наталия тишунина
Программа по самообразованию «Развитие речевой активности детей раннего возраста в процессе игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по самообразованию
«Развитие речевой активности детей раннего возраста в процессе игровой деятельности»
Содержание
1. Паспорт Программы
2. Пояснительная записка
3. Актуальность выбранной темы
4. Цель и задачи Программы
5. Предполагаемые результаты
6. Этапы реализации Программы
7. План деятельности по теме самообразования
7.1. Модуль «Научно-методическое обеспечение»
Публикация «Программа по самообразованию „Развитие речевой активности детей раннего возраста в процессе игровой деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
7.2. Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение»
7.3. Модуль «Условия реализации темы по самообразованию»
7.4. Модуль «Обобщение результатов»
8. Литература
1. Паспорт Программы
Название программыпо "Развитие речевой активности детей раннего возраста в процессе игровой деятельности"
Автор-разработчик Воспитатель Тишунина Наталия Александровна
Нормативный срок освоения программы Один год
Основания для разработки программы 1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». 3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
4. Поставление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
5. Устав МБДОУ «Детский сад №79»
6. Программа развития МБДОУ «Детский сад №79»
7. Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №79».
Цель Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам речевого развития детей раннего возраста.
Задачи 1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития речевой деятельности детей раннего возраста.
2. Изучить методики и технологии речевого развития детей раннего возраста.
3. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе их игровой деятельности.
4. Разработать творческие и познавательные проекты, дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
5. Организовать и провести мониторинг по всем направлениям развития речи детей раннего возраста.
6. Создать условия для развития речевой активности воспитанников, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
7. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
8. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам активизации речи детей в процессе игровой деятельности.
9. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.
Предполагаемые результаты Для педагога:
1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач речевого развития детей раннего возраста.
2. Разработаны творческие и познавательные проекты по активизации речи детей на основе игрового материала.
3. Разработан учебно-методический комплект: картотека речевых игр на основе фольклора, картотека пальчиковых игр, дидактические игры, сенсорные игры, речевые упражнения, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.
Для воспитанников:
1. Ребенок хорошо понимает родную речь, может выражать свои мысли и желания.
2. Самостоятельно вступает в речевое взаимодействиес близкими взрослыми и сверстниками.
3. Знает разнообразные игры с речевым сопровождением : хороводы, песенки, потешки, стишки, прибаутки, песенки, пальчиковые игры.
4. Сформированы элементы диалогического общения. 5. Сформированы игровые действия и произвольное поведение.
2. Пояснительная записка
Настоящая программа по самообразованию (далее – Программа) разработана в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе работы с детьми раннего возраста.
Программа ориентирована на овладение основными профессиональными компетенциями в зависимости от личных потребностей и возможностей.
Данные компетенции реализуется с помощью:
- развития представлений о своих профессиональных возможностях;
- своей ответственности за развитие, обучение и воспитание детей раннего возраста;
- освоения познавательной базы решения проблемы;
- расширения собственного профессионального образовательного пространства;
- активного взаимодействия с родителями воспитанников.
Профессиональное самообразование проходит в определенных организационных формах (индивидуальных, групповых, коллективных) с привлечением разнообразных средств образования: учебных и методических текстов, наглядных пособий, технических видеосредств, информационно-коммуникационных технологий.
3. Актуальность выбранной темы
Анализ результатов самоанализа собственной профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО, позволили выявить затруднения (профессиональные дефициты) и проблемы развития профессиональных компетентностей в соответствии с выполняемыми должностными обязанностями.
Мною были выявлены следующие профессиональные дефициты:
1. Недостаточность теоретических знаний об особенностях становления и развития речевой деятельности у детей раннего возраста.
2. Недостаточность практических умений для развития речевой активности воспитанников в процессе игровой деятельности.
В связи с этим, основными направлениями профессионального самообразования были выбраны :
- формирование необходимых профессиональных знаний по организации различных видов речевой деятельности детей раннего возраста;
- формирование необходимых профессиональных умений по развитию речевой активности воспитанников посредством игры.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.
Установка на развитие - современная стратегия обучения родному языку детей раннего возраста.
Речевое развитие детей раннего возраста имеет огромное значение для позитивной социализации и адаптации каждого ребенка в окружающем мире. Основная функция речи – коммуникативная. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, малыш должен уметь общаться. Особенно актуален вопрос о позиции ребенка как активного участника в речевом взаимодействии с окружающими людьми.
Развитие активной речи детей раннего возраста предполагает умение посредством речи решать свою цель или проблемы. Для этого я уделяю особое внимание:
- формированию умения у воспитанников играть и заниматься каким-либо делом рядом и вместе со сверстниками;
- развитию способности объединяться на основе интереса к деятельности;
- педагогической поддержке самостоятельных игр детей (поощряюпринятие роли, помогаю организовать взаимодействие детей со сверстниками на уровне ролевых и партнерских взаимоотношений; участвую в детских играх на правах игрового партнера и т. д.).
Я считаю, что основным средством развития речевой активности детей раннего возраста является игровая деятельность. Именно поэтому при взаимодействии с воспитанниками я использую различные игры не только в процессе непосредственно образовательной деятельности, но и в режимные моменты: при умывании, кормлении, одевании, прогулке и др.
Для решения задач активизации речи организую целенаправленную работу с детьми по следующим направлениям:
- профилактика и коррекция звукопроизношения;
- развитие мелкой моторики рук, используя при этом специальные игровые упражнения;
- расширение и активизация словарного запаса в процессе игровых видов детской деятельности;
- развитие диалогической речи воспитанников;
- создание в окружении ребенка речевой среды, понятной и доступной ему.
Таким образом, в соответствии с моими профессиональными запросами, выявленными в процессе самоанализа, работы с детьми раннего возраста, а также в соответствии с современной стратегией речевого развития воспитанников, я определила цель и задачи Программы по самообразованию.
4. Цель и задачи Программы
Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по вопросам речевого развития детей раннего возраста.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития речевой деятельности детей раннего возраста.
2. Изучить методики и технологии речевого развития детей раннего возраста.
3. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе их игровой деятельности.
4. Разработать творческие и познавательные проекты, дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
5. Организовать и провести мониторинг по всем направлениям развития речи детей раннего возраста.
6. Создать условия для речевого развития детей воспитанников, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
7. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
8. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам активизации речи детей в процессе игровой деятельности.
9. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.
5. Предполагаемые результаты
Для педагога:
1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач речевого развития детей раннего возраста.
2. Разработаны творческие и познавательные проекты по активизации речи детей на основе игрового материала.
3. Разработан учебно-методический комплект: картотека речевых игр на основе фольклора, картотека пальчиковых игр, дидактические игры, сенсорные игры, сюжетно-ролевые игры, речевые упражнения, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.
Для воспитанников:
1. Ребенок хорошо понимает родную речь, может выражать свои мысли и желания.
2. Самостоятельно вступает в речевое взаимодействие с близкими взрослыми и сверстниками.
3. Знает разнообразные игры с речевым сопровождением : хороводы, песенки, потешки, стишки, прибаутки, песенки, пальчиковые игры.
4. Сформированы элементы диалогического общения.
5. Сформированы игровые действия и произвольное поведение.
6. Этапы реализации Программы
Программа по самообразованию состоит из нескольких этапов, каждый из которых посвящен решению определенных задач развития профессиональной компетентности:
I этап – проектный Задачи этапа:
1. Анализ собственных профессиональных проблем.
2. Определение приоритетного направления в организации самообразования.
3. Определение условий организации профессионального развития, средств контроля, материально-технического и научно-методического обеспечения.
На первом этапе анализируется собственная профессиональная деятельность, выявляются профессиональные затруднения (дефициты) изучается научно-методическая литература, современное состояние проблемы, определяются теоретико-методологические подходы к ее рассмотрению, психолого-педагогические условия реализации темы и средства эффективного формирования профессиональной компетентности в процессе повышения собственной квалификации.
II этап – практикоориентированный Задачи этапа :
1. Разработка тематического планирования.
2. Обеспечение условий для реализации программы.
3. Ознакомление, апробация и внедрение в профессиональную деятельность необходимых умений, знаний и трудовых действий.
На втором этапе разрабатывается план деятельности по теме самообразования. План включает комплекс различных форм самообразования : обучение на семинарских занятиях, изучение методической литературы, показ открытых образовательных мероприятий для педагогов и родителей, презентации педагогического опыта и др. Предусматривается организация самостоятельной работы по разработке проектов, конспектов образовательной деятельности, дидактических, подвижных игр и др.
Формирование практических умений осуществляется на различных мероприятиях, включенных в программу. Главная цель этих мероприятий -обеспечить возможность использовать теоретические знания применительно к особенностям изучаемой проблемы, а также овладеть необходимыми навыками и умениями.
III этап – обобщающий Задачи этапа:
1. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
2. Обобщение опыта работы по теме самообразования.
3. Определение перспективы и дальнейшего развития своей профессиональной деятельности.
На третьем этапе проводится качественная и количественная обработка полученных результатов, их теоретическая интерпретация. Анализируются и обобщаются результаты деятельности, внедряется в практику полученный опыт работы.
7. План деятельности по теме самообразования
Планирование педагогической деятельности разработано на основании модулей и включает основные направления профессионального саморазвития.
7.1. Модуль «Научно-методическое обеспечение»
№/№ Направления деятельности по теме Содержание деятельности Сроки
1. Обучение по теме самообразования - прохождение курсов повышения квалификации;
- обучение на вебинарах, семинарах по данной теме;
- изучение опыта других педагогов по вопросам развития речевой активности воспитанников в процессе игровой деятельности.
2. Ознакомление с - изучить методические научной и методической литературой по теме пособия:
1) Лепская Н. И. «Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации». – М. : РГГУ, 2013;
2) Цветкова Т. : Речевое развитие ребенка. – М: Издательство «Сфера», 2016;
- изучить и проанализировать современные подходы к речевому развитию детей из книг :
1) Ушакова О. С. Закономерности овладения родным языком. - М: Издательство «Сфера», 2014.; 2) Елецкая О. В., Вареница Е. Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. – М. : Сфера, 2010;
3) Каракотова, С. А., Лайпанова, И. Б. Проблема приобщения детей раннего возраста к народной культуре в учебно-образовательном процессе //Фундаментальные исследования. – 2014. – №7. – С. 157 – 159.
- изучить и осуществить выбор педагогических технологий и методик с учетом специфики ДОУ, возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы:
1) Щербакова, А. А., Барышева, Т. А. Игровые технологии в эстетическом воспитании детей раннего возраста. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007;
2) Лункина Е. Н. Растим малыша 2-3 лет. – М. : Сфера, 2009.
3) Анисимова, Н. Н. Приобщение детей раннего возраста к народной культуре // Детский сад: теория и практика. – 2013. - № 9. - С. 89 - 92.
- разработать развивающие игры и забавы на основании методических пособий:
1) Арушанова А. Г., Рычагова Е. С. Игры-занятия со звучащим словом. – М. : ТЦ Сфера, 2012;
2) Гуськова А. А. Речевое развитие детей средствами загадки. - М: Издательство «Сфера», 2016;
3) Усова А. П. Устное народное творчество в детском саду: книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2012;
4) Картушина М. Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. - М. : Сфера, 2010;
5) Ветрова Валентина Во что играть с ребенком до трёх лет. - М: Сфера, 2009.
3. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса Разработать учебно-методический комплект, включающий:
- картотеку «Речевые игры на основе народного фольклора»; - картотеку «Пальчиковые игры»;
- сенсорные игры «Отгадай, что звучит», «Кто больше услышит?», «Угадай, кто позвал?», «Волшебные картинки», «Зашнуруй сапожок» и др. ;
- дидактические игры и игровые упражнения «Покажи картинку», «Найди матрёшке ведёрко», «Эхо», «Подбери слово», «Покажи такую же», «Разноцветный сундучок» и др. ;
- игровые обучающие ситуации «Как мы провели праздник», «Что мы видели на прогулке», «Мой лучший друг» и др. ;
- подвижные речевые игры «Будут на зиму дрова», «Гуси-гуси», «Поезд» и др. ;
- развивающие игры «Игра в слова», «Интервью», «На что похоже», «Хитрые картинки», «Скажи иначе», «А если бы …» и др. ;
- театрализованные игры-спектакли «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Репка» и др. ; - конспекты НОД «Волшебные словечки», «Разговор по телефону» и др. ; - развлечения, праздники «В гостях у бабушки», «Раз словечко, два словечко»;
- рекомендации и консультации для родителей и педагогов «Развивающие игры с картинками», «Что такое дидактическая игра?», «Роль потешек в развитии речи ребенка» и др. ;
- буклеты, папки-передвижки «Как развить речь ребенка», «Развивающие игры для детей на кухне», «Любимые потешки детей нашей группы».
4. Проектирование деятельности - разработка творческих и познавательных проектов по активизации речи детей на основе игрового материала : «Как у наших у ворот», «Красно - Солнышко», «Ладушки-ладошки», «Во саду ли, в огороде».
- разработка перспективного и тематического планов по теме самообразования.
5. Мониторинг деятельности - проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов;
- обработка полученных данных;
- отслеживание промежуточных результатов;
- соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами
7.2. Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение»
№/№ Направления деятельности по теме Содержание деятельности Сроки
1. Создание безопасной и психологически комфортной - проведение ситуаций позитивного общения в различные режимные моменты; В течение года
образовательной среды - оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников;
- поддерживание доброжелательных отношений воспитанников друг к другу;
- поддерживание взаимодействия воспитанников друг с другом в разных видах деятельности;
- ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка; - поддерживание инициативы и самостоятельности воспитанников;
- применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей
2. Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования проведение совместно с родителями и для родителей:
- образовательных мероприятий «Фольклорные игры для малышей», «Учимся говорить»; - развлечений и досугов «У бабушки Матрёны», «Книжкин праздник» и др. ;
- мастер-классов «Развивающие речевые игры», «Пальчиковая гимнастика»;
- собраний в клубе «Малышок».
3. Взаимодействие с социальными партнерами по теме самообразования подготовка и проведение совместных проектов, тематических мероприятий и праздников:
- с библиотекой: «Мир удивительных историй»,
«Малышкины книжки», «Учимся играть»;
7.3. Модуль «Условия реализации темы по самообразованию»
№/№ Направления деятельности по теме Содержание деятельности Сроки
1. Создание развивающей предметно-пространственной среды - оформление развивающих речевых зон в группе и зон речевой направленности : «Речевой дворик», «Юные следопыты», «Детский театр», «Здравствуй, книжка» и др. ;
- оснащение пространства группы оборудованием, пособиями и атрибутами к различным речевым играм;
- создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме: подбор специальных книг, альбомов; подбор демонстрационного материала по теме;
- пополнение аудиотеки и видеотеки на основе фольклорного материала.
7.4. Модуль «Обобщение результатов»
№/№ Направления Содержание деятельности Срокидеятельности по теме
1. Описание и обобщение деятельности по теме самообразования представление опыта в форме:
- проектов «Как у наших у ворот», «Красно Солнышко», «Ладушки-ладошки», «Во саду ли, в огороде»;
- презентаций «Развитие речевой активности детей раннего возраста в процессе игровой деятельности», «Дидактические игры по развитию речи дошкольников»; - выступлений «Сюжетно-ролевые игры как средство развития диалогической речи у детей раннего возраста», «Организация речевой предметно-пространственной среды в группе»;
- проведения непосредственно образовательной деятельности; - публикаций «Развитие речи детей раннего возраста посредством сочинения сказок и прибауток», «Эффективные методы взаимодействия по развитию речевой активности дошкольников».
8. Литература:
Нормативно-правовые документы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-
эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
Научная и методическая литература:
1. Анисимова, Н. Н. Приобщение детей раннего возраста к народной культуре // Детский сад: теория и практика. – 2013. - № 9. - С. 89 - 92.
2. Арушанова А. Г., Рычагова Е. С. Игры-занятия со звучащим словом. – М. : ТЦ Сфера, 2012.
3. Бизикова О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
4. Губанова Н. Развитие игровой деятельности. – М: Мозаика-Синтез, 2012.
5. Гуськова А. А. Речевое развитие детей средствами загадки. - М: Издательство «Сфера», 2016.
6. Елецкая О. В., Вареница Е. Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста. – М. : Сфера, 2010.
7. Каракотова, С. А., Лайпанова, И. Б. Проблема приобщения детей раннего возраста к народной культуре в учебно-образовательном процессе //Фундаментальные исследования. – 2014. – №7. – С. 157 – 159.
8. Картушина М. Ю. Забавы для малышей: Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет. - М. : Сфера, 2010.
9. Компетентностная модель дошкольного образования: Монография / Л. В. Трубайчук, Л. Н. Галкина, И. Е. Емельянова, Н. П. Мальтиникова и др. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009.
10. Лепская Н. И. «Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации». – М. :РГГУ, 2013.
11. Лункина Е. Н. Растим малыша 2-3 лет. – М. : Сфера, 2009.
12. Масловская С. В. Теория и практика становления культурно-антропологических практик дошкольников. Учебное пособие. – М. : Издательство «ФЛИНТА», 2014.
13. Нищева Н. В. Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Детство-Пресс. - 2013.
14. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. – М. : ТЦ «Сфера», 2003.
15. Стародубова Н. А. Теория дошкольников: учеб. пособие для студ. Издательский центр «Академия», 2009.
и методика развития речи высш. учеб. заведений. – М. :
16. Степанова О. А. Развитие игровой деятельности ребенка. – М. : ТЦ «Сфера», 2009.
17. Усова А. П. Устное народное творчество в детском саду: книга для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 2012.
18. Ушакова О. С. Закономерности овладения родным языком. - М: Издательство «Сфера», 2014.
19. Цветкова Т. Речевое развитие ребенка. – М: Издательство «Сфера», 2016.
20. Щербакова, А. А., Барышева, Т. А. Игровые технологии в эстетическом воспитании детей раннего возраста. – Ростов н/Д. : Феникс, 2007.