Ольга Хазиахметова
Программа кружковой работы «Юные волшебники» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Программа кружковой работы «Юные волшебники»
(нетрадиционная техника рисования)
Старшая группа «Цветные ладошки»
воспитатель: Хазиахметова О. Д.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
Публикация «Программа кружковой работы „Юные волшебники“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Программа кружка «Юные волшебники» имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель кружковой работы : развитие самостоятельности, творчества, индивидуальности детей, художественных способностей путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник; формирование художественного мышления.
Задачи кружковой работы :
- Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- развитие творческих способностей детей;
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Актуальность кружковой работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по данному направлению рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления и усидчивости.
Срок реализации кружковой работы – 2 года.
Принципы:
• От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
• Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
• Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
• Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
• Принцип интегрированного подхода реализуется с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.
• Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
• Принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект в совместной с педагогом деятельности.
• Принцип доступности материала.
2. 4 Этапы:
На 1 этапе – репродуктивном ведется активная работа с детьми по обучению детей нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
На 2 этапе - конструктивном ведется активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник, в умении передавать выразительный образ.
На 3 этапе - творческом дети самостоятельно используют нетрадиционные техники для формирования выразительного образа в рисунках.
2.5 Условия организации кружка :
• игра, которая является основным видом деятельности детей;
• музыкальное сопровождение и т. п.
• эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приёмы изображения.
• - новизна обстановки;
• - разнообразные материалы;
• - экспериментирование с красками, водой и бумагой, различными материалами (ватные палочки, диски, семена и т. д)
2.6 Средства для организации кружка :
• - книги о художниках, работающих в разных техниках;
• - презентации;
• - коллекции природных материалов.
3 .Условия реализации программы :
3.1 Методы, приё мы и формы учебно-воспитательного процесса:
• словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет)
• - наглядные
• -практические
• -игровые
3. 2 Организационное обеспечение:
- Необходимый контингент воспитанников – 8 - 10 детей
- Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня.
- Продолжительность занятий составляет 10 минут в первой и второй младшей, 20 минут в средней
25 минут в старшей, 30 минут в подготовительной группе. Общее количество учебных занятий в год 36ч.
-Помощь родителей в подготовке дополнительных материалов для занятий, организации и проведения выставок, конкурсов.
Методы и приёмы
1. Кляксография с трубочкой
2. Монотипия
3. Набрызг
4. Оттиск мятой бумагой.
5. Рисование поролоном
6. Гравюра
7. Пластилинография
8. Рисование пальцами и ладошками
9. Тычок жесткой полусухой кистью.
10. Свеча + акварель;
11. Рисование ватными палочками;
12. Обрывание салфеток
13. Аппликация из резанных ниток
14. Аппликация из круп
15. Аппликация из ткани
16. Аппликация из крепированной бумаги
17. Опытно-экспериментальная деятельность
3.3 Прогнозирование результатов :
• Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
• Расширение и обогащение художественного опыта.
• Формирование умения взаимодействовать друг с другом.
• Овладение простейшими приемами рисования, развитие мелкой моторики пальцев рук
• Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
• Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности.
• Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.
• Развитие креативности.
• Индивидуальный «почерк» детской продукции.
• Способность к активному усвоению художественного опыта.
• Развитие общей ручной умелости.
• Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа.
• Склонность к экспериментированию с разными художественными материалами и инструментами.
• Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.
• Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.
3.4 Оценка и анализ работ
Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе. По желанию дети забирают работы домой.
Рисунки, выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года
3. 5 Формы подведения итогов:
• оформление выставочного стенда;
• выступление на родительских собраниях.
Работа с родителями.
Совместно с родителями будут осуществляться проекты «Скоро, скоро Новый год!», Фотовыставка «Праздник пап, праздник мам», будет оформлен уголок для детей «Мастерская «Умелые ручки». Родительские собрания будут проводиться в разных формах: круглый стол, родительская приемная и т. п. Это активизирует родителей, привлекая их к беседе, дискуссиям, спорам. Содержание и формы работы с семьей в нашей группе отличаются разнообразием и не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность тех или иных знаний.