МААМ-картинки

Программа дополнительного образования «Юный исследователь» (кружок) на 2017–2018 учебный год

Ольга Чжан
Программа дополнительного образования «Юный исследователь» (кружок) на 2017–2018 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы

Программа

дополнительного образования

«Юный исследователь»

(кружок)

на 2017-2018 учебный год

Автор программы :

Воспитатель 1 квалификационной

категории Чжан О. В.

Содержание

1. Пояснительная записка 3

1.1. Направленность дополнительной образовательной программы 3

1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность 3

1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы 4

Публикация «Программа дополнительного образования „Юный исследователь“ (кружок) на 2017–2018 учебный год» размещена в разделах

1.4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от существующих образовательных программ 4

1.5. Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы 5

1.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы) 5

1.7. Формы и режим занятий 5

1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности 6

1.9 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы. 7

2. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы 7

3. Содержание дополнительной образовательной программы – краткое описание тем 7

4. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы 12

5. Список литературы 14

1. Пояснительная записка

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

Китайская пословица

1.1. Направленность дополнительной образовательной программы

К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской активности, направленной на обнаружение нового. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом деятельности, в которой знания приобретались. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний.

Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться.

1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру.

В связи с этим на сегодняшний день актуальным является изучение детского экспериментирования.

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников, а также является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.

В условиях внедрения ФГОС ДО поисково-исследовательская деятельность (экспериментирование) является одним из направлений развития личности дошкольника. Данная деятельность носит интегрированный характер и помогает в реализации образовательных областей.

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами, о чём неоднократно говорил Л. С. Выготский.

1.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель программы : углублять представления детей об объектах неживой природы; учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, наблюдать, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты.

Задачи

• Учить детей наблюдать, запоминать, сравнивать, делать простейшие умозаключения.

• Побуждать детей к самостоятельной деятельности.

• Воспитывать интерес и активность к познанию нового через экспериментально-опытническую работу с объектами неживой природы.

1.4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от существующих образовательных программ

Поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющей эту деятельность, еще не сформирован. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.

Исследовательское обучение предполагает следующее:

• ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

• предлагает возможные решения;

• проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

• делает выводы в соответствии с результатом проверки;

• прменяет выводы к новым данным;

• делает обобщения.

Программа построена на основе следующих принципов

• Принцип оптимального соотношения процессов развития и саморазвития

• Принцип соответствия развивающей среды особенностям саморазвития и развития

• Принцип противоречивости в содержании знаний, получаемых детьми, как основы саморазвития и развития

• Принцип «развивающей интриги»

• Принцип формирования творчества на всех этапах обучения и воспитания

• Принцип деятельного подхода к развитию личности

• Принцип ориентации на многообразие форм реализации поисково-познавательной деятельности

• Принцип системного подхода к объединению направлений работы, подбору программного содержания, формулирования поисково-познавательной деятельности

• Принцип использования средств познания (пособий, карт, схем, оборудования интеллектуального содержания)

1.5. Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы

Данная программа кружка «Юный исследователь» разработана для детей старшего дошкольного возраста. Старший дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребенка и взрослого – носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребенка. Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.

1.6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Освоение программного материала кружка «Юный исследователь» рассчитано на один учебный год : старший дошкольный возраст (5-7 лет).

1.7. Формы и режим занятий

Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Состав группы одновременно работающих детей может меняться в зависимости от вышеуказанных причин.

Набор для каждого эксперимента имеется в готовом виде. Педагог проводит презентацию каждого эксперимента. Это может быть индивидуальная презентация, индивидуальный показ, круг. К каждому набору для эксперимента могут прилагаться инструктивные карты, выполненные в виде последовательных рисунков.

Для начала усвоения программного материала к воспитанникам не предъявляется определенных требований. Важно лишь соответствие общего развития дошкольников своему возрастному периоду. При этом, если ребёнок ранее не посещал кружок, то на любом этапе обучения он может начать посещать его. Программа рассчитана как на слабых в своём развитии детей, так и на одарённых, при этом темпы их движения по программе будут разными.

В результате освоения содержания программы предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.

Курс «Юный исследователь» содержит элементарные, доступные для восприятиядетей сведения о живой и неживой природе.

Современные исследователи (Савенков А. И., Иванова А. И., Куликовская И. Э., Дыбина О. В. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования и в работе с детьми дошкольного возраста, тем самым применяя инновационные технологии:

• использование элементов ТРИЗ, например таких приемов, как системный оператор. При проведении опытов по знакомству детей с разными агрегатными состояниями воды мы используем прием «маленькие человечки» для обозначения жидкого, твердого и газообразного состояния воды;

• на занятиях используются отдельные приемы мнемотехники - мнемотаблицы и коллажи;

• метод игрового проблемного обучения заключается в проигрывании на занятиях и в совместной деятельности с детьми проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы;

• метод наглядного моделирования разработан на основе идей известного детского психолога Л. А. Венгера, который путем исследований пришел к выводу, что в основе развития умственных способностей ребенка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.

Формы работы:

• занятия,

• экскурсии,

• проведение опытов,

• игры,

• совместная и самостоятельная деятельность.

Методические приемы обучения:

информационно-познавательный: беседа, рассказ, объяснение, художественное слово, уточнение, сравнение, анализ, вопросы, ответы хоровые и индивидуальные, и др. ;

игровой: создание игровых ситуаций, игры с пальчиками, словесные игры, игры малой подвижности и др. ;

наглядный: иллюстрации, показ, оборудование для проведения экспериментальной работы и др. ;

практический: выполнение практических действий детьми.

Принципы обучения:

• доступности, использование доступного материала детям;

• наглядности, использование наглядных пособий для обучения;

• последовательности, изложение материала идет последовательно;

• систематичности, в определенной последовательности, системе;

• индивидуальности, осуществляется индивидуальный подход к детям.

Совместная деятельность руководителя кружка и воспитанников организуется один раз в неделю в мини-лаборатории группы дошкольного учреждения. При этом занятие в группе проходит - 25-30 минут.

1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Результативность освоения программы отслеживается в процессе ежегодного диагностирования воспитанников в начале и в конце учебного года на каждом этапе обучения. По результатам педагогической диагностики можно судить об изменениях в развитии дошкольников в тот или иной возрастной период.

Показателями результативности реализации программы кружка является :

• формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

• формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

• формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

• рост уровня любознательности, наблюдательности;

• активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятиями;

• возникновение желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

1.9. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

• Дни презентаций результатов экспериментов воспитанникам ДОУ и их родителям;

• Творческий отчет воспитателя – руководителя кружка на заседании родительского клуба «Де-са-до-ра».

2. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

Содержание рабочей учебной программы (наименование раздела)

Вводное. Знакомство с лабораторией. Организация эксперимента.

1. Блок «Почва»

1.1. Песочная страна.

1.2. Песок и глина.

1.3. Откуда берется песок. Такой разный песок.

1.4. Волшебные камешки.

1.4. Почва

2. Блок «Камни»

2.1. Солнечные зайчики

2.2. Передача солнечного зайчика

3. Блок «Вода»

3.1. Вода – самое удивительное вещество на Земле.

3.2. Свойства воды.

3.3. Три агрегатных состояния воды

3.4. Как снег становиться водой

3.5. Льдинка и снежинка

3.6. «Водяной у нас в гостях».

3.7. Теплая капелька.

3.8. С водой и без воды

3.9. Почему растаяла Снегурочка

3.8. Очищение воды

4. Блок «Воздух»

4.1. Ветер-ветерок

4.2. Поиски воздух

5. Блок «Магниты»

5.1. Волшебная рукавичка.

5.2. Металл.

5.3. Действие магнита на предмет.

5.4. Как достают скрепку из воды.

Итоговое Обобщить и систематизировать знания за год.

1. Юные исследователи 1*25 мин.

Всего занятий в год 32*25 мин. (800мин.)

Структура проведения игры - эксперимента:

• постановка, формулирование познавательной задачи;

• уточнение правил безопасности в ходе эксперимента;

• выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

• проверка гипотез;

• проверки итогов, вывод;

• фиксация результатов;

• вопросы детей.

4. Методическое обеспечение программы.

1. «Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста» - под ред. О. В. Дыбиной.

2. О. В. Дыбина «Из чего сделаны предметы»

3. – «– «Творим, измеряем, преобразуем»

5. В. Н. Волчкова «Познавательное развитие. Конспекты занятий в старшей группе детского сада».

6. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений».

7. А. А. Грибовской «Коллективное творчество дошкольников».

8. Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова «Мир, в котором я живу».

9. Т. Н. Карачунская «Музейная педагогика и ИЗО в ДОУ».

10. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации».

11. М. А. Рукова, А. В. Бутилова «Ознакомление с природой через движение. Интегрированное занятие для работы с детьми 5-7 лет».

12. Л. С. Журавлёва «Солнечная тропинка. Занятие по экологии и ознакомлению с окружающим миром детей 5-7 лет».

13. «Вместе веселее. Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет».

14. «Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ».

15. «Живая экология».

16. «Мир дошкольника. Вещи и свойства».

17. «Развитие социальной уверенности у дошкольников».

18. «Воспитание дошкольников через приобщение к природе».

19. «Социальное развитие ребёнка дошкольного возраста».

20. Бурдин «Байкал. Мой взгляд» - альбом.

Т С О

1. Компьютерная техника.

2. Телевизор.

3. DVD.

4. Видеотека.

5. Магнитофон.

6. Аудиотека.

7. Фотоаппарат.

8. Видеокамера

Оборудование для проведения исследований

1. Детская лаборатория.

2. Исследовательские уголки (песокотерапия) в группах.

3. Уголок науки и природы в своей группе.

Мини-музеи

1. Воздуха.

2. Подводный мир.

3. Космос.

4. Волшебный мир камней

Наглядно-дидактический материал

1. Фотоальбомы и фотовыставки.

2. Стенд «Мой край родной».

3. Предметные картинки.

4. Барельефы ландшафта (связь со школой).

5. Сюжетные картинки.

Оборудование для занятий

1. Лупы.

2. Магнит.

3. Природные материалы – объекты исследования.

4. Трубочки для коктейля.

5. Посуда для проведения опытов и экспериментов.

6. Зеркала.

7. Тканевые салфетки (белые и чёрные).

8. Воздушные шары, прозрачные пакеты и др. предметы для исследования вещей и явлений.

Взаимодействие с семьей

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации, следует убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказывать, насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».

Ральф У. Эмерсон

Формы работы с родителями

Родительские собрания : «Экологическое воспитание дошкольников»; практикум «Экспериментируем вместе»; дискуссия «Растить любознательных».

Консультации: «Экологическое воспитание дошкольников»; «ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ для поддержания интереса к познавательному экспериментированию»; «Самое удивительное вещество на Земле».

Наглядная агитация: «Загадки о воде»; «Ловушки для ветра»; «Ледяные забавы»; «Дышим правильно».

Индивидуальные беседы: по просьбе родителей; «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»; «Почемучки»; «Как отвечать на детские вопросы?».

5. Список литературы

1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Старшая группа/авт. -сост. Н. В. Лободина. - Волгоград: Учитель, 2015

3. Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий - Волгоград: Учитель, 2015.

4. Масленникова О. М. Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду /О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко. – Волгоград: Учитель, 2009.

5. Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет. Методическое пособие – ОЛМА Медиа Групп, 2014.

6. «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования» (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014 Программа Н. Е. Веракса «От рождения до школы»

7. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова. – Волград: Учитель, 2011.

8. СавенковА. И. Лекция 5. Дидактические основы современного исследовательского обучения. М. : Педагогический университет «Первое сентября» 2007 г.

9. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт. сост. Л. Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

Публикации по теме:

Темы педагогических советов на 2017–2018 учебный год Педагогический совет №1 (установочный) «Готовность ДОУ к новому учебному году» Цель: активизировать мыслительную деятельность педагогов,.

План кружковой работы в средней группе «Улыбка» на 2017–2018 год «Юный книголюб» Литературный кружок "Юный книголюб" ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это.

План мероприятий на 2017–2018 учебный год № Месяц Мероприятие Цели, задачи Вывод Примечание 1. Сентябрь Музыкальное развлечение «Поплясать становись и дружку поклонись» Формировать.

План методического объединение на 2017–2018 учебный год Цель: повышение профессионального мастерства и творческого потенциала педагогов; повышение современного качества и эффективности образовательного.

План методической работы на 2017–2018 учебный год. Методическая тема: «ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - возможности и перспективы». Приоритетные направления работы:.

План работы с родителями на 2017–2018 учебный год Перспективный план работы с родителями старшей группы Месяц № Мероприятие Цель Сентябрь 1 Оформление родительского уголка на осеннюю тему.

Программа кружковой деятельности «Фантазии круглый год» с детьми подготовительной к школе группы на 2017–2018 учебный год Программа кружковой деятельности «Фантазии круглый год» с детьми подготовительной к школе группы на 2017-2018 учебный год «Дети должны.

Программа профессионального саморазвития воспитателя на 2017–2018 учебный год Пояснительная записка: В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики.

Программа саморазвития на 2017–2018 учебный год Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Цель: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через.

Рабочая программа по кружку дополнительного образования «Юный эколог» Видео РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРУЖКУ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ» Составитель: Егорова Ю. А., воспитатель Кукуйского ЦО Пояснительная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Юный исследователь» (кружок) на 2017–2018 учебный год
Опубликовано: 13 ноября 2017 в 14:51
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования «Юный исследователь» (кружок) на 2017–2018 учебный год» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Чжан (УИ 21327) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД