Наталья Геранимус
Мастер-класс для педагогов «Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер-класса – оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.
Задачи:
- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической сказки;
- способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно - эмоционального отношения к экологической сказке.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Экологические сказки как средство формирования экологической культуры дошкольников“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экологические сказки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Ход мастер - класса
-Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Друзья, давайте улыбнёмся!
В мир детства с вами окунёмся.
И зимним теплым днём
Свой опыт повышать начнём.
Хочу представить тему экологического воспитания. И в своем мастер-классе постараюсь вас познакомить с работой с детьми через экологические сказки.
В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей планеты экологическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальным. Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.
Игра с залом - на экране
Слайд 2
- Что общего между этими картинками?
Слайд 3 Экология
Слайд 4
- Что общего между этими картинками?
Слайд 5 Сказка
- как можно объединить эти два слова?
Слайд 6 Экологическая сказка
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь. Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды - пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла.
А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», дается понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т. д.
Часто мы используем народные сказки, так как они во многом «экологичны» : в них отражается отношение людей к окружающему миру, взаимоотношение людей со средой обитания.
Экологические сказки помогают усвоить определенный материал. Например, если мы хотим выяснить, как наши дети усвоили информацию об обитателях почвы и их приспособленности к окружающей среде и друг к другу, мы придумываем короткую сказку, в которой встречаются крот и дождевой червяк. Как они будут себя вести, что делать?
Я вам предлагаю обыграть экологическую сказку «Репка на новый лад».
«Сказка репка на новый лад»
А теперь давайте посмотрим экологическую сказку
Приложение №1 Сценарий сказки «Репка на новый лад»
Вед: Посадил дед репку, а еще морковь, капусту и лук. И стал ждать… Много времени прошло, но ничего не растет у деда в огороде.
Позвал дед бабку.
Дед:- Бабка посмотри, вот посадил я репку, морковь, капусту и лук. Но почему-то у меня ничего не растет. Как быть? Что делать?
Бабка:
- Как что? –
ВЕД:- отвечает бабка.
Бабка: -Так ведь огород-то свой поливать надо!
Вед: Делать нечего, пошел дед за водой. Приносит воду, а вода в ведре мутная, грязная, даже дна не видно.
Дед:- Смотри, бабка, какая вода грязная. Не знаю даже, можно ли такой водой огород поливать?
Бабка:- И я не знаю. Давай спросим у внучки.
Вед: Позвали дед с бабкой внучку. Пришла внучка.
Внучка:- Здравствуйте, мои родные! Зачем звали меня?
Бабка:- Внученька! Посадили мы овощи, хотели полить, а вода, посмотри, какая грязная! Можно ли такой водой огород поливать?
Внучка:- А где вы эту воду набирали?
Дед:- Так это…я в нашей реке воду набрал.
Внучка:- Что ты, дедушка, в нашу реку местный завод отходы сбрасывает, поэтому вода в ней грязная и отравленная. Ты пойди, дедушка, в лес, там за холмом родник увидишь, вода в нем чистая – пречистая.
Вед: Пошел дед в лес. Нашел родник. Набрал в роднике воды, принес и полил огород!
Стали наши герои ждать, когда же урожай будет. Но как ни ждали, ни гадали, а все равно не растут ни репка, ни морковь, ни капуста, ни лук.
Что же делать? Решили позвать Жучку. Прибежала Жучка.
Жучка. - Что звали меня, хозяева?
Дед:- Жучка! Помоги нам! Посадили мы овощи, полили чистой родниковой водой, а урожая нет. Ничего не растет!
Жучка. - Так может землю эту подрыхлить надо?
Вед: Взяла Жучка грабли, начала землю рыхлить, а там, из-под земли….и пакеты, и банки, и газеты старые и даже чей-то древний башмак…
Жучка. - Ох, не справлюсь я! Позову-ка я Кошку и Мышку!
Вед: Прибежали и Кошка, и Мышка.
Жучка:- Друзья, посмотрите сколько здесь мусора. Помогите мне, пожалуйста, очистить эту землю!
Вед: Долго работали Жучка, Кошка и Мышка. А после всех работ, прошло совсем немного времени, и выросли у деда в огороде овощи, да такие красивые, сочные…всем на загляденье!
Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности.
Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»
Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса.
Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", -сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик", -возразила Маша. Зима в лесу -любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка -сказал Петя, -Давайте ее поймаем.»
Ошибки:
1. Скворцы улетают в теплые края
2. Лиственница единственное хвойное дерево с которого каждый год
опадают иголки, а весной вырастают снова.
3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.
4. Белки в спячку не впадают.
5. Зимой появляются птенцы у клеста.
6. Нельзя ловить лесных птиц –в неволе они погибнут.
Вывод: С помощью сказок-путаниц, дети выявляют ошибки из заранее полученных знаний. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе.
Игра в группах.
Мне понадобятся 2 группы:
1 группа - вам необходимо дополнить уже существующую сказку, чтобы получилась экологическая, затем вы нам ее прочитаете.
Мы с детьми любим сочинять сказки, а так же их дополнять. И сейчас я предлагаю вам дополнить уже существующую сказку.
Однажды в нашем селе появился злой-презлой Клякса. Он не хотел, чтобы люди радовались и их лица освещали улыбки. Тогда он задумал напакостить людям и создал неблагоприятные условия для жизни. Сначала он отвел сточные трубы от фабрики в овраг и там образовалось мертвое озеро. В нем никто не мог купаться, там не водилась рыба и даже птицы не садились на поверхность воды. А рядом с мертвым озером он создал такие же мертвые горы, на склонах которых ничего не росло и животные не водились. А для людей он приготовил очередной неприятный сюрприз: загрязненный воздух вокруг озера. Один смелый человек по имени Бурибай не захотел мириться с проделками злого Кляксы и решил бороться с ним – совершать добрые дела, а жители поддержали его.
Вывод: Эта сказка побуждает детей задуматься над проблемой загрязнения окружающей среды и значении труда человека в её защите. Люди не могут жить без городов, заводов и фабрик, но все надо делать так, чтобы природа при этом не пострадала.
В заключении скажем, что при создании экологических сказок, необходимо учитывать специфику детского возраста. В сказках растения, деревья, горы и животные разговаривают, совершают плохие и хорошие поступки, вызывающие у маленьких слушателей сочувствие, гнев, досаду, нежность и радость.
Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое, увидел перспективы решения проблемы в личной и профессиональной деятельности, и возможно ощутил преимущества экологической сказки в воспитании детей.
Зайчик и Медвежонок
Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте. Однажды Зайчик и Медвежонок пошли гулять по лесу…
(Они взяли с собой еду и отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке.)
2группа - вам необходимо уже существующую сказку обыграть.
Экологическая сказка «Ежик и заяц»
(ведущий раздает текст и маски)
Ведущий: Жил был ежик. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь, но ежику это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу. Идет ежик, гуляет и вдруг ему навстречу бежит заяц.
Ежик: «Здравствуй зайчик! Ты почему такой грустный?»
Заяц: «Здравствуй ежик! А чему радоваться то, ты посмотри,какая погода, все утро дождь идет, настроение отвратительное».
Ежик: «Зайчик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце».
Заяц: «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»!
Ежик: «Ага,зайчик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья, трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».
Заяц: «Да ну ежик, я тебе не верю».
Ежик: «А давай проверим»?
Заяц: «И как же это мы будем проверять»?
Ежик: «Очень просто, вот держи заяц букет цветов, это тебе подарок от меня».
Заяц: «Ой, спасибо ежик ты настоящий друг»!
Ежик: «Зайчик и ты мне подари цветы».
Заяц: «Да запросто, держи».
Ежик: «А теперь зайчик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты зайчик тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».
Заяц: «Хорошо ежик.
Ведущий: Прошло три дня. Ёж как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками.
Гуляет он и вдруг навстречу ему заяц скачет.
Ежик: Зайчик, ты, что опять грустишь»? Дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться».
Заяц: «Да чему ежик- то радоваться. Цветы, которые ты мне подарил, засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок».
Ежик: «Зайчик, а ты понял, почему твои цветы засохли»?
Заяц: «Конечно, понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в вазе без воды».
Ежик: «Да дружок, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь - это капельки воды, которые падают на землю и питают все цветы, растения. Деревья. Поэтому нужно радоваться всему и дождику и солнышку».
Заяц: «Ежик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг»!
Игра с залом
Произнести скороговорку :
«РОЕТ ЗЕМЛЮ СТАРЫЙ КРОТ, РАЗРЫВАЕТ ОГОРОД»
с разной интонацией (громко, тихо, быстро, медленно).
Для чего мы выполняли эти упражнения?
(для развития интонационной выразительности)
Первая группа зачитывает сказку залу.
Вторая проигрывает свою сказку.
Итак, мы с вами посмотрели и послушали сказки наших коллег, но какие же этапы работы с экологической сказкой мы можем с вами теперь выделить:
1 Чтение сказок.
2 Составление новых или дополнение уже существующих сказок.
3 Театрализация сказок.
4. Исправление ошибок в сказках.
-Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое, увидел перспективы решения проблемы в личной и профессиональной деятельности, и возможно ощутил преимущества экологической сказки в воспитании детей.
- Я хочу закончить наш мастер-класс словами Жана Жака Руссо:
«Вы - талантливы все»!
Я стараюсь увлечь его этим видом деятельности, помня высказывание мудреца : «Ребёнок - это не только сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь».
Я хочу пожелать успехов в вашей не легкой работе и надеюсь, что этот мастер-класс поможет вам в этом!
Список литературы:
1. Баринова Е. В. Учимся любить природу/Е. В. Баринова –Пособие для детских садов, Ростов - на -Дону Феникс,2014.
2. Фадеева Г. А. Экологические сказки /Г. А Фадеева. - Волгоград: учитель,2003.
3. Корнилова В. М Экологическое окно в детском саду /В. М. Корнилова- Воспитатель. Москва 2008.
4. Смирнова В. В. Тропинка в природу/В. В. Смирнова. - санкт- Петербург 2001.
5. Рыжова Н. А. Экологические рассказы, сказки и праздники/Н. А. Рыжова. - Москва 2002