Дроздова Елена
Программа групповых коррекционно-развивающих занятий с учащимися-воспитанниками «Уроки общения для подростков»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих занятий с учащимися в системе психологической помощи детям с трудностями в обучении и общении.
Известно, что у каждого ребенка имеются свои школьные проблемы и трудности, и если на какой-либо возрастной ступени нарушаются нормальные условия развития, то необходима специальная коррекционная работа.
Публикация «Программа групповых коррекционно-развивающих занятий с учащимися-воспитанниками „Уроки общения для подростков“» размещена в разделах
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Система психологической помощи детям с трудностями в обучении и общении, во-первых, основана на понимании уникальности каждого периода возрастного развития, во-вторых, построена с учетом основных возможностей и потребностей каждой возрастной стадии развития.
Эффективность коррекционно-развивающей работы зависит от многих факторов и предполагает поэтапную возрастную преемственность коррекционно-развивающих методов и программ.
Известно, что в подростковом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. В этот возрастной период происходит и изменение условий обучения: дети переходят из начальной школы в среднюю, а это, как правило, сопровождается появлением разного рода трудностей. Для этого возраста характерно повышение тревожности, неуверенности, страхов. У детей с трудностями в развитии все эти проблемы проявляются гораздо острее.
Дети с ограниченными возможностями здоровья показывают недостаточную готовность к обучению. Большое число детей — имеет сенсорное недоразвитие, интеллектуальную недостаточность.
Общение в жизни детей подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды.
В работе с подростками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения психологических занятий. Младший подростковый возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.
Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у ребят существует потребность и в благоприятном, доверительном общении со взрослыми.
Как показывает наш опыт, особые трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Это относится к детям из неблагополучных семей. Чаще всего социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушений межличностных отношений со взрослыми и сверстниками.
Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не желают и не умеют признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.
На наших занятиях мы проводим коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развиваем у них навыки адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.
На занятиях учащиеся не только получают знания о том, как общаться, но и упражняются в применении различных способов поведения, овладевают навыками эффективного общения.
Большое внимание на занятиях мы уделяем обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.
Сегодня существует немало программ и тренингов для подростков. Анализируя содержание различных программ для младших подростков пришла к выводу, что в них недостаточно внимания уделяется вопросам культуры общения и выработке элементарных правил вежливости — повседневному этикету. Очень важно, чтобы подростки осознавали, что культура поведения является неотъемлемой составляющей системы межличностного общения.
Поэтому включила в занятия методики по выработке у подростков элементарных правил вежливости. Через ролевое проигрывание отрабатываются навыки культуры общения, усваиваются знания этикета.
На занятиях используются известные большинству психологов игры и упражнения.
Через ролевое проигрывание отрабатываются навыки культуры общения, усваиваются знания этикета. В первоначальный замысел занятия могут вноситься изменения прямо по ходу его ведения или накануне в связи с возникшим запросом (со стороны учащихся, преподавателей или родителей).
Занятия по форме напоминают тренинги: с помощью специальных упражнений и ролевых игр участники овладевают навыками эффективного общения. Однако название «тренинг» не прижилось среди наших учащихся, и чаще мы используем другое название — «уроки общения». На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.
Перед началом работы (на первом занятии) обязательно вместе с детьми принимаются правила (групповые нормы) поведения на занятиях.
Используемые на занятиях диагностические процедуры помогают учащимся в самопознании. Интерпретировать и комментировать полученные результаты желательно в целом для всей группы или представлять их для каждого в письменном виде.
Для записей и рисования у учеников имеется индивидуальная тетрадь и папка-планшетка.
Программа занятий рассчитана на работу в течение учебного года и делится на четыре этапа (по четвертям) :
I этап — развитие самопознания и рефлексии;
II этап — обучение навыкам позитивного общения;
III этап — разрешение проблем общения;
IV этап — обучение навыкам культуры поведения.
Занятия проводятся один раз в неделю
Планирование занятий по программе «Уроки общения для подростков» с группой учащихся 6-9 класса
Дата: Тема, Цели; Содержание: Эффективность:
Самопознание
ЗАНЯТИЕ 1.
ОБЩЕНИЕ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Познакомить детей с целями занятий.
Дать первоначальное представление о значении общения в жизни человека.
Принять правила проведения занятий.
1. приветствие «Друг к дружке»
2. Разминка «Путаница»
3. Тест «Коэффициент моей общительности»
Тест-игра «С тобой приятно общаться»
4. Подвижные игры «Разгоняем паровоз»
5. прощание «Пожелания»
ЗАНЯТИЕ 2.
ЗАЧЕМ НУЖНО ЗНАТЬ СЕБЯ?
Создать у учеников мотивацию на самопознание.
Способствовать самопознанию и рефлексии учащихся.
1. приветствие «Друг к дружке»
2. Разминка Упражнение «Цвет настроения» Упражнение «Я рад общаться с тобой»
3. Самоанализ «Кто я? Какой я?»
Упражнение «Горячий стул»
4. Подвижные игры «Дракон»»
5. прощание «Пожелания»
ЗАНЯТИЕ 3.
Я ГЛАЗАМИ ДРУГИХ
Формировать способность к самоанализу.
Способствовать возникновению желания самосовершенствоваться.
Развивать способность принимать друг друга.
1. приветствие «Друг к дружке»
2. Разминка Методика «Твое имя»
3. Самоанализ Игра «Ассоциации»
4. Подвижные игры «Зеркало»
5. прощание «Пожелания»
ЗАНЯТИЕ 4.
САМООЦЕНКА
Дать понятие о самоценности человеческого «Я».
Продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки.
Закрепить навыки групповой работы.
1. приветствие «Друг к дружке»
2. Разминка Методика «Твое имя»
3. Методика «Самооценка»
Дискуссия «Самое-самое»
Методика «Моя вселенная»
4. Подвижные игры «Салки по трое»
5. прощание «Пожелания»
ЗАНЯТИЕ 5.
МОИ ВНУТРЕННИЕ ДРУЗЬЯ И МОИ ВНУТРЕННИЕ ВРАГИ
Цели
Познакомить учащихся с эмоциями.
Научить определять эмоциональное состояние других людей.
Тренировать умение владеть своими эмоциями.
1. приветствие «Друг к дружке»
2. Разминка Методика «Твое имя»
3. Обсуждение понятия «эмоции»
Игра «Угадай эмоцию»
Игра «Назови эмоцию»
Игра «Изобрази эмоцию»
Упражнение «Поставь балл эмоции»
Владеть своими эмоциями это значит:
4. Подвижные игры «Рисунок с поводырем»
5. Прощание «Пожелания»
ЗАНЯТИЕ 6.
ЯРМАРКА ДОСТОИНСТВ
Закрепить у учащихся навыки самоанализа.
Научить преодолевать барьеры на пути самокритики. Развить уверенность в себе. 1. приветствие «Друг к дружке»
2. Разминка Методика «Твое имя»
3. Игра «Ярмарка достоинств» Упражнение «Вверх по радуге»
4. Подвижные игры «Собака»5. Прощание «Пожелания»
ЗАНЯТИЕ 7.
ИЩУ ДРУГА
Цели
Помочь учащимся в самораскрытии.
Способствовать преодолению барьеров в общении.
Совершенствовать навыки общения.
1. приветствие «Друг к дружке»
2. Разминка Методика «Твое имя»
3. Откровенно говоря…
Объявление «Ищу друга»
4. Подвижные игры «Ритм»
5. Прощание «Пожелания»
Занятие 8. Почему люди ссорятся? Цели: - познакомить с понятием «конфликт»; - определить особенности поведения в конфликтной ситуации; обучение способам выхода из конфликтной ситуации.
1. приветствие «Друг к дружке»
2. Разминка «Скульптор»
3. Вопрос всем участникам: «Почему люди ссорятся?»
Игра «Разожми кулак».
Игра «Толкалки без слов».
Игра «Да и нет».
Обучение выходу из конфликта
4. Подвижные игры «Третий лишний»
5. Прощание «Пожелания»
Занятие 9. Барьеры общения.
- определить понятие вербальных барьеров общения; • поиск альтернативных вариантов;
-обучение анализу различных состояний.
1. приветствие «Друг к дружке»
2. Разминка «Скульптор»
3Работа по теме занятия. О значении контроля за своими эмоциями, поступками и словами во время общения с другими людьми.
обсуждение вербальных барьеров общения.
Сцена «В классе». сотрудничество.
4. Подвижные игры «Третий лишний»
5. Прощание «Пожелания»
Занятие 10. Предотвращение конфликтов.
-отработка ситуаций предотвращения конфликтов; -диагностика конфликтности;
-закрепление навыков поведения в проблемной ситуации.
1. приветствие «Друг к дружке»
2. Разминка «Скульптор»
3. Работа по теме занятия.
1) Игра «Перетягивание каната».
2) Отработка навыков предотвращения конфликтов
3) Игра «Петухи»
4. Подвижные игры «Горячий стул»
5. Прощание «Пожелания»
Занятие 11. Умение слушать.
показать значимость собственного «Я»;
подвести к пониманию необходимости жить в согласии с собой и другими.
1. приветствие «Друг к дружке»
2. Разминка «Скульптор»
2. Работа по теме занятия.
1) Что для вас является самым ценным в жизни и самым главным?
2) Тест «Умеете ли вы слушать?».
3) Что мешает нам слушать других7
4) Игра «Испорченный телефон».
5) Игра «Пойми меня».
4. Подвижные игры «Кочки»
5. Прощание «Пожелания»
Занятие 12. Уверенное и неуверенное поведение
- понятие сильной личности;
-выработка уверенного поведения;
- формирование отношения к агрессии.
Занятие 13 Нужна ли агрессия
Формирование умения понимать друг друга и принимать обратные связи.
Стимуляция поведенческих изменений. 1. приветствие «Друг к дружке»
2. Разминка «Поиск общего»
2. Работа по теме занятия. 1) Игра «Зубы и мясо».
2) Обсуждение:
3) Тест «Как я ориентируюсь в разных ситуациях».
4) Игра «Вопрос – ответ».
5) Игра «Поводырь».
4. Подвижные игры «Снежный ком»
5. Прощание «Пожелания»
1. приветствие «Друг к дружке»
2. Разминка «Поиск общего»
4. Подвижные игры «Кочки»
5. Прощание «Пожелания»
Занятие 14. Пойми меня.
1. приветствие «Друг к дружке»
2. Разминка «Скульптор»
2. Работа по теме занятия. 1)Работа с пословицами; 2)Игра –шутка «Пойми меня»
4. Подвижные игры «Горячий стул»
5. Прощание «Пожелания»
Занятие 15. Мои проблемы.
1. приветствие «Друг к дружке»
2. Разминка Методика «Твое имя»
3. Откровенно говоря…
4. Работа по теме занятия
5. Подвижные игры «Третий лишний»
5. Прощание «Пожелания»
Занятие 16. Обида.
1. Разминка Упражнение «Цвет настроения» Упражнение «Я рад общаться с тобой»
2. Работа по теме занятия
3. Подвижные игры «Рисунок с поводырем»
4. Прощание «Пожелания»