Елена Александровна
Программа дополнительного образования по безопасности «Знайка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Города___
«Детский сад №___»
Принято на совете педагогов
от «__»___2017 г. «Утверждаю» :
Заведующий МБДОУ №___
___
Программа дополнительного образования
«Знайка»
Автор-составитель: воспитатель
Бронникова Е. А.
Серов 2017
«Самое дорогое у человека – это жизнь»
Н. А. Островский.
Пояснительная записка
Публикация «Программа дополнительного образования по безопасности „Знайка“» размещена в разделах
- Безопасность жизнедеятельности. ОБЖ в детском саду
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Рабочая программа дополнительного образования разработана на основании действующих нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность системы дошкольного образования : Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва); «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях. Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Программа дополнительного образования «Знайки» разработана на основе парциальной программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (автор Р. Б. Стеркина). Определяя основное содержание и направление развития детей, в программе учитываются и используются различные формы и методы организации обучения: индивидуальные и возрастные особенности детей, социокультурные различия, своеобразие домашних и бытовых условий, а также общая социально-экономическая и криминогенная ситуации.
Актуальность
Дошкольный возраст – это важный период, когда формируется человеческая личность. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает нормы поведения в обществе, в котором живет. Определить правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Зачастую дети недооценивают или переоценивают свои силы. Желание выглядеть сильными и смелыми перед товарищами заставляет ребенка нарушать правила безопасного поведения на дорогах, в быту, в природе. Сохранение жизни и здоровья детей – важнейшая задача современной педагогики. У детей дошкольного возраста необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице, в природе, дома. Учить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь овладеть элементарными навыками поведения в разных ситуациях, так как эти знания формируют культуру поведения личности, внимание, ответственность за свою жизнь и за безопасность окружающих.
Поэтому, актуальность формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в наше время не вызывает сомнений. И не случайно, одним из компонентов содержания социально – коммуникативного развития дошкольников, определенного федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО, является формирование основ безопасности.
Целями программы является :
• формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности;
• формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Реализация данных целей возможна путем решения следующих задач:
1. Способствовать развитию у детей заинтересованности к изучению правил безопасного поведения дома, на улице, в природе;
2. Расширять представления о своём организме, ценности здорового образа жизни;
3. Формировать и развивать умения, навыки безопасного поведения;
4. Воспитывать устойчивые привычки соблюдать правила безопасности.
Кроме того можно выделить образовательные, развивающие и оздоровительные и воспитательные задачи:
Образовательные задачи :
1. Обогатить опыт безопасного поведения.
2. Формировать элементарные навыки здоровьесбережения.
3. Формировать сознательное отношение к собственному здоровью и способам его укрепления.
Развивающие задачи:
1. Развивать коммуникативные навыки.
2. Развивать познавательные способности.
3. Развивать умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
4. Развивать умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
Оздоровительные задачи:
1. Обеспечить психологическое благополучие и здоровье детей.
2. Обучить самоконтролю за своим самочувствием.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать уверенность в своих силах.
2. Учить адекватно, осознанно действовать в любой обстановке.
3. Формировать самостоятельность и ответственность.
4. Помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице.
5. Формировать дружелюбие, умение общаться со сверстниками и взрослыми, учить взаимопониманию.
6. Повышать уровень произвольности действий.
Программа дополнительного образования разработана для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет) и предполагает проведение одного занятия в неделю. Продолжительность деятельности детей варьируется от 20 до 30 минут.
Общее количество занятий в год – 36 .
Совместная деятельность выстраивается по принципу от простого к сложному, применяются различные формы организации деятельности:
- беседы;
- викторины;
- моделирование ситуаций;
- составление описательных рассказов;
- просмотр обучающих видеофильмов;
- демонстрация презентаций.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей :
«Социально - коммуникативное развитие»;
«Познавательное развитие»;
«Речевое развитие»;
«Художественно- эстетическое развитие»;
«Физическое развитие».
Принципы реализации программы.
Программа составлена с учетом реализации следующих принципов:
- Принцип доступности.
Предполагает обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;
- Принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей.
Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;
- Принцип оздоровительной направленности.
Учеными доказано, что на пальцах рук есть много точек, массаж которых помогает укреплять здоровье ребенка;
- Принцип коммуникативности.
Предполагает создание атмосферы доброжелательного общения между детьми;
- Принцип постоянного соблюдения техники безопасности и гигиенических условий, смены видов деятельности.
Работа с родителями
№ п/п Месяц Форма работы с семьей
1 Сентябрь Подбор материала в родительский уголок «Осенние растения»
2 Октябрь Анкетирование «Я и мой ребёнок на улицах города»
3 Ноябрь Предложить родителям дома совместно с детьми посмотреть мультипликационный фильм «Уроки тётушки совы. Мои домашние питомцы»
4 Декабрь Консультация «Пожарная безопасность в новогодние праздники»
5 Январь Консультация «Пристегните самое дорогое»
6 Февраль Памятка для родителей «Правила безопасности на льду»
7 Март Конкурс «Наш друг Светофор»
8 Апрель Оформление экспозиции «Зелёная аптека».
9 Май Консультация для родителей «Перегревание. Солнечные ожоги».
Перспективное планирование для детей 4-5 лет (средняя группа)
Количество занятий: 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц;
Продолжительность занятия: 20 минут.
Месяц Тема
Программное содержание
Сентябрь «Уголок пожарной безопасности» Познакомить детей с уголком пожарной безопасности, объяснить назначение этого уголка. Рассмотреть, чем оснащен уголок противопожарной безопасности.
«Не играй с огнем».
Познакомить с историей создания пожарной службы, показать её значимость для людей. Познакомить с номером телефона «01». Формировать представление о профессии пожарного, воспитывать уважение к их труду.
Октябрь «Предметы, требующие осторожного обращения».
Помочь детям хорошо запомнить основные группы пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться. Дать детям элементарные знания о необходимости безопасного обращения с огнем.
«Использование и хранение опасных предметов».
Помочь детям хорошо запомнить основные предметы опасные для жизни и здоровья, помочь им самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.
Ноябрь «Безопасность на дорогах».
Формировать представления об улице, ее основных частях. Подвести к пониманию, что играть на проезжей части нельзя: опасно. Закрепить знания об основных видах транспортных средств. Закрепить представления о назначении светофора, его сигналах, представление о цвете, учить действовать по сигналу.
«Знаешь ли ты правила дорожного движения?»
Закрепить знания правил дорожного движения, о назначении сигналов светофора; знания о дорожных знаках. Воспитывать чувство ответственности за личную безопасность, культуру поведения в общественных местах.
Декабрь «Дорожные знаки» Познакомить детей с дорожными знаками, их значением
«Опасные участки на пешеходной части улицы»
Научить детей различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки. Формировать навыки безопасного поведения на дороге.
Январь «Правила дорожные всем нам нужно знать».
Приобщать детей на основе полученных знаний выполнить коллективную работу по изготовлению газеты.
«Правила безопасности на льду»
Дать детям знания о правилах поведения на льду.
Февраль «Что такое метель»
Знакомить детей с правилами поведения во время
метели.
«Если ты потерялся»
Повести детей к пониманию, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу. Помочь детям осознать важность знания своего домашнего адреса и телефона.
Март «Контакты с животными»
Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны. Развивать способность описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным.
«Опасность в виде клеща»
Выяснить степень влияния клещевого энцефалита на здоровье человека.
Познакомить учащихся с профилактикой против клещей – возбудителей
Апрель «Планета Земля в опасности»
Дать детям представление о том, что планета Земля в опасности: во многих местах загрязнены вода, земля, воздух. Выяснить, что может загрязнять окружающую природу и чем мы можем помочь.
«Осторожно, ядовито!»
учить детей внимательно относиться к растениям в природе понимать, что среди них есть ядовитые; учить соблюдать осторожность, развивать любознательность.
Май «Чем опасно солнце»
Цель: учить детей правилам поведения в жаркие летние дни.
«Безопасность на водоемах» закреплять знания о лете, играх детей летом, познакомить детей с правилами безопасного поведения на воде, воспитывать чувство осторожности, ответственного поведения за свою жизнь и жизнь окружающих, развивать внимание, мышление, память, речь.
Работа с родителями
№ п/п Месяц Форма работы с семьей
1 Сентябрь Консультация «Безопасная прогулка в лес»
2 Октябрь Анкетирование «Ребенок один дома».
3 Ноябрь Предложить родителям почитать с детьми книги, связанные с пожарной безопасностью («Кошкин дом», «Путаница» и др, обсудить из содержание.
4 Декабрь Консультация «Елочка! Не жгись!»
5 Январь Памятка для родителей «Профилактика плоскостопия и нарушений осанки»
6 Февраль Информация в родительском уголке «Опасная метель»
7 Март Организовать выставку работ воспитанников (совместно с родителями) «Огонь -друг, огонь-враг»
8 Апрель Оформление экспозиции «Свой - чужой».
9 Май Организация встречи с инспектором ГИБДД
Перспективное планирование для детей 5-6 лет (старшая группа)
Количество занятий: 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц;
Продолжительность занятия: 25 минут.
Месяц Тема
Программное содержание
Сентябрь «Опасности нашего двора»
Сформировать представление у детей об опасных и безопасных местах для игр во дворе.
Для чего нужны правила дорожного движения?
Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, учить практически, применять их в различных ситуациях.
Октябрь «Улица»
Познакомить детей с улицей и ее особенностями, закрепить правила поведения на улице, идти только по тротуару, по правой стороне, переходить улицу только по подземному переходу или зебре.
«К кому можно обращаться за помощью, если потерялся на улице» Обращаться можно не к любому взрослому, а только к полицейскому, военному, продавцу.
Ноябрь «Когда остаешься один»
Научить детей правильно вести себя дома, когда остаются одни, предостеречь от контактов с незнакомыми людьми.
«Поплотнее кран закрой - осторожен будь с водой» Объяснить детям, что нужно соблюдать осторожность при пользовании водой в доме
Декабрь «А у нас в квартире газ»
Познакомить детей со службой «04»,закрепить правила пользования газовой плитой во избежание несчастных случаев.
«Пусть елка новогодняя нам радость принесет!»
Познакомить детей с легковоспламеняющимися игрушками, которыми нельзя украшать елку.
Январь «Детские шалости с огнем»
Обучать детей мерам пожарной безопасности, сформировать у детей элементарные знания об опасности шалостей с огнем, об опасных последствиях пожаров в доме.
«Запомните детки, таблетки – не конфетки!» Разъяснить детям, когда лекарства бывают полезны, а когда опасными для жизни.
Февраль «Ножницы, катушки - это не игрушки» Познакомить детей с правилами при работе самыми обычными предметами: ножницы, катушки; как и где их хранить.
«Микробы и вирусы»
Научить детей заботиться о своём здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью. Дать детям элементарные представления об инфекционных болезнях и их возбудителях. Воспитывать привычку в соблюдении правил личной гигиены.
Март «Витамины и полезные продукты»
Рассказать детям о пользе витаминов и их значении для здоровья человека. Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека.
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
Рассказать детям о том, как живет наш организм, из чего состоит тело человека. Наши органы: головной мозг, нервы, глаза, уши, зубы, мышцы, кости и суставы; сердце и кровеносные сосуды, желудок и кишечник. Органы дыхания.
Апрель «Врачи – наши помощники!» Познакомить детей с профессией врача и медицинской сестры;
учить детей не бояться врача, самому оказывать помощь;
закрепить понятие ценности здоровья, желание быть здоровым;
«Лекарственные растения»
Рассказать детям о пользе лекарственных и вреде ядовитых растений.
Май «Лесные опасности».
Выяснить какую опасность несут ядовитые грибы, ягоды, насекомые, и разработать правила безопасного поведения в лесу.
Содействовать воспитанию ответственности за свое здоровье, бережного отношения к природе, грамотного поведения в лесу.
«Будем беречь и охранять природу» Воспитывать у детей природоохранное поведение; развивать представления о том, какие действия вредят природе, портят её, а какие способствуют её восстановлению.
Работа с родителями
№ п/п Месяц Форма работы с семьей
1 Сентябрь Организация родительского собрания «Азбука безопасности» (совместно с детьми)
2 Октябрь Папка - передвижка «Лекарственные растения вместо таблеток»
3 Ноябрь Предложить родителям посмотреть и обсудить с ребенком обучающие мультфильмы из цикла «Спасик и его друзья»
4 Декабрь Консультация «Профилактика гриппа»
5 Январь Памятка для родителей «Профилактика нарушений зрения»
6 Февраль Информация в родительском уголке «Осторожно! Сосульки!»
7 Март Конкурс фотографий «Я за чистый город»
8 Апрель Консультация «Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма»
9 Май Консультация «Ребенок – один дома»
Перспективное планирование для детей 6-7 лет (подготовительная группа)
Количество занятий: 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц;
Продолжительность занятия: 30 минут.
Месяц Тема
Программное содержание
Сентябрь «Насильственные действия незнакомого взрослого на улице» Учить детей правилам поведения в ситуации насильственных действий со стороны незнакомого взрослого на улице
«Конфликты между детьми» Учить детей самостоятельно разрешать межличностные конфликты, учитывая при этом состояние и настроение другого человека, а также пользоваться нормами-регуляторами.
Октябрь «Безопасность в детском саду» Закрепить знания о безопасном поведении в детском саду: в групповом помещении, на прогулке, на спортивной площадке; профилактика детского травматизма.
«Осторожно! Бытовая химия!»
Дать представления об опасном использовании детьми бытовой химии, косметики, и острых предметов; продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения дома; развивать связанную речь, мышление, умение находить выход из сложных ситуаций; воспитывать чувство осторожности.
Ноябрь «Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности» Расширить представление детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме. Познакомить детей с тем, как может быть опасно самим открывать окна и выглядывать из них.
«Горячие предметы на кухне».
закреплять представления о том, что можно обжечься при небрежном пользовании горячей водой, паром от кастрюль.
Декабрь
. «Правила поведения в толпе»
Объяснить детям возможные опасные ситуации на массовых зрелищах
«Осторожно! Электричество»
Учить предвидеть опасности связанные с электроприборами, розетками, обрывом электропровода.
Январь «Осторожно! Дорога».
Формировать навыки безопасного поведения на дороге; закрепить названия некоторых видов спец. Транспорта; уточнить представления о светофоре, дорожных знаках и их назначении; развивать внимание, мышление, связанную речь; воспитывать культуру поведения в общественном транспорте
«Опасные участки на пешеходной части улицы»
Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы, и соответствующими мерами предосторожности, различными способами ограждения опасных зон тротуара.
Февраль «Сигналы регулировщика»
дать детям представление о том какому сигналу светофора соответствуют знаки регулировщика.
«Уроки
безопасности : как
избежать
неприятностей»
Продолжить знакомство с ЧС и
их последствиями, учить правильно
поступать при возникновении
чрезвычайной ситуации.
Март «Спички не тронь — в спичках огонь».
дать детям понятие о пользе и вреде огня, Закрепить знания о том, что горит, что не горит. Вызвать у детей желание быть всегда осторожными с огнем
«Детские шалости с огнём»
перечислить действия детей, которые могут привести к пожару. Закрепить ППБ.
Апрель «Безопасность на водных объектах»
Сформировать представление об опасности на водоемах в разное время года
«Правила езды на велосипеде» учить соблюдать все правила езды на велосипеде
Май «Гром, молния, гроза, ливень, ураган»
Дать представление детям о том, что такое гроза и как себя вести во время грозы; учить находить выход из опасных ситуаций, возникающих при грозе; развивать логическое мышление, внимание, связанную речь; воспитывать чувство осторожности
Тренинг: «Главное – не только знать, но и в жизни применять!»
Закрепить знания, умения и навыки детей, полученные на занятиях по ОБЖ; учить использовать их в моделированных ситуациях; развивать внимание, память, наблюдательность; воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе
Список использованной литературы
1. Авдеева Н. Ю., Стеркина Р., Князева О. Безопасность. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 57 с.
2. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. – М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2012. – 43 с.
3. Т. Ф. Саулина «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» М: Мозаика-синтез, 2014
4. Н. Н. Авдеева, О, Л. Князева, Р. Б. Стёркина «Безопасность. Учебное пособие» М: СПб Детство-пресс, 2015
5. Т. П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры» СПб ООО Детство-пресс, 2013
6. Т. А. Шорыгина «Беседы о правилах пожарной безопасности» М: ТЦ Сфера, 2013
7. Т. А. Шорыгина «Беседы о природных явлениях. Методические рекомендации» М: ТЦ Сфера, 2014
8. В. А. Шипунова комплект карточек «Пожарная безопасность», М: Карапуз, 2014
9. В. А. Шипунова комплект карточек «Опасные предметы и явления», М: Карапуз, 2014
10. В. А. Шипунова комплект карточек «ОБЖ. Безопасное общение», М: Карапуз, 2014
11. В. А. Шипунова комплект карточек «Береги здоровье», М: Карапуз, 2014
12. Ю. В. Аристова. Программа дошкольного образования по формированию культуры здорового образа жизни и патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста "Будь здоров, как Максим Орлов!".