Марина Щербакова
Кружковая работа по познавательному развитию «Логика для дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружковая работа по познавательному развитию
«Логика для дошкольников»
Составила: Воспитатель Щербакова М. Е. МДОУ №82 г. Саратов
Содержание :
• Список детей
• График работы кружка
• Пояснительная записка
• Перспективное планирование работы кружка
• Диагностика
1. Список детей на 2015 -2016 учебный год
График работы кружка
Дни недели Время проведения кружка
Публикация «Кружковая работа по познавательному развитию „Логика для дошкольников“» размещена в разделах
Среда 15.30
Четверг 15.30
1. Информационная часть программы
Тип программы – авторская.
Вид программы – развивающая
Период обучения – 1 год.
Состав обучающихся воспитанников – постоянный
Используемые методы:
- практические (игровые);
- развития;
- исследования;
- экспериментирование;
- моделирование;
- воссоздание;
- преобразование;
- конструирование.
Форма реализации программы: регламентированная образовательная деятельность в рамках кружка «Логика».
Палочки для моделирования.
Обучающие настольно-печатные игры.
Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов. Геометрические мозаики и головоломки.
Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной и коллективной работы.
Простые карандаши.
Набор цветных карандашей.
Шаблон с геометрическими фигурами.
2. Условия реализации программы – естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада
II.Пояснительная записка
Программа «Логика» рассчитана на 1 год обучения. 1 год обучения – возраст детей 4 – 5 лет; Программа составлена в соответствии с ФГТ.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение. Организация педагогического процесса в разновозрастной группе (дети 4 -6 лет) имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.
Родители и профессионально подготовленные педагоги действительно заинтересованы в раннем развитии ребёнка.
Актуальность: Актуальность разработки программы кружка «Логика для дошкольников» обусловлена поиском путей совершенствования процесса математической подготовки к обучению детей старшего дошкольного возраста. Необходимость работы в данном направлении обосновывается потребностью подготовки детей к школе, заказом родителей. Занятия кружка строятся на принципах развивающего обучения, которые реализуются через организацию диалогового общения, освоение ребенком способов познавательной деятельности, предпосылок учебной деятельности. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» — игру (Ф. Фербель). Пусть дети думают, что они только играют. Но незаметно для себя в процессе игры дошкольники считают, вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи. Это им интересно, потому что они любят играть. Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Еще более повышает процесс усвоения ребенком знаний в этой области использование заданий, активно развивающих мелкую моторику, то есть заданий логико-конструктивного характера. Кроме того, существуют различные приемы умственных действий, которые помогают усилить эффективность использования логико-конструктивных заданий. В формировании у детей математических представлении широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться, неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя. Роль педагога в этом процессе — поддерживать интересы детей. Обучая средних дошкольников в игре, педагог стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным! Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи направлена система по развитию у дошкольников логико-математических представлений и умений, основанная на использовании игр. Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.
Цель программы: формировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления. Выравнивание стартовых условий будущих первоклассников к началу обучения в школе.
Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:
• Развивать умение детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале;
• Совершенствовать произвольное внимание, память;
• Развивать умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения на основании приобретённых знаний;
• Воспитывать стремление к приобретению новых знаний и умений.
Содержание программы способствует практической подготовки детей к обучению в начальной школе. Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности. Приобщать ребенка к игровому взаимодействию, интеллектуально развивать дошкольника. Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности, рассуждать о них, объективно оценивать ее результаты.
Педагогическая целесообразность.
Методики, приемы и технологии и формы работы с детьми, используемые педагогом в процессе реализации Программы, подобраны из числа адаптированных к особенностям физиологии и психологии ребёнка. Возрастные особенности дошкольников определили насыщенность учебного материала игровыми заданиями. «Стихия ребенка – игра», поэтому основной принцип программы – играя обучать. Обучая дошкольников при помощи игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно переросла в радость учения. В работе кружка больше используются задачи-шутки, загадки, считалки, ребусы, головоломки, занимательные задачи математического содержания, задания на развитие логического мышления и др. На изучение каждой темы отводится определённое количество времени, необходимое для ее полного усвоения, при этом учитывается содержание и степень сложности материала. Наглядные пособия, раздаточный материал, рабочие тетради служат как для объяснения нового материала, так и для контроля, за пониманием детьми всех тем программы. Такие задания, как срисовывания, дорисовывания, сравнение предметов по признакам.
Основными методами, используемыми в период подготовки детей к обучению математике в школе, являются практический метод, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остается практический метод, позволяющий дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. д.
Для того, чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную, не выходя из учебной ситуации, на занятиях проводятся физкультминутки. Под руководством педагога дети применяют те или иные способы наглядного доказательства: метод сопоставления, сравнения, приемы наложения, измерения. Кроме того, дошкольники учатся обобщать, конкретизировать, использовать индуктивный и дедуктивный методы доказательства какого – либо положения.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с педагогом, с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью. Использование специально отобранного материала и методов работы с ним поможет и позволит детям успешно подготовиться к обучению в школе.
Возраст детей: программа рассчитана на детей среднего дошкольного возраста (4 -6 лет).