Юлия Герасимова
Программа коррекционно-развивающих занятий «Круг» с детьми с ТМНР. Первый этап
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка.
КРУГ – «это ритмически организованное, недлительное по времени занятие, эмоционально и сенсорно наполненное играми, направленное на стимуляцию активного участия ребёнка в общей игре, на развитие его коммуникативных возможностей, эмоциональной сферы и возможностей саморегуляции».
Цель занятия КРУГ : формирование у детей мотивации общения и освоение различных форм взаимодействия с другими детьми.
Публикация «Программа коррекционно-развивающих занятий „Круг“ с детьми с Тмнр, Первый этап» размещена в разделах
- Геометрические фигуры. Конспекты занятий по математике
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
Данная форма занятия позволяет решать как общие задачи социализации и развития эмоционально-волевой сферы ребёнка, так и непосредственно связанные с особенностями нарушения развития детей.
Цель программы - создание коррекционно-развивающей среды для детей с тяжелыми множественными нарушениями, способной выполнять следующие задач программы :
- стимулировать сенсорную и эмоциональную сферу;
- развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие;
- работать с непроизвольными формами памяти;
развивать предметно-манипулятивную деятельность;
формировать навыки выполнения действий «рука в руке».
Содержание Круга
Основные составляющие Круга :
1) приветствие;
2) ритмические игры с эмоциональным заражением;
3) сенсорные игры;
4) игры на подражание;
5) игры по правилам;
6) окончание Круга.
Начало и конец занятия всегда четко обозначаются.
Круг начинается с приветствия.
Для проведения занятия все участники садятся в круг, Аня и Света сидят на стульчике. Форма круга ограничивает пространство и помогает сконцентрироваться. Все педагоги, кроме ведущего наравне с детьми выполняют все задания и участвуют в играх. Взрослый помогает ребёнку, испытывающему трудности.
Важным является то, что КРУГ должен проходить в одно и то же время (в начале дня).
Взрослые начинают собственно приветствие: поют про каждого ребенка короткую песенку, содержащую его имя:
А где у нас Аня? (руками показываем жест - где) обращаемся ко всем детям - где Аня?
Затем рукой ребенка показываем на нее
Вот Аня! (дети показывают пальцем или рукой на Аню)
Я Аня! (Аня сама или с помощью педагога показывает на себя)
Приветствие нараспев:
"Здравствуй Аня, как твои дела?"
- А где у Ани ушки?
Показываем на ушки ребенка взяв ее руки в свои, "находим" ушки
- А где у Ани щечки?
Показываем на щечки ребенка взяв ее руки в свои, "находим" щечки
- А где у Ани глазки?
Показываем на глазки ребенка взяв ее руки в свои, "находим" глазки
- А где у Ани ручки?
Показываем ручки ребенка взяв ее руки в свои, "находим" руки
Здравствуй Аня друг хороший, ты похлопай нам в ладоши! Раз, два, три (хлопаем руками ребенка) ты нас за руки возьми! Вот и поздоровались!
Это помогает ребенку почувствовать себя членом группы. Дети начинают обращать внимание друг на друга, радоваться встрече.
Подходим к каждому ребенку, называем имя, поем песенку, «находим» части тела (ушки, щечки, ручки, ушки, лоб и т. д.).
Сенсорные и ритмические игры
Сенсорные и ритмические игры – основное наполнение «Круга». Они помогают создать благоприятный эмоциональный фон в группе, привлекают внимание и стимулируют активность детей.
На занятии «Круг», в первую очередь, мы используем сенсорную насыщенность и ритмические игры.
Большинство игр содержат одновременно и яркую сенсорную составляющую, и ритмическую организацию.
Другие игры можно считать в большей степени сенсорными, ритмическая же составляющая может нивелироваться (например, если детям дают возможность погрузиться в сенсорное ощущение, продлив его на достаточно долгое время). Можно, например, вместе рассматривать интересную игрушку. Более сложной для детей может быть задача передавать по кругу звучащую или вибрирующую игрушку, шишку, раковину с «шумом моря», баночки с запахами, зеркальце и т. д. На занятии можно играть с солнечным зайчиком, фонариком, накрываться всем вместе покрывалом или по очереди накрывать и искать каждого ребенка. Можно слушать игру на флейте, заводить и слушать музыкальную шкатулку, а потом прятать и искать ее, чтобы снова послушать. Педагог может приносить на занятие разнообразные природные материалы – листья, снег, сосульку. Это особенно важно для детей, помогает получить жизненный опыт.
Сенсорные игры в кругу помогают поднять эмоциональный тонус ребенка, позволяют ему увидеть эмоциональную реакцию сверстников и взрослых и, следовательно, развивают его коммуникативные возможности. Отдельной задачей может стать ожидание своей очереди, способность передать привлекательную игрушку дальше по кругу.
Важную роль в организации поведения ребенка играет ритм. Вся наша жизнь организована ритмически: смена времен года, дня и ночи, события, составляющие наш обычный день, – все они сменяют друг друга в определенной последовательности и наступают примерно в одно и то же время. Похоже устроено занятие «Круг» : игры следуют одна за другой, ребенок постепенно усваивает их последовательность, начинает ждать самую любимую игру, знает, когда занятие закончится.
С ритмом мы имеем дело и когда читаем стихи, поем песни, слушаем музыку. Внешний ритм, заданный педагогом, помогает ребенку организовать собственную активность: многим легче хлопать в ладоши или качать головой в ритме звучащего стихотворения или песни. Если движение ребенка подчинено внешнему ритму, ему легче и изменять его по ходу выполнения упражнения: остановиться, когда замолчал педагог, читающий стихотворение, увеличить темп или сменить само движение. В условиях ритмически организованного действия мы не даем ребенку инструкций, а создаем такую среду, в которой он сам включится в игру и будет совершать определенные повторяющиеся движения.
Таким образом, ритм как одна из обязательных характеристик игр занятия «Круг» выполняет как стимулирующую, так и регулирующую функцию, активизируя ребенка, побуждая его принять участие в предлагаемых ему играх, а также помогая организовать свою активность, соотнести ее с действиями других участников занятия.
Взрослые рассказывают стихи-потешки, сопровождая их простыми действиями (раскачивания, наклоны, хлопки и др.) и вовлекая детей в эти движения. Используются стихотворения с эмоциональной кульминацией, когда надо сделать акцентированное движение или дождаться яркого сенсорного впечатления – например, в игре «Вышли мыши как-то раз.» раздается громкий звон. Хорошо активизирует детей смена ритма (наличие пауз, изменение темпа) – например, в игре «Лунь плывет» чередуются два разных по характеру движения (плавное и энергичное). Все это помогает ребенку присоединиться к общему действию – сначала эмоционально, а потом и собственным движением. Важно, что к ребенку нет прямого обращения со стороны взрослого, требования выполнить какое-то движение – он делает это сам, увлекаемый ритмом и эмоциями.
Когда дети начинают активно участвовать в простых ритмических играх, им предлагают игры на подражание. Подражание – необходимая ступень в развитии игровой деятельности ребенка. Это известные всем «Ладушки», «Сорока-белобока» и другие несложные пальчиковые игры. Такие игры – важная часть общения и начало общей игры с близкими ребенку взрослыми, они подготавливают ребенка к более сложным играм, где требуется активное взаимодействие, усвоение игровых правил. Кроме того, они совершенно необходимы для речевого развития.
Первое занятие по времени года - ОСЕНЬ.
Педагог (ведущий) говорит
- Ребята, на улице осень, к нам в гости пришло солнышко (круглый мягкий предмет или мячик, показываем детям солнышко, говорим - «Светит солнышко в окошко, смотрит в нашу комнату, мы захлопали в ладоши - очень рады солнышку» (дети хлопают в ладоши сами или с помощью взрослого).
Проходим по кругу с «солнышком» даем детям познакомится с ним, потрогать.
Педагог (ведущий) говорит
- А теперь ЗАРЯДКА!
Ребята подготовили свои ножки - (песенка) Как мы топаем ногами, мы ногами, мы ногами, как мы топаем ногами этим летним днем.
Как мы хлопаем в ладоши, мы в ладоши, мы в ладоши, как мы хлопаем в ладоши этим осенним днем.
Как плечами пожимаем, пожимаем, пожимаем, как плечами пожимаем этим осенним днем (если ребенок не двигается, делаем легкие массажные движения на плечи).
Как мы шейку разминаем, разминаем, разминаем, как мы шейку разминаем этим осенним днем (движения головы вправо-влево, если ребенок не справляется самостоятельно, делаем легкие массажные движения в области шеи)
Как лицо мы умываем, умываем, умываем, как лицо мы умываем этим осенним днем (доглаживающие движения по щечкам, подбородку, лбу).
Как мы волосы причешем, мы причешем, мы причешем, как мы волосы причешем этим осенним днем (гладим по голове от лба и поднимается выше, пальцы чуть свободные).
Как мы ручки другу тянем, другу тянем, другу тянем, как мы ручки другу тянем этим осенним днем (стараемся дотянуться руками детей друг за друга и взять за руки).
Молодцы.
Посмотрите, что принесла нам совушка (мягкая наручная игрушка сова)
Берем большую пирамидку, кольца снимаем и раздаем всем детям по одному.
Педагог (ведущий) берет палочку от пирамидки и идет по кругу со словами :
Мы строим пирамиду, цветную пирамиду, Света надевай кольцо, это кольцо зеленого цвета (ребенок сам или при помощи взрослого одевает кольцо на пирамиду, важно, после того как ребенок надел кольцо проводим его двумя руками по пирамидке сверху вниз, продолжаем движение подходим к следующему ребенку - Мы строим пирамиду, цветную пирамиду, Руслан надевай кольцо (надевает кольцо с помощью взрослого, это кольцо желтого цвета и т. д., последняя деталь - колпак, напеваем - мы строим пирамиду, цветную пирамиду, Аня надевай колпак, этот колпак красного цвета.
Подносим пирамидку к каждому ребенку, ручками проводим по пирамиде, говорим- посмотри Руслан, Аня, Дима, Света, Дима, Андрей какая пирамида красивая, цветная, большая, молодцы сами построили.
Далее достаем музыкальные инструменты, говорим- посмотрите ребята, что принесла нам Совушка (показываем мешок с музыкальными инструментами, раздаем каждому ребенку музыкальный инструмент, педагог (ведущий) берет бубен, один из инструментов должен быть руль от машины, напеваем
Машина, машина куда ты идешь? Машина, машина кого ты везешь? Биб-биб-биб, биб-биб-биб!
Нажимает на кнопку тот ребенок, у которого руль, руль передается по кругу, все остальные дети играют в такт в свои музыкальные инструменты.
Ребята, посмотрите что еще нам принесла Сова, показываем платок, далее игра «Парус»
Ветер по морю гуляет, ветер парус раздувает, парус летит, летит, летит (надуваем «парус» над головами детей и-и-и-и Диму накрывает!
Где Дима (характерные движения руками «Где?», обращаемся ко всем детям - Где Дима?
Вооот Дима! Ребенок самостоятельно или с помощью взрослого снимает платок!
Все радуются, аплодируют!
По очереди накрываем всех детей.
Ведущий: Ребята, а давайте поиграем в «Черепаху».
- Шла большая черепаха и кусала всех со страха
(стучим руками по полу)
За ножки! (ручки, ушки, носик, плечи)
«Кусь кусь кусь кусь. Никого я не боюсь» (взрослые щипают детей за ножки). Повторяем для других частей тела.
Пора заканчивать наше занятие! Спасибо ребята, ВЫ хорошо (показываем жест- палец вверх "класс") потрудились!