Маргарита Черных
Программа художественно-эстетической направленности ИЗО-студии
▼ Скачать + Заказать документы
(срок реализации 2 года)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Актуальность.
Дети – прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его своеобразности и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят фантазировать и экспериментировать…
В законе РФ «Об образовании» определен в качестве принципа государственной политики гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободного развития личности (ст. 2). Практический гуманизм предусматривает обеспечение комплекса условий для развития каждого человека как высшей самостоятельной ценности, как индивидуальности.
Публикация «Программа художественно-эстетической направленности ИЗО-студии» размещена в разделах
Творчество есть реальное бытие индивидуальности. В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности.
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.
Еще Аристотель подчеркивал, что занятия по рисованию способствуют разностороннему развитию личности ребенка. Об этом писали выдающиеся педагоги прошлого: Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, многие русские преподаватели, педагоги, психологи. Работы специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность отвлекает детей от грустных событий, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние (недаром такую популярность получила арт - терапия).
В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
Человек будущего должен быть созидателен, личностью с развитым чувством и активным творческим началом. Развитие творчества - это один из «мостиков», ведущих к развитию художественных способностей.
В каждой группе есть дети, которые выделяются на фоне остальных на занятиях по рисованию. Они всегда стараются дополнить рисунок, создаваемый по образцу деталями, которые делают работу неповторимой и уникальной. В простой, казалось бы, закорючке они видят целый мир – то это необыкновенный цветок, то летящая птица, которая тут же превращается в русалку.
Есть взгляд – взгляд художников. Суть его в том, что ребенок должен получать удовольствие от работы с краской и кистью, у него следует развивать чувство прекрасного, способность получать наслаждение от рисования. Ребенку необходимо дать свободу, тогда занятие станет творчеством, мотивируемым взрослым, который не учит, а лишь акцентирует внимание ребенка на ощущениях, чувствах и т. п.
Новизна и отличительные особенности программы.
Настоящая программа описывает курс по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения для детей 3-5 лет и разработана на основе раздела «Изобразительное искусство» программы «Истоки» (Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др.)
Программа ИЗО-студия носит инновационный характер, так как приобщает детей к искусству посредством различных техник нетрадиционного рисования (рисование ладошкой, рисование пальчиками, оттиск пробкой, оттиск печатками из ластика, набрызг, кляксография,монотипия, пластилинография и т. д.) и дает немалый толчок детскому воображению и фантазированию.
Занятия в изостудии полезны и увлекательны, потому, что происходят в необычной обстановке, где эстетическая среда настраивает на творческую деятельность. Работа в изостудии позволяет систематически последовательно решать задачи развития художественно-творческих способностей. В студии имеется весь необходимый изобразительный материал, место для выставки детских работ. На занятиях в изостудии применяется музыкальное сопровождение, что способствует созданию выразительного художественного образа.
Программа разработана как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию.
Цель программы - развитие художественно-творческих способностей детей 3-5 лет средствами нетрадиционного рисования.
Основные задачи программы :
1. Обучающие:
- учить различать и называть способы нетрадиционного рисования, применять их на практике;
- учить приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки);
- учить различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры.
2. Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать способность смотреть на мир и видеть его глазами художников,
замечать и творить Красоту;
-развивать творчество и фантазию, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление и любознательность.
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к изобразительному искусству;
-воспитывать художественный вкус и чувство гармонии;
-воспитывать навыки самостоятельности.
Сроки реализации программы.
Программа расчитана на детей 3-5 лет, продолжительность обучающей программы 2 года. Занятия проходят два раза в неделю, в год-72 часа.
Продолжительность занятий:
1. Первый год обучения, дети 3-4 года - от 10мин. до 15 мин.
2. Второй год обучения, дети 4-5 лет - от 15 мин. до 20 мин.
Форма проведения занятий: групповая.
Занятия проходят во второй половине дня.
Ожидаемые результаты.
- дети научаться различать, называть и применять на практике нетрадиционные способы рисования;
- дети научатся приемам работы кистью, мелками, пластилином, нетрадиционным художественным материалом (мятая бумага, пробка, тычок, трубочка для коктейля, ластик, нитки);
- дети научатся различать цвета спектра и их оттенки, основные геометрические фигуры;
- у детей разовьется мелкая моторика рук;
- сформируется способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить Красоту;
-разовьется творчество и фантазия, наблюдательность, воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
- появится любовь и уважение к изобразительному искусству;
-сформируется художественный вкус и чувство гармонии;
-сформируются навыки самостоятельности.
Формы диагностики уровня освоения программы :
- проведение диагностики в начале, середине и в конце года.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются : участие в художественных конкурсах, тематических выставках.
Педагогические условия для реализации программы :
- создание художественно-развивающей среды в детском саду (изобразительная студия);
- разработка занятий по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник рисования и их апробация.
Для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами. Проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, мастер - классы, семинар-практикум, анкетирование, выставки и др. Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых определенные представления и практические умения в продуктивной деятельности и в оказании помощи детям в освоении нетрадиционных изобразительных средств.
Методы и приемы обучения:
- словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы, объяснение, пояснение);
- наглядные (показ педагогом, демонстрация, рассматривание);
- практические (самостоятельная продуктивная деятельность детей, экспериментирование).