Папки-передвижки

Программа формирования внимания, произвольной регуляции деятельности и улучшение эмоционального состояния детей

Козырева Ольга
Программа формирования внимания, произвольной регуляции деятельности и улучшение эмоционального состояния детей
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

В последнее десятилетие в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе —психолого-педагогическое сопровождение.

Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

Темочки:

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные, основанные на научной психологии, технологии их формирования и оценки. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств, требует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, технологии формирования и измерения указанных компетенций.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий.

Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся в первом классе в октябре месяце.

После проведения диагностики и обработке результатов встала проблема в коррекции УУД. Отсюда и появилась программа «Коррекции внимания и активизации психической деятельности первоклассников»

Данная программа психологических занятий ориентирована на коррекцию и развитие внимания, произвольной регуляции деятельности и стабилизацию психического состояния детей, испытывающих трудности в обучении и адаптации. Она является частью целостной системы интегративной работы с детьми в образовательном учреждении.

Создание программы отвечает целям обучения и воспитания детей с проблемами развития и адаптации, а также является откликом на введение стандартов нового поколения.

Цель представленной программы—это формирование внимания, произвольной регуляции деятельности и улучшение эмоционального состояния детей.

Цель определяет структуру и содержание занятий и реализуется в следующих задачах программы :

1. Коррекция внимания и импульсивности

2. Развитие речевой регуляции

3. Стабилизация эмоциональной регуляции

4. Коррекция паттернов взаимодействия детей посредством обратной связи

5. Увеличение творческих ресурсов учеников

6. Развитие произвольности и способности соблюдать правила и нормы

Основное содержание данной программы составляют игры, психотехнические упражнения и учебные задания, направленные на целостное психологическое развитие ребенка и решение конкретных психологических проблем.

Программа построена на базе коррекционно-развивающих программ и в рамках нейропсихологического подхода, направлена на преодоление не только нарушений внимания, но также памяти, наглядно-образного мышления, пространственного восприятия, недостаточности зрительно-моторной координации и тонкой моторики.

Важную роль в программе занятий занимают приемы развития и коррекции, недостаточно сформированных функций организации, программирования и контроля психической деятельности (или исполнительских функций, за которые отвечают лобные структуры мозга.

Программа психологических занятий структурирована по блокам и реализуется в виде групповых занятий (с возможностью подключать также индивидуальные занятия).

Проведение программы в школе сопровождается другими видами работы психолога с данной категорией детей, их родителями и педагогами (беседы, консультации, выработка индивидуальных рекомендаций, разъяснение динамики развития ребенка).

Каждое занятие программы состоит из 2 содержательно различных частей— нейропсихологических заданий, направленных на когнитивное развитие и заданий, направленных на эмоциональное развитие, коррекцию личности и поведения. Эти две части «познавательная» и «эмоционально-личностная» имеют разный удельный вес по мере реализации программы.

Программа психологических занятий с детьми проводится в преимущественно в малых в малых группах (4-5 человек). Программа состоит из 18 занятий, часть из которых может быть продублирована (т. е. программа может включать и 20-25занятий) Каждое занятие длится 30 минут. Периодичность занятий-2 раза в неделю, в некоторых случаях возможно 1 раз в неделю.

Программа составлена для обучающихся 7-8 лет.

Нейропсихологическая коррекционная часть включает упражнения, методики и психотехники, направленные на коррекцию или развитие:

• двигательных функций;

• речи и речевого слухоразличения, слухового внимания;

• развитие произвольности, функций внимания саморегуляции и контроля;

• развитие пространственных представлений;

• работа с числовым рядом

Упражнения, игры и задания, направленные на развитие познавательных процессов включают в себя разнообразный материал, усвоение которого требуется ребенку для успешного обучения: числовой ряд, алфавит, состав числа, таблица умножения, знания о предметах и явлениях внешнего мира.

Задания этой части от занятия к занятию меняются по сложности, меняются формы выполнения : индивидуальная, групповая, в парах.

Эмоционально-личностная коррекция реализуется в форме игр, упражнений, включающих в себя :

• релаксацию, расслабление;

• задания на развитие эмоциональной компетентности, эмоциональной регуляции (особенно регуляция агрессии и импульсивности, стрессоустойчивости;

• учет обратной связи, развитие эмпатии, понимания мотивов других людей;

• открытие творческих ресурсов личности, стабилизацию самооценки

Благодаря данным упражнениям ребенок обучается эмоционально отреагировать чувства и переживания, формирует адекватные формы поведения и коммуникации, развивает способности к осознанию себя и формированию адекватного Я-образа, у ученика формируется способность к произвольной регуляции деятельности.

Формирование произвольного внимания, возможности планировать и контролировать свои действия—это процесс, который развивается через возможность действовать по команде взрослого, потом с помощью проговаривания вслух и лишь затем действовать по внутренней программе. Поэтому вклад и участие психолога в занятии варьируется и может уменьшаться или увеличиваться в зависимости от динамики учеников и от хода реализации как конкретного занятия, так и программы в целом.

Учебный план

№ Наименование тем Всего часов В том числе Форма

контроля

теоретических практических

1

Занятия с 1-3 Знакомство

Создание условий для взаимодействия детей, научение способам самоописания, актуализация и коррекция телесного опыта и развитие двигательной координации, коррекция функции внимания (слухового, речевого, двигательного)

1час 30мин.

15 мин.

1 час 15 мин

Рисунки

2 Занятия с 4-9 Отработка двигательных координаций, межполушарного взаимодействия, двигательного внимания, пробуждение разных телесных ощущений, тренировка аналитической функции, самоанализ и стабилизация телесно-эмоционального состояния.

3 часа

30 мин

2 часа 30 мин

Рисунки

3 Упражнения 10-15 воображение, мышление, коммуникативные навыки, повышение самооценки

3 часа

30 мин

2 часа 30 мин

Рисунки

4 Упражнения 16-18 выражение и контроль чувств, рефлексия.

1 час 30 мин

15 мин

1 час 15 мин

Рисунки

Учебно – тематический план.

№ Наименование тем Всего часов В том числе Форма

контроля

теоретических практических

1 Знакомство

• Упражнение «свой портрет»

• Упражнение «найди общий звук»

• Упражнение с мячом

• Релаксация

• Подведение итогов (шеринг)

30

5 мин.

25 мин

Рисунки

2 Упражнение «настроение»

• Двигательные упражнения

• Игра «закончи слово»

• Игра «что изменилось»

• Игра «зашифрованные буквы»

• Упражнение «что я люблю делать?»

30

5 мин

25 мин

Рисунки

3 • Игра «языки пламени»

• Зрительное упражнение»

• Упражнение «лягушка»

• Упражнение «зашифрованные цифры»

• Упражнение «солдатик»

30

5 мин

25 мин

Рисунки

4 • Игра «двое с одним мелком»

• Упражнение «носочки – ладошки»

• Упражнение «язык на слуху»

• Упражнение «зашифрован-ное слово»

• Игра «пчелы и змеи»

• Шеринг

30

5 мин

25 мин

Рисунки

5 • Игра «изобрази животное»

• Игра «закончи предложение»

• Упражнение «анаграммы»

• Упражнение «рисование геометричес

ких фигур»

• Упражнение «неожиданные картинки»

30

5 мин

25 мин

Рисунки

6 • Упражнение «тряпичная кукла и солдат»

• Упражнение «язык на слух»

• Упражнение «перепутанные слоги»

• Упражнение «волшебные ладошки»

• Упражнение «рисование узоров»

• Упражнение «волшебный ящик»

30

5 мин

25 мин

Рисунки

7 • Упражнение «язык на слух»

• Упражнение «носочки – ладошки»

• Игра «мяу – карты»

• Упражнение «узнай букву»

• Упражнение «волшебные ладошки»

• Упражнение «рисование узоров»

• Упражнение «закончи предложения»

30

5 мин

25 мин

Рисунки

8 • Игра «мяу – карты»

• Упражнение «найди общее окончание слов»

• Упражнение «волшебные ладошки»

30

5 мин

25 мин

Рисунки

9 • Упражнение «носочки-ладошки»

• Игра «исправь ошибки в словах»

• Игра «стоп упражнение»

• Упражнение «волшебные ладошки»

• Упражнение «мои чувства»

30

5 мин

25 мин

Рисунки

10 • Упражнение «муха»

• Упражнение «графический диктант»

• Игра «каракули»

• Шеринг

30

5 мин

25 мин

Рисунки

11 • Игра «стоп-упражнение»

• Упражнение «анаграммы»

• Игра «подари подарок без слов»

• Упражнение «графический диктант»

• Шеринг

30

5 мин

25 мин

Рисунки

12 • Упражнение «отгадай настроение»

• Упражнение «муха»

• Игра «мяу-карты»

• Упражнение «прочти спрятанные слова»

• Шеринг

30

5

25

Рисунки

13 • Игра «зашифрованные слова»

• Игра «парочки»

• Упражнение «графический диктант»

• Игра «бумажные мячики»

30

5

25

Рисунки

14 • Игра «парочки»

• Упражнение «исправь ошибки»

• Упражнение «условный сигнал»

• Упражнение «правильное – неправильное зеркало»

30

5

25

Рисунки

15 • Упражнение «прочти спрятанное предложение»

• Упражнение «звонкое слово»

• Игра «передай чувство»

• Шеринг

30

5

25

Рисунки

16 • Игра с алфавитом

• Упражнение «кто внимательнее»

• Игра «волшебный дождь»

• Упражнение «графический диктант»

• Обсуждение «что я чувствую в школе»

30

5

25

Рисунки

17 • Игра «Я – хвалюсь»

• Игра с алфавитом

• Упражнение «Я – не люблю»

• Шеринг

30

5

25

Рисунки

18 • Упражнение «мои желания»

• Игра по желанию детей

• Упражнение «Я умею»

• Шеринг. Чему вы научились на занятиях?

30

5 мин

25 мин

Рисунки

Оценка результативности программы и динамики развития учащихся производилась по следующим критериям:

самооценка

оценка поведения ребенка родителями

оценка учебной деятельности педагогом

оценка психологом уровня развития познавательных процессов, школьной мотивации и адаптации (по данным психологического тестирования)

изменение уровня психического развития согласно данным индивидуально-диагностической карты, заполняемой психологом.

Также мной проводилась следующая работа: консультирование родителей и педагогов, разъяснение сильных и слабых сторон ребенка, обучение взаимодействию с ребенком.

Сочетание коррекционных занятий с работой с родителями и учителями обеспечили преодоление трудностей детей этой группы.

После реализации программы родители детей, участвующих в коррекционно-развивающей программе, отмечали улучшение в поведении, соблюдении норм и послушании у 89,1% детей. В целом, по мнению родителей, поведение их детей стало соответствовать социальным и культурным нормам, что можно рассматривать как хороший результат занятий. Дети стали более послушными, скорее понимали родителей, принимали их требования, улучшились отношения между детьми и родителями.

По критерию оценки учебной деятельности учителя отмечали улучшение успеваемости у 82,7%детей. Можно предположить, что улучшение успеваемости обеспечивалось не только участием детей в занятиях, но и также повышенным вниманием педагога.

Т. е. мы видим динамику улучшения согласно субъективным критериям—оценке родителей и педагогов.

Объективные критерии –это психологическая

Диагностика на выходе: Самооценка, мотивация учения –личностные УУД, матрица Равена –познавательные УУД, уровень тревожности –коммуникативные УУД.

По результатам мы увидели динамику в психическом развитии детей после участия в программе занятий. В группе данные приближаются к показателю-уровню выше нормы, т. е. это отражает высокий уровень развития. В целом дети группы способны к активному самостоятельному обучению.

Вывод: На основе наших результатов диагностики результативности можно предположить, что психологическая коррекционная программа стабилизирует и корректирует функции внимания, увеличивает уровень произвольности всех психических процессов, стабилизирует поведение ребенка, формирует новые конструктивные навыки взаимодействия, что увеличивает возможности к обучению у ребенка, усвоению им знаний и позволяет детям достичь более высокого уровня адаптации в школьной среде (в классе и в отношениях с учителем).

Список литературы:

1) ФГОС

2) Ахутина Т. В., Пылаева Н. М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения // Нейропсихология сегодня / Ред. Е. Д. Хомская. - М., 1995.

3) Ахутина Т. В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // 1-я Международная конференция памяти А. Р. Лурия / Ред. Е. Д. Хомская, Т. В. Ахутина. - М., 1998.

4) Ахутина Т. В., Манелис Н. Г., Пылаева Н. М., Хотылева Т. Ю. Скоро школа. Пособие по подготовке детей к школе. М. ,2005

5) Бадалян Л. О., Заваденко Н. Н., Успенская Т. Ю. Синдромы дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. — СПб., 1993.— № 3.

6) Вострокнутов Н. В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации // Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. — М., 1995.— С. 8—11.

7) Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М. : Школа-Пресс, 2000.

8) Заваденко Н. Н., Петрухин А. С., Суворинова Н. Ю. и др. Лечение ги-перактивности с дефицитом внимания у детей : оценка эффективности различных методов фармакотерапии // Московский медицинский журнал. - 1998.- №6.- С. 19-23.

9) Корнев А. Н. Дислексия и дисграфия у детей. — СПб., 1995.

10) Корсакова Н. К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. — М., 1997.

11) Кучма В. Р., Платонова А. Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России : распространенность, факторы риска и профилактика. - М., 1997.

12) Лебединский В. В., Марковская И. Ф., Лебединская КС, Фишман ММ, Труш В. Д. Клинико-нейропсихологический и нейрофизиологический анализ аномалий психического развития детей с явлениями минимальной мозговой дисфункции // А. Р. Лурия и современная психология. — М. ,1982.

13) Лебединский В. В. Психофизиологические закономерности нормального и аномального развития // 1-я Международная конференция памяти А. Р. Лурия / Ред. ЕД. Хомская, Т. В. Ахутина. - М., 1998.- С. 193-200.

14) Манелис Н. Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития // Школа здоровья. — М., 1999.— Т. 6, № 1.— С. 8-25.

15) Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. — М., 1993.

16) Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь. Монография. – СПб. : Речь, 2007.

17) Ocuповa E.A., Панкратова Н. В. Динамика нейропсихологическо-го статуса у детей с различными вариантами течения синдрома дефицита внимания и гиперактивности // Школа здоровья. — М., 1997.— Т. 4, № 4.- С. 34-43.

18) Политика О. И. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. – СПб. : Речь, 2008.

19) Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. /Под ред. М. М. Семаго. – М. :АРКТИ, 1999.

20) Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Школа умножения. Методика развития внимания у детей 7-9 лет. М. ,2006

21) Пылаева Н. М., Ахутина Т. В. Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7лет. М. ,2004

22) Рахновская И. В. Вместе: играем, учимся, переживаем. Пособие для практических психологов по адаптации первоклассников. – М. : Школьная Пресса, 2005.

23) Рогов ЕМ. Настольная книга практического психолога в образовании. - М., 1996.

24) Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. 2-е изд., - М. : АРКТИ, 2001.

25) Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. Пособие для высш. учеб. заведений. – М. : «Академия», 2002.

26) Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие в 4-х частях. – М. : Генезис, 2001.

27) Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. –М. : Генезис, 2001.

28) Чистякова ММ. Психогимнастика. — М., 1990.

Публикации по теме:

Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности Слайд № 1. Анализ наиболее эффективных методик формирования лексико-грамматических категорий речевой деятельности. Слайд № 2. Нарушение.

Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.Игровой персонаж как средство формирования интереса к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста. В своей профессиональной деятельности особое внимание я уделяю развитию у детей интереса к художественному творчеству. Как правило, в дошкольном.

Корекционно-развивающее занятие по формированию произвольной деятельности с детьми средней группы (элиминация СДВГ) «ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОЛШЕБНУЮ СТРАНУ – КВАКЛАНДИЮ» Задачи: 1. Оптимизация тонуса мышц. 2. Развитие произвольности и самоконтроля, ритмирование.

Многофункциональное пособие для снятия эмоционального напряжения детейМногофункциональное пособие для снятия эмоционального напряжения детей Эмоции – это внутренние переживания человека. Естественно, что эмоции могут быть как положительными, так и отрицательными. Дети, больше.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Проект «Улучшение участка детского сада» в группе раннего развитияПроект «Улучшение участка детского сада» в группе раннего развития Проект «Улучшение участка детского сада» Технологическая карта проекта Название проекта: «Участок детского сада - место для познавательного.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

«Узоры в круге, квадрате, прямоугольнике». Рисование песком. Занятие по стабилизации психоэмоционального состояния детей Занятие 10. «Узоры в круге, квадрате, прямоугольнике» Цель: - стабилизация психоэмоционального состояния, снижение тревожности, коррекция.

Восприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольниковВосприятие музыки как средство формирования музыкально-художественной деятельности старших дошкольников Восприятие музыки как средство формирования музыкально - художественной деятельности старших дошкольников Актуальность проблемы эстетического.

Занятие для воспитанников 4 группы с ОВЗ «Значение мандалы для моего эмоционального состояния» Цель: обучение воспитанников приемам саморегуляции посредством метода «Мандала». Задачи: • Познакомить с понятием «Мандала»; показать ее.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа формирования внимания, произвольной регуляции деятельности и улучшение эмоционального состояния детей
Опубликовано: 15 января 2020 в 11:18
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа формирования внимания, произвольной регуляции деятельности и улучшение эмоционального состояния детей» (включая файлы) размещена пользователем Козырева Ольга (УИ 1868095) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД