Марина Сиднева
Программа дополнительного образования «Экология человека» (для детей 6–7 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Введение.
Направленность дополнительной образовательной программы. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Программа составлена на базе программы «Экология, физиология и гигиена человека» Черновой Г. Б., преподавателя анатомии и биологии ВПУ № 5. Данная же программа является поисковой авторской разработкой педагога дополнительного образования Сидневой М. В, основанной на непосредственном участии в реализации выше названной программы, а также большом практическом опыте работы с детьми в оздоровительном дошкольном образовательном учреждении № 74 Василеостровского района.
Публикация «Программа дополнительного образования „Экология человека“ (для детей 6–7 лет)» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Программа направлена на формирование более глубоких представлений детей дошкольного возраста о своем организме, также для работы воспитателей оздоровительных детских садов в качестве методической разработки по воспитанию и развитию часто болеющих дошкольников при реализации образовательной области «Здоровье».
Здоровье современного человека, незнание элементарных основ его биологии, вредные привычки, экологическое состояние окружающей среды вызывает тревогу во всём мире, ставят вопрос о выживании человека, как биологического вида, и заставляет ставить перед образованием и воспитанием молодого поколения вопрос о важности привития детям с раннего возраста правильного отношения к своему организму, формирование элементарных представлений о его биологии, зависимости здоровья человека от природной и социальной среды, формирование негативного отношения к «вредным» привычкам. В связи с этим в дополнительном образовании и воспитании дошкольников, предлагается реализовать программу дополнительного образования : «Экология человека»
Новизна программы заключается в том, что это, прежде всего, это локальный курс. Он разработан для воспитанников оздоровительного ГБДОУ № 74 для решения непосредственно задач, стоящих перед педагогами оздоровительного учреждения. Представляется целесообразным знакомить детей с с экологией, используя локальный материал, т. е. привлечь внимание дошкольников к своему собственному организму. Плавный подход к экологии в рамках данного курса проводится через системы органов ребенка к его целому организму, воспринимающему окружающий мир всеми органами чувств. Анатомия и физиология ребенка представляется центральным ядром, посредством которого осуществляется связь с окружающей средой.
Отличие данной программы состоит в попытке автора связать в единую логическую цепь, доступную пониманию дошкольников - строение и физиологию органов человека и их систем с параметрами окружающей среды, подвести детей к самостоятельным выводам о требованиях личной и общественной гигиены, о необходимости охраны окружающей среды, и бережного отношения к своему организму.
Основной целью данной программы является знакомство детей с основными особенностями строения и функций их собственного организма, формирование представления о взаимосвязи всех систем органов между собой и окружающей средой - живой и неживой природой, а также с социальным окружением и нашим поведением в нем.
Задачи программы :
Образовательные :
• формирование осознанного восприятия ребенком значения культурно - гигиенических навыков,
• необходимости систематических занятий физической культурой, интеллектуальное развитие
• понимание того, что вредно и что полезно для организма человека-
формирование представлений о травматизме, вредных привычках, загрязнении окружающей среды.
Воспитательные:
• Осознание детьми последствий неправильного отношения к своему здоровью
• привитие уважительного отношения к своему собственному организму, к здоровью других людей,
Развивающие:
• Развитие познавательных способностей - основы для успешного обучения в школе.
• Развитие положительно эмоционального настроя
• Расширить словарный запас детей.
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.
Возраст детей : 6-7лет
Численность в группе: 10- 15 человек.
Режим и продолжительность занятий 1 час (для дошкольников учебный час соответствует 30 минутам) 3 раза в месяц. Программа включает 28 занятий
Возраст детей, участвующих в реализации программы- 6-7 лет
Ожидаемые результаты:
• полученные знания позволят детям понять, почему им нужно заботиться об окружающей среде, своем здоровье, соблюдать правила поведения в природе, оказывать ей свою посильную практическую помощь.
• воспитанники смогут оценивать состояние своего здоровья с точки зрения своего поведения в окружающей среде или своего неправильного отношения к гигиене своего организма.
• дети научатся управлять своим поведением в окружающей среде, используя навыки здоровье сберегающего поведения в природе;
• обучающиеся получат навыки коммуникативного взаимодействия друг с другом, взрослыми для сохранения хорошего эмоционального состояния
• обучающиеся получат знания экологического, биологического характера, что в дальнейшем повысит мотивацию детей к изучению природоведения и биологии.
Способы контроля усвоения знаний и представлений.
Усвоение знаний и представлений выявляется различными способами:
Внешнюю диагностику можно проводить с помощью экспертной оценки
(отзывы родителей, воспитателей, совета педагогов, заведующего, О компетентности детей можно судить по результатам их участия в занятиях – отчетах (в дни открытых дверей, праздник «Будем здоровы», конкурса плакатов «Будем здоровы», анкетирование родителями своих детей с помощью опросника, полученного от педагога после ознакомления детей к каждым разделом программы.
Внутреннюю диагностику можно проводить в форме анализа рабочих листов, знание детьми ответов на заданные вопросы, после каждого раздела,
рисунков детей, умение их обсуждать предложенную тему.
Уровень компетентности воспитанника определяется как отношение вопросов, на которые получены удовлетворительные ответы, к общему количеству заданных во время блиц - игры вопросов. А также желанием воспитанников изучать данный курс
Способы определения результативности:
Предполагаемые результаты применения программы приведены отдельно по каждому разделу в содержании программы.
Методы подачи материала:
В курсе преобладают игровые методы обучения. Это путешествия по анатомическим таблицам, подготовленные (авторские) игры, игры. направленные на развитие органов чувств, а также подвижные и сюжетно - ролевые игры. Если в группе дошкольники владеют навыками чтения, в работе используются игры, направленные на развитие навык чтения,
беседы, работа с микроскопом (проводится малым подгруппами, с муляжами внутренних органов, элементарные опыты по анатомии и природоведению и др. Кроме того используются авторские мультимедийные презентации и видеофильмы для эмоционального и познавательного развития детей.
Учебно– тематический план курса:
№ Основные темы курса Количество часов
Всего Теоретических Практических
1 Введение. Общий обзор строения тела человека
и других позвоночных животных. 1 час 1 час -
2 Клеточное строение организма 1 час - 1 час
3 Общий обзор различных систем органов человека 1 час 1 час -
4 Пищеварительная система 3 часа 2 часа 1 час
5 Нервная система 3 часа 3 часа -
6 Органы чувств 4 часа 3 часа 1 час
7 Кровеносная система 3 часа 2 часа 1 час
8 Органы дыхания 3 часа 2 часа 1 час
9 Органы выделения 1 час 1 час -
10 Кожа
2 часа 1 час 1 час
11 Опорно - двигательная система 3 часа 2 часа 1 час
12 Железы внутренней секреции 1 час 1 час -
13 Половая система
1 час 1 час -
14 Заключительное занятие 1 час
1 час Праздник
«Будем здоровы»
10 Итого 28 часов 20 часов
8 часов
Для дошкольников учебный час соответствует 25 минутам.
Содержание программы
1. Общий обзор строения человека.
1.1. Первое знакомство с предметом, рассматриваются части человеческого тела в соответствии с выполняемыми функциями. Проводится сравнение с другими животным. Определяется сходство и различие в строении и функциях частей тела. Проводятся игры «Из каких частей мы состоим», «Прочти и покажи», «Как устроен человек», авторская презентация «Тело человека», практическая работа, диагностирующая, как дети усвоили материал - на большой лист ватмана кладут ребенка, обводят карандашом контуры его тела. Затем каждый ребенок рисует предложенную часть человеческого тела и рассказывает о ее функциях (см. «Система представлений, знаний о строении человека- раздел Общий обзор строения человека)
2. Клеточное строение человека.
2.1. Первое знакомство с микроскопом, исследование предметов неживой природы под микроскопом. Микроскоп - прибор для рассматривания в увеличенном виде небольших, неразличимых простым глазом предметов.
Микроскоп – прибор, позволяющий заглянуть в мир клеток и микробов. Клетка – единица строения всех живых организмов.
Растительные и животные клетки, краткий обзор строения и работы клетки.
Проводятся познавательно – подвижная игра «Живые – не живые», рассматривают под микроскопом лук, водоросль, икру. Для получения обратной связи об усвоении данной темы родителям можно раздать анкеты, состоящие из нескольких вопросов, в которые можно вписать ответ ребенка. и принести на следующее занятие (вопросы см. «Система представлений, знаний о строении человека)
3. Общий обзор систем органов человека.
3.1. Формируется представление о сложности человеческого организма, его уникальности, как и любого другого вида живых организмов на Земле. Используются рельефные, обычные анатомические таблицы, авторская презентация проводятся игры «Покажи», «Что внутри у человека», «Карточки – слова», «Что любит - не любит наш организм». Какие представления, знания и умения формируются после обзора данной темы см. («Система представлений, знаний о строении человека - раздел Общий обзор систем органов человека)
4. Пищеварительная система.
4.1. Общий обзор пищеварительного тракта.
-Представлен в виде авторских презентаций «Как мы перевариваем пищу»,
«Что мы едим», подвижно - познавательная игра «Путешествие булочки», Процесс пищеварения в ротовой полости, желудке и кишечнике. Изложение материала о строении и функциях различных отделов желудочно – кишечного тракта. Возможна интерпретация практических задач из книги Г. Юдина» Главное чудо света» М. 1994г.
4.2. Строение ротовой полости.
-Исследование ротовой полости при помощью зеркала. Язык – орган вкуса. Вкусовые зоны языка. Предлагаются игры- эксперименты с привлечением вкусовых ощущений и вкусовой памяти: «Съедобное – несъедобное»,
«Определи на вкус», игры с использованием вкусовых зон языка, картинки для чтения. Опыты с хлопьями.
-Зубы. Значение. Виды. Строение. Гигиена.
Для изложения данного материала используются таблицы по анатомии. муляжи зубов, желательно проведение практического занятия
«Исследование зубного налета под микроскопом» авторской презентации
«Строение ротовой полости»
Вопрос гигиены ротовой полости целесообразно рассмотреть через игру
«Что любят и что не любят микробы», видеофильмы «Почему болят зубы», «Почему выпадают зубы», «Почему мы испытываем чувство голода», мультфильмы «Поликлиника кота Леопольда», «Сладкая сказка»
4.3. Гигиена органов пищеварения.
Первое направление. Раскрываются основные понятия санитарии: почему надо чистить зубы, мыть руки, держать ногти в чистоте и др. (Информация о гигиене легко воспринимается детьми через игру «Что «любят и что «не любят» микробы, через разговор о глистах (показ заспиртованных экземпляров или презентации с изображением паразитических червей, познавательный мультфильм «Почему у меня болит живот от переедания», а также на примере ситуативных задач в картинках.
Второе направление. Разговор о пище. Состав пищи. Значение пищи
(проводятся игры – занятия, ходе которых ребенок узнает, как правильно питаться, чтобы быть здоровым). Игра «Волшебный магазин», Рабочие листы «Белки, жиры и углеводы»
Третье направление. Вредные привычки детей. Как помочь ребенку от них избавиться. Вредные привычки взрослых и как их избежать заранее в детском возрасте.
Для получения обратной связи об усвоении данной темы можно провести подвижно - познавательную игру «Трик – трак – это не так» (вопросы для игры см. «Система представлений, знаний о строении человека - раздел Пищеварительная система)
5. Нервная система.
5.1. Общее строение нервной системы.
Строение и значение нервной системы. Рассматривается на примере ситуативных игр. Нервная клетка - единица строения нервной системы.
Используются анатомические таблицы, презентация, карточки. Формируется представление о нервах.
5.2. Головной мозг и его работа.
Общий обзор головного мозга человека.
Значение головного мозга. Сходство и отличия в строении головного мозга человека и позвоночных животных.
- Ствол головного мозга.
Выясняется строение и значение ствола головного мозга, проводятся наблюдения, выясняющие функции ствола. Используются анатомические таблицы, презентации, муляж головного мозга, ситуативные картинки.
-Большие полушария головного мозга.
Их строение. Значение. Уникальность головного мозга человека. Подчеркивается ведущая роль больших полушарий в управлении работой организма, в поведении, в мыслительной деятельности. Для наилучшего усвоения материала рассматриваются ситуативные картинки, презентация, мультфильм, наблюдения, используются игры на развитие памяти, внимания- Игра «Что мы знаем о мозге», «Запомни 10 предметов», игра «Команды мозга-дотронься до…»
Спинной мозг и его работа. Проводятся наблюдения с демонстрацией физиологических тестов, позволяющих исследовать функции спинного мозга. «Проверим мозжечок» - ходьба по веревке с закрытыми глазами.
5.3. Гигиена нервной системы.
Первое направление. Личная гигиена (режим дня, водные процедуры, питание, вредные привычки) Мультфильм «Зеленый змий»
Вторе направление. Гигиена окружающей среды и общества (социальная гигиена, психологический климат, гигиена окружающей среды и ее значение для здоровья самого человека).
Для получения обратной связи об усвоении данной темы можно провести подвижно - познавательную игру «Веришь – не веришь» (вопросы для игры см. «Система представлений, знаний о строении человека - раздел Нервная система)
6. Органы чувств.
6.1. Органы чувств – «помощники» головного мозга. Общий обзор органов чувств. Занятие проводится в виде поисковой беседы, с использованием наблюдений и практического опыта детей.
6.2. Глаза - органы зрения. Значение. Строение. Работа. Для изучения темы используется презентация, познавательный мультфильм «Почему я вижу»,
«Почему мы плохо видим ночью», рабочие листы, а также муляж глазного яблока.
Гигиена зрения. Можно использовать презентацию «Глаза», простейшая гимнастика для снятия утомления с глаз, игры, развивающие глазомер, зрительную память «Закрой глаза», «Проверь свои глаза», «Сядь правильно», «Веришь – не веришь».
6.3. Ухо – орган слуха.
Первое направление: личная гигиена.
Второе направление: влияние шума на орган слуха и организм в целом. Для изучения темы используются презентация «Органы слуха», познавательные мультфильмы «Почему я слышу», «Почему у меня закладывает уши»,
«Почему мне становится плохо в машине»
6.4. Орган вкуса – язык и орган обоняния – нос. Значение, строение, работа.
Для проведения занятия используются игры - эксперименты, направленные на развитие этих органов «Понюхай коробочку», «Определи на вкус» и др., используются рабочие листы «Зоны языка»
Для получения обратной связи об усвоении данной темы можно провести подвижно - познавательную игру «Трик – трак – это не так», «Веришь – не веришь», «Любит – не любит» (вопросы для игры см. «Система представлений, знаний о строении человека - раздел Органы чувств)
7. Кровеносная система.
7.1 Общий обзор кровеносной системы. Для изучения темы используется авторская презентация «Кровеносная система», «Почему моё сердце бьется» рабочие листы, а также муляж сердца. Элементы практической работы, самонаблюдений, производимых детьми с помощью преподавателя
(прослушивание сердца, фонендоскопом, нахождение пульса).
7.2. Кровь. Состав крови. Клетки крови. Значение крови. Для изучения темы используется исследование эритроцитов крови под микроскопом, причем обращается особое внимание на защитную роль лейкоцитов познавательный мультфильм «Почему у меня красная кровь», «Митя и микробус», «Скажи микробам нет!» Изучение иммунитета происходит в виде игры: «Что любят
и что не любит лейкоциты»
Кровеносные сосуды. Сердце, строение, значение, работа сердца, познавательный мультфильм «Почему у меня красная кровь»,
7.3. Гигиена сердечно – сосудистой системы. Этот вопрос рассматривается с помощью сюжетно – ролевых и дидактических игр «Физминутка для сердца», просмотра мультфильма. Оказание первой помощи при ранах и ссадинах. Для получения обратной связи об усвоении данной темы можно провести подвижно - познавательную игру
«Веришь – не веришь» (вопросы для игры см. «Система представлений, знаний о строении человека - раздел Кровеносная система)
8. Органы дыхания
8.1. Состав воздуха. Кислород – газ жизни. Проведение простейших физических опытов, которые показывают состав воздуха и наличие кислорода (опыт с веером, с шариком, рассматривание газированной воды)
8.2. Общий обзор органов дыхания. Занятие проходит в виде игры
«Путешествие кислорода», в ходе которого подчеркивается важная роль эритроцитов в переносе кислорода и удалении углекислого газа. Наблюдения за изменением дыхания после бега и прыжков. Можно использовать познавательные мультфильмы «Почему мы дышим», «Почему у нас сбивается дыхание», презентацию «Дыхание» «Воздух»
8.3. Гигиена органов дыхания.
Первое направление: личная гигиена. Рассматривают строение носовой полости, смотрят авторскую презентацию «Вирусы и микробы», мультфильм о воздушно – капельных инфекциях «Здоровье начинается дома».
Второе направление: Гигиена окружающей природы и социальной сферы.
Обсуждаются понятия «плохой» и «хороший» воздух. Почему воздух становится «плохим», что нужно делать, чтобы воздух оставался «хорошим». Используется авторская презентация «О вреде курения», познавательные мультфильмы «Трубка и медведь», «Иван царевич и табакерка», эксперимент с зажженной сигаретой, «Из чего состоит сигарета», можно провести конкурс плакатов «Люди, не курите!» Для получения обратной связи об усвоении данной темы можно провести подвижно - познавательную игру «Веришь – не веришь» (вопросы для игры см. «Система представлений, знаний о строении человека - раздел Дыхательная система)
9. Органы выделения
1.1 Органы выделения, строение, значение, гигиена. Используются познавательные мультфильмы «Почему мы писаем», показать работу почки в упрощенной форме, опыт с фильтрацией воды, моча,ее состав и значение, проблемный вопрос «Что было бы, если бы…». Личная гигиена органов выделения, роль вредных привычек, неправильного питания. Для получения обратной связи об усвоении данной темы можно провести подвижно - познавательную игру «Веришь – не веришь» (вопросы для игры см.
«Система представлений, знаний о строении человека - раздел Выделительная система)
10. Кожа
10.1. Кожа, ее строение, значение. Исследуются холодовые, тепловые, тактильные и болевые рецепторы. В ходе занятия можно показать детям элементарные приемы точечного массажа для профилактики ОРЗ, выясняется механизм закаливания, значение, основные приемы. Условия закаливания. Используются познавательные мультфильмы «Почему я чувствую боль», проблемная задача «Что было бы, если бы болевых рецепторов не было на коже?», дети рассматривают через лупы кусочек ороговевшей кожи, срез скальпа с волосяными фолликулами.
10.2. Гигиена кожи. Игры с картинками, включение работы с микроскопом.
Можно рассмотреть каплю «грязной» и «чистой» воды. Основной задачей такого занятия становится формирование бережного отношения к воде, как к природной, так и водопроводной. Для получения обратной связи об усвоении данной темы можно провести подвижно - познавательную игру
«Веришь – не веришь» (вопросы для игры см. «Система представлений, знаний о строении человека - раздел Кожа)
11. Опорно - двигательная система
11.1. Скелет человека и позвоночного животного (кошки). Изучение опорно – двигательной системы начинается с рассматривания и сравнения скелета животного и человека, дети находят сходство и различие, связанные с прямо хождением, приспособлении скелета человека к труду. Используются познавательные мультфильмы «Почему я стою прямо», «Почему мы двигаемся». Можно рассмотреть кость на спиле, обратив внимание на легкость и прочность костей. При этом следует подчеркнуть, что прочность костей зависит от веществ, входящих в их состав. Вернуться к вопросу о правильном питании, о значении физических упражнений, солнца.
11.2. Мышцы, их строение, значение. работа. В строении и функциях. На занятии используется микроскоп и кусочки мышечной ткани (можно различные виды мяса). Изучение идет на практическом материале - включаются подвижные игры, динамические и статические упражнения для детей. Обращается внимание на то, что работа мышц находится под контролем центральной нервной системы.
11.3. Гигиена опорно – двигательной системы.
Первое направление: осанка. Значение правильной осанки. Эстетика правильной осанки. Нарушение правильной осанки. Используются приемы наблюдения и самонаблюдения. Как проверить правильная ли у тебя осанка.
Подбор столов и стульев.
Второе направление: значение физкультуры, занятий ЛФК. Спорт и вредные привычки. Используются мультфильмы «Нездоровый рекорд», «Если хочешь быть здоров»
12. Железы внутренней секреции
12.1. Гипофиз, щитовидная железа, надпочечники, вилочковая железа. Выясняют, как они влияют на рост и развитие человека. Люди - карлики. Люди – великаны, самые полные и самые худые люди на земле, львы и кролики. Можно использовать авторскую презентацию «Мы все разные», детские сказки о гномах и великанах.
13. Половая система
13.1. Половые железы – железы смешанной секреции. Они рассматриваются, как железы, отвечающие за пол человека. Используется презентация
«Откуда я взялся», познавательный мультфильм «Откуда берутся дети». Подчеркивается значение уважительного отношения к беременной женщине, уязвимость зародыша во внутриутробный период.
14. Заключительное занятие. Праздник «Будем здоровы»
Система знаний и умений.
Предлагаемая система представлений и знаний детей о родном городе- это комплекс задач, стоящих перед педагогом в плане ознакомления детей дошкольного возраста с основами анатомии. физиологии. экологии и гигиены. Систематизация знаний представлена по рубрикам, предложенным
Н. Н. Кондратьевой (Кафедра дошкольной педагогики и психологии ЛГПИ им. Герцена,1992)
Приложение 1
Условия, необходимые для реализации программы :
1. Наличие пособий и дидактического материала для реализации программы :
- анатомические таблицы;
- фильмы, видеоматериалы по анатомии, физиологии;
- муляжи внутренних органов;
- скелет позвоночного животного (кошки);
- самодельные пособия: складовые карточки, ситуативные картинки, модели органов для фланелеграфа.
- посуда для физических опытов (лучше специальная химическая, внушающая детям уважение;
- мультимедийные кроссворды;
- рабочие листы по разным темам;
- авторские презентации по разным темам;
2. Материально-техническое обеспечение:
а) учебный кабинет;
б) столы и стулья;
в) компьютер, проектор, экран, колонки, музыкальный центр.
г) Микроскоп, набор препаратов для микроскопа
2. Участие (компетентность) родителей в ознакомлении детей с материалом.
5. Решение задач настоящего курса во взаимодействии с оздоровительной работой ГБДОУ № 74.
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Литература для педагога:
1. Башмакова В. Е. Мир Левенгука, М. 2012. (на бумажном носителе)
2. Демьянков Е. Н. Биология в вопросах и ответах, книга для учителя. М. :1996. (на электронном носителе)
3. Клив В. 200 экспериментов, М. 2005. (на бумажном носителе)
4. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика - Синтез, 2010 (на электронном носителе)
5. Сапин М. Р., Сивоглазов В. И. «Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма» М. : Академия, 2009 г. (на электронном носителе)
6. Чернова Г. Б. Анатомия, физиология, гигиена человека»
– СПб., 1994. (на бумажном носителе)