Наталья Шурыгина
Программа дополнительного образования для детей 6–7 лет
▼ Скачать
Принято Утверждаю
на заседании Заведующий МАДОУ
педагогического совета «Детский сад №87» г. Перми
МАДОУ «Детский сад №87» г. Перми ___ Е. Ю. Терентьева
Протокол № 1 от 31.08.2016г.
Программа дополнительного образования
для детей 6 -7 лет
«УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Срок реализации Программы – 1год
Составитель
Шурыгина Н. В., воспитатель
1 квалификационной категории
ПЕРМЬ, 2016
Публикация «Программа дополнительного образования для детей 6–7 лет» размещена в разделах
Данная программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях для обогощения раздела «Художественно-эстетическое развитие».
Программа носит художественно – эстетическую направленность, ориентирована на детей 6 – 7 лет.
Срок реализации программы – 9 месяцев (с сентября по май).
Расписание составлено из расчета 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут, с перерывами на физминутки.
Объем в год составляет 33 занятия.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Игрушки появились рядом с человеком очень давно. В древности их делали из того материала, который был под рукой: кожа, дерево, кости и бивни животных, ткань, глина.
Время шло. Игрушки из дерева, глины, кости – утратили свое первоначальное значение, дети перестали ими играть, потому, что это сувениры. Мягкие же игрушки используются детьми в игре с древних времен и по настоящее время.
Игрушка – это средство познания и вживания в мир. Для детского восприятия важно все: форма, цвет, соразмерность, материал, крепость и функциональность.
Всем известно, как дети любят мягкие игрушки: меховые, плюшевые, из цветных лоскутков. Они теплые, пушистые, их можно помять, на них можно полежать и т. д. Но ни с чем нельзя сравнить игрушку, сшитую своими руками – в нее вложена частица души ребенка. Может быть немного неуклюжая, косоватая игрушка, сшитая своими руками, очень дорога ребенку и любима им.
Богатая детская фантазия, нестандартность мышления могут превратить игрушку в героев какого-либо действия, спектакля, жизненной ситуации и др.
Опыт показывает, что изготовление мягких игрушек, увлекает не только девочек, но и мальчиков.
По мнению психологов, игрушка способна развивать эмоции, чувства ребенка и даже изменить его поведение. Даже самые неуверенные, малообщительные дети становятся более открытыми и эмоциональными.
Во время изготовления игрушек дети разговаривают с ними, как с живыми, прихорашивают их, радуются или огорчаются. Это говорит о том, что еще не утратилась духовная ценность игрушки, ее прекрасная способность – дарить детям радость.
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Программа развивает личностные качества и психические процессы дошкольников. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность и точность. Учиться пользоваться иголкой приходится так же, как учиться держать ложку, карандаш, кисточку. Необходимо привлекать детей к ручной работе как можно раньше. Работа с иглой способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, точности выполнения действий. Все это важно для подготовки руки ребенка к письму, к учебной деятельности в школе.
Программа помогает развивать объемно- пространственное мышление. Дети через практическую деятельность углубляют свой социальный опыт. Развивают практические умения и навыки, пополняют запас знаний по данному предмету деятельности. Индивидуальный подход к ребенку дает возможность более полно раскрыть задатки, реализовать его способности и желания, с учетом возраста.
Программа построена таким образом, чтоб ребенок мог с первых занятий увидеть конкретный результат своего труда. Объект труда подбирается по принципу: «от простого к сложному». Даже изготовление самой простой поделки – трудовой подвиг для ребенка.
Чтобы дети испытывали радость от своего труда и осознали его нужность, необходимо, чтобы ребенок решил, кому из близких или друзей он подарит выполненную работу.
Содержание программы направленно на творческий труд, умение трудиться рядом, приносить радость.
В основе программы стоит безоценочная концепция, дающая:
- радость общения;
- удовлетворение результатами своего труда;
- исключение боязни неудачи (любой результат положителен);
- создание обстановки взаимопомощи.
ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ программы является доступность: лоскутки ткани, иголка с ниткой всегда есть под рукой. И, как показывает практика, увлечение детей поначалу непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление придумать свой образ будущей игрушки и воплотить ее в материале.
ЦЕЛЬ.
Обучение старших дошкольников элементарным навыкам шитья в процессе изготовления мягких игрушек.
ЗАДАЧИ.
Обучающие:
1. Формировать элементарные представления и умения работы с иглой, тканью, ножницами.
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес к рукоделию;
2. Развивать мелкую моторику рук;
3. Развивать образное мышление, внимание, творческие способности, эстетический и художественный вкус;
Воспитательные:
1. Формировать технологическую культуру;
2. Воспитывать аккуратность, усидчивость, доводить дело до конца.
3. Вызвать положительные эмоции от конечного результата (своего, своих товарищей).
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ :
1 этап – первичное диагностическое обследование.
2 этап – проведение занятий.
3 этап – для определения уровня усвоения программы мониторинг проводится в конце года.
ФОРМЫ РАБОТЫ:
Групповые, индивидуально-групповые – 1 раз в неделю.
ЭТАПЫ РАБОТЫ НА ЗАНЯТИИ:
1. Обучение приемам изготовления;
2. Изготовление поделок.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА:
1. От простого к сложному;
2. Систематичность работ;
3. Индивидуальный подход.
В обучении используется метод предметного обучения, что позволяет учитывать психические и физические особенности детей – желание достаточно быстро видеть результаты своего труда в готовом изделии. Кроме того в работе с детьми используются методы и приемы обучения: беседа, рассказ, диалог, самостоятельная работа.
Особое внимание уделяется воспитанию культуры труда. При проведении занятий педагогу необходимо знать и строго выполнять правила безопасности труда и требовать неукоснительного выполнения этих правил всем обучающимся. Большое значение придается рациональной смене видов деятельности и физкультминуткам, способствующим разрядке и снятию утомления детей. В программе в основном спланировано освоение пошива простых мягких игрушек, творческое оформление своих работ.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ:
1. Наглядные;
2. Словесные;
3. Практические.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Первые два занятия посвящены ознакомлению с планом работы на год, правилами поведения в кабинете, правилами безопасной работы, с инструментами и материалами для дальнейшей работы (ткани, нитки, иголки, наперстки, бусинки, пуговицы и т. д.).
Следующие четыре занятия дети учатся швам: наметочный шов «по прямой», шов «через край», «иголка вперед», «петельный» шов. Для этого на небольшом отрезке хлопчатобумажной ткани педагог прошивает образец шва, по данному образцу дети отрабатывают навык выполнения простых швов.
Далее 27 занятий проводятся примерно по одной структуре. В начале занятия сюрпризный момент – игрушка, беседа, подбор необходимых материалов. Педагог показывает как правильно расположить выкройку, обращает внимание на набивку, а также на аккуратное соединение (сшивание) всех деталей игрушки. В конце занятия педагог с детьми проводит анализ выполненной работы.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Дети:
1. Разовьют познавательный интерес к рукоделию.
2. Умеют правильно обращаться и пользоваться инструментами, знают правила ТБ.
3. Умеют правильно выполнять элементарные швы в процессе изготовления мягких игрушек.
4. Разовьют интерес к результату и качеству поделки.
К КОНЦУ ГОДА ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И РАЗЛИЧАТЬ:
- различные материалы для изготовления мягких игрушек,
- технику безопасности при работе с инструментами,
- знать виды простых швов и с их помощью шить простые игрушки,
- уметь эстетически оформить изделие (с помощью педагога, если это потребуется).
Формами подведения итогов реализации данной программы являются : выставки, фотоотчеты, конкурсы ДОУ, мастер-классы, отзывы родителей.
Анализ уровня усвоения детьми данной программы проводится через наблюдения, выставки, где просматривается рост мастерства ребенка. Данные фиксируются в сводной таблице.
МАТЕРИАЛ И ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:
- разноцветная, однотонная ткань;
- нитки разного цвета;
- иголка для шитья, ножницы, наперсток;
- пуговицы, ленточки, тесьма, бусинки и т. д.
ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТЕ С ТКАНЬЮ И ИНСТРУМЕНТАМИ ДЛЯ ШИТЬЯ.
- Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.
- Работай за своим рабочим местом.
- Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял, туда и положи, после выполнения действий.
- Во время работы не отвлекайся и не отвлекай своих товарищей.
- Соблюдай осторожность при работе с иголкой и ножницами.
- Хранить иголки в игольнице (в специальной коробочке, не оставлять иголку на рабочем столе.
- Не пользоваться при работе ржавыми иголками, не брать их в рот.
- Не откусывать нитки зубами, а отрезать их ножницами.
- При работе с ножницами – держи их параллельно столу, не оставляй их в открытом виде.
- Нельзя брать в рот мелкие детали.
- Закончил работу – убери рабочее место.
Календарный план.
месяцы Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май
Количество занятий. 1 4 4 4 4 4 4 4 4
Учебный план.
№ Разделы программы. Количество занятий.
1. Вводная часть. 2 ч.
2. Обучение швам. 4 ч.
3. Изготовление различных мягких игрушек. 27 ч.
Всего: 33
Календарно – тематическое планирование кружка
«Умелые ручки».
Дети 6 – 7 лет; 4 занятия в месяц.
№ месяц раздел тема занятия Количество занятий
1 сентябрь Вводное занятие. 1. Знакомство с расписанием кружка.
2. Знакомство с материалами для дальнейшей работы: с разновидностью ткани, цветными нитками, швейными иголками, наперстком.
1
2 октябрь «Ниточка с иголочкой». 1. Знакомство и закрепление ТБ при работе с инструментами при выполнении работ.
2. Научить: - вдевать нитку в ушко иголки;
-делать узелок на конце нитки.
3. Научить наметочному шву по прямой.
4. Научить наметочному шву вдоль краев. 1
1
1
1
3 ноябрь «Цветок». 1. Сборка материала наметочным швом по прямой (веер).
2. Пришивание пуговицы (серединка).
3. Пришивание листиков.
4. Научить шву «иголка вперед». 1
1
1
1
4 декабрь «Варежка Деда Мороза». 1. Сшивание снежинок (3 шт.).
2. Пришивание снежинок с пуговицей на половинку варежки.
3. Пришивание тесьмы швом «иголка вперед».
4. Сшивание варежки обметочным швом вдоль краев. 1
1
1
1
5 январь «Совенок». 1. Научить петельному обметочному шву вдоль краев.
2. Пришивание «грудки» петельным обметочным швом.
3. Пришивание «глаз», «клюва» петельным обметочным швом; пришивание украшения (бантик).
4. Набивание игрушки синтапоном, сшивание двух деталей 1
1
1
1
6 февраль «Слоник».
«Котенок». 1. Пришивание «ушей», «глаз», украшений (бусинки).
2. Набивание синтапоном детали, сшивание игрушки.
3. Пришивание «глаз» (пуговицы с двумя дырочками, носик (пуговица на «ножке»).
4. Сшивание и набивание игрушки. 1
1
1
1
7 март «Заяц». 1. Сшивание «ушей», пришивание «глаз», «носа».
2. Обметываем и набиваем синтапоном «лапы».
3. Пришиваем «лапы к туловищу».
4. Сшиваем и набиваем синтапоном игрушку. 1
1
1
1
8 апрель Игольница «Мышонок». 1. Пришивание «глаз», набивание «носа» синтапоном, пришивание к «мордочке».
2. Обметывание «ушей» петельным обметочным швом, пришивание к «туловищу».
3. Сшивание и набивание синтапоном двух деталей.
4. Пришивание «хвоста» с бантиком. 1
1
1
1
9 май «Жирафик». 1. Набивание синтапоном «носа», пришивание к «мордочке», пришивание «глаз».
2. Пришивание петельным обметочным швом «пятнышек» к туловищу.
3. Набивание синтапоном «туловища», сшивание обметочным швом двух деталей.
4. Пришивание «головы» к «туловищу», «хвостика».
1
1
1
1
Всего занятий: 33
Литература.
Н. М. Конышева «Наш рукотворный мир», «Умелые руки», Р. Кордун «Веселая мастерская», Т. Геронимус «Уроки труда», К. Лубковская, И. Згрыхова «Сделаем это сами», И. А. Агапова «Мягкая игрушка своими руками», И. Зайцева «Мягкая игрушка», сайты: stranamasterov.ru, sdelaysam.ru.