МААМ-картинки

Методическая разработка «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»

маргарита соловьёва
Методическая разработка «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы

Театра мир откроет нам свои кулисы,

И мы увидим чудеса и сказки.

Там Буратино, кот Базилио, Алиса

Легко меняются герои, маски.

Волшебный мир игры и приключений,

Любой малыш здесь хочет побывать.

Вдруг превратится в Золушку иль в принца,

И всем свои таланты показать.

Театр, словно чародей, волшебник,

Своею палочкой волшебной проведя,

И вот ребёнок, скромный и застенчивый,

Сегодня вдруг играет короля.

Пусть детство будет словно сказка,

Пусть чудеса творятся каждый миг,

И мир вокруг пусть добрым станет, ласковым,

Добро над злом опять пусть победит!

Публикация «Методическая разработка „Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности“» размещена в разделах

В современном обществе повысился социальный престиж. С этим связано стремление, дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а на способность чувствовать, думать и творить, уделяется недостаточно внимания. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления поглощает эмоционально-духовную сущность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники несколько лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.

Кроме того, в последнее время дети увлечены компьютерами игрушками, которыми родители стараются заменить сверстников, ограждая ребёнка от неприятностей, от «дурного влияния», также этим взрослые стараются заполнить отсутствие детского сообщества, помощи и участия, взрослых в развитии ребёнка, без этого невозможно полноценное развитие личности.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов. У детей, которые как говорят психологи «не доиграли» часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазированию, сочинительству.

Решение этих проблем – театрализованная деятельность.

Значение театрализованной деятельности в развитии ребёнка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия на человека.

Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и воспитания детей; она является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребёнка к духовным ценностям, выполняет психотерапевтическую функцию. Детский театр позволяет педагогу решать задачи не только исполнительного характера, но и познавательные, социальные, эстетические, речевые.

Основным организующим моментом является игра, она же и является основной формой образования дошкольников, поэтому для углубленной работы мною выбрана тема по самообразованию “Развитие речи детей через театрализованную деятельность”, т. к. театрализация является благоприятной средой для творческого развития детей.

Цель:

Создание условий, способствующих развитию речи детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Задачи работы:

-Развить устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

-Обогащать словарь детей, активизировать его;

-Совершенствовать диалогическую речь, её грамотный строй;

-Побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы, подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово;

-Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами игрушками.

-Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, разнообразную интонацию, логику речи, связную образную речь, творческую фантазию;

-Формировать умение согласованно работать с партнерами в планировании коллективной деятельности.

Задачи по центрам активности.

Игровая деятельность.

-разыгрывать литературные сюжеты, используя различные виды театра;

-передавать характер персонажей;

- учить передавать различные эмоциональные состояния через мимику, жест,

-движение; учить сочетать движение и речь;

- формировать интонационно – образную речь

-развивать инициативу и фантазию.

Речевое развитие.

-Учить: понимать основную идею произведения и выделять единицу сюжета;

-давать словесную характеристику персонажам, используя эпитеты, сравнения,

-образные выражения; использовать выразительные средства интонационно – образной речи;

-пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках;

-развивать диалогическую и монологическую речь, их форму.

Математическое развитие.

-ориентироваться в пространстве;

- различать геометрические фигуры и формы;

- пользоваться условной меркой при измерении расстояний;

- развивать представление о составе числа;

-учить пользоваться моделями;

-формировать представление о количественной характеристике числа.

Социализация.

-расширять представления детей об окружающей действительности;

-уточнять представления о предметах, игрушках, декорациях;

-воспитывать бережное отношение к реквизиту, игрушкам, куклам, костюмам

-декорациям, уважение к труду взрослых и детей; закреплять представление о различных видах кукольных театров.

Изобразительная деятельность.

-учить рисовать эскизы (рисунки, отражающие основные действия спектакля;

-развивать умения создавать по эскизу и словесной инструкции персонажей и декорации из различных материалов (бумага, соленое тесто, ткань и др.) создавать на плоскости композицию, соответствующую мизансценам. Конструирование и ручной труд. Познакомить детей с назначением деталей и способами их соединения в

-ручных инструкциях; Учить различать геометрические объёмные фигуры (куб, цилиндр, конус);

-Развивать потребность в творческой деятельности при работе с бумагой,

-картоном, бросовым и природным материалом. Развивать умение работать иголкой, нитками, ножницами.

Этапы работы:

-анализ программно-методических материалов, разработка структуры программно-методического комплекта;

-определение и содержание методов, технологий эффективного использования театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;

- создание предметно-развивающей среды для применения инновационных и развивающих технологий при речевом развитии средствами театрализованной деятельности;

-выявление уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;

- приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

Элементы педагогических технологий:

- здоровье сберегающие технологии;

- личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей,

-индивидуально-дифференцированное обучение, основанное на индивидуальных возможностях;

- игровые технологии;

- интегрированное обучение;

- взаимодействие с семьёй;

-групповые;

Творческие методы и приемы :

-знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, мнемотаблицы и мнемодорожки, условные обозначения);

-моделирование;

- ситуация «проживания»;

-противоречий и доказательств;

-ассоциаций;

-коммуникативные (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание);

-просмотр видеофильмов;

-словесное рисование;

-нетрадиционные методы рисования и аппликации

- коллаж из сказок

-релаксации музыкотерапия.

Практическая работа осуществляется по трё м направлениям:

Развивающая среда

• Дети

• Взрослые

Принципы организации образовательного процесса :

- Последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.

- Наглядности - дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

- Деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

- Интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

Первое направление – формирование развивающей среды :

Совершенствование театрального уголка в группе, включающего в себя:

• ТСО (магнитофон, аудиозаписи классической и релаксационной музыки, «звуков природы», детские произведения).

• Наглядные пособия (видеоматериал, репродукции картин, иллюстрации, плакаты, фотографии, альбомы по теме «Театр»).

• Детскую художественную, познавательную и методическую литературу.

• Атрибуты для организации театрализованных игр (фланелеграф, ширмы, шапочки, маски, разнообразные виды театров : би-ба-бо,пальчиковый, резиновой игрушки, на крыжечках, на прищепках, настольный, варежковый театр и др.).

Дидактические игры («Из какого театра куклы», «Назови одним словом» и др.).

Второе направление – это работа с детьми: Творческая деятельность детей, как совместная с воспитателем, так и самостоятельная. При работе с детьми использовались следующие методы : музыкально-ритмическая разминка; дыхательная и речевая гимнастика; литературно-художественная практика (связная речь); игры, минута шалости, физическая минутка; театрализованная деятельность.

Творчество детей в театрально-игровой деятельности : продуктивное - сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета; исполнительское (речевое, двигательное) - актёрские способности; оформительское (декорации, костюмы и т. д.)

Дыхательная и речевая гимнастика. Помогает детям при помощи игр и упражнений сформировать правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляция).

Связная речь: в литературно-художественной практике дети учатся передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение и т. д., а также развивать воображение, умение представлять то, о чем идёт речь, расширить словарный запас, сделать речь ярче, образнее.

Театрализованная деятельность : В театрализованную деятельность входит драматизация, сюжетные этюды по сказкам, рассказам, стихам. Непосредственная образовательная театрализованная деятельность включает в себя :

—просмотр спектаклей и беседы по ним;

— подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

—упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

— отдельные упражнения по этике;

— упражнения в целях социально-эмоционального развития детей;

— игры-драматизации.

При работе с детьми очень помогают самостоятельно созданные презентации (для показа на ноутбуке или проекторе)

Третье направление – взрослые:

Работа с родителями, она включает в себя:

организация работы по изготовлению атрибутов и пособий;

совместное выступление детей и их родителей;

Практическая работа с детьми :

Сентябрь

-Индивидуальная работа с детьми в свободное от занятий время:

1. Артикуляционная гимнастика: «Дети загорают», «Дедушкин подарок», «Невоспитанный мальчик», «Слоники».

2. Проговаривание чистоговорок на развитие дикции на звук «С»;

3. Пластические этюды «Кот крадётся», «Весёлая Лягушка», «Штангист», «Рыболов»

4. Упражнения на интонационную выразительность: «Волк рассердился» «Грустный Ослик», «Петух проснулся».

- Игры с подгруппой детей по интересам :

1. Отгадывание загадок о домашних животных с использованием пальчикового театра.

2. Пальчиковая гимнастика: «Изобрази надутый шарик», «Щука виляет хвостом».

3. Упражнение на воображение: «Газвода», «Ракета», «Крокодил», «Разбойник».

4. Упражнение на интонационную выразительность, «Весёлый Колобок поёт», «Баба Яга», «Трубадур влюблен»

5. Чтение сказки «Зимовье зверей» по ролям с использованием кукол настольного театра

6. Игры на развитие воображения

- Групповая работа

1. «Фантазия» рисование методом кляксографии

2. «Барашек» аппликация из комочков салфетки.

Октябрь

- Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

1. Артикуляционная гимнастика «Улыбка», «Домик открывается», «Хоботок», «Язык здоровается с верхней губой».

2. Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми со звуком «З».

3. Игра-загадка «Кто стучится в двери?» (использование ЗСВ);

-Игры с подгруппой детей по интересам :

1. Этюды на пластику: «Баран бодается», «Кот потягивается», «Осёл упрямится», «Петух летит», «Свинья роет носом землю».

2. Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми «Шу-шу-шу, сена коровкам накошу»

3. Чтение сказки «Зимовье зверей» по ролям с использованием кукол настольного театра, показ детям средней группы

4. Упражнения на расслабление и напряжение мышц

- Групповая работа

1. «Домик в лесу» конструирование из мелкого конструктора «лего»

2. «Бычок» пластилинография

Знакомство детей с разными видами театров, с профессиями людей работающих в театре, просмотр видеофильма

Ноябрь

-Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

1. Артикуляционная гимнастика «Часики», «Кружочек», «Уточка», «Прятки».

2. Упражнение на речевое дыхание «Спать хочется».

3. Упражнение на обогащение словарного запаса: «Лес-лесной», «Металл-металлический», «Зло-злой», «Добро-добрая»(по родам).

4. Проговаривание чистоговорки «Я на горку шла» с разной силой голоса.

-Игры с подгруппой детей по интересам :

1. Мимические этюды: «Котика выгнал хозяин»,

2. Упражнение на развитие воображения «Отгадай и покажи», «Лес шумит», «Цветок расцветает»»

3. Народные игры со словами

-Обыгрывание эпизодов сказки (мини-спектакли) «К бабушке в гости», «Хитрый Волк», «Работа дровосеков»

- Групповая работа

1. «Красная Шапочка и Волк» рисование

2. «Пирожки в корзине» лепка.

Декабрь

-Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

1. Артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Самовар», «Паровозик», «Гармошечка».

Проговаривание чистоговорки «Лиса по лесу» в разном темпе.

2. Игра на уточнение словарного запаса «Бочка деревянная», «Девочка ласковая», «Солнце жаркое»

-Игры с подгруппой детей по интересам :

1. Упражнения на имитацию движений «Бабушка хромает»», «Дровосеки рубят деревья»», «Мама печёт пирожки для бабушки»

2. Пластический этюд «Деревья большие», «Деревья колышутся», «Бабочка летает»

3. Хоровод «Земелюшка-чернозём»

4. Упражнение на развитие интонационную выразительность: «Бабушка отвечает внучке», «Волк и Красная Шапочка». «Красная Шапочка зовёт лесорубов»

5. Отгадывание загадок о животных.

6. Разговор по телефону «Мама и Бабушка», «Красная Шапочка и волк», «Мама и Красная Шапочка».

7. Обыгрывание эпизодов сказки (мини-спектакль) «Красная Шапочка и Волк».

Январь

-Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

1. Артикуляционная гимнастика «Покусываем язычок», «Маятник», «Барабанщик», «Надуем шарик».

2. Чтение чистоговорки «Улитка» с движениями пальцев и рук.

3. Упражнение на активизацию словарного запаса : Разговор по телефону «Погода в лесу» «Лесорубы вызывают охотников», «Бабушка и лесорубы».

4. Игровые занятия с элементами театрализации

-Игры с подгруппой детей по интересам : 1. Пластические этюды: «Бабушка болеет», «Мама месит тесто», «Волк вышел на тропинку и прячется».

2. Игра «Угадай, из какой сказки и расскажи о нем» (использование З. С. В.);

3. Игра «Куда течёт река?»

4. Хоровод «Где мы были, мы не скажем»

5. Мини-спектакль «Волк и бабушка»

6. Подготовка показа сказки «Красная Шапочка» для мам и бабушек ко дню 8 марта

Групповая работа

1. «Красная Шапочка» работа с настольным театром

2. «Красная Шапочка» элементы сказкотерапии (работа с текстом)

Февраль

Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

1. Артикуляционная гимнастика «Накажем непослушный язычок», «Покусываем язычок», «Шлёпаем губами язычок», «Весёлый язычок».

2. Проговаривание потешек с использованием кукол настольного театра.

3. Упражнение на формирование разговорной (диалогической) речи: «Кот и Осёл», «Цапля и Лягушка», «Телефонный разговор: «Мельник и сыновья»

-Игры с подгруппой детей по интересам :

1. Игровая викторина по стихам А. Барто.

2. Чтение потешки с хлопками на гласный звук (Отбивание ритма).

3. Упражнение на интонационную выразительность «Петушок запел жалобно», «Петушок прокукарекал радостно», «Курочке грустно», «Хозяйка рассердилась на курочку».

4. Игра на воображение «Узнай из какой сказки и покажи сам»; «Расскажи без слов».

5. Загадывание и отгадывание загадок

6. Обыгрывание сказки «Красная Шапочка»

7. Показ сказки «Красная Шапочка» для мам и бабушек ко дню 8 марта

- Групповая работа

1. «Красная Шапочка» элементы сказкотерапии (работа с героями)

Март

-Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

1. Артикуляционная гимнастика «Часики», «Загоним мяч в ворота», «Лопаточка», «Заборчик», «Губы круглые, как бублики».

2. Чтение чистоговорок «Сел мышонок на маслёнок» с разной силой голоса.

3. Упражнение на речевое дыхание «Задуй свечу».

- Игры с подгруппой детей по интересам :

2. Мимическийе этюды: «Медведь удивился», «Маша хитрая», «Смелая Маша», «Бабушка грустная», «Подружки испугались»

3. Упражнение на формирование разговорной (Диалогической) речи. Телефонный разговор: «Маша и бабушка», «Медведь и дедушка», «Маша и медведь».

4. Игра с ЗСВ: загадывание и отгадывание загадок

5. Обыгрывание сказки «Маша и медведь»

6. Игры для развития речи

- Групповая работа

1. «Кузовок для бабушки и дедушки» лепка

Апрель

Индивидуальная работа в свободное от занятий время:

1. Артикуляционная гимнастика «Часики», «Загоним мяч в ворота», «Лопаточка», «Заборчик», «Губы круглые, как бублики».

2. Чтение поговорок

3. Упражнение на речевое дыхание «Надуй шарик».

- Игры с подгруппой детей по интересам :

2. Мимическийе этюды: «Сердитый медведь», «Весёлая Маша», «Бабушка грустная», «Дедушка плачет»

3. Обыгрывание сказки «Маша и медведь»

Показ театрализованного представления родителям «Маша и медведь»

- Групповая работа

4. «Маша и медведь» аппликация

Май

Обобщение работы за год. Показ видеофильма «Я – маленький актёр» на родительском собрании.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо.

Методическая разработка «Развитие творческой активности учащегося в музыкальной школе» Введение Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью более глубокого и развернутого описания приемов и методов, привлекающих.

Методическая разработка занятия с элементами театрализованной деятельности «Путешествие колобка»Методическая разработка занятия с элементами театрализованной деятельности «Путешествие колобка» Конспект НОД с элементами театрализованной деятельности на тему: «Путешествие колобка» Форма проведения: подгрупповая Количество детей:.

Работа в рамках проекта на тему «Развитие познавательно — речевой активности детей средствами проектной деятельности»Работа в рамках проекта на тему «Развитие познавательно — речевой активности детей средствами проектной деятельности» В рамках данного проекта проводилась работа по следующим подпроектам. Работа в рамках проекта на тему: рассказывание из личного опыта «Новый.

Работа в рамках проекта на тему «Развитие познавательно — речевой активности детей средствами проектной деятельности»Работа в рамках проекта на тему «Развитие познавательно — речевой активности детей средствами проектной деятельности» Продолжение. Работа в рамках проекта на тему: рассказывание о своих родственниках по семейным фотографиям «Наша Армия» Срок : февраль Задачи:.

Проект «Развитие исследовательской активности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой родного края» АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «АГИНСКИЙ РАЙОН» КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГУНЭЙСКИЙ.

Развитие творческой активности детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности (фотоотчет)Развитие творческой активности детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности (фотоотчет) Развитие творческой активности детей среднего дошкольного возраста в театрализованной деятельности (фотоотчет) «При знакомстве с искусством,.

Методическая разработка «Развитие речи детей дошкольного возраста» Статья «Развитие речи детей дошкольного возраста» Автор: Федянина О. О. ГБДОУ детский сад №87 Красносельского района Санкт-Петербурга ВведениеРазвитие.

Статья. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности Статья. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности В последнее время возросли требования.

Анализ опыта работы «Развитие познавательно-речевой активности по средствам театрализованной деятельности» СодержаниеОснование избранной темы: 1. Условия возникновения, становления опыта. 2. Актуаоьность и перспектива опыта. 3. Теоретическая база.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»
Опубликовано: 16 ноября 2017 в 04:15
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая разработка «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности»» (включая файлы) размещена пользователем маргарита соловьёва (УИ 43372) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД