Козырева Ольга
Программа формирования внимания, произвольной регуляции деятельности и улучшение эмоционального состояния детей
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В последнее десятилетие в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе —психолого-педагогическое сопровождение.
Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.
Темочки:
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные, основанные на научной психологии, технологии их формирования и оценки. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств, требует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, технологии формирования и измерения указанных компетенций.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся в первом классе в октябре месяце.
После проведения диагностики и обработке результатов встала проблема в коррекции УУД. Отсюда и появилась программа «Коррекции внимания и активизации психической деятельности первоклассников»
Данная программа психологических занятий ориентирована на коррекцию и развитие внимания, произвольной регуляции деятельности и стабилизацию психического состояния детей, испытывающих трудности в обучении и адаптации. Она является частью целостной системы интегративной работы с детьми в образовательном учреждении.
Создание программы отвечает целям обучения и воспитания детей с проблемами развития и адаптации, а также является откликом на введение стандартов нового поколения.
Цель представленной программы—это формирование внимания, произвольной регуляции деятельности и улучшение эмоционального состояния детей.
Цель определяет структуру и содержание занятий и реализуется в следующих задачах программы :
1. Коррекция внимания и импульсивности
2. Развитие речевой регуляции
3. Стабилизация эмоциональной регуляции
4. Коррекция паттернов взаимодействия детей посредством обратной связи
5. Увеличение творческих ресурсов учеников
6. Развитие произвольности и способности соблюдать правила и нормы
Основное содержание данной программы составляют игры, психотехнические упражнения и учебные задания, направленные на целостное психологическое развитие ребенка и решение конкретных психологических проблем.
Программа построена на базе коррекционно-развивающих программ и в рамках нейропсихологического подхода, направлена на преодоление не только нарушений внимания, но также памяти, наглядно-образного мышления, пространственного восприятия, недостаточности зрительно-моторной координации и тонкой моторики.
Важную роль в программе занятий занимают приемы развития и коррекции, недостаточно сформированных функций организации, программирования и контроля психической деятельности (или исполнительских функций, за которые отвечают лобные структуры мозга.
Программа психологических занятий структурирована по блокам и реализуется в виде групповых занятий (с возможностью подключать также индивидуальные занятия).
Проведение программы в школе сопровождается другими видами работы психолога с данной категорией детей, их родителями и педагогами (беседы, консультации, выработка индивидуальных рекомендаций, разъяснение динамики развития ребенка).
Каждое занятие программы состоит из 2 содержательно различных частей— нейропсихологических заданий, направленных на когнитивное развитие и заданий, направленных на эмоциональное развитие, коррекцию личности и поведения. Эти две части «познавательная» и «эмоционально-личностная» имеют разный удельный вес по мере реализации программы.
Программа психологических занятий с детьми проводится в преимущественно в малых в малых группах (4-5 человек). Программа состоит из 18 занятий, часть из которых может быть продублирована (т. е. программа может включать и 20-25занятий) Каждое занятие длится 30 минут. Периодичность занятий-2 раза в неделю, в некоторых случаях возможно 1 раз в неделю.
Программа составлена для обучающихся 7-8 лет.
Нейропсихологическая коррекционная часть включает упражнения, методики и психотехники, направленные на коррекцию или развитие:
• двигательных функций;
• речи и речевого слухоразличения, слухового внимания;
• развитие произвольности, функций внимания саморегуляции и контроля;
• развитие пространственных представлений;
• работа с числовым рядом
Упражнения, игры и задания, направленные на развитие познавательных процессов включают в себя разнообразный материал, усвоение которого требуется ребенку для успешного обучения: числовой ряд, алфавит, состав числа, таблица умножения, знания о предметах и явлениях внешнего мира.
Задания этой части от занятия к занятию меняются по сложности, меняются формы выполнения : индивидуальная, групповая, в парах.
Эмоционально-личностная коррекция реализуется в форме игр, упражнений, включающих в себя :
• релаксацию, расслабление;
• задания на развитие эмоциональной компетентности, эмоциональной регуляции (особенно регуляция агрессии и импульсивности, стрессоустойчивости;
• учет обратной связи, развитие эмпатии, понимания мотивов других людей;
• открытие творческих ресурсов личности, стабилизацию самооценки
Благодаря данным упражнениям ребенок обучается эмоционально отреагировать чувства и переживания, формирует адекватные формы поведения и коммуникации, развивает способности к осознанию себя и формированию адекватного Я-образа, у ученика формируется способность к произвольной регуляции деятельности.
Формирование произвольного внимания, возможности планировать и контролировать свои действия—это процесс, который развивается через возможность действовать по команде взрослого, потом с помощью проговаривания вслух и лишь затем действовать по внутренней программе. Поэтому вклад и участие психолога в занятии варьируется и может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от динамики учеников и от хода реализации как конкретного занятия, так и программы в целом.
Учебный план
№ Наименование тем Всего часов В том числе Форма
контроля
теоретических практических
1
Занятия с 1-3 Знакомство
Создание условий для взаимодействия детей, научение способам самоописания, актуализация и коррекция телесного опыта и развитие двигательной координации, коррекция функции внимания (слухового, речевого, двигательного)
1час 30мин.
15 мин.
1 час 15 мин
Рисунки
2 Занятия с 4-9 Отработка двигательных координаций, межполушарного взаимодействия, двигательного внимания, пробуждение разных телесных ощущений, тренировка аналитической функции, самоанализ и стабилизация телесно-эмоционального состояния.
3 часа
30 мин
2 часа 30 мин
Рисунки
3 Упражнения 10-15 воображение, мышление, коммуникативные навыки, повышение самооценки
3 часа
30 мин
2 часа 30 мин
Рисунки
4 Упражнения 16-18 выражение и контроль чувств, рефлексия.
1 час 30 мин
15 мин
1 час 15 мин
Рисунки
Учебно – тематический план.
№ Наименование тем Всего часов В том числе Форма
контроля
теоретических практических
1 Знакомство
• Упражнение «свой портрет»
• Упражнение «найди общий звук»
• Упражнение с мячом
• Релаксация
• Подведение итогов (шеринг)
30
5 мин.
25 мин
Рисунки
2 Упражнение «настроение»
• Двигательные упражнения
• Игра «закончи слово»
• Игра «что изменилось»
• Игра «зашифрованные буквы»
• Упражнение «что я люблю делать?»
30
5 мин
25 мин
Рисунки
3 • Игра «языки пламени»
• Зрительное упражнение»
• Упражнение «лягушка»
• Упражнение «зашифрованные цифры»
• Упражнение «солдатик»
30
5 мин
25 мин
Рисунки
4 • Игра «двое с одним мелком»
• Упражнение «носочки – ладошки»
• Упражнение «язык на слуху»
• Упражнение «зашифрован-ное слово»
• Игра «пчелы и змеи»
• Шеринг
30
5 мин
25 мин
Рисунки
5 • Игра «изобрази животное»
• Игра «закончи предложение»
• Упражнение «анаграммы»
• Упражнение «рисование геометричес
ких фигур»
• Упражнение «неожиданные картинки»
30
5 мин
25 мин
Рисунки
6 • Упражнение «тряпичная кукла и солдат»
• Упражнение «язык на слух»
• Упражнение «перепутанные слоги»
• Упражнение «волшебные ладошки»
• Упражнение «рисование узоров»
• Упражнение «волшебный ящик»
30
5 мин
25 мин
Рисунки
7 • Упражнение «язык на слух»
• Упражнение «носочки – ладошки»
• Игра «мяу – карты»
• Упражнение «узнай букву»
• Упражнение «волшебные ладошки»
• Упражнение «рисование узоров»
• Упражнение «закончи предложения»
30
5 мин
25 мин
Рисунки
8 • Игра «мяу – карты»
• Упражнение «найди общее окончание слов»
• Упражнение «волшебные ладошки»
30
5 мин
25 мин
Рисунки
9 • Упражнение «носочки-ладошки»
• Игра «исправь ошибки в словах»
• Игра «стоп упражнение»
• Упражнение «волшебные ладошки»
• Упражнение «мои чувства»
30
5 мин
25 мин
Рисунки
10 • Упражнение «муха»
• Упражнение «графический диктант»
• Игра «каракули»
• Шеринг
30
5 мин
25 мин
Рисунки
11 • Игра «стоп-упражнение»
• Упражнение «анаграммы»
• Игра «подари подарок без слов»
• Упражнение «графический диктант»
• Шеринг
30
5 мин
25 мин
Рисунки
12 • Упражнение «отгадай настроение»
• Упражнение «муха»
• Игра «мяу-карты»
• Упражнение «прочти спрятанные слова»
• Шеринг
30
5
25
Рисунки
13 • Игра «зашифрованные слова»
• Игра «парочки»
• Упражнение «графический диктант»
• Игра «бумажные мячики»
30
5
25
Рисунки
14 • Игра «парочки»
• Упражнение «исправь ошибки»
• Упражнение «условный сигнал»
• Упражнение «правильное – неправильное зеркало»
30
5
25
Рисунки
15 • Упражнение «прочти спрятанное предложение»
• Упражнение «звонкое слово»
• Игра «передай чувство»
• Шеринг
30
5
25
Рисунки
16 • Игра с алфавитом
• Упражнение «кто внимательнее»
• Игра «волшебный дождь»
• Упражнение «графический диктант»
• Обсуждение «что я чувствую в школе»
30
5
25
Рисунки
17 • Игра «Я – хвалюсь»
• Игра с алфавитом
• Упражнение «Я – не люблю»
• Шеринг
30
5
25
Рисунки
18 • Упражнение «мои желания»
• Игра по желанию детей
• Упражнение «Я умею»
• Шеринг. Чему вы научились на занятиях?
30
5 мин
25 мин
Рисунки
Оценка результативности программы и динамики развития учащихся производилась по следующим критериям:
самооценка
оценка поведения ребенка родителями
оценка учебной деятельности педагогом
оценка психологом уровня развития познавательных процессов, школьной мотивации и адаптации (по данным психологического тестирования)
изменение уровня психического развития согласно данным индивидуально-диагностической карты, заполняемой психологом.
Также мной проводилась следующая работа: консультирование родителей и педагогов, разъяснение сильных и слабых сторон ребенка, обучение взаимодействию с ребенком.
Сочетание коррекционных занятий с работой с родителями и учителями обеспечили преодоление трудностей детей этой группы.
После реализации программы родители детей, участвующих в коррекционно-развивающей программе, отмечали улучшение в поведении, соблюдении норм и послушании у 89,1% детей. В целом, по мнению родителей, поведение их детей стало соответствовать социальным и культурным нормам, что можно рассматривать как хороший результат занятий. Дети стали более послушными, скорее понимали родителей, принимали их требования, улучшились отношения между детьми и родителями.
По критерию оценки учебной деятельности учителя отмечали улучшение успеваемости у 82,7%детей. Можно предположить, что улучшение успеваемости обеспечивалось не только участием детей в занятиях, но и также повышенным вниманием педагога.
Т. е. мы видим динамику улучшения согласно субъективным критериям—оценке родителей и педагогов.
Объективные критерии –это психологическая
Диагностика на выходе: Самооценка, мотивация учения –личностные УУД, матрица Равена –познавательные УУД, уровень тревожности –коммуникативные УУД.
По результатам мы увидели динамику в психическом развитии детей после участия в программе занятий. В группе данные приближаются к показателю-уровню выше нормы, т. е. это отражает высокий уровень развития. В целом дети группы способны к активному самостоятельному обучению.
Вывод: На основе наших результатов диагностики результативности можно предположить, что психологическая коррекционная программа стабилизирует и корректирует функции внимания, увеличивает уровень произвольности всех психических процессов, стабилизирует поведение ребенка, формирует новые конструктивные навыки взаимодействия, что увеличивает возможности к обучению у ребенка, усвоению им знаний и позволяет детям достичь более высокого уровня адаптации в школьной среде (в классе и в отношениях с учителем).
Список литературы:
1) ФГОС
2) Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения // Нейропсихология сегодня / Ред. Е. Д. Хомская. - М., 1995.
3) Ахутина Т. В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // 1-я Международная конференция памяти А. Р. Лурия / Ред. Е. Д. Хомская, Т. В. Ахутина. - М., 1998.
4) Ахутина Т. В., Манелис Н. Г., Пылаева Н. М., Хотылева Т. Ю. Скоро школа. Пособие по подготовке детей к школе. М. ,2005
5) Бадалян Л. О., Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю. Синдромы дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. — СПб., 1993.— № 3.
6) Вострокнутов Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. — М., 1995.— С. 8—11.
7) Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М. : Школа-Пресс, 2000.
8) Заваденко Н. Н., Петрухин А. С., Суворинова Н. Ю. и др. Лечение ги-перактивности с дефицитом внимания у детей : оценка эффективности различных методов фармакотерапии // Московский медицинский журнал. - 1998.- №6.- С. 19-23.
9) Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. — СПб., 1995.
10) Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. — М., 1997.
11) Кучма В. Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России : распространенность, факторы риска и профилактика. - М., 1997.
12) Лебединский В. В., Марковская И. Ф., Лебединская КС, Фишман ММ, Труш В. Д. Клинико-нейропсихологический и нейрофизиологический анализ аномалий психического развития детей с явлениями минимальной мозговой дисфункции // А. Р. Лурия и современная психология. — М. ,1982.
13) Лебединский В. В. Психофизиологические закономерности нормального и аномального развития // 1-я Международная конференция памяти А. Р. Лурия / Ред. ЕД. Хомская, Т. В. Ахутина. - М., 1998.- С. 193-200.
14) Манелис Н. Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития // Школа здоровья. — М., 1999.— Т. 6, № 1.— С. 8-25.
15) Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. — М., 1993.
16) Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. Монография. – СПб. : Речь, 2007.
17) Ocuповa E.A., Панкратова Н. В. Динамика нейропсихологическо-го статуса у детей с различными вариантами течения синдрома дефицита внимания и гиперактивности // Школа здоровья. — М., 1997.— Т. 4, № 4.- С. 34-43.
18) Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. – СПб. : Речь, 2008.
19) Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. /Под ред. М. М. Семаго. – М. :АРКТИ, 1999.
20) Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Школа умножения. Методика развития внимания у детей 7-9 лет. М. ,2006
21) Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7лет. М. ,2004
22) Рахновская И. В. Вместе: играем, учимся, переживаем. Пособие для практических психологов по адаптации первоклассников. – М. : Школьная Пресса, 2005.
23) Рогов ЕМ. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1996.
24) Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. 2-е изд., - М. : АРКТИ, 2001.
25) Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. Пособие для высш. учеб. заведений. – М. : «Академия», 2002.
26) Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие в 4-х частях. – М. : Генезис, 2001.
27) Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. –М. : Генезис, 2001.
28) Чистякова ММ. Психогимнастика. — М., 1990.