Юлия Игоревна
Программа дополнительного образования для детей 3–5 лет. Кружок «Пластилиновая ворона»
▼ Скачать +Заказ
Программа дополнительного образования
для детей дошкольного возраста 3-5 лет.
срок реализации программы – 2 года.
Руководитель: Смирнова Юлия Игоревна
Пояснительная записка.
Публикация «Программа дополнительного образования для детей 3–5 лет, Кружок „Пластилиновая ворона“» размещена в разделах
- Ворона. О птице для детей
- Изостудия, кружок ИЗО
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Темочки
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений и тот факт, что развивать руку ребенка надо начинать с раннего детства, мною был организован кружок художественной направленности «Пластилиновая ворона»- основной идеей которой является рисование картин пластилином - пластилинография.
Актуальность
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании - карандаш и кисть, в аппликации - ножницы и кисть, в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).
Цель и задачи
программы дополнительного образования
«Пластилиновая ворона»
Цель: развитие ручной умелости у детей дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
- формировать умение передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии;
- формировать умение использовать основные приемы пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание);
- формировать умение работать на заданном пространстве;
- формировать умение принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя, действовать по образцу, а затем по словесному указанию;
- формировать умение обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
- воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
- воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
- развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер.
- развивать изобразительную деятельность детей.
- развивать сюжетно – игровой замысел.
- развивать интерес к процессу и результатам работы.
- развивать интерес к коллективной работе.
Планируемые результаты
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетный захват, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Основная часть
Пластилинография - это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией представляют большую возможность для развития и обучения детей. Способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а также развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
Такое построение занятий кружка «Пластилиновая ворона» способствует более успешному освоению образовательной программы.
Календарное планирование
На каждом занятии перед ребенком ставится новая учебная задача, закрепление и усложнение которой, происходит на последующих занятиях.
месяц 1 год обучения 2 год обучения
октябрь 1. «Витамины в баночке».
Программное содержание :
учить детей надавливать на заранее разложенные пластилиновые шарики.
2. «Витамины для зайчат».
Программное содержание :
учить самостоятельно, раскладывать готовые пластилиновые шарики.
3. «Травушка-муравушка».
Программное содержание :
учить приему размазывания снизу вверх.
4. «Дорожка».
Программное содержание :
учить приемом размазывания, рисовать линии.
1. «Пуговицы на платье».
Программное содержание :
учить детей самостоятельно раскладывать пластилиновые шарики друг, за другом (снизу вверх).
2. «Цветок».
Программное содержание : учить детей самостоятельно выбрать цвет заготовки
3. «Дерево».
Программное содержание : учить приему – размазывания из столбика.
4. «Теремок».
Программное содержание : учить детей создавать композиции на основе интеграции рисования и пластилинографии.
ноябрь
1. «Гусеница».
Программное содержание :
учить самостоятельно, раскладывать готовые пластилиновые шарики на заданном пространстве.
2. «Модница-гусеница».
Программное содержание :
учить самостоятельно, отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики.
3. «Яблоки».
Программное содержание :
учить использовать в своей работе несколько цветов пластилина.
4. «Яблоки поспели».
Программное содержание :
учить детей работать вместе, создавая коллективную работу и находить место своей работе на общем фоне.
1. «Волны».
Программное содержание : учить способу размазывания зигзагом.
2. «Море».
Программное содержание : учить чередовать прямые и волнистые линии
3. «Колобок».
Программное содержание : учить детей размазывать “пятнышко” на вертикальной поверхности.
4. «Цыпленок».
Программное содержание : учить детей размазывать “пятнышко” на горизонтальной поверхности.
декабрь
1. «Дождик».
Программное содержание :
учить приему – размазывания сверху вниз.
2. «Салют».
Программное содержание :
учить размазывать пластилиновые шарики в разных направлениях.
3. «Солнышко».
Программное содержание :
учить размазывать на ограниченном пространстве.
4. «Ёжик».
Программное содержание :
учить в совместной работе использовать прием - размазывания.
1. «Камешки».
Программное содержание : учить прикреплять пластилиновые шарики рядом друг с другом.
2. «Ёжик».
Программное содержание : учить приему – размазывания из шарика.
3. «Тучка и дождик».
Программное содержание : учить использовать один прием-размазывания для изображения двух явлений.
4. «Светофор».
Программное содержание : учить прикреплять п. ш. трех цветов.
январь
1. «Снег, снежок».
Программное содержание :
учить детей размещать “снежок” с изменением частоты размещения (снежок на небе – более редко, на ёлке близко друг к другу).
2. «Фейерверки».
Программное содержание :
учить приему размазывания в разные стороны на заданном пространстве.
1. «Снежные комочки».
Программное содержание : учить детей использовать в своей работе два приема- размазывания основы и вдавливания.
2. «Гирлянда».
Программное содержание :
учить детей прикреплять бусинки на “веревочку” конкретного цвета.
февраль
1. «Усатый-полосатый». Программное содержание :
учить детей размазывать пластилиновые шарики с права на лево и слева на права, создавая изображения “усов” у кота.
2. «Снежные комочки».
Программное содержание :
учить раскатывать комочки пластилина кругообразными движениями, расплющивать их между ладонями. Прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы.
3. «Бусы для Люси».
Программное содержание :
учить детей, прикреплять готовую форму (колечки) на плоскость путём равномерного придавливания по поверхности основы.
4. «Узор».
Программное содержание :
учить детей выкладывать “колбаски” из пластилина дугообразно из одной точки.
1.«Лесенка».
Программное содержание :
учить детей создавать изображения предмета из большого количества одинаковых деталей (столбиков).
2. «Воздушный шарик».
Программное содержание : учить детей размазывать овальную форму.
3. «Неваляшка».
Программное содержание : учить прорисовывать детали лица неваляшки, накладывая пластилин поверх основы.
4. «Мячик».
Программное содержание : учить детей составлять коллективную композицию по сюжету стихотворения. А. Л. Барто «Мячик».
март
1. «Клубочки».
Программное содержание :
учить приему - вдавливания.
2. «Клубочки для котенка».
Программное содержание :
учить детей использовать в своей работе два приема-размазывания и вдавливания.
3. «Звезда».
Программное содержание :
учить размазывать пластилиновый шарик в виде звездочки.
4.«Звездопад».
Программное содержание :
учить детей размазывать звездочки на конце полоски определённого цвета.
1. «Зайчик беленький сидит».
Программное содержание : учить детей способом размазывания, видоизменять выразительный образ зайчика – летнюю шубку менять на зимнюю.
2. «Зимнее дерево».
Программное содержание : учить детей создавать на
плоскости предмет, состоящий из нескольких частей, добиваться точной передачи формы предмета, его строения, частей
3. «Снеговик».
Программное содержание :
учить детей создавать композиции на основе интеграции аппликации и пластилинографии.
4. «Вагончики».
Программное содержание : учить детей прикреплять готовую форму на плоскости в соответствии с цветом.
(красный вагончик -красные колеса).
апрель
1. «Светофор».
Программное содержание :
учить располагать пластилиновые шарики по схеме.
2. «Цветы».
Программное содержание :
учить создавать композицию на основе готовых элементов (цветов, вдавливая их в силуэт.
3. «Домик».
Программное содержание :
учить детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы в вертикальном положении.
4. «Самолет».
Программное содержание :
учить детей прикреплять готовую форму на плоскость путем равномерного расплющивания по поверхности основы в горизонтальном положении.
1. «Черепаха».
Программное содержание : учить детей создавать композиции на основе интеграции аппликации и пластилинографии.
2. «Бусы для Маруси».
Программное содержание :
учить создавать композицию на основе готовых элементов, чередуя цвет.
3. «Мы делили апельсин».
Программное содержание :
учить детей для передачи выразительного образа пользоваться дополнительным орудием (стеком).
4. «Яйцо».
Программное содержание : учить детей размазывать пластилин по круглой и овальной форме.
.
май
1. «Цыпленок».
Программное содержание :
учить детей самостоятельно размазывать, завершать рисунок.
2. «Аквариум».
Программное содержание :
учить детей выбирать форму аквариума (круглая, прямоугольная, квадратная)
3. «Солнышко, солнышко, выгляни в окошко…».
Программное содержание :
учить детей создавать коллективную композицию по мотивам знакомой потешки.
4. «Божья коровка».
Программное содержание :
учить детей самостоятельно сочетать разные приемы (расплющивания, размазывания) для усиления выразительности образа.
1. «Подсолнечник».
Программное содержание : учить дополнять образ различными дополнительными деталями (семечки, крупа, перышки и т. д.)
2. «Пирамида».
Программное содержание : учить покрывать пластилином сложное по форме изображение.
3. «Улитка, улитка…».
Программное содержание : учить детей приему сворачивания длинной колбаски по спирали, прикреплять готовую форму по поверхности основы в определённом порядке (друг за другом)
4. «Радуга-дуга».
Программное содержание : учить детей в одном изображении самостоятельно использовать несколько цветов пластилина.
Реализация программы
Данная программа разработана для детей младшего дошкольного возраста (с 3 до 5 лет).
Занятия проводятся 1 раз в неделю:
15 минут во 2 младшей группе; 20 минут в средней группе.
Занятия проходят как фронтально, так и коллективно. В вечернее время в блоке совместной деятельности с детьми.
Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление.
Игровые приемы,используемые на занятиях по дополнительному образованию.
Программа составлена с учё том реализации межпредметных связей по разделам:
- «Художественная литература», где используются произведения познавательной направленности.
- «Развития речи», где осуществляется обогащение словаря, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.
- «Продуктивные» занятия, где осуществлялась закрепление образов.
-' «Познавательные'» занятия, где осуществляется закрепление образов и
понятия о живой и не живой природе.
- «Музыкальные занятия».
Формы подведения итогов
реализации программы по дополнительному образованию :
- выставки творческих работ для родителей;
- открытые занятия;
- результаты диагностики;
- выступления на педагогических чтениях и др.
Методическое обеспечение к программе дополнительного образования «Пластилиновая ворона»
1. Абрамова Л. П. Бушки – барашки. Пальчиковые игры. - М. :Карапуз,2003.
2. Агаян Г. Г. У солнышка в гостях. Пальчиковые игры. - М. :Карапуз,2004.
3. Агаян Г. Г. Мы топали, мы топали. Пальчиковые игры. - М. :Карапуз,2004.
4. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М. : АСТ: Астрель, 2006.
5 .Бардышева Т. Ю. Забодаю, забодаю! Пальчиковые игры. - М. :Карапуз,1999.
6. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и
упражнения. - М. :ТЦ Сфера,2009.
7. Давыдова Г. Н. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003.
8. Курнышева Л. Е. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. – М. : Издательский дом «Карапуз», 2001– (Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца»).
9. Куровский Дмитрий. Божий дизайн: Кисть человека - Статья из газеты “Разумный замысел “№5 - www.origins.org.ua
10. Кипхард, Эрнст Й. Как развивается ваш ребенок? – М. :Теревинф, 2006.
11. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М. : Педагогика, 1973. – С. 144
12. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Сов. Рассия, 1979. – С. 192
13. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст – М. :КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА: Творческий центр ”СФЕРА”,2007
14. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младший возраст – М. :КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА: Творческий центр ”СФЕРА”,2007.
15. Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 2-3 лет. – М. :ОЛМА Медиа Групп,2007.
16. Под редакцией Серебрякова Н. В. Диагностическое обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста. – СПб. :КАРО,2008
17. Павлова Л. Значение развития действий рук. Дошкольное воспитание. 1984, № 1
18.“Рука и разум” Отрывок из книги Паулы Лилльярд, и Линн Джессен (США) «Монтессори с самого начала» Перевод с английского Евгении Ткачевой. Русская редакция Елены Хилтунен. - www.trening.montessoricity.ru
19. Самойленко Наталья. Как развивать малыша. - Журнал «Здоровая семья» - www. maminsite.ru
20. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб. : Хардфорд,1996
21. Шницкая И. О. Аппликация из пластилина Д. :Феникс, 2008.
22. Янушко Елена. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. – М. Теревинф,2007.
23. Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста(1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. :Мозаик – Синтез,2006