Марина Николаевна Иванова
Программа формирования экологической культуры и ЗОЖ обучающихся с ТМНР
▼ Скачать + Заказать документы
Секция «Тропинка к здоровью»
Пояснительная записка
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни нацелена на развитие стремления у обучающихся с ТМНР вести здоровый образ жизни и бережно относится к природе.
Целью программы является социально-педагогическая поддержка в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Публикация «Программа формирования экологической культуры и ЗОЖ обучающихся с Тмнр» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Основные задачи программы :
формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
формирование представлений о здоровом образе жизни
формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
формирование установок на соблюдение рационального режима дня и правильного питания;
использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей,
развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
проведение просветительской работы (по вопросам сохранения и укрепления здоровья и профилактике вредных привычек, заболеваний, травматизма и т. п.).
формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья;
развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в чрезвычайных ситуациях.
Основными организационными формами внеурочной деятельности, через которые реализуется содержание программы, являются: тематические беседы, развивающие ситуации, прогулки, досугов - развлекательные мероприятия, занятия в кружках, экскурсии и др.
Общая характеристика курса
В системе здоровьесберегающего обучения в рамках коррекционной педагогики выделяют два основных направления. Первое - создание условий для охраны, укрепления и совершенствования здоровья учеников и формирования у них представлений о роли здоровья в жизни человека. Второе - формирование у школьников потребности быть здоровыми, вести здоровый образ жизни и владеть некоторыми средствами и приемами сохранения и укрепления своего здоровья, так же источниками содержания выступают экологические образы в традициях и творчестве разных народов, художественной литературе, искусстве.
Место курса в учебном плане
Занятия по формированию экологической культуры здорового и безопасного образа жизни проводятся 1 раз в две недели, 17 занятий в год.
Планируемые результаты освоения курса
Возможные личностные результаты:
ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и е обитателям;
потребность в занятиях физической культурой и спортом;
элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках;
стремление заботиться о своем здоровье;
элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
готовность поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, сравнение, опыт);
Содержание курса
Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся с умственной отсталостью действовать предусмотрительно, придерживаться здорового и экологически безопасного образа жизни, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.
В содержании программы предусмотрено расширение представлений обучающихся с умственной отсталостью о здоровом образе жизни, ознакомление с правилами дорожного движения, безопасного поведения в быту, природе, в обществе, на улице, в транспорте, а также в экстремальных ситуациях.
Программа имеет практическую и профилактическую направленность. Изучение основ безопасной жизнедеятельности, здорового образа жизни может способствовать овладению обучающимися с умственной отсталостью основными навыками здорового образа жизни, элементарными приемами, действиями в опасных ситуациях и при несчастных случаях, в том числе простыми способами оказания или поиска помощи, а также формированию стереотипов безопасного поведения в типичных ситуациях
Тематическое планирование
№ п\п
Тема
Содержания
1 Тематический классный час «Россия, устремленная в будущее», формировать познавательный интерес учащихся к своей Родине,
воспитывать патриотические чувства;
- познакомить учащихся с российскими достижениями в различных областях
2 «Посмотри, как хорош, край, в котором ты живешь» Формируемые ценности : природа, здоровье, экологическая культура, экологически безопасное поведение. Умение видеть красоту природы,
бережного отношения к предметам природы
3 «Основы безопасности и правила поведения на железной дороге». Ознакомление с железнодорожном транспортом, и элементарными правилами поведения в зоне железной дороги.
4 Овощи и фрукты, полезные продукты
С. Преображенский «Огородники». формирование у детей основы экологической культуры, экологического самосознания; понимание здорового образа жизни; обобщение и систематизация знаний детей об овощах и фруктах
5 Праздник урожая. Ю. Тувим «Овощи» Овощи, фрукты нашей местности. Формирование у детей представления о здоровом питании, о пользе витаминов в овощах и фруктах. Воспитание культуры питания и бережного отношения к своему здоровью
6 «Паралимпийские игры» Просмотр видеофрагментов, посвященных Дню инвалидов.
7 Совместная деятельность на свежем воздухе. «Тропинка к здоровью» Совместная деятельность на свежем воздухе, утренняя гимнастика.
Для чего нужны физические упражнения. Виды упражнения. Зарядка. Дыхание. Питание и отдых
8 Экологическая акция «Сохрани ель» Забота о растениях (ёлке). творческая выставка рукотворных елочек из различных материалов
9 В гостях у Мойдодыра Предметы личной гигиены. Укрепление здоровья младших школьников через овладение умениями и навыками заботы о своем здоровье; знакомство с произведением К. Чуковского «Мойдодыр»
10 Экологическая акция «Помоги
зимующим птицам» Изготовление и развешивание кормушек. Воспитание познавательного интереса, формирование бережного отношения к птицам и любовь к природе
11 Изготовление поделок из природных материалов Воспитание познавательного интереса и бережного отношения к природе. Правила поведения в лесу. Дидактическая игра «Найди пару» (дерево и лист) мини- выставка, поделок из природного материала
12 «У природы нет плохой погоды» Сезонные изменения Стихи и загадки о предметах и явлениях природы
13 «Огород на подоконнике» Выращивание зелени на окне. Формирование понятий о пользе витаминов и зелени
14 Моё настроение «Поделись улыбкою своей». Выставка поделок «весеннее настроение» посвященная к международному женскому дню.
15 Музыка природы Логоритмические, игровые упражнения с музыкальным сопровождением со звуками природы (море, ветер, голоса птиц)
16 Безопасное поведение на улице и в транспорте Стихи и рассказы о ситуациях на улице и в транспорте
17 «Дом, в котором я живу». Формирование умения ориентироваться в пространстве
(Изменения в окружающей природе и на прилегающей территории дома интерната)
18 Лесная аптека Познакомить детей с лекарственными растениями. Способствовать развитию экологического мышления на основе знакомства с лекарственными растениями. Формирование понятий «лекарственные травы, желания беречь и защищать природу.
Критерии и показатели эффективности деятельности образовательного учреждения по реализации программы
Критериями эффективности реализации программы на ступени начального общего образования является овладение обучающимися умениями :
- следовать социальным установкам экологически культурного, здоровьесберегающего, безопасного поведения (в отношении к природе и людям,
- сравнивать свое поведение с образцом, обращаться за помощью к взрослым, принимать её;
- оценивать взаимосвязь здоровья человека и состояния окружающей среды.
Список литературы
1. Захлебный А. Н. и др. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: Примерная программа. - М. : Образование и экология (в редакционной подготовке).
2. Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Экологическое образование в условиях реализации ФГОС в вопросах и ответах: Книга для школьного администратора, учителя, психолога. -М. : Образование и экология (в редакционной подготовке).
3. Дзятковская Е. Н. Захлебный А. Н. Интеграция общего и дополнительного образования в области экологии, здоровья и безопасности жизни: Методика реализации программы «Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни». - М. : Образование и экология (в редакционной подготовке).
4. Дзятковская Е. Н. Экологическое развивающее образование: Учебное пособие с хрестоматией для самообразования педагогов. - М: Образование и экология. 2010. - 140 с.
5. Дзятковская Е. Н. Проектируем содержание внеурочной деятельности по формированиюэкологической культуры, здорового и безопасного образа жизни: Методическое пособие- М. : Образование и экология. 2012, - 72 с.
6. Дзятковская Е. Н. Ребенок с неврологическим диагнозом: секреты успешной учебы :Книга для родителей, школьных психологов и медицинских работников. - М. :Образование и экология. 2009. - 56 с.
7. Дзятковская Е. Н. Невнимательный и утомляемый ребенок: секреты успешной учебы : Книга для педагогов и родителей. Изд-ние - М. : Образование и экология. 20II, — 32 с.
8. Теория и практика современного экологического образования в школе У Сост. А. Н. Захлебный: Хрестоматия, часть 1. - М. : Образование и экология, 2012. - 160 с.
10. Дзятковская Е. Н. УМК «Экологическая культура : здоровье и безопасность жизни» (Рабочие тетради для уч-ся 1, 2. 3. 4 класса, методические рекомендации). - М. : Образование и экология. 2012.
11. Экологическое образование : до школы, в школе, вне школы : Комплект научно-методического журнала 2000 - 2012 годы. - М. : Образование и экология.