Алсу Сисеналеева
Программа по безопасности дорожного движения с учетом ФГОС дошкольного образования для детей старших дошкольников «Пешеходик»
▼ Скачать + Заказать документы
Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков.
Статистика Государственной инспекции безопасности дорожного движения свидетельствует, что наиболее обширную группу риска участников дорожного движения составляют дети.
Публикация «Программа по безопасности дорожного движения с учетом ФГОС дошкольного образования для детей старших дошкольников „Пешеходик“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Причин ДТП много, но как бы они не были разнообразны, 85-99 % из них происходит по вине человека – пешехода или водителя. Особенно опасно сознательное нарушение Правил дорожного движения, получившее сегодня, к сожалению, самое широкое распространение.
ДТП происходят не потому, что правила перехода через дорогу сложны и трудновыполнимы. Большинство нарушителей, зная Правила, нарушают их.
Знание Правил дорожного движения, по мнению специалистов, обеспечивает человеку лишь около 10 % необходимой безопасности. Остальное достигается при помощи умения прогнозировать, то есть предвидеть опасность на дороге и действовать по обстановке.
К большому сожалению, очень часто пешеходы, особенно дети, не осознают связи между своим поведение, своими поступками на дороге и аварийными ситуациями, приводящими к ДТП. Между тем связь самая прямая. Причиной ДТП становится именно недопустимое поведение: беспечность, недисциплинированность, нежелание соблюдать правила безопасности и пренебрежительное к ним отношение, подражание (осознанное и неосознанное) другим лицам, нарушающим Правила.
Научная новизна.
В целом в российском дошкольном образовании накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. Однако проводимые мероприятия часто сводятся к отдельным увеселительным праздникам, соревнованиям, викторинам, конкурсам, имеющим познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. На наш взгляд, требуется не столько обучение дошкольников ПДД, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь, эмоционально- волевые качества. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным, длительным развивающим, обучающим и воспитательным процессом, требующим активного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников.
На основе анализа причин и условий, способствующих возникновению ДТП с участием дошкольников, должна быть построена профилактическая работа, воспитание и обучение дошкольников. Чувство опасности дороги и транспорта (но не страха перед ними, предвидение скрытой опасности могут быть привиты ребёнку путём организации в ДОУ специальной дополнительной образовательной программы построенной на основе современных образовательных технологий, таких как проектная деятельность.
Практическая значимость
Особенностью данной работы является неотъемлемая часть деятельности педагога с родителями, с детьми, а также сотрудниками ГИБДД в рамках работы ДОУ, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложений: сценарии совместных праздников, досугов, бесед и экскурсий, рекомендации и памятки для родителей, фотоматериал и др. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребенка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями. От активного участия родителей и инспекторов ГИБДД в изучении правил дорожного движения выигрывают все.
Актуальность.
Автомашин на наших дорогах с каждым годом становится все больше и больше. С каждым годом увеличивается интенсивность движения транспорта и в связи с этим особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности на дорогах. Причем, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.
Воспитание у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города является актуальной проблемой. Актуальность связана с тем, что у детей данного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Травматизм детей – это проблема мирового масштаба, а тем более травматизм при дорожно-транспортных происшествиях. По тяжести последствий этот вид травматизма стоит на первом месте. Проблема обучения дошкольников безопасному участию в дорожном движении актуальна и современна, её решение помогает сформировать у детей систему знаний, осознанных навыков безопасного участия в дорожном движении, и как следствие – снижение дорожно – транспортных происшествий с участием детей.
Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.
В целом по стране, а также в нашем ДОУ, накоплен определённый опыт профилактики детско-дорожно транспортного травматизма. Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ. В основном с воспитанниками проводятся соревнования, викторины, конкурсы, имеющие познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. Исследования Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения МВД России показывают, что только обучение дошкольников правилам дорожного движения не всегда решает задачу обеспечения их безопасности. Наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и поведением детей дошкольного возраста на улице и дороге. Поэтому на сегодняшний день система воспитания и обучения дошкольников должна быть принципиально иной.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так как знания полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение- потребностью человека.
Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.
Только нашими совместными усилиями, используя знания воспитателей и родителей, их терпение и такт, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Поэтому изучение Правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвящённая изучению Правил дорожного движения.
Чтобы грамотно построить работу по обучению детей безопасному поведению на улице, я изучила специальную методическую литературу. Работу по данной проблеме планирую не только с детьми, но и с их родителями, доказывая её важность, расширяя знания по этой теме и у взрослых, и у детей. Поэтому было решено создать кружок юного инспектора движения «Пешеходик», который поможет системно и последовательно раскрыть данную тему, повысить результативность обучения детей правилам дорожного движения.
Цель программы – формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте и расширить у ребенка представление о проблемах безопасности дорожного движения в целом.
Основная идея: предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи программы :
- обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения;
- формировать у детей потребностей в соблюдении ПДД;
- обучение безопасному поведению детей на улицах и дорогах;
- развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Главные принципы:
1. Деятельность кружка не должна нарушать учебного процесса ДОУ.
2. Использование наглядного пособия, ИКТ и всех средств наглядности.
3. Предполагает постепенное усложнение материала.
4. Добровольность участия в данном виде деятельности.
5. Активность и творческий подход к проведению мероприятий.
6. Доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка.
Адресат: дети старшего дошкольного возраста. Количество детей в группе не более 10 человек.
Количество и продолжительность занятий:
Программа рассчитана на 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Занятия проводит воспитатель в помещении детского сада, оснащённом соответствующим оборудованием. Итоги освоения программы подводятся в форме игр-состязаний, в форме отчётного театрализованного представления по мотивам правил безопасного поведения на дорогах и улицах.
Структура программы : вводная (знакомство с понятиями «улица, пешеход, водитель, пассажир, светофор, перекресток, дорожные знаки», с их особенностями и спецификой, основная (чтение и заучивание произведений, выбор ролей для представления, обыгрывание, показ представления) и заключительная часть (проведение праздника, создание фотоальбома и выступление на конкурсах).
Структура занятия: вводная (проводится беседа, основная (игры, чтение художественной литературы, рассматривание плакатов картин, обсуждение) и заключительная (подводится итог).
Основные методы работы с детьми включают в себя: беседы, викторины, занятий познавательного цикла, наблюдений за движением транспорта и пешеходов, чтение художественной литературы, отгадывания загадок, развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры – соревнования, праздники, оформление уголка по Правилам дорожного движения, показ слайдов (видеороликов, изучение правил на макетах, демонстрация дорожных знаков, технических средств.
Все занятия проходят с использованием широкого спектра наглядных пособий. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться детям в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Дополнительной формой работы является самостоятельная и коллективная деятельность на заданную тему, где дети рисуют, составляют аппликации, конструируют. Вначале и конце учебного года проводится диагностика уровня знаний детей по данной проблеме.
Предполагаемый результат:
• Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
• Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
• Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
• Развитие творческих способностей;
• Формирование устойчивого познавательного интереса.
• Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
• Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Учебный план программы по безопасности дорожного движения «Пешеходик».
Цель программы : формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте и расширить у ребенка представление о проблемах безопасности дорожного движения в целом.
Категория обучающихся: дети старшей группы.
Срок обучения: 36 занятий
Режим занятия: 1 раз в неделю по 30 минут.
Календарно-тематический план программы по безопасности дорожного движения «Пешеходик».
Сентябрь 1-я «Знакомство с правилами дорожного движения». Познакомить детей с историей правил дорожного движения, объяснить, почему необходимо их выполнять.
2-я «Как избежать опасностей на улице» Формирование осознанно-правильного отношения к соблюдению правил дорожного движения в качестве пешехода.
3-я «Безопасность на дорогах»
Углубление и расширение знаний детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения.
4-я «Безопасность на дороге» (просмотр фильмов)
Закрепить знания об опасностях, которые ждут их на улице, повторить правила поведения на улице, правила дорожного движения.
Октябрь 1-я «Кто есть кто на дороге».
Расширять знания детей о том, что каждый человек может быть участником дорожного движения в качестве пешехода, водителя, пассажира и при этом обязан выполнять определённые правила.
2-я «Улицы города»
Уточнять знания дошкольников о понятиях «улица», «тротуар», «проезжая часть»; познакомить дошкольником с дорожным знаком «Пешеходный переход»;
3-я «Что должен знать пешеход?» Познакомить детей с правилами пешехода.
4-я «Петрушка на улице».
Познакомить детей с правилами поведения в общественных местах, на улице, в транспорте.
Ноябрь
1-я «Как устроен светофор».
Познакомить детей с историей появления светофора, объяснить почему были выбраны определённые цвета, рассказать какие бывают светофоры.
2-я «Знаки дорожные помни всегда» Дать детям представление о различных дорожных знаках и их назначении.
3-я Подготовка к празднику ««Посвящение в юные пешеходы». Формирование культуры безопасного поведения на дороге, потребности не только в изучении, но и соблюдении правил дорожного движения.
4-я Праздник «Посвящение в юные пешеходы».
Воспитание чувства ответственности и дисциплинированности.
Декабрь
1-я Знакомство с сюжетом театрализованной постановки «Дорога к теремку» Уточнить знания о дорожных знаках.
2-я Заучивание ролей к постановке Способствовать развитию творческих способностей.
3-я Репетиция показа кукольного спектакля Способствовать развитию творческих способностей.
4-я Показ кукольного спектакля «Уважайте светофор» Закрепить умение применять полученные знания в инсценировке.
Январь 1-я Знакомство со сказкой «Волк и семеро козлят» Познакомить детей с уже знакомым произведением со смыслом правил дорожного движения.
2-я Заучивание ролей для сказки Воспитывать у детей чувство коллективизма, дисциплинированности, ответственности за свои поступки.
3-я Репетиция показа сказки Воспитывать у детей чувство коллективизма, ответственности.
4-я Показ сказки «Волк и семеро козлят» Закрепить умение применять полученные знания в инсценировке.
Февраль
1-я Знакомство со сказкой «Веселые гуси» Познакомить детей с новой для них сказкой по безопасности дорожного движения.
2-я Заучивание ролей для сказки Закрепить умение детей четко произносить слова и согласовывать их с действиями.
3-я Репетиция показа сказки Воспитывать желание детей участвовать в совместных мероприятиях.
4-я Инсценирование сказки «Веселые гуси» Воспитывать культурные навыки поведения на улице и в общественном транспорте.
Март 1-я Знакомство с представлением «Правила дорожного движения» Закрепить в игровой форме знания детей о правилах дорожного движения.
2-я Распределение ролей, заучивание песен, подготовка костюмов к представлению Развивать стремление к изучению правил дорожного движения.
3-я Репетиция песен, сценки, стихов. Развивать стремление к изучению правил дорожного движения.
4-я Показ представления
«Правила дорожного движения» Закрепить знания детей по правилам дорожного движения.
Апрель 1-я Знакомство со сказкой «Вовка в Тридевятом царстве - дорожном государстве»
Активизация познавательного интереса детей дошкольного возраста к теме безопасности дорожного движения с использованием совместных с детьми собственных стихотворных текстов.
2-я Заучивание ролей к сказке Воспитывать у детей чувство коллективизма, дисциплинированности.
3-я Репетиция инсценировки сказки Развивать стремление к изучению правил дорожного движения.
4-я Инсценирование сказки «Вовка в Тридевятом царстве - дорожном государстве» Закрепить знания детей по правилам дорожного движения
Май 1-я Подготовка к викторина по ПДД «Что? Где? Когда?» Формирование дошкольниками первоначальных знаний о правилах дорожного движения.
2-я Викторина по ПДД «Что? Где? Когда?» Активизация знаний детей по правилам безопасного поведения на улицах.
3-я Подготовка к празднику «Знать правила дорожные – каждому положено» Воспитать грамотного пешехода.
4-я Праздник «Знать правила дорожные – каждому положено» Обобщить и закрепить знания о правилах дорожного движения.
Диагностика знаний дошкольников о правилах безопасного поведения вне дома и условий освоения этих знаний.
Очевидно, что перед началом целенаправленной работы с детьми необходимо изучить их знания о правилах безопасного поведения на улице. С этой целью, по возможности, с каждым ребенком или подгруппой детей проводятся беседы по вопросам, желательно с использованием иллюстраций.
Примерные вопросы для бесед с ребенком
Для чего предназначена улица?
На какие части делится улица?
Как называют людей, идущих по улице?
Как называется участок дороги для передвижения пешеходов?
Где люди могут переходить проезжую часть?
Что означают цвета светофора?
Кто следит за порядком на дороге?
Какие дорожные знаки ты знаешь? Что они обозначают?
Какие правила нужно соблюдать при переходе проезжей части?
Где можно и где нельзя играть, кататься на велосипеде?
Представь, что ты с родителями едешь на автобусе. Какие правила надо соблюдать в общественном транспорте?
Что ты будешь делать, если потеряешься на улице? К кому обратишься за помощью?
Ходил ли ты когда-нибудь в лес? Какие опасности могут быть в лесу?
Что нельзя есть в лесу, чтобы не отравиться?
Ходил ли ты на речку (озеро) летом? Зимой?
Ты умеешь плавать? С кем ты купался?
Можно ли детям зимой ходить по льду на реке? Почему?
Что ты будешь делать, если порежешься? Обожжешься? Ударишься? Укусит собака? Увидишь, что кто-то тонет?
Что бы ты сделал, если бы к тебе подошла незнакомая женщина (мужчина) и сказала бы, что она знакомая твоей мамы и предложила бы пойти вместе с ней в игрушечный магазин неподалеку?
Если на улице к тебе подойдут взрослые ребята и предложат пойти с ними поиграть на компьютере, что ты будешь делать?
Что ты будешь делать, если на улице незнакомый мужчина предложит тебе покататься на новой красивой импортной машине? Расскажешь об этом маме?
Если ты потерял родителей в большом магазине, что будешь делать?
При анализе ответов необходимо обратить внимание на полноту, глубину и обобщенность знаний об источниках опасности, о типичных опасных ситуациях на улице, о мерах предосторожности, действиях в опасных ситуациях и правилах поведения во дворе и в транспорте.
Можно изучить представления детей, предложив им закончить следующие ситуации.
Буратино торопиться в гости к Мальвине. Ему нужно перейти дорогу, где установлен светофор. На светофоре загорается желтый свет. Что должен делать Буратино?
Буратино и Мальвина едут в театр на автобусе. Перед ними освобождается место. Кто должен его занять? Почему?
Буратино оказался в сказочной стране, где очень много машин и совсем нет светофоров. Где и как ему переходить дорогу?
Мальвина и Буратино, а также их друзья вышли поиграть на улицу в мяч. Где они могут играть?
Мальвина очень торопилась на сказочный бал-маскарад. Она перебежала дорогу на красный свет светофора, и ее остановил милиционер. Как ты думаешь, что он ей сказал? Почему он ее остановил? И т. п.
С таких ситуаций можно также начинать занятия или беседы с детьми в свободное время.
Методика для детей старшего дошкольного возраста “Продолжи
предложение”.
Цель: выявить знания детей о правилах дорожного движения, умения правильно рассуждать, развитие логического мышления.
Задача детей : продолжить предложение.
Пешеходы всегда должны двигаться….
Я никогда не нарушаю…
Светофор состоит из….
Я знаю, что знаки бывают….
Я помню случай, когда на дороге….
Плохо, когда взрослые….
Регулировщик, это человек, который….
Пассажирам автобуса запрещается….
Знать правила дорожного движения нужно для того, чтобы…
Анализируется процесс обобщения, рассуждения ребенка, умения правильно рассуждать.
Тест для детей старшего дошкольного возраста “Запомни рисунок”.
Цель: определить уровень развития памяти, внимания, закрепить различные виды транспорта.
Инструкция: педагог показывает ребенку картинки с различными видами транспорта не более 15 секунд, после чего убирает картинки, и ребенок должен воспроизвести все картинки.
Нормой для ребенка старшего дошкольного возраста 7-8
Заключение.
Благодаря проекту дети получили и усвоили знания о правилах поведения на дороге, научились применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках, в повседневной жизни. В ходе реализации программы детей развили способность к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Нами была проведена диагностика детей по безопасности дорожного движения. Диагностика делилась на знания детей по трем разделам : знания о улице, поведения на улице и умения и навыки детей. Сравнительный анализ данных диагностики доказал действенность и эффективность разработанных педагогических условий формирования знаний по правилам дорожного движения.
Надеемся, что данный программа вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, учителей начальных классов, позволяющим доступно разъяснять детям Правила дорожного движения.
Я считаю, что результатом моей работы является отсутствие дорожно-транспортных происшествий с воспитанниками нашего ДОУ.
Список литературы:
1. Клименко В. Р. «Обучайте дошкольников правилам движения». М. «Просвещение» 1973 г.
2. Старцева О. «Школа дорожных наук». М. «Сфера» 2012
3. Шаламова Е. «Правила и безопасность дорожного движения». М. «Скрипторий» 2013
4. Степаненкова Э. Я., Филенко М. Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного движения». М. «Просвещение» 1975 г.
5. Саулина Т. Ф. «Три сигнала светофора» М. «Просвещение» 1989 г.
6. Шорыгина Т. «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет» .М. «Сфера» 2013
7. Черепанова С. «Правила дорожного движения дошкольникам». М. «Скрипторий» 2012
8. Саулина Т. «Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения». М. «Мозаика-Синтез» 2013
9. Чермашенцева О. «Основы безопасного поведения дошкольников». Волгоград «Учитель» 2008
10. Жатин С. «Правила дорожного движения». Волгоград «Учитель» 2012
11. Скоролупова О. «Правила и безопасность дорожного движения». М. «Скрипторий» 2005