Елена Мозжухина
Программа кружковой работы «Раннее развитие» с детьми 3–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №7 им. Ю. А. Гагарина
«Раннее Развитие» С детьми 3 - 5 лет
Руководитель : Мозжухина Е. Л.
г. Пятигорск 2022г.
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Содержание образовательной деятельности
2.1 Младший дошкольный возраст.
2.1.1 Характеристика игр.
2.1.2. Перспективное планирование
2.1.3 Целевые ориентиры
2.2 Средний дошкольный возраст.
2.2.1 Характеристика игр.
Публикация «Программа кружковой работы „Раннее развитие“ с детьми 3–5 лет» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
2.2.2. Перспективное планирование
2.2.3 Целевые ориентиры
3. Литература
Пояснительная записка
Программа предназначена для работы с детьми младшего и среднего возраста 2-5 лет. Составлена на основе авторских методик. Развивающие игры включенные в данную программу - это подборка игр и упражнений, направленных на умственное воспитание детей и развивающих внимание, мышление, память, воображение. В основе программы лежит методика Б. П. Никитина, а также авторский дидактический материал Е. Л. Агаевой, Н. Е. Веракса, О. М. Дьяченко, цветные палочки Кюизенера, логические блоки Дьенеша, Так же программа предусматривает использование развивающих игр из альбома «Развитие интеллектуальных способностей» доступных для детей младшего возраста. .В данную программу включены игры первой ступени сложности: «Сложи узор», «Обезьянки», «Сложи квадрат». Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким признакам как цвет, форма и величина, они требуют тщательного рассматривания и сопоставления предметов, выявления их сходства и различий. Игры, направленные на развитие внимания, формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях. Следующая группа игр направлена на развитие памяти: словесной и зрительной. Большая группа игр направлена на развитие мышления ребенка. Следующая группа игр ориентирована на развитие творческих способностей ребенка, стимулирование его воображения.
Основные цели и задачи:
Целенаправленное развитие мелкой моторики, интеллектуально-творческих функций: умение анализировать, делать обобщения, классифицировать.
Учить детей элементарным действиям наложения, замещения и наглядного моделирования.
Развивать творческое воображение, восприятие, внимание, мышление.
Формировать умение составлять из частей целое, анализировать предметы с помощью схем; использовать план расположения предметов.
В образовательном процессе используются следующие методы и приемы:
- элементарный анализ (установление причинно- следственных связей);
- сравнение; o метод моделирования и конструирования;
- метод вопросов; o метод повторения; o решение логических задач
- экспериментирование
2. Содержание образовательной деятельности.
2.1. Младший дошкольный возраст.
2.1.1. Характеристика игр.
«Сложи узор» Игра для развития внимания, пространственного мышления, творческого воображения, развития способности к анализу и синтезу. Игра состоит из одинаковых кубиков. Все шесть граней каждого кубика окрашены в четыре цвета. Это позволяет составлять из них одно-,двух-, трех- и даже четырехцветные узоры в любом количестве вариантов. Сами узоры напоминают контуры различных предметов, картин. В игре с кубиками дети выполняют такие виды заданий:
учатся по узорам-заданиям складывать путем наложения, точно такой же узор из кубиков; ориентируясь на образец, составляют узор, самостоятельно повторяют узор в не образца.
Через игру «Сложи узор» очень хорошо развивать творческое воображение, например, показать детям узор-задание, сложить узор из кубиков и придумать на, что он похож.
«Сложи квадрат» Знакомит с сенсорными эталонами цвета и формы соотношением целого и части. В игру входит по 12 разноцветных квадратов, разрезанных на части: из двух прямоугольников, из двух треугольников и т. д. Ребенку нужно вновь собрать квадраты из разрезанных частей.
«Обезьянки» Развивает внимание ребенка, учит его точно копировать действия ведущего. Эта игра - своеобразная гимнастика для ума. Она развивает пространственное мышление ребенка. Материалом для игры служат деревянные кирпичики и чертежи-задания, по которым надо строить модели. Как и в других играх, задания подобраны в порядке возрастания
сложности. В игре выполняются такие виды заданий: повторить постройку педагога, построить модель из кирпичиков по чертежам-заданиям, сконструировать новые модели. В игре дети учатся «читать» чертежи.
Работа с альбомом по развитию интеллектуальных способностей
Развивает познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, мышления и воображения, речь; умение работать со схемой. Воспитывает интерес к интеллектуальным играм, стремление доводить начатое дело до конца, усидчивость, самостоятельность
Цветные палочки Кюизенера, Развивает овладение детьми элементарными приемам сериационного ряда из нескольких предметов по одному признаку Формирует первые пространственные ориентировки и простейшие способы размещения конструкций по горизонтали (дорожки разной длины и ширины, заборы разной высоты и формы, а также способы соединения деталей для создания целостной конструкции.
Логические блоки Дьенеша Развивает умение выделять в объектах цвет, форму, величину, толщину, а так же,развивает овладение детьми элементарными приемам группировки, нахождения общего и отличного, выстраивания сериационного ряда из нескольких предметов по одному признаку; сравнения предметов; определения отношений между ними (больше — меньше — поровну).Это позволяет выполнять игровые задания ориентируясь на образец с использованием приемов наложения., самостоятельно выполнять изображение в не образца
2.1.2. Планирование (примерное) занятий в младшей группе
Сентябрь.
1 я неделя.
"Достань колечки" вкладыши
«Строим башню красного и синего цвета»
2-я неделя.
Б-ки Д-ша. (Знакомство)
«Чудесный мешочек»
3-я неделя.
Палочки Кюизенера.
№1 «Чудесный мешочек»
4-я неделя.
Р/и «Разложи мозаику по цвету»
Октябрь.
1 я неделя.
«Сложи кубики по образцу» СУа- 1
(красная,синяя)
2-я неделя.
Б-ки Д-ша.
«Собери бусы»
«Продолжи дорожку»
3-я неделя.
Палочки Кюизенера.
№2 «Дорожки для матрешки
4-я неделя
Работа с альбомом стр. 13
р/и «Узнай предмет, на что это похоже»
(контуры игрушек)
Ноябрь.
1 я неделя.
«Выложи дорожку»
«Сложи кубики по образцу»-№1
2-я неделя.
Б-ки Д-ша.
«Найди такой же»
«Раздели предметы»
3-я неделя.
Палочки Кюйзенера.
№3 «продолжи дорожки» По образцу,наложение
4-я неделя.
р/и «Найди пару»
«Найди утят»-работа с альбомом стр. 21
Работа с альбомом ст 8,
2.1.3. Целевые ориентиры
Ребенок
- владеет сенсорными эталонами цвета, формы и величины предмета;
- ребенок способен обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами;
- ребенок обладает основными мыслительными действиями: анализ, синтез, классификация;
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;
- владеет простейшими математическими представлениями.
2.2. Средний дошкольный возраст.
2.2.1. Характеристика игр.
«Сложи узор» Продолжать развивать внимания, память, ориентировку в пространстве, пространственное мышление, творческое воображение, развитие способности к анализу и синтезу. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий:
Первое - учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков;
Второе - ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют; Через игру «Сложи узор» очень хорошо развивать творческое воображение, например, показать детям узор-задание, сложить узор из кубиков и придумать на, что он похож.
«Сложи квадрат» Составлять как можно больше квадратов из маленьких деталей. Получая части квадрата и задание «Сложи квадрат», выполнять несколько видов работ, но одинаковых по содержанию и по степени сложности. Понимать, что из частей, иногда даже очень странной формы, можно сложить квадрат, что необходимо переворачивать все кусочки на лицевую сторону и отбирать части по цвету или по оттенкам цветов. Таким образом, в процессе игры знакомить ребенка с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учить разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей детей дошкольного возраста. Игра «Сложи квадрат» представлена тремя вариантами различной степени сложности. Они различаются количеством составных частей квадрата. Квадрат-образец присутствует только в первом варианте. Игровые задания составлены таким образом, что по ним можно работать со всеми вариантами игры. Они расположены в порядке усложнения.
«Обезьянки» Развивает внимание ребенка, учит его точно копировать действия ведущего. Эта игра - своеобразная гимнастика для ума. Она не только развивает пространственное мышление ребенка, но и знакомит детей с основами черчения.
Материалом для игры служат деревянные кирпичики и чертежи-задания, по которым надо строить модели. Как и в других играх, задания подобраны в порядке возрастания сложности. В игре выполняются такие виды заданий: построить модель из кирпичиков по чертежам-заданиям, сделать чертежи по построенной модели, сконструировать новые модели и составить чертежи к ним. В игре дети учатся «читать» чертежи.
Работа с альбомом по развитию интеллектуальных способностей
Развивает познавательные процессы восприятия, памяти, внимания, мышления воображения, речь; совершенствует умение следовать устным инструкциям, умение работать со схемой. Воспитывает интерес к интеллектуальным играм, стремление доводить начатое дело до конца, усидчивость, самостоятельность
Цветные палочки Кюизенера Развивает умение выстраивать 5—7 предметов в ряды в возрастающем или убывающем порядке,— протяженности (высоты, ширины); месторасположения частей и деталей (сверху, снизу, над, под и др.)формирует обобщенный способ обследования предметов.
Логические блоки Дьенеша, Развивает умение детей сравнивать предметы, находить в них сходство и различие, систематизировать и группировать их по разным основаниям (цвету, форме, величине, толщине) 5 с небольшой разницей в размере; умение различать пространственные характеристики объектов.
Это позволяет выполнять игровые задания самостоятельно выполнять изображение в не образца.
2.2.2. Планирование (приемерно) занятий в средней группе
Сентябрь.
1 я неделя.
«Сложи картинку»
«Сложи узор по образцу» №4-зарисовка
2-я неделя.
Б-ки Д-ша.
«Волшебный мешочек» узнай фигуру на ощупь
3-я неделя.
Палочки Кюизенера.
«Разноцветные палочки»
4-я неделя.
«Поезд» вкладыши (геометрической формы) «Найди пару»
Октябрь.
1 я неделя.
СУa – 1
СУб – 2
2-я неделя.
Б-ки Д-ша
«Найди пару»
«Сварим компот»
3-я неделя.
Палочки Кюизенера
«Найди и покажи»
4-я неделя.
Сложи Квадрат (СК) – 1, 2,3
Работа с альбомом стр. 6-7
Ноябрь.
1 я неделя.
СУa-4
СУa 5
2-я неделя.
Б-ки Д-ша
«Продолжи цепочку»
«Чудесный мешочек»
3-я неделя.
Палочки Кюизенера
«Строим дорожки»
4-я неделя.
СК – 4,5
Работа с альбомом ст 8,
«Что лишнее» ст. 40
2.2.3. Целевые ориентиры
Ребенок способен обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами,
проверять результат своих действий, аргументировать свои высказывания;
Обладает основными мыслительными действиями: анализ, синтез, классификация, обобщение.
Имеет представление о математических понятиях: множестве, числе, величине, форме, пространстве.
3. Литература:
1. Никитин Б. П. Развивающие игры - М. : Педагогика, 1985.
2. Никитин Б. П. Ступеньки творчества или развивающие игры – М. : Просвещения, 1991.
3. Никитин Б. П. «Интеллектуальные игры» - М. : Гея, 1994г., изд.
6 испр. доп. с новым выступлением Световид
4. Анна Матвеева «Альбом по развитию интеллектуальных способностей» - Издательство АСТ Москва 2019г.