наталия кивал
Программа дополнительной образовательной услуги по изобразительной деятельности «Волшебное тесто» для работы с детьми 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 города Шимановска»
УТВЕРЖДАЮ Заведующий МАДОУ №16
города Шимановска
___ М. А. Спасская
Программа дополнительной образовательной услуги
по изобразительной деятельности
«Волшебное тесто» для работы с детьми 3-4 лет.
Направленность: художественно-эстетическая
Возраст: 3-4 года
Сроки реализации:1 год
Публикация «Программа дополнительной образовательной услуги по изобразительной деятельности „Волшебное тесто“ для работы с детьми 3–4 лет» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Младшая группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Тестопластика. Конспекты занятий
- Темочки
Уровень программы : базовый
Разработала :
воспитатель
1 квалификационной категории
Кивал Наталия Анатольевна
г. Шимановск 2020 г
1. Пояснительная записка.
1.1. Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы : художественно-эстетическая
1.2. Уровень освоения Программы : базовый
1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность Программы.
Тестопластика – один из народных промыслов. Поделки из теста очень древняя традиция, но в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Солёное тесто – очень популярный в последнее время материал для лепки. Тесто эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны.
Программа «Волшебное тесто» (тестопластика) имеет художественно-эстетическую направленность. Занятия творческой деятельностью оказывают сильное воздействие на эмоционально-волевую сферу воспитанников. Процесс овладения определёнными навыками исполнения не только раскрепощают художественное мышление, но и большей мере накладывают отпечаток на мировосприятие и систему жизненных ориентировок, целей и ценностей.
С этой целью была разработана программа дополнительного образования по тестопластике «Волшебное тесто». Программа предусмотрена для детей от 3 до 4 лет.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребё нка:
- повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;
- синхронизирует работу обеих рук;
- развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику рук;
- формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
А также способствует формированию умственных способностей детей, расширяет их художественный кругозор, способствует формированию художественно-эстетического вкуса.
По своему содержанию занятия имеют своей целью развитие индивидуальности, интуиции, воспитание организованности и аккуратности. Лепка включает в себя сенсорные и другие модально-специфические факторы развития, при этом отрабатывается глазо-ручная координация, концентрация внимания и усидчивости, развитие произвольной регуляции.
2. Цель и задачи программы.
2.1. Цель программы : обучение навыкам изготовления разнообразных изделий из соленого теста, воспитание творческой личности, развитие её интересов, наклонностей, способностей.
2.2. Задачи программы :
-развивать точные и дифференцированные движения кистей и пальцев рук.
-формировать сенсорные эталоны формы, цвета и величины, развивать тактильную чувствительность рук;
- знакомить со свойствами материала;
- обучать приёмам лепки.
3. Категория учащихся.
Возраст обучающихся: от 3 до 4 лет.
4. Срок реализации Программы.
Срок реализации программы : 1 год (36 часов)
5. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий.
Форма организации образовательной деятельности - очная, групповая.
Занятия проводятся во второй младшей группе. Численный состав: оптимально - 8 человек, допустимое количество обучающихся – 10 человек.
6. Режим занятий
Занятия по программе «Волшебное тесто» проводятся 1 раза в неделю. Общая продолжительность занятия составляет 15 минут.
Количества образовательной деятельности в неделю 1
Продолжительность образовательной деятельности Вторая младшая группа
15 мин.
День недели пятница
Время проведения 16.00 ч.
Место проведения Групповая комната
7. Планируемые результаты освоения программы.
В результате освоения программы дети будут знать :
-необходимые инструменты и материалы;
-основные этапы изготовления изделий;
-основные приемы лепки, технологию выполнения;
-композиционные основы построения изделия;
- требования к качеству и отделке изделий;
-правила безопасной работы во время изготовления изделий.
Будут уметь:
– отламывать от большого куска теста небольшие кусочки;
– скатывать куски теста круговыми движениями рук в шарики;
– раскатывать куски теста прямыми движениями рук в столбики, колбаски;
– последовательно и правильно соединять элементы при изготовлении законченной работы;
– пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми при изготовлении изделий из соленого теста;
– соблюдать технику безопасности;
-изготовлять шаблоны, подбирать формочки для вырезания;
-составлять композицию из отдельных элементов;
– оценивать свою работу и работы своих товарищей;
– работать в коллективе.
8. Учебный (тематический) план.
Количество занятий в год: 36
Возраст Количество занятий Длительность Форма организации
В неделю В месяц В год
3-4 года 1 4 36 15 минут подгрупповая
9. Содержание учебного (тематического) плана.
Месяц Тема Количество занятий Форма оценки
Октябрь
«Знакомство с тестом и росписью» 4 Педагогическое наблюдение
Ноябрь «День матери» 4
Декабрь «Новый год» 4
Январь «Рождество» 3
Февраль "Валентинка" 4
Март «8 Марта» 4
Апрель "Пасхальное яйцо" 4
Май «День победы» 4
В работе используются следующие методы:
-наглядный (показ, образцы поделок, иллюстрации);
-словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово);
-практический.
-экспериментирование с художественными материалами и способами
-индивидуальный подход
-анализ детских работ
10. Структура образовательной деятельности.
Содержание материала программы дано на год обучения. На год обучения предполагается определенный минимум умений, знаний и навыков по основным разделам программы.
На первом году дети знакомятся с особенностями лепки из теста, со способам и лепки (скатывание, расплющивание, прищипывание); способами создавать предметы, состоящими из нескольких частей; плоскому и объемному украшения предметов; учатся выделять некоторые функциональные признаки предметов, что облегчает процесс изображения.
11. Календарный учебный график.
Количество занятий в год: 36
на период с 01.10.2020 г. по 31.05.2021г. при нагрузке 1 час в неделю –36 часов.
№ п / п Содержание Период
1. Продолжительность учебного года Начало учебного года с
1.10 по 31.05 текущего
учебного года
2. Сроки проведения каникул Зимние с 01 по 9 января
текущего года
3. Летний оздоровительный период с 1 июня по 31 августа
текущего года
4. Количество занятий в неделю 1 занятие
5. Количество занятий в месяц 4 занятия
6. Количество занятий за период обучения 36 занятий
7. Продолжительность занятий 15 минут
Программное содержание
ОКТЯБРЬ
1. «Вот так тесто!» Познакомить детей с тестом, научить разминать тесто пальцами и ладонями обеих рук; формировать у них интерес к работе с тестом; развивать мелкую моторику рук. Соленое тесто, мисочка с водой, влажные салфетки, подкладные доски.
2. «Путешествие в круглую страну «Вот веселый колобок» Вызывать интерес детей к лепке из теста, знакомить с формой шара; учить формообразующему движению – скатыванию округлых форм, развивать тактильную чувствительность, учить смешивать краску на палитре для проведения тонких линий. Соленое тесто, гуашь, мисочки с водой, кисточки.
3. Раскрашивание «Колобка»
4. «Солнышко» Познакомить детей с формой круга и шара, находить между ними различие; учить формообразующему движению – скатывание жгутика, развить мелкую моторику, мышление, воображение Цветное тесто, вода, кисточки. Лепка солнышка.
НОЯБРЬ
1. «Фрукты» Учить лепить широкую невысокую посуду в определенной последовательности (скатывать шар, расплющивать его в диск, загнуть края, учить скатывать шары одинакового размера. Цветное тесто, фрукты (муляжи, стеки, мисочки с водой, кисточки. Лепка фруктов из цветного теста.
2. «Бублики» Учить раскатывать тесто прямыми движениями рук, свертывать палочку в кольцо, соединять концы, прижимая их друг к другу, делить на части, узнавать и называть круглую форму; воспитывать чувство удовлетворения от того, что довел работу до конца. Цветное тесто, мисочки с водой, кисти, веревочка. Лепка из цветного теста.
3. «Гриб» Учить раскатывать из маленьких шариков теста столбики и соединять их с дополнительным материалом, формировать интерес к работе с тестом, развивать мелкую моторику. Тесто, дощечки, вода, кисточки, зубочистки, картинки с изображением грибов.
4. Раскрашивание «Грибов»
ДЕКАБРЬ
1. «Маленькая куколка» (Неваляшка) Лепить предмет состоящий из двух частей круглой формы, разной величины, закреплять умение раскатывать тесто между ладонями кругообразными движениями, соединять две части. Соленое тесто, мягкая игрушка, мисочка с водой, кисточки, дощечки, салфетки.
2. Раскрашивание «Неваляшки»
3. «Елка» (налеп из теста). Продолжать учить детей применять в лепке знакомые способы работы, закреплять умения детей скатывать из теста маленькие шарики и прикреплять их к елочке, учить выбирать и создавать при помощи смешивания на палитре праздничную цветовую гамму. Соленое тесто, стеки, бисер для украшения, кисточки, картон.
4. Раскрашивание «Елочки»
ЯНВАРЬ
1. «Зимние забавы» (Снеговик) Развивать у детей умение самостоятельно рассматривать знакомый предмет и передавать в лепке его форму и строение; развивать воображение, мышление, мелкую моторику; вырабатывать умение применять в работе знакомые способы лепки: скатывание, раскатывание, расплющивание. Цветное тесто, картон, кисточки, миска с водой, фон для снеговика.
2. Раскрашивание «Снеговика»
3. «Снежинка». Продолжать знакомить со свойствами теста, соединять детали водой. Упражнять в умении раскатывать длинные, тонкие, ровные полоски. Украшать поделку с помощью стеки или бисера. Вызвать желание придумать свой узор.
ФЕВРАЛЬ
1. «Валентинка». Изготовление символа сердца с использованием шаблона. Учимся оформлять изделие, дополняем мелкими деталями (бисер, блестки). Развивать фантазию, мелкую моторику, зрительно-двигательную координацию, речь.
2. Раскрашивание «Валентинки»
3.«Подарок папе» (звезда). Вызвать у детей желание своими руками сделать сувенир в подарок близким, развивать внимание, мелкую моторику. Соленое тесто, мисочка с водой, фломастеры, гуашь, палитра, картон.
4. Раскрашивание «Подарок папе»
МАРТ
1.«Мимоза» (коллективная работа».Продолжать учить лепить из соленого теста. Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке, вызвать желание сделать коллективную работу, лепить всем вместе.
2. «Гусеница» Продолжать учить скатывать шары различных размеров (от большого к маленькому, учить создавать из различных по размеру шаров необходимый образ; подбирать цветовую гамму для передачи характера. Картон цветной для листика (белое тесто для гусеницы, гуашь, кисточки, стеки, фломастеры, вода.
3. Раскрашивание «Гусеницы»
4. Подставка под Пасхальное яйцо. Развивать фантазию и умение самостоятельно работать по образцу. Цветное тесто, стеки, мисочки с водой, кисточки. Лепка подставки из цветного теста.
АПРЕЛЬ
1. «Ежик из шишки» Учить детей формообразующему движению- скатыванию капельки, развивать умение при расплющивание капельки создавать форму листика, вырабатывать умение лепить мелкие детали, продолжать развивать композиционные умения располагая ежика на листе. Цветное тесто (желтое, зеленое, мисочка с водой, шишка, стек, старый фломастер, мягкая игрушка.
2. Раскрашивание «Ежика»
3. «Божья коровка» Вырабатывать умения работы с шарообразной формой, продолжать учить смешивать на палитре различные цвета. Тесто, старый фломастер, стек, палитра, гуашь, мисочка с водой.
4. Раскрашивание «Божья коровка»
МАЙ
1. «Ракета»
Закрепить приемы создания овальной формы. Развивать интерес к лепке и мелкую моторику рук. Воспитывать аккуратность в работе с солёным тестом.
2. Раскрашивание «Ракеты». Развивать самостоятельность при раскрашивании изделия, выборе материала для раскрашивания. Развивать творческую
фантазию детей в процессе работы. Видеть конечный результат задуманной работы.
3. «Дерево». Познакомить детей с изготовлением дерева из теста. Совершенствовать умения украшать простые по форме предметы деталями, воспитывать аккуратность
4. Раскрашивание «Дерева»
12. Материально-техническое оснащение, оборудование.
1. Мука, соль
2. Вода.
3. Клей ПВА, клей обойный, влажные салфетки
4. Гуашь, красители (какао – порошок, свекольный сок и прочие).
5. Инструменты:
•деревянная скалка или резиновый валик
•стеки, вилка, расческа, кисти, скалки
•зубочистки
•кисточки
•пробки с резьбой
•клеенки или пластины
•пуговицы, бусины, тесьма и др. вещицы
13. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антипова М. А. Соленое тесто. – Ростов н/Д. : ИД Владис, 2010г.
2. Берсенева Г. К. Ткань. Тесто. Бумага. Домашнее рукоделие. М. : ООО
«Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2001
3. Горичева В. С., Нагибина М. И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.
4. Данкевич Е. В. Лепим из соленого теста. СПб: Издательский Дом «Кристалл», 2001
5. Кискальт И. Соленое тесто/ Пер. с нем. — М. : АСТ-пресс книга, 2003 — 144с.
6. Кискальт И. Соленое тесто. Увлекательное моделирование. — М. : Проф. издат 2002 — 80 с. а. – Ярославль. Академия развития
7. Колдина Д. Н. Лепка с детьми. – М. Мозаика-синтез, 2009
8. Лычагина И. А. Лепка из соленого теста с детьми 4-5 лет/ И. А. Лычагина. - М. : Мозайка- Синтез, 2017. - 581 с
9. Маслова Н. В. Лепим из соленого теста/ Н. В. Маслова. -М. : Астрель, 2017. - 883 с.
10. Халезова Н. Б. и др. Лепка в детском саду: книга для воспитателя детского
сада. М. : Просвещение, 1986
11. Хананова И. Н. Соленое тесто. – М. : АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2010.