение новых игр при участии родителей);
3. педагогическое просвещение родителей по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста»;
Объекты в работе по самообразованию:
• Дети 1,5 - 2 лет;
• Семьи детей посещающих детский сад;
• Педагогический коллектив детского сада;
Методы работы с детьми раннего возраста :
• Игровой метод (дидактические игры);
• Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов);
• Практический метод – показ способов действия с предметами;
Формы организации деятельности с детьми раннего возраста :
• групповая;
• подгрупповая;
• индивидуальная;
Ожидаемые результаты:
• Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 1,5-2 лет средствами игровой деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;
• Сформированные представления у детей раннего возраста о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры в них;
• Сотрудничество ДОО и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 1,5 – 2 лет;
План работы на 2022-2023 учебный год
Работа с детьми
Месяц Содержание Задачи
Сентябрь Д/ и: - «Чудесный мешочек»
- «Определи на ощупь»
- «Узнай фигуру»
- «Найди пару». Развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику.
Октябрь Д/ и: - «Найди предмет указанной формы»
- «Найди предмет такой же формы»
- «Какая фигура лишняя?»
- «Нанизывание на стержень колец, убывающих по величине». Уточнения и закрепления геометрических фигур, формировать умения детей видеть и анализировать форму предметов и отдельных частей, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы.
Продолжать учить простым действиям с предметами (снимать и нанизывать кольца, обогащать зрительно – осязательный опыт малышей.
Ноябрь Д/ и:
- «Разноцветные кружки»
- «Самый длинный, самый короткий»
- «В какую коробку?»
- «Дальше – ближе» Развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, логическое мышление, глазомер, мелкую моторику рук, навыки игрового общения, активизировать в речи детей слова «большой, маленький», «длинный – короткий» и. т. Д. Активизировать речь детей.
Декабрь Д/ и: - «Какого цвета не стало?»
- «Какого цвета предмет?»
- «Собери гирлянду»
- «Какие цвета использованы?» Закреплять умение различать и называть цвета, классифицировать предметы по цвету. Развивать мелкую моторику рук.
Январь Д/ и: - «Найди такой-же»
- «Оденем куклу»
- «Разложи по коробочкам»
Настольная игра: «Большие и маленькие игрушки» Подбор предметов по образцу.
Подбор к образцу парных предметов одного цвета.
Фиксировать внимание детей на цветовые свойства предметов.
Учить рассматривать народные игрушки;, находить игрушку нужной величины, сравнивать игрушки по принципу «такой – не такой»; развивать речь, внимание
Февраль Д/ и: - «Какого цвета»
- «Закрой окошки»
- «Подбери крышку к коробочке»
- «Уточним цвет» Продолжать закреплять умение различать и называть цвета.
Учить детей соотносить предметы по форме и цвету одновременно.
Подбор предметов по образцу.
Закреплять умение различать и называть цвета, классифицировать предметы по цвету.
Март Д/ и: - «Длинный, короткий»
- «Сравни предметы по высоте»
- «Найди такой же цветочек»
- «Палочки цветные» Продолжать развивать сенсорные способности детей, уметь различать предметы по длине, употреблять в речи «длинный – короткий», «длиннее – короче», развивать воображение, мышление.
Продолжать развивать сенсорные способности детей, закрепить 4 основных цвета, умение по показу назвать цветы.
Фиксировать внимание детей на цветовых свойствах игрушек, формировать простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов.
Апрель Настольная игра «Конфеты для кукол»
Д/ и: -«Волшебное поле»
- «Яблонька»
- «Проталкивание предметов разной формы в соответствующие отверстия»
- «Веселый грузовик» Находить конфеты определенного цвета по образцу. Учить сравнивать цвета по принципу "такой-не такой", закреплять знание основных цветов, развивать речь, внимание.
Развитие умения узнавать и называть цвета.
Развитие сенсорного восприятия. Развитие мелкой моторики пальцев рук.
Учить детей сравнивать предметы по форме.
Формировать представление о форме, величине предметов.
Май Д/ и: -«Ежик»
- «Найди подходящую заплатку»
- «Привяжем к шарику ниточку»
-«Солнышко» Учить детей производить выбор по величине и слову; чередовать по цвету и величине.
Учить находить идентичные геометрические фигуры (плоскостные и объемные).
Группирование предметов по цвету.
Учить выделять и называть основные цвета, по образцу выбирать нужный цвет.
Работа с родителями:
Сентябрь Анкетирование родителей на тему: «Определение знаний родителей по вопросам сенсорного развития»
Октябрь Консультация для родителей: «Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать?»
Ноябрь Памятка: «Игры-занятия по сенсорному развитию»
Декабрь Индивидуальные беседы: «Развитие сенсорных способностей детей посредством движений и речи»
Январь Рекомендации для родителей: «Сенсорное воспитание ребенка раннего возраста в семье»
Февраль Папка-передвижка для родителей «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста»
Март Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала
Апрель Папка-передвижка для родителей «Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей раннего возраста»
Май Проведение анкетирования: «Чему мы научились за год»
Работа с педагогами:
Сентябрь Консультация на тему: «Что такое сенсорика, и почему необходимо ее развивать»
Октябрь Памятка для воспитателей по формированию сенсорных эталонов
Ноябрь Рекомендации для воспитателей по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста
Декабрь Консультация для воспитателей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Январь Консультация на тему: «Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста через дидактические игры и совместную деятельность».
Февраль Опыт работы «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игровой деятельности»
Март Семинар-практикум для педагогов групп раннего возраста «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Апрель Мастер-класс для воспитателей «Сенсорное развитие детей раннего возраста»
Май Мастер – класс для воспитателей по теме: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством игр, сделанных своими руками»
Список используемой литературы:
1. Басырова Е. С. Развитие сенсорных навыков детей раннего возраста в жизненной среде /Е. С. Басырова //Психология, социология и педагогика. – 2016. – № 2 (53). – С. 30-32
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для 169 с М. : Просвещение, 1991. воспитателей дет. Сада /А. К Бондаренко.
3. Буянова Р. Сенсорное развитие детей /Р. Буянова //Социальная 36. С. 32 №12. 2006. работа.
4. Гиниятова С. Ю. Сенсорное развитие ребёнка в условиях дошкольной образовательной организации и семьи с учётом ФГОС ДО / С. Ю. Гиниятова //Фундаментальная и прикладная наука. – 2016. – № 3. – 22. С. 18
5. Громова И. Нестандартные дидактические игры по сенсорному развитию детей и мелкой моторике рук /И. Громова //Дошкольное 80 воспитание. – 2014. – № 8. – С. 76
6. Загрудняк М. А. Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста /М. А. Загрудняк //Современные тенденции развития дошкольного и начального образования в Дальневосточном регионе. – 2012. – № 1. – С. 67-71.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)