Наталья Гриб
Программа воспитания учащихся 4 класса «Совершенствование в классном коллективе дружеской атмосферы жизнедеятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Чтобы воспитать человека во всех отношениях,
надо знать его во всех отношениях.
К. Д. Ушинский.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы воспитания учащихся 4 класса являются :
Закон «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
Публикация «Программа воспитания учащихся 4 класса „Совершенствование в классном коллективе дружеской атмосферы жизнедеятельности“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ министерство образования и науки Российской Федерации. -2-е изд. -М. ,2011.
Методические рекомендации. Моделируем внеурочную деятельность / М. «Просвещение» 2014.
ГригорьевД. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор; пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. М. ,2010.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России/А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. -3-е изд. М., 2012.
Педагогический анализ воспитательного процесса : современные идеи и технологии: сб. Метод. Разработок / под ред. Е. Н. Степанова. М., 2010.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа /сост. Е. С. Савинов – 4-е изд. –М. ,2012.
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Я считаю, что особенно трудно осуществлять процесс воспитания в школе-интернате. Во-первых, потому, что здесь вместе обучаются и домашние дети, и дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей. Одни дети уезжают домой на выходные, а другие остаются в школе. У одних есть семья, а у других нет никого. Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей не любят каникулы как домашние дети, они скучают за своими одноклассниками и с нетерпением ждут их приезда после каникул. Класс для детей сирот является, по сути, их семьей. И поэтому воспитание в классе нужно строить так, чтобы создать дружескую, доброжелательную атмосферу, чтобы все дети чувствовали себя как дома, чтобы они не боялись раскрыть свои способности.
Во-вторых, потому, что многие домашние дети находятся в неблагополучных семьях и привозят из дома негативные эмоции, которые им нужно куда-то выплеснуть. Для многих домашних детей школа иногда остаётся единственным местом, где есть дело до самого ребёнка и его проблем. Любой учащийся может рассчитывать на школу, как на место, где он может добиться положительных результатов, почувствовать себя личностью.
Сложность воспитания в нашем классе состоит в том, что многие дети плохо разговаривают, не умеют читать и писать. Многие дети очень слабо владеют навыками самообслуживания и санитарно-гигиеническими навыками. Поэтому большая работа по помощи этим детям ложится на учеников, которые владеют этими навыками.
Я считаю, что планировать работу в нашем классе нужно так, чтобы каждому ребенку нашлось занятие по душе, чтобы всем было интересно.
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому данная программа опирается на результаты предыдущих лет воспитания, которые строились на программе, разработанной на основе Худенко Е. Д.
Эта программа направлена на создание психолого-педагогических условий для формирования дружеского отношения к сверстникам, на воспитание гуманных чувств и дружеских отношений школьников наразвитие и становлению личности ребенка, всех его духовных и физических сил и способностей.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников была разнообразной, содержательной, насыщенной работой над осознанием общественных событий и строилась на основе самых высоких нравственных отношений.
Дружеская атмосфера в классном коллективе позволит найти каждому ребенку занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Выбранная мною программа в ходе реализации будет не только формировать и развивать интегративные качества личности, но и на всем протяжении позволит вести непрерывную педагогическую диагностику, постепенно переходящую в самодиагностику. Обеспечивает оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитание.
Цель: Создание благоприятных условий воспитания для формирования личности ребенка, развитие творческих способностей,формирование гражданской позиции, развитие эстетического вкуса, сохранение и укрепление здоровья детей.
Задачи:
формировать такие личностные качества у воспитанников как доброта, трудолюбие, правдивость, умение прийти на помощь другу
формировать у воспитанников знания и умения бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода); умения организовывать свой досуг;
формировать представления и знания о межличностных отношениях со своими одноклассниками,с другими детьми и работниками школы
корректировать и развивать разговорную речь учащихся.
Принципы реализации программы :
1. личностно- ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;
2. принцип мотивации деятельности обучающихся –предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
3. принцип педагогического руководства –организация совместной деятельности педагогов и обучающихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
4. Сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм работы
Основные направления воспитательной работы
Духовно-нравственное направление
«Ученик-патриот и гражданин»
Ценности:Любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; свобода и ответственность; доверие к людям.
Цель: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,свободам и обязанностям человека.
Задачи:
- воспитание уважения к истории своей страны, своим землякам, людям старшего поколения;
-формировать представления о символах государства – гербе,флаге и гимне России;
-формировать представления о добре и зле, о должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки;
-развивать у обучающихся заботливое отношения к младшим и к тем, кто слабее, доброжелательность и эмоциональную отзывчивость.
Спортивно-оздоровительное направление
«Гармония здоровья»
Ценности:забота о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Цель: сохранение и укрепление здоровья детей, использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимися их физического и психического здоровья, для будущего самоутверждения.
Задачи:
1. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
2. Формирование потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; позитивного отношения учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом.
3. Развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
4. Знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня.
Ожидаемые результаты:
- У обучающихся, формируются умения и навыки санитарно- гигиенической культуры, приучаются к здоровому образу жизни.
Общеинтеллектуальное направление
«Ученик и его интеллектуальные возможности»
Ценности: Любовь к чтению, занятие любимым делом.
Цель: оказание помощи обучающимся в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни.
Задачи воспитания :
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
- Создать условия для продвижения обучающихся в интеллектуальном развитии.
- Раскрывать творческие способности детей.
- Формировать интеллектуальную культуру обучающихся, развивать их кругозор и любознательность.
Ожидаемые результаты:
- Обучающиеся научатся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за её пределами;
- Появится интерес к расширению общего кругозора, к развитию интеллекта.
Общекультурное направление
Творческо-эстетическая деятельность «Созвучие юных сердец».
Ценности: овладение правилами этикета, видеть прекрасное вокруг себя.
Цель: гармонизация и развитие творческих способностей человека, приобщение учащихся к эстетическим ценностям.
Задачи воспитания :
- Воспитание основ эстетической культуры, способность различать и видеть красоту природы, труда и творчества.
- Развитие художественных способностей, интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам.
- Воспитание чувства любви к прекрасному, стремление к опрятному внешнему виду, отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Ожидаемые результаты:
-дети научатся видеть прекрасное вокруг себя;
-у детей появится художественный вкус;
-интерес к творческим занятиям.
Социальная деятельность
Ценности:Любовь к ближним, овладение трудовыми навыками.
Цель:подготовка детей к жизни в обществе,знакомство с разными профессиями, содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания;
Задачи воспитания :
- помощь родителям в овладении навыками творческой семейной педагогики;
- максимальное сближение интересов родителей и педагогов поформированию развитой личности;
- формирование у детей ответственности за свой главный труд – учебу;
- способствовать тому, чтобы каждый ученик понимал значимость трудовой деятельности, даже будни труд может сделать праздничными днями.
Ожидаемые результаты:
- Приобщение учащихся к общественной работе, воспитание сознательного отношения к своим обязанностям, формирование трудового образа жизни.
- У родителей повысится заинтересованность школьной жизнью детей.
- Обучающиеся научаться жить дружно, сплочённо.
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование в классном коллективе дружеских отношений, навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.