Елена Панарина
Проблема формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
В современных условиях развития российского общества успех каждого человека зависит от умения устанавливать контакты с различными людьми в независимости от возраста и менталитета, быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию, принимать соответствующие решения и действовать согласно им.
Публикация «Проблема формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Дошкольное детство, являясь возрастом первоначального становления личности ребенка, чрезвычайно важный период развития человека. Однако в настоящее время, по мнению А. П. Вороновой, коммуникативные способности, основанные на человеческих отношениях, связаны с дефицитом воспитанности доброты, культуры, неустойчивыми нравственными критериями в воспитании детей. Отсутствие положительного опыта общения детей приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступить в контакт, выбрать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать разговорный этикет, слушать партнера.
Важно отметить, что в дошкольном возрасте формируются и интенсивно развиваются отношения с другими людьми: как со взрослыми, так и со сверстниками. Первый опыт таких отношений становится основой, на которой строится дальнейшее развитие личности ребенка. Дошкольники постоянно находятся в ситуациях общения, активного взаимодействия друг с другом, оказываются включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. Важнейшим структурным элементом общения является его коммуникативная составляющая
В старшем дошкольном возрасте ребенок осваивает коммуникативные навыки. Развитие коммуникативных навыков - это развитие способности эффективного общения и успешного взаимодействия ребенка с окружающими. Оно основано на таких особенностях личности дошкольника, как: желание вступить во взаимодействие, способность слышать и сопереживать собеседнику, умение поставить себя на место другого, считаться интересами и замыслами сверстников.
И. В. Дубровина считает, основой успешной адаптации человека в каждой общественной среде является высокий уровень развития коммуникативных навыков. Поэтому их формирование должно осуществляться с самого раннего возраста.
М. И. Лисина определяет коммуникативные навыки, как единство личностных качеств ребенка, необходимых для организации процесса взаимодействия в конкретной социальной среде. Поэтому они проявляются в осознанных коммуникативных действиях и в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения, требованиями ситуации и особенностями собеседника.
Общение является специфическим видом деятельности и главной его характеристикой является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. Общение, в его концепции, является как социальным, так и индивидуальным явлением
В старшем дошкольном возрасте происходит расширение возможностей общения детей и углубляется его содержание за счет сформированного уровня развития речи. На протяжении всего дошкольного возраста у ребенка происходит практическое овладение речью. Многочисленные исследования подтверждают что, речь как средство коммуникации в дошкольном детстве сначала возможна только в наглядной ситуации (ситуативная речь). Позже возникает способность связной, контекстной речи, которая полноценно описывает ситуацию или же какое- либо событие. На протяжении дошкольного возраста приобретается способность понятно, адекватно выражать свои интенции. Происходит их расширение: от стремления выразить свои субъективные впечатления (удовольствие, неудовольствие или удивление) до различных форм выражения заинтересованности в общении, согласия с партнером, организации взаимодействия, формулирования правил игры либо противостояния, самозащиты, отказа от контакта.
Таким образом, анализ научно-методической литературы по проблеме формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста показал, что при некоторых различиях в подходах авторов к проблеме коммуникативных навыков, в исследованиях ученых есть множество общих положений, важнейшим из которых является признание роли общения в формировании и становлении личности. К старшему дошкольному возрасту, ребенок осваивает коммуникативные навыки. В данную группу навыков включают общеизвестные навыки и умения : слушать и слышать, говорить самому, сотрудничать, понимать и воспринимать информацию. Высокий уровень коммуникативных способностей является залогом благополучной адаптации личности в любой социальной среде, этим и определяется практическая значимость развития коммуникативных способностей с периода раннего детства. Необходимо отметить, что коммуникативные навыки выступают условием формирования личности детей дошкольного возраста и проявляются в ходе общения и взаимодействия с другими людьми