Получи документы

Рабочая программа для 4 класса «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с ТМНР

Марина Николаевна Иванова
Рабочая программа для 4 класса «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с ТМНР
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Рабочая программа «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся 4 классов с тяжёлыми и множественными нарушения развития разработана на основе адаптивной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Публикация «Рабочая программа для 4 класса „Речь и альтернативная коммуникация“ для обучающихся с Тмнр» размещена в разделах

Целью предмета «Речь и альтернативная коммуникация» является:

Обучение умственно отсталых детей со сложной структурой дефекта правильному произношению слова и правильному их употреблению, уметь отвечать на вопросы, выражать словами свои желания, передавать рассказы и картинки с простыми сюжетами.

Конкретно задачи работы по развитию речи и коммуникации учащихся четвертого класса сводятся к следующему:

• Изучение речевого развития учащихся;

• Исправление дефектов речи и отработка произносительных навыков;

• Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса;

• Развитие умения грамматически правильно оформлять предложения;

• Коррекция недостатков и совершенствование диалогической и монологической форм устной речи.

Общая характеристика учебного предмета

Для того, чтобы научить детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития правильно произносить слова и правильно их употреблять, уметь отвечать на вопросы, выражать словами свои желания, передавать содержание несложных рассказов и картинок с простым сюжетом, необходимы специальные систематические занятия по развитию речи.

Дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития должны уметь назвать то, что они видят в классе, в игровой комнате. Чтобы ускорить развитие речи плохо говорящих детей, необходимо заставлять их повторять слова учителя. Занятия по развитию речи хорошо проводить в форме игр, требующих вопросов и ответов («речевые игры»). Это оживляет занятия, пробуждает у детей интерес к ним.

Каждый урок по развитию речи должен быть посвящен одной какой-нибудь теме, взятой из окружающей действительности, при этом количество новых слов, сообщаемых на одном уроке, должно быть ограниченно, в противном случае ученики их не запомнят.

Нужно всячески стараться, чтобы дети умели оформить словесно свои желания и действия. С этой целью нужно ввести разучивание простейших фраз-просьб, фраз-приказаний и их выполнение.

Занятия по развитию речи должны быть направлены не на механическое заучивание детьми новых слов и оборотов речи, а на то, чтобы эти слова способствовали осмыслению практического опыта, приобретенного детьми на предметных уроках и экскурсиях.

В классах для обучения и воспитания детей - имбецилов даются первоначальные сведения о живой и неживой природе.

Задача состоит не только в том, чтобы дать определённые знания и навыки, но и в том, чтобы развивать умственно отсталых детей. Научить их использовать полученные знания в практической деятельности. Ознакомление с жизнью растений и животных учащиеся получают на предметных уроках, экскурсиях, практических занятиях. Дети ведут наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе и труде людей нашей природной зоны (в зависимости от местных условий)

На уроках учащиеся знакомятся с объектами на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая предметы и явления, дети учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения.

Экскурсии представляют собой учебные занятия, во время которых учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке.

Наблюдения во время экскурсий завершаются сбором материала для оформления в виде коллекций, гербариев и рисунков в тетрадях. Этот природный материал может быть использован на уроках занимательного труда, математики, рисования и на других уроках.

Практические работы помогают закреплению определённых умений и навыков. Для развития различных органов чувств полезно заниматься лепкой из глины или пластилина, изображать предметы в виде рисунков и аппликаций. Большую помощь в изучении материала окажут различные наглядные пособия, показ кино и диафильмов.

Экскурсии, наблюдения, практические работы развивают речь, память, внимание, наблюдаемость, логическое мышление детей. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами и явлениями природы, возбуждают у умственно отсталых детей интерес, стимулируют к деятельности. Эти уроки способствуют развитию коррекции личности школьника и необходимы в жизни.

Важное место в учебном процессе занимает коррекционно – развивающая направленность работы с обучающимися, которая обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию.

В результате коррекционно - развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей со сложной структурой дефекта. При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья на уроках применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в учебно-воспитательном процессе.

Традиционные технологии обучения в коррекционной работе являются основными. Они основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и учащихся. Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся. Одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.

Объяснительно–иллюстративные технологии можно применять в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом их применения является экономия времени, сохранение сил учителя и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.

Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей, путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.

Личностно-ориентированные технологии в школе - интернате направлены на организацию учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

Инновационные технологии. Чтобы идти в ногу со временем, обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимо овладевать основами компьютерной грамотности. Использование компьютерных приложений, которые позволяют делать учебный процесс более увлекательным и доступным.

Место учебного предмета в учебном плане

По учебному плану БОУ отводится 2 часа в неделю, итого 68 часа в год.

Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

• называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

• участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;

• составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия, названия и свойства изученных предметов и их частей; обобщающие названия изученных групп предметов;

• использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах.

Содержание учебного предмета

Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов, характеристика их по форме, цвету, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Простейшие обобщения предметов. Классификация предметов по образцу и показу.

Участие в беседе. Развитие вопросно-ответной, диалогической речи.

Просмотр кинофильмов и телепередач с последующим обсуждением. Подготовка к праздникам.

Программа предполагает работу по следующим разделам: Будем знакомы:

ТЕМАТИКА

Знакомство. Правила знакомства.

Овощи: Помидор, огурец, морковь Внешний вид плода. Вкус. Употребление в пищу.

Фрукты. Яблоко, груша. Внешний вид плода. Вкус. Употребление в пищу.

Ягоды (смородина, малина). Цвет, форма, вкус (описание по вопросам учителя).

Деревья (берёза). Название. Распознавание.

Растения (деревья, кусты, травы). Узнавание и различение.

Комнатные растения (герань). Название, распознавание. Уход за комнатными растениями. Цветы (роза, георгин). Название, распознавание.

Домашние животные (корова, кролик). Внешний вид, чем питается, какую пользу приносит человеку.

Дикие животные (волк, медведь). Части тела. Чем питается, как передвигается. Сходство и различие по внешнему виду. Изменения в жизни диких животных зимой и летом.

Птицы (ворона). Внешний вид. Где живёт, какую пользу приносит человеку. Бережное отношение к птицам.

Насекомые (муравей, муха, божья коровка). Название, внешний вид, где живут. Труд людей летом и осенью.

Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Названия осенних, зимних, весенних месяцев. Лето: солнечные, жаркие дни. Летние работы в деревне. Летние месяцы. Осень: дует холодный ветер. Часто идут дожди. Зима: снегопад, в морозную погоду снег скрипит под ногами, замерзли пруды, реки. Весна: пригревает солнце, на реке ледоход, разлив рек, первые проталины. Ведение календаря погоды по сезонам. Ежедневные наблюдения за погодой.

Экскурсии. Осенью сбор листьев и классификация их по величине, форме и принадлежность к породам деревьев. Зимой показать почки на ветках деревьев.

Провести наблюдения за распусканием почек в природе, на ветках, находящихся в классе. Весенняя экскурсия в сад (растения сада).

Дом, квартира, домашний адрес. Экскурсия в посёлок.

Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.

Семья. Родители и дети. Обязанности детей в группе.

Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.

Повторение.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

• называть предметы, характеризовать по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу) ;

• участвовать в беседе, полно отвечать на поставленный вопрос, используя слова данного вопроса;

• составлять простые нераспространенные предложения, распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов.

Учащиеся должны знать:

• названия изучаемых предметов и их частей;

• обобщающие названия изученных групп предметов.

Тематическое планирование

№ ур. Раздел, тема урока Сроки

Раздел 1. Будем знакомы (8) сентябрь

1,2 Давайте познакомимся

3 Правила поведения на уроке и на перемене

4,5 Знакомство во дворе

6,7 Рукавичка

8 Знакомство в гостях

Раздел 2. Растения нашей местности (9) октябрь

9 Комнатные растения

10,11 Что растёт в огороде

12,13 Что растёт в саду

14 Ягоды

15,16 Деревья и кусты

17 Грибы ноябрь

Раздел 3. Животные и птицы нашей местности (12)

18,19 Животные осенью

20,21 Перелётные и зимующие птицы

22,23 Домашние птицы и их детёныши

24,25 Домашние животные и их детёныши

26,27 Изменения в природе зимой декабрь

28,29 Время года – зима. Как зимуют звери

Раздел 4. Новогодние чудеса (7)

30,31 Готовимся к празднику

32,33 Новогодние чудеса

34 Новогодние чудеса январь

35,36 Зимняя прогулка

Раздел 5. Наш дом (16)

37,38 Посёлок, улица, дом. Адрес

39 Правила безопасности на улице

40,41 Правила дорожного движения февраль

42,43 Наш дом

44,45 Наша семья. Родственники.

46,47 Помощники

48,49 Спокойной ночи март

50,51 Доброе утро!

Раздел 8. Пришла весна (16)

52-54 Месяцы весны

55,56 Весна пришла апрель

57-59 Кто как весну встречает

60-62 Раннецветущие растения

63-65 Насекомые. Жуки. Бабочки май

66-68 Скоро лето

Описание материально-технические обеспечения образовательного процесса

Исходя из целей современного начального образования, предлагаемый перечень материально-технического обеспечения составлен с учё том следующих требований:

-создание материально-технической поддержки процесса обучения, развития и воспитаниям младших школьников с ОВЗ (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения, формирование коммуникативных, художественных, трудовых и др. умений и т. п.);

-создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования и пр., а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования и др.)

• Комарова С. В. Устная речь. 2 класс : учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / С. В. Комарова. – М. : Просвещение, 2011. – 95с.

• От осени до лета/ сост. Л. А. Владимирская. Волгоград: Учитель, 2006.

• Подрезова, Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Времена года. Лес. Грибы/ Т. И. Подрезова. – М. :Айрис –пресс, 2010.

• Подрезова, Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Дикие животные и птицы/ Т. И. Подрезова. – М. :Айрис –пресс, 2010.

• Подрезова, Т. И. Материал к занятиям по развитию речи. Домашние животные и птицы/ Т. И. Подрезова. – М. :Айрис –пресс, 2008.

• Развитие речи. 2 класс : конспекты уроков/ авт. - сост. Е. М. Матвеева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 169с.

• Соколова О. С. Путешествие в сказку: учебно-методический комплекс. В2 ч. Ч. 1., Ч. 2./ О. С. Соколова, под ред. Е. Ю. Головинской. Самара: Совр. образоват. технологии; М:ТИД «Русское слово – РС», 2010.

• Тематический словарь в картинках. Азбука действий: Кто что делает? М. : Школьная Пресса, 2009. – 56с. сост. Н. Л. Шестерина.

• Шинкарчук С. А. Правила безопасности дома и на улице. /ШинкарчукС. А. СПб. :Издательский Дом «Литера», 2008.

• Шорыгина,Т. А. Какие месяцы в году?/ Т. А. Шорыгина. – М. : «Издательство ГНОМ и Д», 2009.

- Демонстрационные материалы «Насекомые», «Птицы», «Деревья», «Рыбы морские и пресноводные», «Инструменты», «Тело человека», «Город. Улица. Дом. Квартира. Мебель», «Времена года», «Фрукты. Овощи. Ягоды. Грибы»

-Набор печатных букв, слогов, слов, предложений

-Касса букв и сочетаний

-Детские книги разных типов и жанров из круга детского чтения

-Наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с тематикой

-Настольные развивающие игры, лото, викторины.

Технические средства обучения

-Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы

Планируемые результаты (на уровень обучения) :

Предполагается, что к концу обучения (4 класс) по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» учащиеся по возможности будут:

• называть/показывать/использовать предметы по назначению, давать характеристику предмета, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;

• использовать жест, мимику для выражения приветствия, др.

• понимать названия и свойства изученных предметов и их частей;

• понимать обобщающие названия изученных групп предметов;

• использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми;

• выполнять правила поведения в общественных местах.

Публикации по теме:

Программа «Речь и альтернативная коммуникация» для 1 класса обучающихся с нарушением интеллекта Программа «Речь и альтернативная коммуникация» 1 класс (2 год) обучения. Пояснительная записка Общение – неотъемлемая составляющая социальной.

Рабочая программа кружка для 1 класса «Музыкальная гостиная» ПРИНЯТА СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНА на педсовете Зам. директора по УВР приказом директора протокол № 02 ___В. Н. Андреенкова МБОУ «Ивановская.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка…. 3 2. Роль учебного предмета в достижении результатов освоения основной образовательной.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса Изучение предмета направлено на достижение целей: • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости,.

Рабочая программа по литературному чтению на украинском языке для 3 класса Пояснювальна записка Робоча програма з «Літературного читання» для 3 класу розроблена на основі Державного освітнього стандарту початкової.

Рабочая программа по математике для 3 класса Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Математика» для 3 класса разработана на основе Примерной программы для образовательных.

Рабочая программа по музыке для 3 класса Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Музыка» для 3 класса разработана на основе Примерной программы для образовательных организаций.

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Окружающий мир» для 3 класса разработана на основе Примерной программы для образовательных.

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются: • познавательная цель, которая предполагает ознакомление учащихся с.

Рабочая программа по технологии для 3 класса Пояснительная записка Рабочая программа предмета «Технология» для 3 класса разработана на основе Примерной программы для образовательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа для 4 класса «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с ТМНР
Опубликовано: 5 ноября 2018 в 09:11
+62Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа для 4 класса «Речь и альтернативная коммуникация» для обучающихся с ТМНР» (включая файлы) размещена пользователем Марина Николаевна Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД