Папки-передвижки

Программа курса «Логика» для первого класса

Ольга Чечулина
Программа курса «Логика» для первого класса
▼ Скачать + Заказать документы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ

ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Отдел образования города Тореза

Общеобразовательная школа I- III ступеней № 10 г. Тореза

Программа элективного курса

«Логика»

1 класс

35 часов

Чечулина Ольга Николаевна

учитель начальных классов

ТОРЕЗ – 2015

Составитель: Чечулина Ольга Николаевна, учитель начальных классов общеобразовательной школы I – III ступеней № 10 г. Тореза, специалист 2 категории.

Публикация «Программа курса „Логика“ для первого класса» размещена в разделах

(Ф. И. О., должность, научная степень, категория, звание, место работы)

Данная программа направлена на развитие логического мышления, активизацию познавательной деятельности учащихся, повышение интереса к учению, она рассчитана на детей 6- 7 лет на протяжении обучения в первом классе.

(краткая аннотация к программе)

Рецензенты: Луценко Н. Г., учитель начальных классов лицея «Спектр», специалист высшей категории, руководитель городского ПНМК учителей начальных классов (теоретик)

(Ф. И. О., должность, ученая степень, педагогическое звание, категория)

Кислякова Т. А., учитель начальных классов общеобразовательной школы I – III ступеней № 10 г. Тореза, специалист высшей категории, руководитель ШПНМК учителей начальной школы (практик)

(Ф. И. О., должность, ученая степень, педагогическое звание, категория)

Утверждено педагогическим советом школы

(протокол № 1 от “11” января 2016)

Пояснительная записка

Для успешного обучения в школе умение логически мыслить и рассуждать играет большую роль. Учителя отмечают, что тот ученик, у которого хорошо развито логическое мышление, легче одноклассников понимает учебный материал, содержательнее осваивает новые правила, быстрее и успешнее справляется с заданиями по математике, русскому языку. А неумение логически мыслить приводит к снижению успеваемости и отставанию в учебе. Обучение детей решению логических задач направлено на формирование у ребят умений осуществлять последовательные мыслительные операции, такие как: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, классификация, конкретизация. В развитии этих операций и должен помочь данный курс.

Данная программа направлена на развитие логического мышления, активизацию познавательной деятельности учащихся, повышение интереса к учению, она рассчитана на детей 6- 7 лет на протяжении обучения в первом классе.

Логическое мышление не является врождённым, поэтому его можно и нужно развивать. Чем раньше начать развивать логику у детей младшего школьного возраста, тем легче будет проходить процесс усвоения детьми знаний, умений и навыков в среднем звене школы.

Курс «Логика» — это курс, предназначенный для всех детей, а не только математически одарённых. Во-первых, логические задачи отличаются от большинства математических тем, что для их решения, как правило, не требуется большого запаса математических знаний и можно ограничиться только некоторыми сведениями из арифметики. Во-вторых, логические задачи почти всегда носят занимательный характер и этим привлекают даже тех, кто не любит математики. И, главное их решение развивает логическое мышление, что способствует не только лучшему усвоению математики, но и успешному изучению основ любой другой науки. Этот курс даёт возможность развивать внимание, память и прививать навыки правильного мышления.

Актуальность курса заключается в том, что в современное время дети учатся по развивающим технологиям, где логическое мышление является основой. Как нельзя лучше решению этих задач может способствовать курс «Логика». Значение логики велико. Это определяется тем, что ребенок поступает в первый класс и для успешного обучения в школе ему необходимо помочь в развитии его психических процессов, становлении психических функций.

Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних классах обычно переходит в разряд неуспевающих. Это еще раз доказывает об актуальности этого курса.

Занятия на «Логике» способствуют повышению успеваемости всех обучающихся, качества их знаний, уровня их воспитанности. Общность интересов и духовных потребностей школьников в выбранном курсе создает благоприятные условия для установления более тесных межличностных связей, что положительно влияет на психологический климат в школе.

Цель: формирование и развитие у учащихся общелогических умений, основных мыслительных операций, необходимых для интеллектуальной деятельности; формирование основ правильности, точности и креативности мышления. Воспитание самостоятельно мыслящего человека, способного справиться с проблемами, которые ставит перед ним жизнь.

Задачи курса :

научить осмысленно видеть мир и успешно ориентироваться в нём.

помочь справиться с предметами школьной учебной программы.

научить полноценно и продуктивно общаться с другими людьми, правильно подходить к принятию жизненно важных решений.

закрепить интерес, с которым дети пришли в школу;

привить интерес к математике, русскому языку, окружающему миру;

расширить и углубить программный материал по данным предметам;

пробуждать у обучающихся потребность к самостоятельной работе;

содействовать развитию способностей и потребностей познавательного характера, интеллектуальных и нравственно-волевых качеств;

развивать у ребёнка мыслительные операции анализа и синтеза, логическое мышление, способность описывать свойства предметов, сравнивать предметы по определённым параметрам, устанавливать связи между различными явлениями, легко переходить от одних связей к другим;

научить детей точно выражать свои мысли, творчески мыслить, развивать речь.

Курс «Логика» представляет собой интерес ещё и тем, что его программа тесно переплетается с такими учебными предметами, как математика, русский язык и литературное чтение, информатика и окружающий мир.

В содержание курса входят :

Формирование у учеников мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования, конкретизации.

Оперирование признаками предметов: выделение существенных и несущественных признаков, описание признаков предметов.

Развитие и обогащение речи учащихся через введение слов истина, ложь. Использование слов ««все», «некоторые», «ни один», «только», «и», «или». Составление высказываний с данными понятиями.

Формирование поисковых умений. Поиск и нахождение закономерностей.

Развитие основных психических процессов – внимания, памяти, мышления, воображения.

В основу курса положены следующие принципы:

Научность.

Доступность и определённый уровень трудности. Учёт возрастных особенностей учащихся.

Систематичность, последовательность и комплексность обучения.

Проблемность. Ученикам даётся не готовая информация, а материал для открытия нового знания.

Учёт метапредметных связей – развитие речи, математика, русский язык, ознакомление с окружающим миром, ИЗО.

Методы, формы и виды работы:

дифференцированный подход;

индивидуальная работа;

использование различных раздаточных материалов;

проведение викторин, интеллектуальных игр, использование занимательных материалов, энциклопедических пособий, материалов повышенной трудности и др.

Ожидаемые результаты курса :

Учащиеся должны научиться:

пользоваться справочной и дополнительной литературой;

выполнять операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа; строить умозаключения, уметь рассуждать, догадываться, доказывать предлагаемое суждение;

предполагается участие детей в школьных, городских, международных конкурсах.

Формы подведения итогов обучения по темам:

тесты

викторины

интеллектуальные конкурсы

предметные олимпиады.

Программа состоит из таких разделов: "Понятие", "Суждение",

"Умозаключения", "Планирование действий". Программа элективного курса «Логика» рассчитана на 1час в неделю (35 часа в год). Оценивание вербальное.

Содержание курса

1 клас (1 час в неделю)

Понятие и их признаки (5 часов)

Развитие самостоятельности восприятия. Познание окружающего мира. Значение органов чувств в жизни человека. Упражнение – восприятие затушеванных фигур. Восприятие величин предмета, развитие глазомера. Отношение между предметами по размеру, место предмета в ряду других. Восприятие цвета. Восприятие пространственных отношений. Восприятие времени.

Формально-логические отношения между понятиями (8 часов)

Тренировка стойкости и концентрации внимания. Задачи с лишними данными. Тренировка произвольного внимания. Операции с числами. Тренировка наблюдательности. Развитие зрительной памяти. Развитие слуховой памяти. Развитие образной памяти.

Методы образования понятий. Развитие наглядно-образной речи (5 часа)

Преобразование образа в уме. Задачи за рисунком. Ориентирование в просторные с помощью плана-схемы, а также самостоятельное его создание. Планирование своих действий. Головоломки с палочками. Развитие подвижной памяти.

Развитие логического мышления (8 часов)

Сравнение предметов по размеру, форме, цвету. Определение общих и отличительных признаков. Хитроумные задачи. Обобщение. Операции с числами. Обобщение ряда фигур по известным признакам. Сравнение признаков одного ряда с признаками второго ряда. Систематизация. Упорядочение объектов, расположенных в одном ряде по одному из признаков, а также размещенных случайно. Тренировка воображения. Создание образа по словесному описанию, на основе восприятия одной или

нескольких его частей. Представление взаимного расположения нескольких

предметов в пространстве. Геометрия среди нас. Задачи с лишними данными.

Задачи в косвенной форме. Упражнения на концентрацию внимания.

Развитие творческих способностей (8 часов)

Развитие умений быстро схватывать и обрабатывать информацию. Графические задачи. Задачи для развития познавательной активности. Задачи

с логической нагрузкой. Задачи на сообразительность. Задачи на два действия.

Повторение и обобщение изученного за год (1час)

Целесообразно провести в форме КВН или игры-викторины.

Основные требования к знаниям и умениям учеников в конце года.

Ученики должны:

иметь представление про:

- признаки понятий;

- органы чувств человека;

- задачи на два действия;

знать:

- цвета, понятия времени: неделя, дни недели, поры года, месяцы;

- содержание слов "определен", "лишний", "аналогичный";

осознавать:

- содержание понятий «вниз-вверх», «влево-вправо», «в – на», «под – над»,

«сверху-снизу», «первый-последний», «середина-центр»

уметь:

- сравнивать предметы и группы предметов;

- объединять предметы в группы по определенным признакам;

- исключать лишние предметы по определенному признаку;

- находить отличия в ряду или группе предметов.

Перспективный план

№ Часы Тема Цель Примечание

Понятия и их признаки 5 часов

1 1

Восприятие цвета Расширить понятия детей о цвете, конкретно о радуге, познакомить с понятиями «холодные» и «теплые» тона (цвета, развивать творческое воображение, наглядно-образное мышление, учить отвечать точно на поставленный вопрос. Определение цвета. Классификация предметов по цвету. Нахождение закономерностей в ряду предметов.

2 1 Ориентирование в пространстве.

Форма предметов Учить находить закономерность, формировать навыки ориентирования в пространстве.

Формировать умения определять форму предметов, классифицировать предметы по форме и выявлять закономерности.

Игра «Узнай форму, цвет». Нахождение предметов заданной формы. Деление на классы по форме и цвету. Закономерность в рядах предметов по заданным основаниям.

3 1 Восприятие размеров предметов. Развитие глазомера. Упражняться в различении предметов по различным параметра, развивать глазомер, наглядно-образное мышление, скорость реакции.

Формировать умения определять размер предметов. Развитие умения классифицировать предметы по их размерам, находить закономерности при чередовании предметов.

Игра «Цвет, форма, размер». Классификация по размеру. Игра «Найди лишнее». Нахождение закономерностей.

4 1 Восприятие времени. Названия предметов Формировать умения давать общее название группе предметов и по общему названию группы придумывать элементы группы.

Игра «Назови одним словом», «Кто лишний», «Продолжи, не ошибись!»

5 1 Восприятие пространственных отношений. Признаки предметов Формировать умения определять предметы через описание их признаков. Учить ориентироваться в пространстве, развивать мыслительную операцию сравнения, учить находить закономерность и использовать ее для выполнения других заданий. Игра «Цвет, форма, размер». Классификация по общим признакам. Отгадывание загадок. Игра «Что общего»

Формально – логические отношения между понятиями 8 часов

6 1 Стойкость и концепция внимания Тренировать память, стойкость и концентрацию внимания, развивать умение сравнивать предметы по различным признакам, развивать операции анализа и синтеза.

7 1 Кодирование и декодирование Формировать и развивать умения учащихся расшифровывать названия объектов и зашифровывать, используя различные приёмы. Игра «Расшифруй тему урока». Ознакомление со способами кодирования – стрелки, цвет, цифры, значки, рисунки, буквы.

8 1 Тренировка произвольного внимания Тренировать память, произвольное внимание, развивать навыки логической операции сравнения, учить устанавливать связь между понятиями, учить классифицировать и обобщать. Игра «Продолжи предложение»

9 1 Тренировка наблюдательности. Тренировать память, внимание, наблюдательность, учить относить предметы к общему родовому понятию, учить работать по образцу (аналогии). Игра «Найди лишний предмет»

10 1 Развитие зрительной памяти. Развивать и тренировать зрительную память, наблюдательность, вырабатывать умение концентрировать внимание, восполнять задания по аналогии.

Игры «Запомни и нарисуй», «Что изменилось»

11 1 Развитие слуховой памяти. Запоминание рядов слов, чисел Развивать слуховую память, формировать умение обобщать и классифицировать, вырабатывать навыки анализа и синтеза.

12 1 Развитие обзорной памяти Развивать образное мышление и образную память, развивать мыслительные операции анализа и синтеза, учить логической операции сравнения Игра «Волшебный ряд», «Продолжи ряд»

13 1 Ориентирование в пространстве с помощью простой схемы. Учить детей ориентироваться в пространстве с помощью простой схемы, развивать воображение, развивать умение работать по образцу – аналогии. Игра «Дорисуй фигуру», «Собери треугольник»

Методы образования понятий. Развитие наглядно-образной речи. 5 часов

14 1 Планирование своих действий мысленно. Головоломки из палочек. Учиться планировать свои действия мысленно, тренировать умение концентрировать внимание и удерживать его нужное время. Развивать логическое мышление. Магический квадрат, работа по образцу.

Упражнение со счетными палочками

«Продолжи узор»

«Составь фигуру»

«переложи палочки»

15 1 Отрицание

Формировать и развивать умения находить противоположные свойства предметов через использование отрицательной частицы «НЕ»

Знакомство со значением частицы НЕ. Игра «Четвёртый лишний».

Нахождение противоположных свойств предметов. Решение задач.

16 1 Порядок действий

Развивать умения определять и соблюдать порядок действий при выполнении каких-либо действий.

Знакомство с простыми алгоритмами. Игра «Что за чем?»

Восстановление деформированного порядка действий.

17 1 Понятия «истина» и «ложь» Формировать умения определять истинность и ложность высказываний, составлять истинные и ложные высказывания. Игры - лабиринты

Игра «Правда, неправда». Знакомство с понятиями «истина» и «ложь».

Определение истинности и ложности высказываний. Решение задач.

18 1 Суждения Формировать умения использовать слова «все», «некоторые», «ни один», «только», «и», «или» при составлении высказываний, определять истинность и ложность данных высказываний. Объяснение значения слов. Решение задач с данными словами. Штриховка по точкам.

Развитие логического мышления 8 часов

19 1 Графы Формировать умения использовать графы при решении комбинаторных задач.

Решение задач с помощью граф.

20 1 Логические задачи.

Задачи с лишними данными. Задачи в непрямой форме Развитие умений решать логические задачи изученных видов.

Решение задач изученных видов. Задачи-шутки (на внимание и логические рассуждения).

21 1 Логические задачи.

Хитроумные задачи. Развитие умений решать логические задачи изученных видов.

Решение задач изученных видов. Решение задачи комбинаторного типа.

22 1 Веселая Геометрия Формировать умение использовать геометрические фигуры при создании узоров, изображений животных Задания с геометрическими фигурами.

Танграм

23 1 Игры со словами Формировать и развивать элементарных умений словообразования

Ознакомить с секретами разгадывания шарад, анаграмм и др. Разгадывание шарад, анаграмм.

Самостоятельное составление анаграмм.

24 1 Ребусы Формировать и развивать умения разгадывать и составлять ребусы. Игра «Разгадай ребус». Ознакомление с правилами составления и разгадывания ребусов.

Разгадывание ребусов и анаграмм. Составление ребусов.

25 1 Задачи-шутки. Головоломки. Развивать сообразительности учащихся, умения находить решение в трудных ситуациях. «Мозговой штурм»

Задачи-шутки.

Решение головоломок.

26 1 Упражнение на развитие словесно- логического мышления Формировать навык составления связного высказывания. Сочини сказку о предмете.

«Упражнение кто без чего не обойдется»

Зачеркни подходящее по смыслу слово

Развитие творческих способностей 8 часов

27 1 Упражнения на сосредоточение внимания. Задачи по

рисункам. Тренировать стойкость внимания, умение сосредотачиваться на заданном, развивать аналитическое мышление, учить выделять общий

признак в словах-понятиях, учить навыкам классифицирования. Игра «Лото»

Графические задачи

28 1 Упражнения для развития умений быстро схватывать и

обрабатывать информацию. Развивать скорость реакции, умение быстро ее перерабатывать,

познакомиться с графическими задачами, учиться решать такие

задачи и самостоятельно выполнять график-схему, развивать

смекалку, воспитывать стойкий интерес к логике. Решение графических задач

29 1 Задачи для развития познавательной активности Развивать познавательную активность учащихся, развивать умения

анализа и синтеза, учить устанавливать закономерность и

использовать ее для дальнейшей работы. Разгадывание анаграмм

30 1 Задачи с природоведческим сюжетом Развивать восприятие, память, совершенствовать навыки сравнения,

развивать мыслительные операции анализа и синтеза. Решение задач с логической нагрузкой

31 1 Задачи с непрямой зависимостью. Развивать аналитическое мышление, совершенствовать навыки

сравнения и обобщения, развивать мыслительные операции анализа и

синтеза. Решение задач с логической нагрузкой

32 1 Задачи на смекалку. Развивать логическое мышление, тренировать память, внимание,

скорость реакции. Решение задач с логической нагрузкой, задач на сообразительность

33 1 Задачи с логической нагрузкой. Задачи на два действия Решение задач с логической нагрузкой, задач на сообразительность

34 1 Задачи с логической нагрузкой. Задачи на два действия Решение задач с логической нагрузкой, задач на сообразительность

Повторение и обобщение изученного за год 1 час

35 1 Урок - викторина Повторить и обобщить изученный материал за год, проверить знания

и умения детей, развивать логическое мышление, память, внимание,

смекалку, воспитывать стремление к успеху.

Список литературы:

1. Гончарова С. Н. Развитие мышления на уроках в начальных классах.

М., 2004

2. Л. Ф. Тихомирова «Логика для младших школьников» - Ярославль, 2000

3. Морозова В. Ф. О развитии мышления учащихся в процессе обучения. – 2003. - №4. – с. 28.

4. Тихомирова Л. Ф. Логика. Ярославль., 2002

5. Гин С. Мир логики. М., 2001

6. Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Ярославль., 2000

7. Копытов Н. Лучшие задачи на развитие логики. М., 1999

8. Холодова О. Юным умникам и умницам. РОСТ книга, 2001

Публикации по теме:

«Компьютерные игры». Дополнительная программа курса внеурочной деятельности для младших школьников ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1. Программа «Компьютерные игры» (далее – программа) является дополнительной общеобразовательной программой общеразвивающего.

Программа воспитания учащихся 4 класса «Совершенствование в классном коллективе дружеской атмосферы жизнедеятельности» Пояснительная записка Чтобы воспитать человека во всех отношениях, надо знать его во всех отношениях. К. Д. Ушинский. Нормативно-правовой.

Фотоотчет о работе кружка «Занимательная логика»Фотоотчет о работе кружка «Занимательная логика» Уважаемые коллеги хочу представить Вашему вниманию продолжение фотоотчета по кружку " Занимательная логика" для детей 3-4 лет. Дети занимаются.

Индивидуальное занятие по подготовке к школе (образовательная область «Математика и логика») Существуют ряд пожеланий, которые желательно выполнять при проведении занятий: • Длительность каждого занятия по блоку не должна превышать.

Кружковая работа по познавательному развитию «Логика для дошкольников» Кружковая работа по познавательному развитию «Логика для дошкольников» Составила: Воспитатель Щербакова М. Е. МДОУ №82 г. Саратов Содержание.

Кружок по работе с блоками Дьенеша «Занимательная логика» (фотоотчёт)Кружок по работе с блоками Дьенеша «Занимательная логика» (фотоотчёт) Занятия проходят 1 раз в неделю по 20 минут. Возраст детей 3-4 года. Занятия направлены на развитие логического мышления :выстраивание логической.

Логика образовательной деятельности по ФЭМП «Библиотека» Логика образовательной деятельности Тема: «Библиотека». о. о. «Познавательное развитие» (ФЭМП). № Деятельность воспитателя Деятельность.

НОД в средней группе по математике и логике «Число «один». Дуб — символ силы и единственности» Задачи: формировать представление о числе, как о существенном признаке явления, развивать абстрактное воображение, образную память, ассоциативное.

Технологическая карта курса «Основы православной культуры» по теме «Православный праздник Пасха» Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 96 Технологическая карта курса «Основы православной.

Учебная программа элективного курса «Графика» (9 класс) Цель практических занятий графикой в девятом классе - совершенствование навыков художественной деятельности является одним из предметов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа курса «Логика» для первого класса
Опубликовано: 4 февраля 2016 в 10:48
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа курса «Логика» для первого класса» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Чечулина (УИ 426967) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД