Лучший педагог года

Программа дополнительного образования по развитию речи «Говоруша»

Юлия Енина
Программа дополнительного образования по развитию речи «Говоруша»
▼ Скачать + Заказать документы

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования : объем, содержание, планируемые результаты» :

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дополнительного образования «Говоруша» является составным компонентом дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы студии развития ребенка «Грамотей – ка» и относится к социально-педагогической направленности, так как способствует воспитанию качеств личности, необходимых для успешной интеграции учащегося в современное общество, его социализации в образовательном пространстве, мотивации к познанию и творчеству.

Публикация «Программа дополнительного образования по развитию речи „Говоруша“» размещена в разделах

Содержание данной программы ориентировано на создание необходимых условий для личностного развития учащихся, их позитивной социализации и удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном развитии.

Новизна программы в том, что на занятиях в объединении «Говоруша» используется особая образовательная технология, которая направлена на решение в интервалах одного занятия разных, но взаимосвязанных задач, охватывающих различные стороны речевого развития – фонетическую, лексическую, грамматическую, а в итоге – развитие связной речи в целом.

Актуальность предлагаемой программы определяется потребностью учащихся и их родителей в программах социального развития младших дошкольников, преимущественно не посещающих детские образовательные учреждения в развитии активной речи.

Одним из важнейших средств познания окружающего мира для детей 4,5-5,5 лет является возможность понимать речь и говорить. У ребенка возникает потребность спрашивать взрослого о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира, что служит основой для развития диалогической речи. Вместе с тем в речевых возможностях детей данного возраста наблюдаются большие индивидуальные различия. Таким образом, при систематической работе по развитию речи у учащихся активизируются познавательные процессы, расширяется активный и пассивный словарь, формируется культура речевого общения. Развитие памяти, восприятия, мышления, внимания позволяет развивать у детей интеллектуальные и творческие возможности.

Педагогическая целесообразность программы в том, что она развивает и расширяет развитие речи у учащихся через театрально – игровую деятельность. Посредством театрализации легче знакомить с культурой и обычаями народа, ее творчеством и богатством родного языка. Все занятия носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями. Применяются здоровьесберегающие технологии: использование физкультминуток, психологических тренингов, динамических пауз, зарядки для глаз, пальчиковой гимнастики.

Отличительной особенностью данной программы является то, что весь используемый материал имеет практическую направленность и приоритет при его отборе отдан театрально - игровым упражнениям, направленным на развитие всех сторон устной речи.

Важно отметить, что программа позволяет педагогу предоставлять учащимся помощь с постоянным ее сокращением в зависимости от успехов детей.

Адресат программы. Программа адресована детям от 4,5 до 5,5 лет.

Формируется одновозрастная группа разнополых детей без предварительной подготовки, которые не посещают дошкольные учреждения. В объединение принимаются все желающие, имеющие допуск врача к занятиям. Количество обучающихся в группе 12-15 человек. Прием детей осуществляется в течение всего учебного года на основе входного тестирования.

Уровень программы, объем и сроки реализации программы. Сроки реализации программы «Говоруша» - 1 год обучения – 108 часов. Данная программа реализуется на ознакомительном уровне. Рекомендуется продолжить дальнейшее обучение по программе «Речецветик» в студии развития ребенка «Светлячок».

Форма обучения – очная.

Режим занятий – 108 часов в год, 3 занятия по 1 учебному часу в неделю, по 25 минут с перерывом 15 минут и динамической паузой 45 минут.

Особенности организации образовательного процесса – одновозрастная группа учащихся 4,5-5,5 лет.

Состав группы – постоянный,

Занятия – групповая форма с ярко выраженным индивидуальным подходом.

Виды занятий – интегрированные, комплексно – комбинированные занятия, театрализованные занятия, занятия путешествия, занятия – игры, занятия – сказка, итоговые занятия, проектная и исследовательская деятельность.

Цель программы – создание условий для развития и формирования устной речи, обогащение словарного запаса и навыков речевого общения путем погружения в сюжетно – отобразительную игру, способствующую раскрытию потенциальных речевых возможностей учащегося и вовлечением его в дальнейшую предметную деятельность.

Задачи программы :

Образовательные :

- формировать навыки связной монологической речи, умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам;

- развивать диалогическую речь : умение формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;

- развивать словарь учащихся посредством знакомства со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий;

- развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного словопроизношения;

личностные:

- воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

- знакомить с книжной культурой, детской литературой, развитие понимания на слух текстов различных жанров детской литературы;

- воспитывать любовь к родному языку.

метапредметные:

- формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылки обучения грамоте.

Учебный план

п/п

Наименование разделов

и тем

Всего часов Кол-во часов Формы аттестации/контроля

Теорет. учеб. занят. Практич.

учеб. занят.

1. Введение в программу 1 0,5 0,5 Беседа,

диагностика

2. Формирование словаря 14 0,5 13,5 Педагогическое наблюдение

3. Звуковая культура речи 11 2,25 8,75 Педагогическое наблюдение

4. Грамматический строй речи 11 1,75 9,25 Занятие – конкурс

5. Связная речь 31 1,5 29,5 Опрос

6. Театрально – игровая деятельность 9 1 8 Педагогическое наблюдение,

инсценировка

7. Занимательные звуки 24 5,75 18,25 опрос

8. Проектная деятельность 4 0 4 Педагогическое наблюдение,

защита проекта

9. Итоговые занятия. 3 0 3 Педагогическое наблюдение,

диагностика

Итого: 108 13,25 94,75

СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

I. Вводное занятие.

Введение в программу. Педагогический мониторинг (диагностика).

II. Формирование словаря.

Теория:

Беседа «Надо ли учиться говорить.

Практика:

Дидактическая игра «Лоскутки».

Дидактическая игра «У лисы день рождения».

Дидактическая игра «Что из чего?»

Игра «Мир предметов».

Игра «В гостях у куклы Маши».

Дидактическая игра «Истрать все деньги».

Игра «Приходите в гости».

Дидактическая игра «Посуда».

Дидактическая игра «Один – много».

Дидактическая игра «Сумки».

Игра «Что растет на огороде?»

Дидактическая игра «Магазин подарков».

Дидактическая игра «Кто внимательный?».

Дидактическая игра «Что будем делать?».

III. Звуковая культура речи.

Теория:

Звуковая культура речи : звуки [с] и [c’].

Звуковая культура речи : звуки [з] и [з’].

Звуковая культура речи : звук [ц].

Звуковая культура речи : звук [ш].

Звуковая культура речи : звук [ж].

Звуковая культура речи : звук [ч].

Звуковая культура речи : звуки [щ],[ч].

Звуковая культура речи : звуки [л],[л’].

Звуковая культура речи : звуки [р] и [р’].

Практика:

Игра «Водичка».

Игра «Комарики».

Игра «Ищем звук во всем вокруг».

Игра «Змейка».

Игра «Жуки».

Игра «Назови, не ошибись».

Заучивание чистоговорки «В речке водятся лещи».

Игра «О ком я говорю.

Игра «Пропеллер».

Дидактическая игра «Слушай, запоминай, правильно повторяй».

Дидактическая игра «Назови какие».

IV. Грамматический строй речи.

Теория:

Сказка К. Чуковского «Телефон».

Придумывание загадок – описаний.

Образование формы родительного падежа множественного числа существительных.

Употребление предлогов в речи.

С. Маршак «Где обедал воробей?».

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко».

В. Сутеев «Яблоко».

Дидактическая игра «Какой, какая, какое».

Практика:

Составление рассказа из набора игрушек «Таня, Жучка и котенок».

Игра «У меня зазвонил телефон».

Составление сказок по схемам «Репка», «Теремок».

Игра «Мой, моя».

Игра «Петрушка, угадай мою игрушку».

Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд».

Рассказывание по набору игрушек «Случай в лесу».

Дидактическая игра «Зоопарк».

Игра «Назови ласково».

Игра «Что я вижу?»

V. Связная речь.

Теория:

Рассказ «Мышонок».

Е. Чарушин «Кто как живет. Заяц. Белка. Волк.»

Произведение К. Чуковского «Федорино горе».

Описание потерявшихся зайчат по картинкам.

Русская народная сказка «Лиса и коза».

Рассказ «Лисичкин хлеб».

Сюжетная картина «Медведи в лесу».

Практика:

Обучение рассказыванию «Наша неваляшка идет трудиться».

Картина «Кошка с котятами». Составление описательного рассказа.

«Мои любимые домашние питомцы» (составление рассказа).

Пересказ рассказа по сюжетным картинкам «Мышонок».

Составление описательного рассказа «Моя любимая игрушка».

Игра «Маковое зернышко».

Игра «Вопрос с подсказкой».

Игра «Что в чудесном мешочке?».

Картина «Собака со щенятами». Составление описательного рассказа.

Картина «Вот это снеговик». Составление описательного рассказа.

Игра «Кто, что любит делать?»

Картина «Не боимся мороза» (составление описательного рассказа).

Составление близких к тексту пересказов «Кто как живет. Заяц. Белка. Волк»

Игра «Сервиз».

Игра «Помогите найти».

Картина «Куры». Составление описательного рассказа.

Игра «Повтори».

Составление рассказа по сюжетным картинкам «Лисичкин хлеб».

«Загадки – про сказки». Мини – викторина.

Составление описательного рассказа по картине «Медведи в лесу».

Игра «Кто пасется на лугу?»

Дидактическая игра «Похожи – непохожи».

Дидактическая игра «Любимые места».

Подвижная игра «Фокины дети».

Дидактическая игра «Справочное бюро».

Дидактическая игра «Волшебный ключ».

Подвижная игра «Волк и семеро козлят».

Дидактическая игра «Угощайся пирожком».

Дидактическая игра «Цветочный магазин».

Дидактическая игра «Встреча».

Инсценировка по отрывку И. Пивоваровой «Стихи про лошадку».

Игра «Говори по очереди».

VI. Театрально – игровая деятельность.

Теория:

Русская народная сказка «Репка».

Русская народная сказка «Лисичка – сестричка и серый волк».

Русская народная сказка «Зимовье».

Русская народная сказка «Три медведя».

Практика:

Пальчиковый театр по сказке «Репка».

Инсценировка сказки «Репка». (использование перчаточных кукол).

Русская народная сказка «Теремок». Пальчиковый театр.

Инсценировка сказки «Теремок». (использование перчаточных кукол).

Пальчиковый театр по сказке «Лисичка – сестричка и серый волк».

Театр масок по сказке «Зимовье».

Театр – масок по сказке «Три медведя».

VII. Занимательные звуки.

Теория:

Звук [а]. Звук [у]. Звуки [а], [у].Звук [и].Звук [о]. Звук [м].Звук [н].

Звук [б]. Звук [п].Звук [д].Звук [т].Звук [в].Звук [к].Звук [г].Звук [х]. Звуки [е] и [ё]. Ь знак и Ъ знак. Звук [ы].Звук [э]. Звук [ю]. Звук [я].

Практика:

Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку».

Дидактическая игра «Кто качает куклу?».

Дидактическая игра «Наоборот».

Игра «Ау».

Игра «Хлопни в ладоши».

Дидактическая игра «Вопрос – ответ».

Гласные звуки [а], [у], [и], [о]. Дидактическая игра «Разложи картинки».

Дидактическая игра «Да - нет».

Дидактическая игра «Раздели пару».

Дидактическая игра «Подушка – камень».

Игра «Покажи как подходит тесто».

Игра «Игра «Тихо- громко».

Упражнение на развитие дыхания «Сдуй бабочку с цветка».

Дидактическая игра «Эхо».

Звук [ф]. Дидактическая игра «Да – нет».

Игра «Кукушка».

Игра «Барабан – колокольчик».

Игра «Посмеемся».

Игра «Отвечай быстро».

Ь знак и Ъ знак. Игра «Повтори».

Игра «Ошибка».

Дидактическая игра «Что из чего сделали?».

Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Дидактическая игра «Не ошибись».

VIII. Проектная деятельность.

Проект «В гостях у сказки».

Проект «Наши любимые игрушки».

Проект «Театр – Говоруша».

Проект «Книжка – малышка или сказка на новый лад».

ХI. Итоговые занятия.

«Путешествие на планету речи».

«По сказочным тропинкам».

«Сказка в гости к нам пришла».

Планируемые результаты знаний, умений и навыков учащихся на конец года:

Образовательные :

- у учащихся будут сформированы навыки связной монологической речи, умение составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам;

- у учащихся будет развита диалогическая речь : умение формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи;

- у учащихся будет развит словарь посредством знакомства со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий;

- у учащихся будет развито умение чистого произношения сложных звуков родного языка, правильного словопроизношения;

личностные:

- у учащихся будет сформировано желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

- у учащихся будет развита мотивация к последующему саморазвитию и любви к родному языку.

метапредметные:

- сформирована звуковая аналитико – синтетическая активность как предпосылки обучения Условия реализации программы.

Материально техническое обеспечение.

Кабинет оснащен необходимым оборудованием для реализации данной программы. Мебель соответствует возрастным особенностям учащихся.

Стол ученический – 8 шт.

Стул ученический – 16 шт.

Стол учительский

Шкаф «Кукольный театр»

Ковер

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления картин, иллюстраций, рисунков учащихся.

Ноутбук

Мультимедийный проектор

Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы.

Текстовый материал «Артикуляционная гимнастика».

Текстовый материал «Пальчиковая гимнастика».

Текстовый материал «Дыхательная гимнастика».

Материалы для обследования устной речи.

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв).

Схемы для составления сказок.

Наборы сюжетных и предметных картинок в соответствии с тематикой, в данной в программе.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы в данной программе.

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов ( по темам: Профессии, Магазин, и др.)

Настольные развивающие игры.

Набор карточек «Логопедический фольклор.

Кукольный театр.

Пальчиковый театр.

Аудиозаписи сказок.

Презентации по темам: «Какие бывают звуки», «Моя семья» и др.

Интернет – ресурсы:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/ Википедия: свободная энциклопедия.

2. https://pedsovet.org Педсовет. Всероссийский Интернет – педсовет.

3. https://portalobrazovaniya.ru/ Российский общеобразовательный портал.

4. https://www.maam.ru Образовательный портал Маам. ру

Кадровое обеспечение: педагог дополнительного образования, соответствующий проф. стандарту.

Формы аттестации:

Промежуточная диагностика, итоговая диагностика.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов : аналитическая справка, журнал посещаемости, портфолио, диагностическая карта, открытое занятие, свидетельство (сертификат).

Форма предъявления и демонстрации образовательных результатов : аналитическая справка, диагностическая карта, конкурс, викторина, открытое занятие, портфолио.

Оценочные материалы.

Опрос, беседа, диагностика.

Методические материалы.

Методы обучения: словесный, наглядно- практический, объяснительно- иллюстративный, игровой, театральный, проектный.

Технологии: групповая, развивающая, проектная, игровая, здоровьесберегающая, технология портфолио.

Формы занятия: игра, соревнование, театральное занятие, сомнение, путешествие, фантазия, занятие – диалог, интегрированное, комплексно – комбинированное.

Формы методических материалов: Диск В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду», методические рекомендации, конспекты занятий, наглядный материал. Пособие - Бизикова О. А.

«Развитие диалогической речи дошкольников в игре».

Дидактические материалы: таблицы; плакаты; раздаточный материал; дидактические карточки.

Алгоритм учебного занятия:

Тема занятия (определяется по задаче связной речи)

Программные задачи

Связная речь___

Грамматический строй речи___

Словарная работа___

Звуковая культура речи___

Закрепление представлений___

О слове, звуке, слоге; предложении (ср. и ст. возраст)___

Наглядный материал

Предварительная работа

Методические приемы (в учебных целях)

Ход занятия

I часть

1. Вводная часть

Цель: заинтересовать, нацелить учащихся.

Методы и приемы:

сюрпризный момент;

художественное слово;

показ наглядного материала;

вводная беседа.

2. Основная часть.

Цель: обучение рассказыванию, пересказу, развитие словаря, формирование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи.

Методы и приемы:

образец;

план;

частичный образец;

рассказывание детьми.

3. Заключительная часть.

Подвести итоги первой части, дать оценку.

Примечание: занятие может состоять из 2-4 частей, но они должны быть тематически объединены, структурные части – подвижны, изредка занятие может быть посвящено решению одной речевой задачи («звуковая культура речи», «ознакомление со звуковой стороной слова» в ст. гр).

II, III части

Решение других задач по развитию речи (словарная работа, формирование грамматического строя речи, формирование звуковой культуры речи).

грамоте.

Публикации по теме:

Программа дополнительного образования «Логоритмика» Логоритмика как инновационный подход для преодоления речевых расстройств у детей. Логопедическая ритмика – это комплексная методика, включающая.

Программа дополнительного образования по развитию мелкой и общей моторики у детей от 2 лет до 4 лет «Детские ладошки» Программа дополнительного образования по развитию мелкой и общеймоторики у детей от 2 лет до 4 лет «Детские ладошки» г. Москва Содержание.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Программа дополнительного образования «Веселый язычок» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Нефтеюганска «Детский сад №16 «Золотая рыбка» Дополнительная.

Программа дополнительного образования «Маленькие звездочки» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка -детский сад «Бэпембэ» села Акъяр муниципального района.

Программа дополнительного образования «Оригами» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Оригами» Автор составитель Бойко И. М. Олекминск 2015 Содержание программы.

Программа дополнительного образования по психоэмоциональному и музыкально-оздоровительному развитию детей. «Шалуны» Программа дополнительного образования по психоэмоциональному и музыкально-оздоровительному развитию детей. Муниципального бюджетного дошкольного.

Программа дополнительного образования по развитию творческого мышления посредством конструированию в детском саду ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Детское конструирование – подлинно интегрированная деятельность, основанная на глубокой взаимосвязи познания, художественного.

Программа дополнительного образования «Поиграй-ка» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 п. Вохма» Вохомского муниципального района Костромской области.

Программа дополнительного образования «В гостях у краски» Пояснительная записка Программа дополнительного образования «В гостях у краски» является программой художественно-эстетического направления,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования по развитию речи «Говоруша»
Опубликовано: 4 декабря 2017 в 17:41
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования по развитию речи «Говоруша»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Енина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД