Беляева Татьяна
Мастер-класс «Театрализация как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс
Театрализация как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников.
Цель: оказание помощи педагогам ДОУ в овладении технологий ознакомления детей с элементами экологических представлений через театрализацию.
Ход мастер-класса :
Уважаемые коллеги!
Публикация «Мастер-класс „Театрализация как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников“» размещена в разделах
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мы с вами живём в удивительное время! И, наверное, можем считать себя везунчиками, счастливчиками. Человечество может гордиться своими достижениями в области техники, искусства, образования. Человек покорил океан, воздух, землю. Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии.
Театрализованная деятельность в экологическом воспитании детей – на данный момент одна из нетрадиционных форм, предоставляющая возможность пропаганды идей заботливого и бережного отношения к родной природе. Нетрадиционная – так как проблемы окружающей среды дети дошкольного возраста раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе.
И так уважаемые коллеги! Я предлагаю вам, расслабиться и улыбнуться!
Слайд 1 (лес, голоса птиц)
(Звучит фонограмма «Голоса птиц».)
- Слышите? Прислушайтесь. Куда мы с вами попали? Как легко и свободно дышится в лесу.
- Слышите запахи?
Здравствуй, природа! Здравствуйте, поля, леса, реки, озёра и моря!
Здравствуйте, птицы - соловьи, воробьи, жаворонки! Здравствуйте, звери - волки, зайцы, лисицы, медведи!
Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и близкими, но и со всеми живыми существами, может быть, до сих пор на Земле жили бы все животные и растения, которых мы уже никогда больше не увидим, т. к. люди уничтожили их.
Сегодня мы с вами отправимся на прогулку. Закройте глаза и представьте, что мы с вами попали в лес. А теперь откройте глаза.
Слайд 2 (лесная поляна у реки и мусор)
Коллеги, оказывается, кто-то побывал в лесу.
1. Так как наш мастер – класс связан с театром мне хочется, чтобы вы прочитали, что оставили после себя те, кто побывал в лесу.
Прогулка.
1. Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
2. Мы по бережку прошли и поляночку нашли.
А на солнечной полянке - тут и там пустые банки.
И, как будто нам назло, даже битое стекло.
3. Мы по бережку прошли, место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели: тоже пили, тоже ели,
Жгли костер, бумагу жгли, насорили и ушли.
4. Мы прошли, конечно, мимо.
- Эй, ребята! – крикнул Дима. - Вот местечко – хоть куда!
Родниковая вода, чудный вид, прекрасный пляж,
Распаковывай багаж!
5. Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли –
Веселились, как могли: пили квас, конфеты ели,
Хороводом песни пели…
Отдохнули и ушли.
6. И остались на полянке у потухшего костра:
Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки,
Словом, мусора гора.
Мы приехали на речку понедельник провести,
Только чистого местечка возле речки не найти.
2. Посмотрите, а вот и берёзонька.
Слайд 3 (берёзка со сломанными ветками)
Что же с ней произошло?
Сейчас мы разделимся на две группы. Одни будут петь, а другие водить хоровод.
Песня «Берёзонька»
На лугу, на лугу зеленёшенько
Там берёзка стоит одинёшенко
Низко берёзонька наклонилася
Горько берёзонька зажурилася
Ты скажи, что с тобой приключилося
Отчего головой ты склонилася?
«Люди недобрые повстречались мне,
Ветки зелёные обломали мне».
Мы лечили берёзку зелёную
И водою поили студёною
Стала берёзонька веселёшенька
Стала кудрявая зеленёшенька.
Слайд 3 (берёзка ожила)
2. Стихи мы читали, хороводную песню спели, но не один театр не обходится без танцев. Сейчас в моду вошло название флеш-моб.
Вот сейчас я вас и приглашаю на такой танец в нашем лесу.
Слайд 4 (летняя полянка)
«На полянке побывал турист»
3. Стихи читали, музыку слушали, танцевали. Вот мы с вами и подготовились к инсценировке сказки.
Слайд 5 (теремок, луг,река, лес)
Инсценировка сказки В. М. Шиндина «Теремок» (по мотивам сказки С. Я. Маршака)
Действующие лица:
Ведущий.
Лягушка.
Мышка.
Петух.
Еж.
Медведь.
Ведущий. В чистом поле теремок, теремок;
Он не низок, не высок, не высок.
Кругом чистые луга,
Рядом чистая река,
А вокруг стоит лесок,
Мусор в нем - большой порок.
Тут Лягушка мимо шла,
К теремочку подошла.
Лягушка. Это что за теремок, теремок?
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Ква – ква, тишина!
В теремочке я одна!
А из этого окна
Речка чистая видна.
Жить тут - просто загляденье:
Воздух чист, и нет сомнений –
Остаюсь тут навсегда - да, да, да!
Ведущий. Только свет зажгла Лягушка,
Появилась Мышь-норушка.
Мышка. Это что за теремок, теремок?
Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Лягушка. Я - Лягушка-квакушка!
А ты кто?
Мышка. А я - Мышка-норушка!
Пусти меня в дом,
Будем жить с тобой вдвоем.
Лягушка. Я пустить-то тебя рада,
Только мне грязнуль не надо!
Кругом дивна красота,
Пусть останется она.
Ведущий. Поселилась Мышь с Лягушкой –
Лупоглазою подружкой.
Топят печь, зерно толкут
Да блины в печи пекут.
Так живут они тихонько,
Ходят в лес они порой,
Только мусора вагоны
Не оставляют за собой:
Где найдут, какую банку,
Тут же вмиг ее возьмут,
Подберут и даже палку,
Чтоб без дела не лежала тут.
Вдруг явился на рассвете
Петушок горластый - Петя.
Петух. Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
Это что за теремок, теремок?
Он не низок, не высок, не высок.
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Лягушка и Мышка (вместе.)
Здесь живем мы - две подружки,
В чистом поле дом нашли,
А из грязного болота
Убежать теперь смогли.
А ты кто?
Петух. А я - Петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Разрешите здесь пожить,
Буду честно вам служить.
Спать я буду на дворе,
Петь я буду на заре.
Лягушка и Мышка (вместе.)
Так и быть, мы впустим в дом,
Только, чур, тебе поем:
Береги и ты природу,
Не бросай ты мусор в воду,
Охраняй от разных бед,
И не спи же ты в обед.
Ведущий. Вот живут они - Лягушка,
Петушок и Мышь-норушка;
Их водой не разольешь.
Вдруг явился серый Еж.
Еж. Это что за теремок, теремок?
Он не низок, не высок, не высок.
Кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто в невысоком живет?
Лягушка, Мышка и Петух (вместе).
Мы - веселые зверята,
В чистом поле дом нашли.
А ты кто?
Еж. Я колючий Ежик,
Ни головы, ни ножек.
Я из лесу к вам пришел,
Там беды большой подъем:
Люди там так отдыхают,
Сразу шум стоит такой,
Всех зверюшек распугают,
Мусор всюду оставляют.
Жить там стало невтерпеж –
Хоть куда девайся Еж.
Разрешите здесь пожить,
Буду терем сторожить.
Лучше нас, лесных ежей,
Нет на свете сторожей!
Лягушка, Мышка и Петух (вместе).
Так и быть, пожалуй, в дом,
Жить мы будем вчетвером.
Ведущий. Вот живут они, играют,
И печаль, и грусть не знают.
Не грозят им шум и гам,
Спят спокойно по ночам,
Воздух свеж и так приятен,
Нет от дыма и следа.
Хорошо живут зверята -
Всем довольные ребята.
В это время из берлоги
Вышел Мишка толстокожий,
Он мотает головой,
Рассуждает сам с собой.
Вдруг увидел - дом стоит,
Рядом реченька бежит. Он решил.
Медведь. Пойду туда,
Наломаю там бока!
Ведущий. Оттого он злой такой,
Кто-то разбудил его зимой,
Не дал Мишке крепко спать.
Стал он злым, стал всем мешать.
Если б люди всех любили,
Уважали бы зверей,
Не пошел бы Мишка бурый
Дом ломать у малышей.
Лишь вломился он в домок,
Рухнул в поле теремок.
Слайд 6 (теремок рухнул)
Лягушка, Мышка, Петух и Еж (вместе).
Что же ты наделал, Мишка?
Ты зачем сломал домишко?
Где же жить теперь зверятам?
Ты б не трогал этот дом -
Так прекрасно было в нем!
И пока жива природа,
Жить должно в ней много
Лесного народа.
Медведь. Я же вовсе не хотел
Обижать вас, братья!
А имея крупный вес,
Просто в гости я полез.
Ведущий. Вот так и люди поступают;
Имея силу, разум, власть,
Лесных зверей не уважают,
Куражатся над ними всласть.
Лягушка, Мышка, Петух и Еж (вместе).
Пусть все живут на свете вместе,
И только так спасем мы мир.
Ведь если каждый человек,
Устроил на поляне пир,
Захочет мусор свой забрать,
И потушить костер, залить,
Не будет каждая букашка
Свой новый дом опять искать.
Медведь. Но я же вовсе не хотел
Обидеть вас, друзья!
Я новый дом построить помогу
На радость вам, назло врагу.
Ведущий. И пошла у них работа!
Дом срубили за момент:
Он высокий и красивый,
И стоит как монумент.
За собой они убрали,
Мусор быстро весь собрали,
Чтоб не засорять окрестность,
Чтоб была красивой местность.
Так вот жили и живут
Экологию все чтут.
Слайд 8 (новый теремок)
Слайд 9 (высказывание Пришвина)
3амечательный писатель и большой любитель природы, М. Пришвин писал: «Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая Солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса и горы.
Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».
В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что экологический театр – нетрадиционное направление в работе. А это значит, для коллектива открываются новые возможности творческого поиска, результатом которого становятся не только новые постановки, но, прежде всего, новые знания об окружающем мире и о взаимозависимости человека и природы.
Слайд 10
Спасибо за внимание!