Татьяна Пономарева
Программа дополнительного образования по ОБЖ «Страна безопасности» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования по ОБЖ «Страна безопасности» для детей 6-7 лет
Руководители кружка: Пономарева Т. В., Калинина Е. Н.
Пояснительная записка
Программа кружка «Страна безопасности» разработана для детей подготовительного дошкольного возраста с учетом возрастных, физиологических, психологических и познавательных особенностей.
Публикация «Программа дополнительного образования по ОБЖ „Страна безопасности“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
В настоящее время наличие потенциальных источников возникновения различных опасных ситуаций, связанных с социально-экономическим развитием деятельности человека (доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей и др., вызывают необходимость овладения и усвоения ребенком достаточно сложных для его возраста знаний.
В дошкольном образовательном учреждении обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать самых беззащитных граждан - маленьких детей, подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главным в работе по данному направлению является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности. Все, чему учат детей, они должны уметь применить в реальной жизни, на практике.
С целью формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности, а в данном случае это знания о том, какую опасность несет в себе неправильное обращение с электроприборами, разработана программа «Страна безопасности». Создание программы также вызвано потребностью методического обеспечения курса социализации в системе дошкольного образования и необходимостью решения проблем воспитания детей новыми средствами, а также повышения качества и значимости дополнительного образования.
Цель программы: формирование у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитание ценностного отношения к себе и окружающему миру.
Задачи:
1. Формировать представления и освоение способов безопасного поведения.
1. Формировать целостную картину мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы.
2. Развивать навыки свободного общения с взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другим, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др.
3. Выработать у дошкольников нормы поведения, уверенность в себе.
После введения в действие ФГТ безопасность выделена в отдельную образовательную область. Особенностью программы является интегрированное решение задач в ходе освоения образовательных областей «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», что прослеживается в содержании занятий кружка и обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под. ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой.
Предполагаемые результаты обучения
В результате освоения программы воспитанники будут иметь представления:
- о нормах поведения в экстремальных ситуациях в быту;
- о правилах обращения с предметами, несущими в себе опасность;
- о допущении здоровой дозы страха в реально опасных ситуациях;
- о необходимости следить за собственной безопасностью.
Знать:
- телефоны милиции, скорой помощи, пожарной части;
- правила пользования телефоном;
- правила пользования бытовыми электроприборами.
Уметь:
- применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;
- планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
- соблюдать правила безопасного поведения с бытовыми электроприборами;
- бережно относиться к своему здоровью и собственной безопасности.
Учебно - тематический план программы дополнительного образования «Страна безопасности»
месяц/тема занятия/цель занятия
сентябрь
1-2. Познавательное путешествие- знакомство по детскому садику «Электричество и электроприборы».
Цель: Развитие интереса к явлениям и предметам окружающего мира. Расширение знаний безопасного поведения.
3-4. Занятие загадка-разгадка.
Цель: Уточнить знания детей об электроприборах.
октябрь
1-2. Электрический ток. Лампочка, как она устроена.
Цель: Дать детям начальное представление и понятие о том, что такое электрический ток. Дать понятие о том, как устроена электрическая лампочка.
3-4. Электроприборы и электричество.
Цель: Создание условий для формирования у детей знаний о правилах безопасного поведения с бытовыми электроприборами.
ноябрь
1-2. Дидактическая игра «Собери картинку». Игра «Ток бежит по проводам».
Цель: Развить мыслительную активность и любознательность.
3-4. «Розетки мне не интересны!». Электроприборы в нашем доме.
Цель: Дать детям понятие о том, что ток опасен, и о том, что нельзя баловаться с розеткой. Закрепить главное правило пользования электроприборами для дошкольников - «Нельзя включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие!».
декабрь
1-2. Электричество в городе.
Цель: Дать детям представление о том, где и как используется электричество в городе (электричка, трамвай, троллейбус, освещение и т. д.).
3-4. Электроэнергия и электростанции.
Цель: Дать представление о том, где и как вырабатывается электроэнергия. Электростанции и их виды.
январь
1-2.3анятие по ознакомлению с окружающим миром «Доброе электричество».
Цель: Обобщить знания детей об электричестве. Расширить представление о том, где «живет» электричество и как оно помогает человеку.
3-4. Статическое электричество. Причина появления статического электричества.
Цель: Воспитать интерес к познанию окружающего мира. Вызвать радость открытий, полученных из опытов.
февраль
1-2. Что такое молния, причины ее возникновения.
Цель: Обобщить и расширить знания детей об электричестве, о природных явлениях. Развить мыслительную активность и любознательность.
3-4. Электрический ток и вода. Что нужно знать.
Цель: Дать представление о взаимодействии воды и электричества, о том, какую несет в себе опасность это взаимодействие.
март
1-2. Короткое замыкание. Неисправная бытовая техника. Пожар.
Цель: Дать представление о том, что нужно делать, если задымил или загорелся какой- либо электроприбор. Закрепить знания о правилах безопасного поведения с электроприборами.
3-4. Экстренные вызовы. Куда нужно обращаться, если случилась беда.
Цель: Познакомить детей с номерами телефонов экстренной помощи. Закрепить знания о том, по какому номеру нужно звонить, если случилась беда.
апрель
1-2. Батарейки и аккумуляторы. Их использование.
Цель: Дать представление о том, как устроены батарейки и аккумуляторы и где они используются.
3-4. Игра загадки-разгадки «Батарейка»
Цель: В игровой форме закрепить знание детей об использовании батареек и аккумуляторов.
май
1-2. Техника безопасности. Электричество и человек.
Цель: Проанализировать знания детей о правилах безопасного поведения с бытовыми электроприборами.
3-4. Подведение итогов познавательного путешествия в «Страну электричества».
Цель: Обобщить и закрепить знания детей о пользе и об опасности электричества.
Методическое обеспечение и оборудование:
- подборки книц познавательных детских энциклопедий, различные пособия, демонстрационный материал (плакаты и схемы, альбомы на разные темы, иллюстрации, серии картинок или открыток);
- игры по всем разделам познавательного направления, (разрезные картинки, карточки для дидактической игры, настольно-печатные игры, наборы игрушек, разнообразные коллекции, макеты и др.);
- выставка предметов работающих от батареек, аккумуляторов, элементов питания;
- набор предметов для проведения опытов и игр (мяч, веревка с узелками, воздушные шарики, пластмассовая расческа и палочки, кусочки шерстяной ткани и шелка и т. д.);
- CD проигрыватель.
Создание развивающей среды, отвечающей возможностям и потребностям ребенка способствует развитию познавательных и интеллектуальных способ-ностей детей, от чего в первую очередь зависит эффективность решения задач по формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни, воспитанию ценностного отношения к себе и окру-жающему миру.
Список литературы используемой при организации работы кружка:
1. Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ;
2. Коробова М. В., Посылкина Р. Ю. «Малыш в мире природы» Методическое пособие для воспитателей и родителей;
3. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно-экспериментальной деятельности» тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий;
4. Тугушева Г. П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста» методическое пособие;
5. Авдеева Н. Н., Князева O.JL, Стеркина Р. Б. «Безопасность». - С. П., 2002.
6. Белая Н. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. - М. ,2000.
7. Веракса Н. Е. ,Комарова Т. С., Васильева М. А. «Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы». - М. ,2011.
8. Горбунова Н. А. «ОБЖ». - В, 2002.
9. Усачев А. А. ,Березин А. И. «Школа безопасности». - М., 1999.
10. Шарова О. Г. Основы пожаробезопасного поведения. - СПб. Д 997.
11. Интернетресурсы