Ирина Бойко
Программа дополнительного образования «Оригами»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Оригами»
Автор составитель Бойко И. М.
Олекминск 2015
Содержание программы
Введение___
От автора
Творческое развитие ребенка – это неотъемлемая часть воспитательного процесса, направленная на формирование у дошкольников интереса к профессиям различного рода, а также к истории народного творчества, знакомящая их с народными промыслами и воспитывающая уважение к физическому труду.
Публикация «Программа дополнительного образования „Оригами“» размещена в разделах
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Изостудия, кружок ИЗО
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Программы кружков по Оригами
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Для реализации вышеуказанных целей разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (приказ от 17.10. 2013 г. №1155. Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников являются Закон Российской Федерации «Об образовании», Стандарт, а также Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В соответствии с требованиями Стандарта, вышеперечисленные документы являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.
Согласно ФГОС ДО, важнейшей задачей дошкольного образования является всестороннее личностное развитие детей, основанное на соответствующих дошкольному возрасту видах деятельности, таких как игра, изобразительная деятельность, конструирование, восприятие сказки и т. д. Также, одним из способов развития творческой личности, согласно ФГОС, является создание различных поделок своими руками – такая деятельность позволяет приобрести навыки и умения для развития тонких и точных движений, уверенного управления своим телом, повышения интеллекта и волевых способностей, что является залогом успешного освоения дошкольником программы начального образования в будущем.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Значение «Оригами» для развития ребенка трудно переоценить, любой вид творчества полезен, так как он развивает у ребенка определенные навыки, качество, способности. Но не один вид творчества не сравниться с оригами по своей многофункциональности. По значимости для развития детей оригами- можно поставить на первое место.
Данная программа ориентирована на детей 4-5 лет. В ходе ее освоения предполагается развитие у детей таких навыков как:
- развитие мелких мышц пальцев;
-сбалансированное развитие логического и образного мышления;
- формирование пространственных представлений;
- умение поэтапного планирования своей деятельности и доведения ее до желаемого результата;
- расширение кругозора;
- удовлетворение познавательных интересов.
Актуальность программы «Оригами» состоит в том, что она позволит обогатить навыки общения и приобрести умение осуществления совместной деятельности в процессе освоения программы. Программа способствует развитию личностных познавательных процессов, социализации ребёнка путём приобщения его к полезной творческой деятельности. Предлагаемая система практических занятий позволит сформировать, развивать и корректировать у старших дошкольников пространственные и зрительные представления, а также помочь детям легко и радостно включиться в будущем в учебный процесс.
Педагогическая целесообразность программы «Оригами» обусловлена важностью создания условий в дошкольном учреждении для эффективного формирования у детей пространственных представлений, логического мышления, геометрических понятий, развития моторики и глазомера.
Программа предполагает работу с детьми в форме индивидуальных занятий, коллективной работы детей с педагогом.
Данная программа обладает следующими отличительными особенностями:
- возможность корректировки заданий в процессе обучения в зависимости от опыта детей, степени усвоения ими учебного материала;
Программа кружка «Оригами» рассчитана на 28 часа (1 занятие в неделю по 1 часу, в ходе которого предполагаются групповые занятия.
Цель программы – развитие творческих способностей и познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста путем ознакомления их с искусством оригами.
Для реализации цели программы предполагается выполнить в процессе обучения такие задачи программы :
- усвоение первоначального опыта самореализации;
- развитие воображения, художественного вкуса, чувства прекрасного;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к труду;
- формирование представлений о творческих идеалах.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Содержание психолого-педагогической работы
Работа над освоением программы проводится поэтапно (в течение двух лет, поэтому мы считаем целесообразным выделить учебные задачи для каждого года.
Задачи для первого года:
1. Знакомство с искусством оригами, его историей, базовыми принципами.
2. Знакомство с базовыми фигурами оригами «Треугольник» «Воздушный змей»
3. Развитие умения работать с ножницами и бумагой, воспитание аккуратности, усидчивости, терпеливости.
4. Усвоение и запоминание детьми необходимых терминов и понятий.
5. Обучение созданию оригами, выполненного путем многократного складывания углов.
6. Развитие произвольного внимания, интереса к ручному труду, творчеству.
7. Демонстрация достижений детей (создание выставки изделий).
Задачи для второго года:
1. Развитие умения свободно оперировать основными терминами моделирования оригами.
2. Обучение вкладыванию внутрь боковых треугольников и сторон.
3. Закрепление умения складывания «складкой».
4. Создание осознанного интереса к занятию оригами.
5. Развитие самоконтроля и самооценки.
6. Закрепление умения оперировать основными понятиями техники оригами.
7. Знакомство с модульным оригами.
8. Создание изделий из модулей (лебедь, тюльпан, ананас, заяц).
9. Развитие чувства прекрасного, эстетических интересов.
10. Формирование желания самостоятельного создания изделий в технике «модульное оригами».
11. Демонстрация достижений детей (создание выставки изделий).
Описание методов, форм и средств реализации программы :
В ходе реализации задач программы предполагается использовать такие методы обучения как:
1. Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:
- словесный метод (устные изложения, беседы, рассказы);
- практический метод (выполнение работ по инструкциям, картам, схемам).
2. Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- пояснительно – иллюстративные методы (восприятие детьми готовой информации);
- репродуктивные методы (воспроизведение дошкольниками полученных знаний и освоенных способов деятельности);
- частично – поисковые методы (методы, предполагающие коллективный поиск и решение поставленной задачи вместе с педагогом);
- исследовательские методы (заключающиеся в осуществлении самостоятельной творческой работы детьми).
3. Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
- фронтальные методы (одновременная работа педагога со всеми детьми);
- индивидуально – фронтальные методы (индивидуальные и фронтальные формы работы чередуются);
- групповые методы (организованная работа детей в группах);
Методическое обеспечение программы
1. Дидактический материал: карточки с заданиями для детей, тестовые задания, иллюстрационные материалы, репродукции картин, фотоальбомы, инструкционные карты.
2. Техническое оснащение: видеоматериалы.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Перспективный план работы на первый год
Сентябрь.
Тема: Знакомство с оригами.
Октябрь.
Тема: знакомство с базовой формой «Треугольник»
Тема: практическое занятие, изготовление формы «Гриб»
Тема: практическое занятие, изготовление формы «Мордочка кошечки»
Тема: практическое занятие, изготовление формы «Мордочка собачки»
Ноябрь:
тема: практическое занятие, изготовление формы «Мордочка лисички»
Тема: практическое занятие, изготовление формы «Мордочка волка»
Тема: практическое занятие, изготовление формы «Мордочка мышки»
Тема: практическое занятие, изготовление формы «Мордочка медведя»
Тема: практическое занятие, изготовление формы «Мордочка зайчика»
Декабрь:
тема: закрепление пройденного материала по желанию детей.
Тема: практическое занятие, изготовление формы «Мордочка лягушки»
Январь:
тема: практическое занятие, изготовление формы «елка»
Тема: практическое занятие, изготовление формы «гриб 2»
Февраль:
тема: практическое занятие, изготовление формы «бабочка»
Тема: практическое занятие, изготовление формы «рыбка»
Тема: практическое занятие, изготовление формы «лягушонок»
Тема: практическое занятие, изготовление формы «шапочка»
Март
Тема: практическое занятие, изготовление формы «Зайчик»
Тема: практическое занятие, изготовление формы «Тюльпанчик»
Тема: практическое занятие, изготовление формы «Кораблик»
Тема: практическое занятие, изготовление формы «Стаканчик»
Апрель:
тема практическое занятие, изготовление формы «Птичка»
Тема: знакомство с базовой формой «Воздушный змей»
Тема: практическое занятие, изготовление «Воздушный змей»
Тема: практическое занятие, изготовление «Кролик»
Май.
Тема: практическое занятие, изготовление «Курочка»
Тема: практическое занятие, изготовление «Птица»
ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ
- дети овладевают различным приемам работы с бумагой;
- дети знают основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- дети достигают определенного уровня развития внимания, памяти, мышления, пространственного воображения, мелкой моторики рук и глазомера;
- дети знакомятся с искусством оригами;
- дети применяют знания и умения в практической деятельности (самостоятельное выполнение поделок в самостоятельной деятельности) ;
Методическое обеспечение:
И. А. Коротеев «Оригами для малышей»
Т. И. Тарабарина «Оригами и развитие ребенка»
Л. Арсентьева «Супер оригами 250 фантазийных модели»
Е. Черенкова «Простейшие модели оригами»