Татьяна Прозорова
Программа дополнительного образования в выходной день на 1–3 часа
▼ Скачать + Заказать документы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Школа №1512»
Дошкольные группы на Красный Казанец, 19А
Программа дополнительного образования
в выходной день на 1-3 часа[/b]
Возраст детей от 3-7 лет
Срок реализации: 9 месяцев
Руководитель: Прозорова Т. В.
Москва 2017
1. Пояснительная записка
Публикация «Программа дополнительного образования в выходной день на 1–3 часа» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Настоящее положение регулирует деятельность группы выходного дня для детей дошкольного возраста, посещающих данное ДОУ.
Основными направлениями работы группы выходного дня являются:
сохранение и укрепление здоровья детей,
формирование установки на ведение здорового образа жизни,
активное познания дошкольниками окружающего мира и формирование умения творчески отражать свои впечатления.
Программа рассчитана на детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет. Курс обучения планируется на 1учебный год, без питания. Работа с детьми проводится 1 раз в неделю по 3 часа.
Наш коллектив, осуществляя работу в группе выходного дня, берет за основу программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и опирается на требования соблюдения норм СанПин 2.4.1.3049-13. Вся работа организуется с учетом Закона об образовании и требований ФГОС, а также регулируется ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг от 27-06-2010.
Дошкольный возраст – самая яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, тем значимее она, тем успешнее идет его развитие, тем полнее реализуются его способности, тем счастливее его детство.
Дошкольное образовательное учреждение является тем фундаментом, которое обеспечивает духовную энергию человека на всю последующую жизнь. Спрос на услуги дошкольного образования растет с каждым днем и открытие группы выходного дня на базе детского сада для детей, не посещающих детский сад и посещаемых дошкольное учреждение, является одной из вариативных форм охвата и предоставления услуг дошкольного образования. Пребывание дошкольников в группе строится в соответствии с установленным распорядком дня. В группе выходного дня работает опытный педагог, и особое внимание уделяет формированию спокойного и психологически комфортного настроя у каждого ребенка в группе. Работа группы выходного дня с детьми строится на взаимопонимании с детьми и их родителями.
Учитывая, что только в атмосфере добра, доверия, взаимопонимания и уважительного отношения друг к другу возможно создание условий, способствующих раскрытию творческих возможностей ребенка, в рамках работы группы выходного дня особое внимание уделяется организации совместной деятельности взрослого и ребенка, сотрудничеству с родителями. В воспитательно-образовательную деятельность включены продуктивные виды деятельности, которые подобраны с учетом разновозрастного состава группы.
2. Цели, задачи, принципы работы группы выходного дня для детей дошкольного возраста, посещающих ДОУ
2.1. Целью работы группы выходного дня является организация качественного педагогического взаимодействия с семьями детей, посещающими ДОУ, направленного на обеспечение развития, воспитания и успешной социализации, а также организация присмотра, ухода и оздоровления детей дошкольного возраста.
2.2. Основные задачи деятельности группы выходного дня:
• оказание помощи родителям в присмотре, уходе за детьми дошкольного возраста;
• формирование ребенка как активного, эмоционально-благополучного субъекта деятельности в отношениях с взрослыми и сверстниками.
• оказание помощи семье в формировании основ физического, социально-нравственного, интеллектуального развития личности ребенка дошкольного возраста, в подборе адекватных средств общения с ребенком;
• оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, посещающих группу выходного дня;
• усвоение детьми базовых знаний, соответствующих возрасту;
• пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
2.3. Основные принципы реализации работы группы выходного дня
• личностно-ориентированный подход к работе с детьми, посещающими ДОУ;
• сотрудничество субъектов социально-педагогического пространства;
• открытость муниципальной системы дошкольного образования;
3. Организация деятельности группы выходного дня для детей дошкольного возраста, посещающих ДОУ
3.1. Участниками группы выходного дня являются: дети из числа посещающих данное ДОУ, в возрасте от 3 до 7 лет, родители детей и воспитатель.
3.2. Деятельность группы выходного дня осуществляется по приказу директора ГБОУ Гимназия 1512.
3.3. Группа выходного дня работает по субботам, согласно расписанию и плану, утвержденному директором ГБОУ Гимназия 1512.
3.4. При зачислении ребенка в группу выходного дня ГБОУ Гимназия 1512 руководствуется интересами семьи.
3.5. Отношения между ГБОУ Гимназия 1512 и родителями регулируются двухсторонним договором.
3.6. Наполняемость групп при организации групповой работы с детьми составляет от 8 до 15 человек.
4. Режим дня группы выходного дня
• 10.00-10.30 - встреча детей “Мы вам рады!”. Взаимодействие с родителями. Групповое общение.
• 10.30-11.00 – организованная деятельность по разным образовательным областям коллективно и по подгруппам, творческие задания.
• 11.00-11.30 - групповое общение. Самостоятельная игровая, художественная и познавательная деятельность детей. Индивидуальная работа с детьми.
• 11.30-13.00 - питьевой режим. Подготовка к прогулке. Прогулка. Взаимодействие с родителями.
5. Формы организации работы группы:
Занятия с детьми в группе выходного дня проводятся в индивидуальной, по подгруппам и групповой формах. В работе группы могут участвовать родители. Продолжительность индивидуальных и групповых занятий составляет от 15 до 25 минут (в зависимости от возраста).
• организованная и самостоятельная игровая деятельность в группе и на прогулке;
• чтение детям художественной литературы;
• развитие познавательной активности через различные эксперименты;
• организованная и самостоятельная художественная деятельность в группе;
• творческие задания;
• беседы;
• подвижные игры, оздоровительные мероприятия;
• консультационная помощь семье по вопросам воспитания и развития детей;
• особое внимание уделяется использованию дидактических игр для познавательного развития дошкольников. Они способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи. Игры могут видоизменяться по мере усложнения программного содержания, а применение наглядного материала позволяет не только разнообразить деятельность, но и сделать ее привлекательной для детей.
Для активного познания дошкольниками окружающего мира и формирования умения творчески отражать свои впечатления, проводятся занятия по рисованию, лепке, аппликации, ручному труду. Продуктивные виды деятельности подобраны с учетом разновозрастного состава группы и индивидуальных особенностей ребенка.
Используемые приёмы: убеждение на собственном опыте, импровизация на свободную или заданную тему, товарищеский спор, использование сказок, увлечение творческим поиском добрым делом и т. д. ; организация групповой деятельности, творческая игра, косвенное требование, коллективное творческое дело. Творческое соревнование, конкурс, контроль. Презентации.
6. Средства образования
В качестве средств образования и источников развития для ребенка выступают: специально подготовленная среда, педагог, как создатель среды, организатор и помощник в собственной деятельности ребенка, использующий различные механизмы научения. При этом важнейшее место занимает собственная деятельность ребенка.
Основной формой деятельности ребенка в группе является свободная игровая деятельность. В результате правильной организации свободной игровой деятельности ребенка в специально подготовленной среде ребенку удается максимально использовать свой внутренний потенциал, запустить механизм саморазвития, достичь состояния нормализации, то есть внутренней гармонии и самодисциплины при высокой активности, стабильной положительной самооценке.
7. Общие принципы организации образовательного процесса
• Образовательный процесс строится на основе баланса свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми.
• Взрослый привлекает детей к занятиям без психологического принуждения, опираясь на их интерес к содержанию и форме деятельности, дополнительно мотивируя детей своим партнерским участием в деятельности.
• В образовательном процессе реализуется дифференцированный подход - гибкий охват детей (пары, подгруппы, вся группа) соответствующими их интересам и возможностям формами и содержанием деятельности.
• Организация многоуровневой функциональной среды для свободной самостоятельной деятельности детей (обеспечение самореализации детей с разным уровнем развития).
Дифференцированный временной режим для разных видов совместной деятельности взрослого с детьми.
8. Ожидаемый результат
В качестве планируемых результатов необходимо выделить следующее:
1. Установление доверительных отношений педагогов, родителей, детей в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства.
2. Создание системы психолого-педагогического всеобуча родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование.
3. Формирование педагогической позиции родителей и реализация их педагогического просвещения, в том числе привлечение к активной созидательной, воспитательной практике, развитие национальных духовных традиций, участию в учебно-воспитательном процессе.
4. Создание реального сотрудничества педагогов и родителей в процессе воспитания учащихся, в организации взаимодействия семьи и ДОУ на основе единой педагогической позиции.
В изобразительной деятельности:
- использовать композиционные умения;
- развивать чувство цвета и формы;
- передавать пространственные представления
9. Конкретные результаты
1. Востребованность группы выходного дня.
3. Создание команды единомышленников – педагогов, родителей и детей.
4. Организованный и спланированный досуг детей и родителей в выходной день.
Механизм оценки результатов.
1. Фотоматериалы мероприятий;
2. Оригинальные рисунки, плакаты детей и их родителей;
3. Отзывы родителей, социума.
10. Список литературы
1. Белова Н. Б. Материнская школа // Управление ДОУ. № 6 2003.
2. Давыдова О. И., Богославец Л. Г. Майер А. А. Работа с родителями в ДОУ: Этнопедагогический подход. - М. : ТЦ Сфера, 2005.
3. Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. - М. : ТЦ Сфера, 2005.
4. Микляева Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей: методическое пособие воспитателей ДОУ - М. : Айрис - пресс, 2006.
5. Сборник дидактических и подвижных игр к «Программе воспитания в детском саду»
6. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
7. Агишева М. А. 100 000 развивающих занятий с детьми 5-6 лет, М. : изд-во «Аист»
8. Уманова Л. А. Методические рекомендации по организации прогулок детей 3-7 лет, М. : изд-во «Владос»
9. Цвынтарный В. Н. Играем пальчиками и развиваем речь, М. : изд-во «Наука»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(1 года обучения)
Месяц Мероприятие Формы и методы проведения Практика
Сентябрь
«Давайте познакомимся!»
Игровой тренинг
«День города»
Рассказ о Дне города
Презентация
Подвижные и дидактические игры
Свободная игровая деятельность
Аппликация «Мама, угадай мою ладошку!»
Рисование «Красочный салют»
Лепка «Ежик с иголками»
Конструирование
Октябрь
«Здравствуй осень золотая!»
Совместная прогулка по участку детского сада
Работа с природным материалом
Подвижные и дидактические игры
Обрывная аппликация «Золотая осень»
Лепка «Ежик с иголками»
Изо/деятельность «Разноцветный
кленовый лист… березы, осины, дуба»
с последующим вырезанием и
составлением в букет
Ноябрь
Подготовка природы к зиме
Графические задания на логику
Беседы
Театральная деятельность
Подвижные и дидактические игры
Пальчиковые игры
Коллектиная аппликация «Медведи в
осеннем лесу»
Настольный театр «Как ежик шубку менял!»
Конструирование из бумаги –
изготовление мордочек разных животных
Декабрь
«Дружно встретим новый год!»
Досуг
Подвижные и дидактические игры
Свободная игровая деятельность
Пальчиковые игры
Конструирование из бумаги - изготовление
елочных игрушек по желанию детей
Рисование «Зима пришла!»
Январь
«Здравствуй зимушка-зима!»
Отгадывание загадок, изучение пословиц
Конкурс
Творческая деятельность
Плоскостная лепка «Снеговик»
Конструирование своей комнаты
из деревянного конструктора
Февраль
«Вместе с папой!»
Графические задания на логику
Спортивный досуг
Экспериментирование со снегом и льдом
Подарок папе «Галстук».
Лепка военной техники
Разукрашивание цветной водой
различных снеговых построек
Март
«Весна пришла – мамин праздник принесла!»
Театральная деятельность
Подвижные и дидактические игры
Графические задания на логику
Чтение литературы
Подарок маме: конструирование из цветной
бумаги «Тюльпан», по желанию детей
Инсценировка любого произведения по
выбору детей
Конструирование из строительного материала
Апрель
«Весна, весна, и все мы тебе рады!»
«Космос»
«Святая Пасха!»
Графические задания на логику
Подвижные и дидактические игры
Свободная познавательная (конструктор на космич. тематику)
и игровая деятельность
Изо/деятельность «Первоцветы»,
«Полет космических кораблей»
Лепка пасхальных яиц и украшение
их бисером и зерновым материалом,
веточка (настоящая) с распускающимися
листочками (пластилин)
Май
«День победы
«Азбука дородного движения»
Презентация
Досуг
Чтение, беседы, продуктивная деятельность
Подвижные и дидактические игры
Аппликация «Вечный огонь»,
Вырезывание из картона и последующая
аппликация различных видов транспорта
Рисование на свободную тему
Конструирование из крупного строит. матер. ,
из бумаги: пилотки и самолетов