марина Сазанакова
Программа по хореографии студии танца «Задорушка»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Что же такое танец? Откуда его истоки? Как овладеть этим искусством? Танцевальное искусство с незапамятных времен занимало в жизни человека важное место. Танец существует столько же тысячелетий, сколько и человек. На заре своей истории человеческое общество открыло способы выражения мыслей, эмоций через движения. В танце не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела столь могущественна, что язык танца понятен всем, он интернационален.
Публикация «Программа по хореографии студии танца „Задорушка“» размещена в разделах
- Программы: ритмика, хорегография, танцы
- Работа музыкального руководителя
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2016
Сначала танец был обрядом. Люди вкладывали свои представления о мире и верованиях. Шло время. Человечество открывало тайны мироздания, и танцы постепенно утрачивали свое первоначальное магическое предназначение. Теперь в них выражались свойственные людям жизнелюбие, жизнерадостность.
Хореография - искусство, любимое детьми. Плавные, ритмичные движения под мелодичную, красивую музыку доставляют эстетическое наслаждение каждому и тем более детям, которые в силу своих возрастных наклонностей особенно стремятся к движениям и к ритмике. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусство, приносит радость не только исполнителю, но и зрителю — танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к творчеству и прекрасному.
Детский хореографический коллектив – это особая среда, предоставляющая самые широчайшие возможности для развития ребенка: от изначального пробуждения интереса к искусству танца до овладения основами профессионального мастерства.
4
Область образовательной программы - искусство.
Данная программа является дополнительной образовательной программой для детей. Эта программа помогает адаптации детей в окружающем мире. Она предполагает не только свободу пластики тела, но и свободу эмоционального выражения личности. В наше время ребенку трудно определить свое место в обществе. Развивая свои творческие задатки, дети чувствуют уверенность в себе.
Программа направлена на развитие эстетических способностей детей способами хореографии, включает в себя комплексное развитие, как коллектива, так и отдельного ребенка путем художественного воспитания.
Особенность данной программы - комплексное обучение детей различным направлениям хореографии, позволяющее наиболее полно раскрыть творческие способности каждой личности.
Танец - искусство пластическое, каждый участник, пришедший в коллектив, прежде всего, должен научиться владеть своим телом, свободно координировать движения.
Для этого в моей программе существует система упражнений, разучивая которые дети приобретают необходимые для исполнения танцев качество : устойчивость, выворотность, выразительность. Учитывая, что в коллективе дети занимаются не каждый день, мной отобраны лишь движения, необходимые для исполнения любых танцев и доступные всем детям, не имеющим длительной подготовки и физических данных. Детям, имеющим слабые мышцы спины и ног, не координированным в пространстве и не имеющим музыкально-ритмического развития.
5
Поэтому на первом году обучения основное место занимают музыкально-ритмичные упражнения и партерная гимнастика. Упражнения на полу позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трех целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц.
Мышцы и суставы подготавливаются к традиционным классическим упражнениям, которые требуют высокого физического напряжения. Партерная гимнастика также способствует исправлению некоторых недостатков в корпусе, ногах и помогает вырабатывать выворотность ног, развивать гибкость, эластичность стоп. Обучение проходит по принципу от простого к сложному.
На втором году основное место занимает партерная гимнастика, основы классического танца, что позволяет и дальше развивать выворотность ног, эластичность мышц, гибкость спины, все это подготавливает воспитанников к исполнению более сложных элементов хореографии.
Цель: развитие творческих способностей дошкольников посредством танцевального искусства.
Задачи:
1. Формировать у детей художественно-эстетический вкус.
2. Воспитывать танцевальную культуру.
3. Знакомить с основами классического танца.
4. Развивать ассоциативность образность творческого мышления.
5. Развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию
6
движений, умение преодолевать трудности, закалять волю.
6. Способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских
навыков в танце.
7. Избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов.
8. Формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность
телодвижений и поз.
Программа рассчитана на два года обучения. Возраст детей: средняя группа 4-5 лет, подготовительная группа 6-7 лет.
Дошкольный возраст. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.
Самый эффективный стиль общения в группе, когда взрослый и дети стоят друг по отношению к другу в позиции дружеского понимания. Именно такой стиль общения вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание значения сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает сорадость при выполнении той или иной деятельности. Этот стиль общения у педагога с детьми объединяет детей: со временем у них появляется чувство «Мы», ощущение сопричастности друг к другу.
В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собст-венным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему).
Занятия проходят 2 раза в неделю. Средняя группа - не более 25 минут. Подготовительная группа - не более 30 минут.
7
Форму организации учебной деятельности: групповые занятия.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В соответствии с поставленными целями и задачами образовательной программы хореографической студии «Задорушка» после освоения содержания программы ожидаются следующие результаты.
Первый год обучения (старшая группа). Воспитанники знают музыкальный размер, темп и характер музыки, владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определенный «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных упражнениях. Знают позиции рук и ног классического танца. Могут передавать характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный, лирический, героический и т. д.). Владеют основными хореографическими упражнениями по программе этого года обучения. Умеют исполнять заданный ритмический рисунок хлопками.
Второй год обучения (подготовительная к школе группа). Воспитанники знают основные азы ритмики, знают и исполняют сложные элементы партерной гимнастике, Могут хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально-подвижных игр. Умеют выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой, владеют основами хореографических упражнений этого года обучения. Умеют координировать свои движения, исполнять хореографические постановки в группе.
Итоговое занятие проводится в форме концерта. Концерт является основной и конечной формой контроля знаний, умений, навыков и творческой самореализации учащихся.
8
Нормативное освоение программы :
Перечень основных разделов программы Количество учебных часов по годам обучения:
1 год 2 год
Всего: Из них: Всего: Из них:
Теория: Практика: Теория: Практика:
1. Вводное занятие. 2 2 - 2 2 -
2. Ритмика 12 - 12 6 - 6
3. Партерная гимнастика. 12 - 12 12 - 12
4. Основы классического т-ца. 12 2 10 12 2 10
5. Основные танцевальные движения. 12 - 12 16 - 16
6. Танцевальные игры 10 - 10 6 - 6
7. Постановочная работа 12 - 12 18 - 18
Итого часов по годам обучения: 72 4 68 72 4 68
Основные разделы программы :
Ритмика. Литература: Бочкарева Н. И., «Ритмика и хореография», Буренина А. Н., «Ритмическая мозайка».
Партерная гимнастика. Литература: Гальперин С. Н., «Анатомия и физиология человека (возрастные особенности с основами школьной гигиены)». Журнал «Студия Пети-па», № 2 (6) 2003 год.
Основы классического танца. Литература: Бочкарева Н. И., «Ритмика и хореография», Ваганова А. Я., «Основы классического танца».
Основные танцевальные движения. Литература: Зарецкая Н. В., «Танцы в детском саду».
Танцевальные игры. Литература: Т. И. Суворова «Танцевальная ритмика для детей».
Постановочная работа. Литература: Бочкарева Н. И., «Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии.
Сентябрь
Знакомство с простейшими элементами музыкальной грамоты. Исполнение хлопками, притопами ритмических рисунков некоторых музыкальных произведений, включенных в программу первого года обучения. Овладение простейшими навыками координации движений. Развитие выворотности, правильной осанки, гибкости, музыкальности. Партерная гимнастика изучается в течение первого года обучения.
Элементы музыкальной грамоты.
Определение и передача в движения:
• характера музыки (веселый, грустный);
• темпа (медленный, быстрый);
• жанров музыки (марш, песня, танец)
Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу);
• упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);
• упражнения для развития осанки («черепаха – жираф»);
• упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;
• упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);
• упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).
Упражнения на развитие художественно – творческих способностей:
• проснулись – потянулись;
Танцевальная игра :
• «Догоняшки».
Октябрь
Элементы музыкальной грамоты.
Определение и передача в движения:
• динамических оттенков (тихо, громко);
• куплетной формы (вступление, запев, припев);
Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу);
• упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);
• упражнения для развития осанки («черепаха – жираф»);
• упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;
• упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);
• упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).
Упражнения на развитие ориентации в пространстве:
• самостоятельно находить свое место в зале;
• построение в линию, в две линии;
• построение в круг.
Изучение поклона:
• реверанс для девочек;
• поклон для мальчиков.
Основные танцевальные шаги :
• марш «танцевальный шаг» (исполняется со сменой размеров и темпов);
• шаг на полупальцах с высоким подъемом колена;
• галоп;
Танцевальные упражнения на развитие художественно – творческих способностей:
• разминка.
Ноябрь
Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу);
• упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);
• упражнения для развития осанки («черепаха – жираф»);
• упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;
• упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);
• упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).
Упражнения на развитие ориентации в пространстве:
• построение круг в круге;
• положение в парах.
• свободное размещение в зале с последующим возвращением в колонну;
• построение из круга в одну шеренгу, в две, в четыре шеренги и обратное перестроение на месте, в продвижении.
Основные танцевальные шаги :
• рas польки;
• подскоки.
Постановка танца :
• «Мама».
Декабрь
Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу);
• упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);
• упражнения для развития осанки («черепаха – жираф»);
• упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;
• упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);
• упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).
Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей:
• у жирафов;
Упражнения на развитие ориентации в пространстве:
• «ручеек»
• колонна
Отработка основных танцевальных шагов :
• марш «танцевальный шаг» (исполняется со сменой размеров и темпов);
• шаг на полупальцах с высоким подъемом колена;
• галоп;
• рas польки;
• подскоки.
Постановка танца :
• «Снежинки».
Январь
Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу);
• упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);
• упражнения для развития осанки («черепаха – жираф»);
• упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;
• упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);
• упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).
Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей:
• «утро».
Постановка танца :
• «Следы».
Февраль
Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу);
• упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);
• упражнения для развития осанки («черепаха – жираф»);
• упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;
• упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);
• упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).
Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей:
• «зоопарк» ( движения в образах животных: зайца, лисы, волка, кота и мышей и т. д.).
Основные положения рук в классическом танце :
• подготовительная позиция.
Основные положения ног в классическом танце :
• первая позиция.
Март
Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу);
• упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);
• упражнения для развития осанки («черепаха – жираф»);
• упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;
• упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);
• упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).
Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей:
• «где же наши ручки»;
Основные положения рук в классическом танце :
• первая позиция.
Основные положения ног в классическом танце :
• вторая позиция.
Апрель
Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу);
• упражнения для ног (сокращенная, вытянутая стопа);
• упражнения для развития осанки («черепаха – жираф»);
• упражнения для выворотности ног, развитие тазобедренного сустава;
• упражнения для гибкости спины («лягушка», «мостик», «стойка на лопатках);
• упражнение для развития танцевального шага (шпагат, «растяжка»).
Танцевальные упражнения на развитие художественно - творческих способностей:
• «круг»;
Основные положения рук в классическом танце :
• вторая позиция.
Основные положения ног в классическом танце :
• третья позиция.
Постановка танца :
• «Игрушка»
Май
Отработка основных танцевальных шагов для открытого урока:
• марш «танцевальный шаг» (исполняется со сменой размеров и темпов);
• шаг на полупальцах с высоким подъемом колена;
• галоп;
• рas польки;
• подскоки.
Отработка танцев для открытого урока :
• «Мама»;
• «Снежинки»;
• «Игрушка»;
• «Следы».
Отработка танцевальных упражнений на развитие художественно - творческих способностей для открытого урока:
• «утро»;
• «где же наши ручки»;
• «круг»;
• «лягушки».
Итоговый концерт.
Список литературы
1. Буренина А. Н., Ритмическая мозайка. : (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : ЛОИРО, 2000. - 220 с.
2. Бочкарева Н. И., Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии. Серия книг: «Кузбасс и кузбассовцы на рубеже веков», Кемерово 1998 – 63с.
3. Бочкарева Н. И., Ритмика и хореография. Учебно – методический комплекс для хореографических отделений школ, гимназий, ДМШ, школ искусств. – Кемерово. - Кемеровс. гос. академия культуры и искусств, 2000. - 101с.
4. Ваганова А. Я., Основы классического танца. Издание 6. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» - СПб. : издательство «Лань», 2000. – 192с.
5. Гальперин С. Н., Анатомия и физиология человека (возрастные особенности с основами школьной гигиены). Изд. 2-е, пере - раб. и доп. Учеб. пособие для пед. ин-тов. М., «Высш. школа», 1974. 468 с. с ил. и табл.
6. Журнал «Студия Пети-па», № 2 (6) 2003 год.
7. Зарецкая Н. В., Танцы в детском саду, М. : Айрис-пресс, 2008. -112с.
8. Суворова Т. И., Танцевальная ритмика для детей. 2006.
11
Автор - составитель: Сазанакова Марина Юрьевна, педагог дополнительного образования по хореографии МАДОУ № 218
Программа дополнительного образования по хореографии танцевальной студии «Задорушка» разработана в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей. В основу положена программа «Ритмическая мозаика», разработанная А. И. Бурениной, рекомендованная Министерством образования Российской Федерации в качестве программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.