Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников»

Наталья Геранимус
Мастер-класс для педагогов «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель мастер-класса – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.

Задачи:

- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической сказки;

- способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно - эмоционального отношения к экологической сказке.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников“» размещена в разделах

Ход мастер - класса

-Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Друзья, давайте улыбнёмся!

В мир детства с вами окунёмся.

И зимним теплым днём

Свой опыт повышать начнём.

Хочу представить тему экологического воспитания. И в своем мастер-классе постараюсь вас познакомить с работой с детьми через экологические сказки.

В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей планеты экологическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальным. Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.

Игра с залом - на экране

Слайд 2

- Что общего между этими картинками?

Слайд 3 Экология

Слайд 4

- Что общего между этими картинками?

Слайд 5 Сказка

- как можно объединить эти два слова?

Слайд 6 Экологическая сказка

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь. Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды - пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла.

А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», дается понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т. д.

Часто мы используем народные сказки, так как они во многом «экологичны» : в них отражается отношение людей к окружающему миру, взаимоотношение людей со средой обитания.

Экологические сказки помогают усвоить определенный материал. Например, если мы хотим выяснить, как наши дети усвоили информацию об обитателях почвы и их приспособленности к окружающей среде и друг к другу, мы придумываем короткую сказку, в которой встречаются крот и дождевой червяк. Как они будут себя вести, что делать?

Я вам предлагаю обыграть экологическую сказку «Репка на новый лад».

«Сказка репка на новый лад»

А теперь давайте посмотрим экологическую сказку

Приложение №1 Сценарий сказки «Репка на новый лад»

Вед: Посадил дед репку, а еще морковь, капусту и лук. И стал ждать… Много времени прошло, но ничего не растет у деда в огороде.

Позвал дед бабку.

Дед:- Бабка посмотри, вот посадил я репку, морковь, капусту и лук. Но почему-то у меня ничего не растет. Как быть? Что делать?

Бабка:

- Как что? –

ВЕД:- отвечает бабка.

Бабка: -Так ведь огород-то свой поливать надо!

Вед: Делать нечего, пошел дед за водой. Приносит воду, а вода в ведре мутная, грязная, даже дна не видно.

Дед:- Смотри, бабка, какая вода грязная. Не знаю даже, можно ли такой водой огород поливать?

Бабка:- И я не знаю. Давай спросим у внучки.

Вед: Позвали дед с бабкой внучку. Пришла внучка.

Внучка:- Здравствуйте, мои родные! Зачем звали меня?

Бабка:- Внученька! Посадили мы овощи, хотели полить, а вода, посмотри, какая грязная! Можно ли такой водой огород поливать?

Внучка:- А где вы эту воду набирали?

Дед:- Так это…я в нашей реке воду набрал.

Внучка:- Что ты, дедушка, в нашу реку местный завод отходы сбрасывает, поэтому вода в ней грязная и отравленная. Ты пойди, дедушка, в лес, там за холмом родник увидишь, вода в нем чистая – пречистая.

Вед: Пошел дед в лес. Нашел родник. Набрал в роднике воды, принес и полил огород!

Стали наши герои ждать, когда же урожай будет. Но как ни ждали, ни гадали, а все равно не растут ни репка, ни морковь, ни капуста, ни лук.

Что же делать? Решили позвать Жучку. Прибежала Жучка.

Жучка. - Что звали меня, хозяева?

Дед:- Жучка! Помоги нам! Посадили мы овощи, полили чистой родниковой водой, а урожая нет. Ничего не растет!

Жучка. - Так может землю эту подрыхлить надо?

Вед: Взяла Жучка грабли, начала землю рыхлить, а там, из-под земли….и пакеты, и банки, и газеты старые и даже чей-то древний башмак…

Жучка. - Ох, не справлюсь я! Позову-ка я Кошку и Мышку!

Вед: Прибежали и Кошка, и Мышка.

Жучка:- Друзья, посмотрите сколько здесь мусора. Помогите мне, пожалуйста, очистить эту землю!

Вед: Долго работали Жучка, Кошка и Мышка. А после всех работ, прошло совсем немного времени, и выросли у деда в огороде овощи, да такие красивые, сочные…всем на загляденье!

Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности.

Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»

Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса.

Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", -сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик", -возразила Маша. Зима в лесу -любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка -сказал Петя, -Давайте ее поймаем.»

Ошибки:

1. Скворцы улетают в теплые края

2. Лиственница единственное хвойное дерево с которого каждый год

опадают иголки, а весной вырастают снова.

3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.

4. Белки в спячку не впадают.

5. Зимой появляются птенцы у клеста.

6. Нельзя ловить лесных птиц –в неволе они погибнут.

Вывод: С помощью сказок-путаниц, дети выявляют ошибки из заранее полученных знаний. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе.

Игра в группах.

Мне понадобятся 2 группы:

1 группа - вам необходимо дополнить уже существующую сказку, чтобы получилась экологическая, затем вы нам ее прочитаете.

Мы с детьми любим сочинять сказки, а так же их дополнять. И сейчас я предлагаю вам дополнить уже существующую сказку.

Однажды в нашем селе появился злой-презлой Клякса. Он не хотел, чтобы люди радовались и их лица освещали улыбки. Тогда он задумал напакостить людям и создал неблагоприятные условия для жизни. Сначала он отвел сточные трубы от фабрики в овраг и там образовалось мертвое озеро. В нем никто не мог купаться, там не водилась рыба и даже птицы не садились на поверхность воды. А рядом с мертвым озером он создал такие же мертвые горы, на склонах которых ничего не росло и животные не водились. А для людей он приготовил очередной неприятный сюрприз: загрязненный воздух вокруг озера. Один смелый человек по имени Бурибай не захотел мириться с проделками злого Кляксы и решил бороться с ним – совершать добрые дела, а жители поддержали его.

Вывод: Эта сказка побуждает детей задуматься над проблемой загрязнения окружающей среды и значении труда человека в её защите. Люди не могут жить без городов, заводов и фабрик, но все надо делать так, чтобы природа при этом не пострадала.

В заключении скажем, что при создании экологических сказок, необходимо учитывать специфику детского возраста. В сказках растения, деревья, горы и животные разговаривают, совершают плохие и хорошие поступки, вызывающие у маленьких слушателей сочувствие, гнев, досаду, нежность и радость.

Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое, увидел перспективы решения проблемы в личной и профессиональной деятельности, и возможно ощутил преимущества экологической сказки в воспитании детей.

Зайчик и Медвежонок

Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте. Однажды Зайчик и Медвежонок пошли гулять по лесу…

(Они взяли с собой еду и отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке.)

2группа - вам необходимо уже существующую сказку обыграть.

Экологическая сказка «Ежик и заяц»

(ведущий раздает текст и маски)

Ведущий: Жил был ежик. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь, но ежику это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу. Идет ежик, гуляет и вдруг ему навстречу бежит заяц.

Ежик: «Здравствуй зайчик! Ты почему такой грустный?»

Заяц: «Здравствуй ежик! А чему радоваться то, ты посмотри,какая погода, все утро дождь идет, настроение отвратительное».

Ежик: «Зайчик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце».

Заяц: «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»!

Ежик: «Ага,зайчик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья, трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».

Заяц: «Да ну ежик, я тебе не верю».

Ежик: «А давай проверим»?

Заяц: «И как же это мы будем проверять»?

Ежик: «Очень просто, вот держи заяц букет цветов, это тебе подарок от меня».

Заяц: «Ой, спасибо ежик ты настоящий друг»!

Ежик: «Зайчик и ты мне подари цветы».

Заяц: «Да запросто, держи».

Ежик: «А теперь зайчик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты зайчик тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».

Заяц: «Хорошо ежик.

Ведущий: Прошло три дня. Ёж как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками.

Гуляет он и вдруг навстречу ему заяц скачет.

Ежик: Зайчик, ты, что опять грустишь»? Дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться».

Заяц: «Да чему ежик- то радоваться. Цветы, которые ты мне подарил, засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок».

Ежик: «Зайчик, а ты понял, почему твои цветы засохли»?

Заяц: «Конечно, понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в вазе без воды».

Ежик: «Да дружок, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь - это капельки воды, которые падают на землю и питают все цветы, растения. Деревья. Поэтому нужно радоваться всему и дождику и солнышку».

Заяц: «Ежик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг»!

Игра с залом

Произнести скороговорку :

«РОЕТ ЗЕМЛЮ СТАРЫЙ КРОТ, РАЗРЫВАЕТ ОГОРОД»

с разной интонацией (громко, тихо, быстро, медленно).

Для чего мы выполняли эти упражнения?

(для развития интонационной выразительности)

Первая группа зачитывает сказку залу.

Вторая проигрывает свою сказку.

Итак, мы с вами посмотрели и послушали сказки наших коллег, но какие же этапы работы с экологической сказкой мы можем с вами теперь выделить:

1 Чтение сказок.

2 Составление новых или дополнение уже существующих сказок.

3 Театрализация сказок.

4. Исправление ошибок в сказках.

-Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое, увидел перспективы решения проблемы в личной и профессиональной деятельности, и возможно ощутил преимущества экологической сказки в воспитании детей.

- Я хочу закончить наш мастер-класс словами Жана Жака Руссо:

«Вы - талантливы все»!

Я стараюсь увлечь его этим видом деятельности, помня высказывание мудреца : «Ребёнок - это не только сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь».

Я хочу пожелать успехов в вашей не легкой работе и надеюсь, что этот мастер-класс поможет вам в этом!

Список литературы:

1. Баринова Е. В. Учимся любить природу/Е. В. Баринова –Пособие для детских садов, Ростов - на -Дону Феникс,2014.

2. Фадеева Г. А. Экологические сказки /Г. А Фадеева. - Волгоград: учитель,2003.

3. Корнилова В. М Экологическое окно в детском саду /В. М. Корнилова- Воспитатель. Москва 2008.

4. Смирнова В. В. Тропинка в природу/В. В. Смирнова. - санкт- Петербург 2001.

5. Рыжова Н. А. Экологические рассказы, сказки и праздники/Н. А. Рыжова. - Москва 2002

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов на тему «Лэпбук как средство речевого и познавательного развития дошкольников» Что такое лэпбук и как его использовать? Всё новое это хорошо забытое старое. Лэпбук не исключение. Если вернемся мысленно в прошлое, то.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения» Подготовила и провела воспитатель МБДОУ д/с №36 г. Таганрога Комарь Ольга Владимировна. Целью данного мастер-класса является повышение уровня.

Мастер-класс для воспитателей «Экологические сказки» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 29» (МАДОУ № 29) Ул. Белинского, д.

Мастер-класс «Лингвистические сказки как средство речевого развития дошкольников» Мастер-класс «Лингвистические сказки как средство речевого развития дошкольников» Цель: Создать условия для формирования знаний у педагогов.

Музыкальное сопровождение театрализованной деятельности, как средство формирования основ музыкальной культуры дошкольников Для реализации целей Федерального Государственного Стандарта Дошкольного Образования (социализация и индивидуализация развития детей дошкольного.

Презентация на тему «Экологические сказки как эффективное средство экологического воспитания дошкольников» Экологическая сказка – это литературное произведение, отражающее природные явления, объекты природы, взаимосвязи и взаимозависимости, существующие.

Театральная студия как средство формирования основ экологической культуры старших дошкольников Сообщение Наша театрализованная студия «Чародеи» существует уже 2-ой год. Основная цель направлена на формирование основ экологической.

Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников Задачи: - совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической сказки; - способствовать творческому поиску педагогов.

Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников[/b] Природа оказывает на ребенка не только воспитательное,.

Экологические акции как форма работы с детьми и родителями по формированию экологической культуры и образованияЭкологические акции как форма работы с детьми и родителями по формированию экологической культуры и образования Детский сад «Василёк» - это образовательное учреждение, в котором экологическое образование и воспитание дошкольников, является приоритетным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников»
Опубликовано: 5 октября 2018 в 07:31
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Геранимус (УИ 1057811) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД