МААМ-картинки

Рабочая программа педагога дополнительного образования по экологическому воспитанию детей «Юный эколог»

Наталья Буркова
Рабочая программа педагога дополнительного образования по экологическому воспитанию детей «Юный эколог»
▼ Скачать + Заказать документы

Содержание

1. Пояснительная записка…3.

2. Учебно-тематический план….7. 3. Методическое обеспечение…. 12.

4. Список литературы…13.

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка – это,

прежде всего, мир природы,

с безграничным богатством явлений,

с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник

детского разума».

В. Сухомлинский.

Направления и актуальность:

Публикация «Рабочая программа педагога дополнительного образования по экологическому воспитанию детей „Юный эколог“» размещена в разделах

Кружок «Юный эколог» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования.

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.

Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.

Основной целью программы является :

- воспитание гуманной, социально-активной личности, способной понимать и

любить окружающий мир, бережно относиться к природе;

- формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному,

положительному отношению к ней, умению экологически грамотного и

безопасного поведения в природе и в быту;

- приобретение первоначальных умений, позволяющих участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края, осознание последствий своих действий по отношению к окружающей среде.

Работа кружка призвана решать следующие задачи:

1) Обучающая задача заключается в обогащении словарного запаса, расширении и уточнении знаний ребенка об окружающем мире, развитию у детей элементарных и вполне научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.

2) Развивающая задача направлена на развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного интереса и стремление к самостоятельным повторам.

3) Воспитательная задача заключается в развитии у ребенка эмоций, умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней.

Формы организации занятий: фронтальная

Срок реализации кружковой работы - 1 год.

Возраста воспитанников 3-4 года

Структура кружковой работы предусматривает занятия с октября по апрель по одному занятию в две недели, длительность – 15 минут.

Итого: 14 занятий - 3,5 часа

Количество воспитанников : 24 ребенка

В качестве подведения итогов проводятся: игровые конкурсы, выставки,

фотовыставки.

Ожидаемые результаты:

К концу учебного года дети должны :

Знать Правила поведения в природе.

Растения и их характерные признаки.

Основные признаки диких и домашних животных.

Виды птиц своей местности.

Иметь

представление О перелётных птицах.

О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Об охране природы.

О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.

О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

Уметь Выполнять правила поведения на природе.

Обеспечивать уход за растениями уголка природы. Обеспечивать уход за растениями цветников

Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора, изготовление природных знаков).

Изготовление поделок и панно из собранного природного материала.

Учебно - тематический план

№ Тема Форма организации Количество занятий Количество часов

Теория Практика

1 «Цветы на участке осенью» Фронтальная 1 0,5 0,10

2 «Расскажи Хрюшке о комнатных растениях» Фронтальная 1 0,3 0,7

3 «Осеннее дерево» Фронтальная 1 0,3 0,7

4 «Воробьишка» Фронтальная 1 0,3 0,7

5 Ёлочка-зелёная иголочка Фронтальная 1 0,3 0,7

6 «Снежный хоровод» Фронтальная 1 0,3 0,7

7 «Наблюдение за снегом и льдом» Фронтальная 1 0,3 0,7

8 «Жизнь птиц зимой» Фронтальная 1 0,3 0,7

9 «Выращиваем лук на окошке» Фронтальная 1 0,3 0,7

10 «Наблюдение за сезонными изменениями» Фронтальная 1 0,3 0,7

11 «К нам весна шагает быстрыми шагами» Фронтальная 1 0,3 0,7

12 «Забота о здоровье» Фронтальная 1 0,3 0,7

13 «Божья коровка» Фронтальная 1 0,3 0,7

14 «Пернатые гости» Фронтальная 1 0,3 0,7

Итого 14 5,6 10,4

Содержание:

Дата Тема Задачи Содержание

Октябрь

2 неделя «Цветы на участке осенью» Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», экспериментирование: «Растениям легче дышится, если почву полить и порыхлить» Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра

4 неделя «Расскажи Хрюшке о комнатных растениях» Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок Игра «Найди растение», физкультминутка «цветы», дидактическая игра «За каким растением спрятался Хрюша?»; экспериментирование: «Что нужно растениям для роста».

Ноябрь

2 неделя «Осеннее дерево» Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. Нетрадиционная техника рисования: кляксография.

Дид. игра «.Найди листок какой покажу»

4 неделя «Воробьишка» Знакомить детей с зимующими птицами : воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. Подвижная игра «Кто в домике живет?»

Пальчиковая гимнастика «Грачи»;

Речевая игра «Кто же это?»

Декабрь

2 неделя Ёлочка-зелёная иголочка Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. а. Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию», «Укрась ёлочку»

4 неделя «Снежный хоровод» Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. Наблюдение, рассматривание картины «Зима», рисование «Снежинки»

Январь

2 неделя «Наблюдение за снегом и льдом» Формировать реалистическое понимание неживой при роды; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). Экспериментирование «Вода может литься и брызгать», использование художественного слова. Чтение рассказа Николаевой «Путешествие капельки»

4 неделя «Жизнь птиц зимой» Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями. Беседа, игра «Накорми птицу», дид. игра «Улетают – не улетают», прослушивание голосов птиц

Февраль

2 неделя

«Выращиваем лук на окошке» Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта Беседа с элементами труда, экспериментирование

4 неделя «Наблюдение за сезонными изменениями» Формировать представления об изменениях в природе;

учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель);

закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы. Использование художественного слова; Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Круглый год»-настольная игра

Март

2 неделя «К нам весна шагает быстрыми шагами» Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. Чтение стихотворения “Март”,«Весна идёт», д/и «Найди настроение, покажи настроение», экспериментирование: «Взаимодействие воды и снега»

4 неделя «Забота о здоровье» Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище.

Апрель

2 неделя «Божья коровка» Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка. Наблюдение за божьей коровкой, аппликация.

4 неделя «Пернатые гости» Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др. ; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д. ,»Узнай по голосу какя птичка»-игра. Аппликация «Птицы на кормушке»

Методическое обеспечение:

Наглядные методы:

• экскурсии, целевые прогулки;

• наблюдения;

• показа сказок (педагогом, детьми);

• рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

• проведение дидактических игр;

Словесные методы:

• чтение литературных произведений;

• беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

• проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

• загадывание загадок;

• Практические методы

• организация продуктивной деятельности детей;

• оформление гербария растений, плодов;

• постановка сказок, отрывков литературных произведений;

• изготовление с детьми наглядных пособий.

3.3. Список литературы.

1. Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 3-4 лет»,Москва 2001.

2. Л. Г Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»

3. О. В. Дыбина, Н,П, Рахманова, В. В. Щетинина «Неизвестное рядом», Москва 2002.

4 .А. И. Иванова «Живая экология»,Москва 2005.

5. Л. П. Молодова «Экологические праздники для детей», Минск 2001.

6. С. Н. Николаева «Программа экологического воспитания дошкольников», Москва 2002.

7. С. Н. Николаева «Сюжетные игры в экологическом воспитании», Москва 2003.

8. С. Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии», Москва 2005.

9. С. Н. Николаева «Юный эколог», Москва 2010.

10. Т. А Шорыгина «Зелёные Сказки»,Москва 2005.

11. Т. А. Шарыгина «Птицы какие они?», Москва 2005.

12. Т. А. Шорыгина «Травы. Какие они?» Москва,2011 г.

13. Т. А. Шорыгина «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г

14. Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г

Публикации по теме:

Программа дополнительного образования «Юный инспектор» МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 68 «РОМАШКА» Принято на педагогическом совете №1 Протокол.

Программа дополнительного образования «Юный исследователь» (кружок) на 2017–2018 учебный год Программа дополнительного образования «Юный исследователь» (кружок) на 2017-2018 учебный год Автор программы: Воспитатель 1 квалификационной.

Рабочая программа дополнительного образования «Ещё один секрет здоровья» Пояснительная записка Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. По результатам диагностики заболевания.

Рабочая программа дополнительного образования по ИЗО и ручному труду Пояснительная записка Рабочая программа составлена с учетом примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения.

Рабочая программа дополнительного образования по краеведению «Юные краеведы» для детей 6–7 лет Принята на педсовете Утверждаю ___ Протокол № 1 от 24.08.2016 года Заведующий МБДОУ детским садом № 3 Т. В. Леонтьева.

Рабочая программа дополнительного образования совместной деятельности педагога с детьми 5–6 лет «Весёлая азбука» Рабочая программа дополнительного образования совместной деятельности педагога с детьми 5 - 6 лет «Весёлая азбука». (Срок реализации программы.

Рабочая программа дополнительного образования «Умелые ручки» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 32 общеразвивающего вид» УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОУ № 32 ___Абрамова.

Рабочая программа кружка дополнительного образования «Кубики Зайцева» ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Государственное бюджетное образовательное учреждение города.

Рабочая программа по кружку дополнительного образования «Юный эколог» Видео РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» Составитель: Егорова Ю. А., воспитатель Кукуйского ЦО Пояснительная.

Рабочая учебная программа дополнительного образования «Дошкольник и мире ИКТ»Рабочая учебная программа дополнительного образования «Дошкольник и мире ИКТ» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа педагога дополнительного образования по экологическому воспитанию детей «Юный эколог»
Опубликовано: 14 января 2018 в 13:11
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа педагога дополнительного образования по экологическому воспитанию детей «Юный эколог»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Буркова (УИ 277693) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД