Ольга Еремеева
«Компьютерные игры». Дополнительная программа курса внеурочной деятельности для младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Программа «Компьютерные игры» (далее – программа) является дополнительной общеобразовательной программой общеразвивающего вида технической направленности базового уровня освоения образовательных результатов курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления.
Публикация «„Компьютерные игры“, Дополнительная программа курса внеурочной деятельности для младших школьников» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Игры для детей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
1.2. Актуальность данной программы обусловлена тем, что её реализация позволит обеспечить развитие познавательной активности и привитие практических навыков и умений в пользовании компьютерной техникой у младших школьников.
1.3. Назначение программы заключается в оказании услуг, направленных на привитие практических навыков и умений в пользовании компьютерной техникой.
1.4. Целью программы является привитие практических навыков и умений в пользовании компьютерной техникой, развитие творческих способностей и логического мышления посредством компьютерных игр.
1.5. Программа является модифицированной. В её основу заложены основные положения программы «Я – пользователь» В. Леонтьева. При этом взятые из неё разделы адаптированы к запросам учащихся и потенциалу образовательного учреждения и педагога.
1.6. По структуре программа является сквозной, соизмеряющей учебный материал с возрастными особенностями учащихся, их количеством группах и оценкой физического состояния, с элементами целевой, предназначенной для детей с умственной отсталостью.
1.7. По содержанию деятельности программа является познавательной с элементами коррекционной.
1.8. По уровню формирования и развития личности программа является развивающей личность – информирующей о виде деятельности и области знаний, нацеленной на получение сведений по интересующей дисциплине и формирование элементарных предметных и ключевых компетенций в определенной области знаний, на совместную и самостоятельную деятельность в сфере досуга.
1.9. По уровню освоения программа является базовой, дающей основы знаний по интересующей дисциплине и формирующей элементарные предметные и ключевые компетенции в определенной области знаний.
1.10. Исходной теоретической основой программы является положение о предоставлении учащимся возможности выбора сферы деятельности в соответствии с их возрастными особенностями и диапазоном интересов и
потребностей.
1.11. Отличительной особенностью данной программы является возможность в процессе игры прививать учащимся практические умения и навыки в работе с компьютером, развивать у них логическое мышление и внимание, что позволит им в будущем легче усваивать школьную программу.
1.12. Главная идея программы заключается в создании условий для развития компьютерной грамотности у учащихся младшего школьного возраста.
1.13. Программа построена на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возраст, область интересов, уровень интеллектуального развития, личностно-психологические типы и уровень здоровья детей.
1.14. Срок освоения программы :
• программа рассчитана на 1 учебный год;
• общая продолжительность обучения составляет 33 часа.
1.15. Режим занятий:
• занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут;
• принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.16. Возраст учащихся: 7 – 8 лет, детей с умственной отсталостью – 8 – 10 лет.
1.17. Количество учащихся в группе: количество детей, выбравших курс по освоению данной программы, но не более 6 человек.
1.18. Организационные формы обучения – групповые занятия с индивидуальным подходом и созданием соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
1.19. Программа реализуется по безоценочной системе.
1.20. Программа реализуется через аудиторные учебные занятия, основными формами которых являются:
• теоретические занятия;
• практические занятия;
• индивидуальные формы работы.
1.21. Формы подведения итогов реализации программы :
• текущий контроль в процессе проведения каждого учебного занятия, направленный на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и формирование практических умений;
• итоговый контроль осуществляется в течение учебного года в режиме работы центра без специально отведенного для него времени в форме мониторинга по результатам владения практическими умениями и навыками.
1.21. Организация обучения детей с умственной отсталостью осуществляется с
предоставлением следующих специальных условий:
• учёт нарушений в сфере отношений, в том числе и с самими собой, отклонений в познавательной сфере (низкий уровень развития познавательных интересов, волевых проявлений, трудовой культуры, неразвитость потребностей, патологического развития характера;
• использование коррекционно-развивающих методов и приёмов обучения;
• привлечение при необходимости специалистов в области коррекционной педагогики;
• создание других условий, без которых невозможно или затруднено освоение данной программы.
ЗАДАЧИ
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
1. Научить учащихся:
• умению выполнять основные операции на компьютере;
• ориентироваться в предложенных программой заданиях.
2. Развивать у учащихся внимание, наблюдательность и логическое мышление.
3. Воспитывать инициативу и творчество при выполнении заданий.
ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
В процессе реализации программы у учащихся формируются следующие предметные компетенции :
• знать устройство компьютера и уметь выполнять основные операции;
• уметь решать различного рода головоломки, ориентироваться в предложенных заданиях на смекалку и принимать нестандартное решение;
• самостоятельно играть в компьютерные игры.
Также в процессе реализации программы будут формироваться следующие ключевые компетенции :
1. ценностно-смысловые – умение формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемому учебному предмету; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
2. учебно-познавательные – умение ставить цель, пояснить её и организовывать её достижение; планировать, анализировать, осуществлять рефлексию и самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
3. социокультурные – владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей, уметь действовать в каждодневных ситуациях бытовой сферы; определять свое место и роль в окружающем мире; владеть культурными нормами и традициями, эффективными способами организации свободного времени; иметь представление о социальных нормах и ценностях; иметь осознанный опыт жизни в обществе; владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений; владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя.
4. Коммуникативные – уметь представить устно и письменно себя, свой класс, школу, страну в режиме диалога культур; владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести диалог; владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо, лингвистической и языковой компетенциями; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; иметь позитивные навыки общения.
5. Информационные – владеть навыками работы с различными источниками информации; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; ориентироваться в информации и осознанно воспринимать её, уметь выделять в ней главное и необходимое; владеть навыками использования информационных устройств.
6. Здоровьесберегающие – умение позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Вводное занятие (1ч). Цели и задачи, содержание и режим занятий. Технические возможности компьютера. Правила по охране труда при работе на компьютере.
Устройство и принцип работы компьютера (2ч). Основные элементы компьютера и их назначение. Включение и выключение компьютера.
Отработка навыков работы мышкой (2ч). Игровой тренажёр «Gcompris» для отработки навыков работы с мышкой.
Игровой тренажёр «Лунтик» (9ч). Изучение компьютера в игровой форме. Задания по математике. Задания по русскому языку. Задания на смекалку.
Игровой тренажёр «Рио» (9ч). Упражнения для памяти. Упражнения для внимания. (Пазлы Рио. Memory. Blocks. Slideps)
Игровой тренажёр «Приключения Дружка» (9ч). Поэтапное прохождение разных уровней игры, от простого к сложному.
Заключительное занятие (1ч). Подведение итогов в игровой форме.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическим основанием для разработки программы послужил тот факт, что у учащихся младшего школьного возраста еще в раннем детстве появляется интерес к компьютеру. Занятия в объединении облегчают учебу в школе и помогают в современной жизни, потому что нет такой сферы деятельности, где бы работник мог обойтись без знаний и умений пользователя ПК.
В начале занятий учащиеся знакомятся с целями и задачами, с содержанием и режимом работы, правилами по охране труда.
В учебной программе предложены игровые развивающие тренажеры и игры. Для выполнения простейших заданий на развитие внимания и памяти.
Занятия направлены на выработку умений самостоятельно ориентироваться в предложенных играх.
Занятия проводятся в помещении с хорошим освещением, вентиляцией.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ
Для эффективной организации и проведения работы по данной образовательной программе необходимо иметь :
1. Техническое оснащение:
• персональные компьютеры,
• принтер,
• настольные лампы.
2. Методические материалы, пособия, рекомендации:
• Правила техники безопасности при работе с компьютером (для каждого).
• Журнал учёта проведения инструктажа по ОТ.
• DVD диски с играми.
3. Доступ к фондам районной и поселковой библиотек
4. Доступ к информационно-коммуникационным сетям
ЛИТЕРАТУРА
для педагога
1. Богданов А. С. Компьютерная шпаргалка Весь Word [Текст] / А. С. Богданов. – Москва: ООО «Коллекция – Совершенно секретно», 2003. – 63с.
2. А. С. Богданов. Компьютерная шпаргалка Весь Windows [Текст] / А. С. Богданов. – Москва: ООО «Коллекция – Совершенно секретно», 2003. – 31с.
3. С. В. Глушаков, А. С. Сурядный Microsoft Office 2000 [Текст] : Учебный курс / Художник-оформитель А. С. Юхтман. – Харьков: ФОЛИО; Ростов-на-Д: Феникс, 2002. – 500 с. – (Домашняя б-ка).
4. В. П. Леонтьев Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2005. [Текст] – М. : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. – 800 с. : ил.
для учащихся
1. Богданов А. С. Компьютерная шпаргалка Весь Word [Текст] / А. С. Богданов. – Москва: ООО «Коллекция – Совершенно секретно», 2003. – 63с.
2. А. С. Богданов Компьютерная шпаргалка Весь Windows [Текст] / А. С. Богданов. – Москва: ООО «Коллекция – Совершенно секретно», 2003. – 31с.
3. В. П. Леонтьев. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2005. [Текст] – М. : ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2005. – 800 с. : ил.