Нестерова Татьяна Сергеевна
Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической сказки;
- способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно - эмоционального отношения к экологической сказке.
Ход мастер класса:
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я продолжу тему экологического
Публикация «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников» размещена в разделах
воспитания и в своем мастер-классе постараюсь вас познакомить с технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.
В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей планеты экологическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальным. Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.
Игра с залом- на экране появляются картинки.
- что общего между этими картинками? (экология)
- что общего между этими картинками? (сказка)
- как можно объединить эти два слова? (Экологическая сказка)
«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы
знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям.
Причем, это происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь. Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла?
Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды - пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла.
А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», дается понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т. д.
Часто мы используем народные сказки, так как они во многом «экологичны» : в них отражается отношение людей к окружающему миру, взаимоотношение людей со средой обитания.
Экологические сказки помогают усвоить определенный материал. Например, если мы хотим выяснить, как наши дети усвоили информацию об обитателях почвы и их приспособленности к окружающей среде и друг к другу, мы придумываем короткую сказку, в которой встречаются крот и дождевой червяк. Как они будут себя вести, что делать?
Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе.
Задание участникам мастер-класса.
Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу».
Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под
нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса.
Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик", - возразила Маша.
Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка - сказал Петя, -Давайте ее поймаем.» (на выполнение задания отводится 3 мин)
Ошибки:
1. Скворцы улетают в теплые края
2. Лиственница единственное хвойное дерево с которого каждый год
опадают иголки, а весной вырастают снова.
3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.
4. Белки в спячку не впадают.
5. Зимой появляются птенцы у клеста.
6. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут.
А теперь я предлагаю вам обыграть экологическую сказку «Ежик и заяц».
Ведущий: Жил был ежик. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь, но ежику это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу. Идет ежик, гуляет и вдруг ему навстречу бежит заяц.
Ежик: «Здравствуй зайчик! Ты почему такой грустный?»
Заяц: «Здравствуй ежик! А чему радоваться то, ты посмотри, какая погода, все утро дождь идет, настроение отвратительное».
Ежик: «Зайчик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце».
Заяц: «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»!
Ежик: «Ага,зайчик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья,
трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».
Заяц: «Да ну ежик, я тебе не верю».
Ежик: «А давай проверим»?
Заяц: «И как же это мы будем проверять»?
Ежик: «Очень просто, вот держи заяц букет цветов, это тебе подарок от меня».
Заяц: «Ой, спасибо ежик ты настоящий друг»!
Ежик: «Зайчик и ты мне подари цветы».
Заяц: «Да запросто, держи».
Ежик: «А теперь зайчик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем
каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты зайчик тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».
Заяц: «Хорошо ежик.
Ведущий: Прошло три дня. Ёж как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками. Гуляет он и вдруг навстречу ему заяц скачет.
Ежик: Зайчик, ты, что опять грустишь»? Дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться». Заяц: «Да чему ежик- то радоваться. Цветы, которые ты мне подарил, засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок».
Ежик: «Зайчик, а ты понял, почему твои цветы засохли»?
Заяц: «Конечно, понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в вазе без воды».
Ежик: «Да дружок, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь – это капельки воды, которые падают на землю и питают все цветы, растения. Деревья. Поэтому нужно радоваться всему и дождику и солнышку».
Заяц: «Ежик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг»!
Сейчас я предлагаю вам дополнить уже существующую сказку.
Алгоритм составления сказок.
1. Определяется место, где будут разворачиваться события, это место
обозначается каким-либо словом.
ПР: лес.
2. Перечисляются неодушевленные объекты, типичные для этого места.
3. Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека:
хвастливые, важный, веселые, грустный. Наделять объекты нужно
разноплановыми характеристиками.
4. Идет описание жизни этих объектов в данном месте. Все они выполняют свои функции, их единственная особенность заключается в том, что они умеют думать и чувствовать, как люди
5. Описывается случай.
6. Составляется текст от имени каждого героя (в виде монолога) по
отношению к случаю.
7. Выводятся жизненные правила, которые вкладываются в уста мудрого объекта.
8. Из выведенных правил составляется общее, которое бы подходило к
разным:
9. Придумывается название сказки, которое начинается одним из следующих способов: «История, подслушанная.», «История, которая произошла там - то.», «Как кто - то учился мудрости».
Зайчик и Медвежонок
Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте.
Однажды Зайчик и Медвежонок пошли гулять по лесу. Они взяли с собой еду и отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке.
Итак, мы с вами посмотрели и послушали сказки наших коллег, но какие же этапы работы с экологической сказкой мы можем с вами теперь выделить:
1 Чтение сказок.
2 Составление новых или дополнение уже существующих сказок.
3 Театрализация сказок.
4. Исправление ошибок в сказках.
-Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно
работать. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое,
увидел перспективы решения проблемы в личной и профессиональной
деятельности, и возможно ощутил преимущества экологической сказки в воспитании детей.
- Я хочу закончить наш мастер-класс словами Жана Жака Руссо:
«Вы – талантливы все»!
Список литературы:
1. Баринова Е. В. Учимся любить природу/Е. В. Баринова -Пособие. для
детских садов, Ростов – на –Дону Феникс,2014.
2. Фадеева Г. А. Экологические сказки /Г. А Фадеева. - Волгоград: учитель,2003.
3. Корнилова В. М Экологическое окно в детском саду /В. М. Корнилова-
Воспитатель. Москва 2008.
4. Смирнова В. В. Тропинка в природу/В. В. Смирнова. - санкт- Петербург 2001.
5. Рыжова Н. А. Экологические рассказы, сказки и праздники /Н. А. Рыжова. -