Татьяна Паневина
Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Абвгдейка» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ»
( РАЗДЕЛЫ: «МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ», «РАЗВИТИЕ РЕЧИ»)
Н. А. ФЕДОСОВОЙ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ № 2 «РАДУГА»
МДОУ «ДЕТСКИЙ САД
КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 199»
КРУЖОК «АБВГДЕЙКА»
Целевой раздел
1. Пояснительная записка
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования, Кружок „Абвгдейка“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
Рабочая программа дополнительного образования для кружка «АБВГДЕЙКА»
в подготовки детей 6-7 лет к школе разработана на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М. : Просвещение, 2012, рекомендованной Министерством образования РФ. Программа соответствует ФГОС ДО. В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.
Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.
Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.
Программа направлена на развитие будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Основные задачи:
- сохранение и укрепление здоровья;
- развитие личностных качеств;
- формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности;
- формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
- развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; --- развитие умений действовать по правилам.
Основные принципы построения программы :
- общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
-развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций;
- поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций;
- развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.
Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).
Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность;
Программа состоит из следующих разделов:
- «Математические ступеньки»;
- «Развитие речи»
Раздел «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.
Раздел «Развитие речи» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Раздел ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе,
Значимые характеристики для разработки и реализации Программы
Основные положения программы :
- подготовка к школе носит развивающий характер;
- не допускает дублирования программ первого класса;
- помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми);
- обеспечивает формирование ценностных установок;
- ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;
- обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;
- организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности;
- готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
- инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.
2. Планируемые результаты освоения Программы
Ребё нок знает и умеет:
К семи годам ребенок знает и умеет:
Раздел «Математические ступеньки»
- Ориентироваться на листе бумаги, на плоскости. и в пространстве.
- Определять взаимное расположение предметов.
- Сравнивать предметы по величине, используя практические действия, упорядочивать их.
- Называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа.
- Сравнивать количество предметов в группах.
- определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат числом.
- Объяснять конкретный смысл действий: сложение и вычитание.
- Различать и называть простейшие геометрические фигуры, находить их прообразы в окружающем мире.
- Воспринимать учебно – познавательную задачу и способы ее решения.
- Проводить мыслительные операции на несложном материале (сравнивать объекты, указывая их сходство и различия, проводить классификацию объектов по заданным признакам, выявлять закономерности и использовать их для выполнения заданий, проводить простейшие логические рассуждения и др.).
Раздел «Развитие речи»
- буквы русского алфавита;
- понимает и использует в речи термины «звук», «буква»;
- правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
- определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;
- различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную
- пользоваться графическим обозначением звуков;
- произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
- записывать слово, предложение условными обозначениями, буквами
- составлять 4-5 предложений по картине; по серии картинок, из личного опыта
- пересказывать простые сказки;
- отвечать на вопросы по содержанию сказки, рассказа с помощью простых
предложений
- заучивать стихотворения
- понимать и выполнять учебную задачу
- формирование волевых и этических качеств, как усидчивость, терпеливость, умение общаться со сверстниками, доброжелательность.
Содержательный раздел
1. Психолого – педагогические условия
реализации Программы
Особенности программы
В программе соблюдается преемственность с предыдущими знаниями и опытом детей с последующим обучением. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям ребёнка и не дублируют школу.
Содержание программы включает развитие звуко-буквенного анализа, интереса и способностей к чтению. На этом этапе обучения не ставится задача обучить детей читать и писать. Основная задача этого этапа - приобщить детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Вот почему программа делает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения. Кроме того, решается задача подготовки руки ребёнка к письму. В учебно-методическом комплекте (УМК) предусматривается развитие
звуко – буквенного анализа с учетом принципа интеграции, который предполагает взаимодействие областей, представленных в ФГОС (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое).
В п. 3.2.6 ФГОС ДО определяет условия эффективной реализации Программы, одним из которых является организационно-методическое сопровождение процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Способы и формы работы с детьми
- Дидактические игры
- Фонематические упражнения
- Работа с текстами
- Театрализация
- Рисование
Способы и направления поддержки детской инициативы
Технология проведения:
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Основные применяемые технологии:
- Система развивающего обучения
- Здоровье сберегающие технологии
- Компьютерные (новые информационные) технологии
- Личностно-ориентированное обучение
Структура организованной образовательной деятельности детей :
Кружковая работа будет включать в себя небольшую теоретическую часть, иллюстрированным наглядным материалом, игровые, занимательные упражнения, упражнения для развития моторики, театрализацию. Программа предполагает обучение весёлым и интересным и помогает детям незаметно для себя овладевать задачами дошкольного обучения.
2. Содержание
психолого – педагогической работы
Раздел «Речевое развитие»
Содержание раздела позволяет организовать работу по трё м направлениям:
-речевое общение;
-подготовка к чтению;
-подготовка к письму.
Речевое общение. Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребёнка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребёнка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведётся подготовка к чтению и письменной речи.
При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определённые темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и её особенности.
Подготовка к чтению построена на развитии фонематического слуха детей, на отчётливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения.
Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия.
Подготовка к письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Речевое общение.
Роль развитого речевого слуха (способности отчетливо произносить все звуки в словах, понимать и воспроизводить мелодику слова и интонационную окраску предложений в устной речи) для овладения правилами письма и чтения. Умение свободно общаться – основа взаимодействия и взаимопонимания людей.
Речь устная, диалогическая, моно
Развитие и совершенствование устной речи.
- Расширение запаса слов, называющих предметы, действия, признаки.
- Совершенствование умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов.
- Формирование умения правильно употреблять слова по смыслу в соответствующем контексте.
- Формирование правильного понимания переносного значения слов.
- Обучение умению замечать и исправлять свои речевые ошибки.
- Сравнение предметов, выделение и правильное называние их существенных признаков; обогащение словаря точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер).
- Правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, и их активное использование в речи.
- Развитие диалогической и монологической речи.
- Обучение содержательной, логичной и последовательной передачи текста на основе иллюстраций.
- Развитие у детей внимания и интереса к слову, его эмоциональной окраске в процессе чтения сказок, стихотворений.
- Разучивание загадок, скороговорок; пересказ сказки с опорой на иллюстрации.
- Развитие умения связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; устно описывать окружающий мир (цветы, звери, птицы, овощи, фрукты, небо, солнце и др.) по плану.
- Развитие эмоционального восприятия речи взрослых и детей.
- Умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения.
- Рассказ по картине: описание изображенного на картине.
- Развитие интереса детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрение в создании рассказов, сказок, стихотворений.
Подготовка к обучению чтению.
- Обучение правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка.
- Совершенствование звуковой культуры речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
- Совершенствование фонетического слуха: умение называть слова с этим звуком в предложении; определять место звука в слове.
- Укрепление и развитие артикуляционного аппарата ребенка: обучение четкому произношению слов и фраз.
- Выделение звуков в начале, конце и середине слова.
Подготовка к обучению письму
- Подготовка пишущей руки к письму в процессе обведения по контуру узоров и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомство с правилами письма – с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша при работе в тетради. - Обучение работе в ограниченном пространстве (на рабочей строке, перемещение пишущей руки снизу вдоль строки, слева направо; знакомство с контуром предмета и его особенностями.
В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики. Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач. Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания. В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др., геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
Организационный раздел
1. Режим и формы реализации Программы
Условия реализации Программы :
Программа реализуется через кружковую деятельность для детей 5-6 лет.
Название кружка «АБВГДЕЙКА». Кружковая деятельность организуется в групповой комнате, музыкальном зале с наполняемостью до 15 детей.
Организация реализации Программы :
Руководитель кружка – воспитатель Паневина Т. С.
Список детей, посещающих кружок «АБВГДЕЙКА»
Сроки и время:
Срок реализации Программы – 1 год.
Кружок «АБВГДЕЙКА» организуется и проводится:
- 4-5 раз в месяц;
- 1 раз в неделю;
- день недели – четверг;
- продолжительность – 25 минут.
Формы реализации Программы :
Кружковая деятельность проводится в форме:
- игровых упражнений;
- системы увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами;
- упражнений на развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.
2. Особенности организации
предметно – пространственной среды
кружка «АБВГДЕЙКА»
Образовательная область «Социаально – личностное развитие»
Центр «Игровая деятельность»
В центре игровой деятельности выставляются дидактические игры на развитие звуко - буквенного анализа, плакаты с буквами и алфавитом.
Образовательная область «Речевое развитие»
Центр «Словеснаая игралочка»
Здесь размещаются магнитная азбука, касса букв и слогов,таблицы и схемы звуко – буквенного анализа.
Центр «Приобщение к художественной литературе»
Здесь размещаются детские книги из серий: «Читаем по слогам», «Азбука».
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Центр «Изобразительная деятельность»
Здесь размещаются книжки – раскраски из серии «Азбука», «Прописи для дошкольников», «Рисование по точкам», «Штрихование».
3. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения
Обрудоваание кружковой деятельности :
- карточки с печатными заглавными и прописными буквами;
- касса букв и слогов;
- наборное полотно;
- карточки и схемы звуко – буквенного анализа слов;
- карточки и схемы ударного слога и гласного звука и буквы
- карточки и схемы составления предложений;
- магнитная азбука;
- символические обозначения звуков.
Методическое обеспечение кружковой деятельности :
- Методическое пособие «Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5-6 лет»
Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2009г.
- Рабочая тетрадь «От А до Я». Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2009г.
- Рабочая тетрадь «Запоминаю буквы». Е. В. Колесникова. Москва.
«Ювента» 2009г.
- Практическое пособие «Звуко – буквенный и слоговой анализ, развитие фонематического слуха и речевого внимания». С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина.
Ярославль. «Академия развития» 2006г.
- Практическое пособие «Буквы и слоги». Т. В. Чупина. Ярославль. «Академия
развития». 2009г.
- Практическое пособие «Буквы в раскрасках». Е. В. Соловьева. Москва
«Просвещение» 2010г.
- Практическое пособие «Учимся читать».». С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина.
Ярославль. «Академия развития» 2006г.