Чижевская Елена Владимировна
Аннотация к дополнительной программе работы изостудии «Акварелька» со старшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация к общеразвивающей дополнительной программе художественной направленности, по освоению детьми старшего дошкольного возраста знаний и практических навыков в изобразительной деятельности
(рисунок, живопись, изостудии «Акварелька»
. Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят, очень любят рисовать! На бумаге, на асфальте, на стене. И в трамвае на окне.
Э. Успенский
Публикация «Аннотация к дополнительной программе работы изостудии „Акварелька“ со старшими дошкольниками» размещена в разделах
- Акварель. Рисование акварельными красками
- Изостудия, кружок ИЗО
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Изобразительная деятельность – является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Направленность
Программа изостудии «Акварелька» является программой художественной направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что в процессе обучения, дети получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, правилах построения рисунка с натуры, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Цель программы
Развивающая:
Познакомить детей с основами академического рисунка, живописи и композиции, формировать эстетический вкус, пробуждать творческую активность в изобразительной деятельности, формировать эмоционально-чувственный внутренний мир дошкольника, развивать фантазию, воображение и творческие способности детей.
Обучающая:
дать знания последовательности создания рисунка с натуры и по представлению, сформировать навыки работы различными художественными материалами, совершенствовать изобразительные умения и навыки.
Задачи:
Развивать эстетическое восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметах (явлениях) окружающего мира, как эстетических объектов.
Знакомить детей с разными видами и жанрами искусства (живописью, графикой, скульптурой, портрет, пейзаж, натюрморт, учить понимать его выразительные средства.
Прививать дошкольникам знания основ художественной грамотности.
Отрабатывать навыки создания рисунка с натуры.
Формировать умения детей обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
Знакомить с правилами построения собственных, падающих теней и отражений.
Формировать базовые знания и обучать возможностям создания собственных изображений, на основе знания законов и средств композиции.
Отрабатывать навыки компоновки рисунка, постановки предметов на плоскость и передачи объема и пространства через светотень и перспективу.
Научить вести последовательную работу над рисунком, находить цветовое решение, доводить работу до завершенности.
Развить творческий потенциал детей посредством использования различных приемов обучения рисунку, композиции (с натуры, по памяти, по представлению).
Воспитывать усидчивость, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца, а так же воспитывать у детей трудолюбие и бережное отношение к своим работам.
Структура программы
o Основы рисунка
Рисунок - один из основных предметов в системе обучения изобразительному искусству. Будучи основой реалистического изображения действительности, он является средством художественного образного выражения мыслей, чувств, представления художника, его отношения к миру. Необходимо с первых занятий научить детей эмоционально воспринимать натуру и посильно изображать ее на плоскости листа различными графическими материалами. Во всех работах необходимо решать задачу композиционной цельности листа.
Обучающиеся должны освоить необходимые первичные знания, научиться пользоваться этими законами в своём рисунке. Основное место в этом блоке занимают рисунок натюрмортов, пейзажей, упражнения. Необходимо приучать юных художников к законченности каждого задания. Дети овладевают выразительными возможностями рисунка через построения простейших геометрических фигур, линий и их сочетаний.
В дополнение к практическому рисованию приводятся примеры рисунков мастеров классического рисунка и живописи. Очень важно в учебных композициях учиться построению фигур человека и животных с правильными пропорциями, передачи характерного движения, выразительности образа.
o
Основы живописи
Живопись является одним из важнейших разделов учебно-образовательного процесса. Необходимо прививать детям любовь к изображению окружающего мира во всем его цветовом богатстве. Для решения этих задач необходимо дать понятие о холодных, теплых, дополнительных и сближенных цветах. Дать понятие о цветовой гармонии, о декоративности цвета, многообразии цветовых оттенков, представления о технических возможностях живописных материалов (акварель и гуашь).
o
Основы композиции
Композиция и работа над ней является важным разделом в формировании художественно - образного мышления у детей. В изостудии обучающиеся знакомятся с основными закономерностями композиции.
Композиция, развивая образное мышление, приучает детей изображать действительность не пассивно, а творчески. Композиционное решение определяется темой, образным строем, отношением к изображению, индивидуальными особенностями детей. Очень важно дать дошкольникам понятие композиции, как организации художественного произведения, направленной на создание выразительной гармонии, цельности. Слово "выразительная" сразу связывает композицию с содержанием, как основной целью работы художника. В слово "гармония" заключено и "ритм", и отбор форм и цветов, и соподчинение частей композиции в интересах выражения идеи, замысла и конечно "музыкальное" поэтическое звучание целого. Для успешной работы в области композиции надо развивать у детей наблюдательность, умение подмечать в жизненных явлениях самое главное и характерное.
Принципы и подходы к реализации программы
Представляется целесообразным выделение нескольких групп принципов формирования программы:
Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:
• принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;
• принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобра-зительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;
• принцип взаимосвязи продуктивной деятельности с другими видами детской активности;
• принцип интеграции различных видов изобразительного искусства и
художественной деятельности;
• принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности
(воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего,
рефлексирующего);
• принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;
• принцип организации тематического пространства (информационного по-ля) - основы для развития образных представлений;
• принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;
• принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).
В результате освоения программы:
формируется целенаправленный интерес к изобразительному искусству (рисунок, живопись);
развивается мелкая моторика и координация движений пальцев рук;
раскрываются интеллектуальные и творческие способности через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов, умения планировать свою деятельность, предвидеть результат, раскрывается личность ребёнка в его творческом развитии;
проявляется коммуникативная компетентность: дети научаются культуре речевого общения, выразительной речи, эмоциональному настроению;
воспитывается культурно-социальная компетентность: дети приобщаются к уважению выполненных работ, самоуважению за результат деятельности, способны к оценке и самооценке деятельности;
развиваются сенсорные способности целенаправленного аналитико-синтетического восприятия изображаемого предмета;
знакомятся с разными видами и жанрами искусства;
овладевают основами, умениями работы с компоновкой предмета на плоскости;
осваивают технику смешения гуашевых красок, учатся рисовать акварельными красками, уверенно пользоваться кистью, проводя линии в различных направлениях;
проявляется способность показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов и оттенков
формируются способности к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию;
обогащаются знаниями через изучение декоративно-прикладного искусства;
овладевают умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания;
повышается уровень навыков и умений в мастерстве детей в результате своих работ;
формируются способности к самостоятельному поиску методов и приёмов, способов выполнения;
развивается опыт и творческая деятельность в создании новых форм, образцов, поиск новых решений в создании композиции.
К концу учебного года обучающиеся должны:
• научиться наблюдать за натурой, передавать конструкцию методом визирования;
• уметь вести последовательную работу над рисунком, компоновать, находить цветовое решение, доводить работу до завершенности;
• познакомиться с особенностями работы в различных материалах и техниках;
• отработать последовательность построения рисунка с натуры;
• уметь отличать живописные и графические средства художественной выразительности;
• создавать изображения предметов (по представлению, с натуры, используя различные изобразительные материалы;
• уметь смешивать гуашевые краски для получения новых цветов и оттенков, различая их по насыщенности и тону;
• планировать работу (предварительный набросок, прокладка фона, прорисовка) и выбирать материалы;
• придавать образу эмоциональную окраску;
• углубить знания особенностей графических и живописных материалов: гуаши, акварели, графитных и простых карандашей, фломастеров, пастели и пр., уметь использовать их в смешанных техниках;
• создавать рисунок по памяти, по представлению на основе эскизного поиска;
• использовать базовые знания законов и средств композиции в работе над рисунком.
Формами подведения итогов реализации образовательной программы являются выставки работ обучающихся, участие в конкурсах различного уровня.
Возраст детей, участвующих в реализации программы: 5-7 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Формы и режим занятий:
Занятия для детей подготовительной к школе группы проводятся 2 раза в неделю по 30 мин во второй половине дня, согласно СанПиН.