Наталья Панюта
Рабочая программа дополнительного образования по краеведению «Юные краеведы» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Принята на педсовете Утверждаю ___
Протокол № 1 от 24.08.2016 года Заведующий МБДОУ детским садом № 3 Т. В. Леонтьева
Программа
Дополнительного образования по краеведению «Юные краеведы»
для детей 6-7 лет
Разработала Панюта Н. В.
Воспитатель компенсирующей группы
Г. Вяземский
2016
Содержание
1. Пояснительная записка. …. 3
2. Учебно-тематический план работы с детьми 6-7 лет ….7
Содержание изучаемого курса…. 8
4. Методическое обеспечение …8
5. Список литературы …8
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования по краеведению „Юные краеведы“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2017
Пояснительная записка
Дополнительная рабочая программа «Юные краеведы» по краеведению для детей 6-7 лет разработана на основе «Плана-программы по краеведению в дошкольном образовательном учреждении» Н. Н. Ахметовой. Методические разработки по ознакомлению с родным краем. Пермь 1997 год.
Направленностью программы является гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через краеведение.
Новизна программы заключается в том, что краеведческий подход в образовании дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для детей не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, с его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщатся к богатствам национальной и мировой культуры.
Краеведение – одно из важных средств патриотического воспитания. Воспитание дошкольников средствами краеведения – это целенаправленный, особым образом организованный процесс передачи общественно-ценного патриотического опыта старшего поколения младшему и формированию последнего собственного патриотического опыта.
Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста, необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли на которой родился и рос.
Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же содержании надо воспитывать это чувство, качество.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатства своей Родины.
Патриотизм – это мировоззрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему родному городу, краю, желанием добиться для него лучшего будущего.
Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, города в горести за её неудачи и беды. В уважении к историческому прошлому своего народа. В бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.
Курс краеведения является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину.
Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашего детского сада – воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с родным городом Вяземским, Хабаровским краем.
Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрения.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в том, средства краеведения необычайно богаты, так как включают в себя все виды знаний и деятельности человека. Это документы семей, альбомы, газеты, архивные и музейные документы и экспонаты, книги о природе, истории и культуре родного края. Это все объекты природы и социума, которые окружают ребенка, а, прежде всего – его семья, род, детский сад, школа, замечательные люди, общаясь с которыми можно чрезвычайно обогатить свою личность.
Цель: Формирование у воспитанников ДОУ целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры общения.
В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи программы :
Обучающие:
• Развивать познавательный интерес к изучению родного города, края.
• Формировать знания о природных богатствах края, быте, традициях, культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
• Способствовать социализации воспитанников.
•Обогатить знания дошкольников о городе Вяземском, его истории, достопримечательностях, богатствах города, людях-тружениках.
Развивающие:
• Развивать личностные интегративные качества: наблюдательность, ответственность, активность, интерес к изучаемому материалу.
• Прививать навыки познавательной творческой деятельности.
• Развивать творческие способности детей.
• Развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желания сохранять и приумножать богатства города, края.
Воспитательные:
• Формировать активную жизненную позицию через изучение природы родного края.
• Прививать навыки здорового образа жизни.
• Воспитывать уважение к труду вяземцев, создающих красивый город.
• Усилить роль семьи в гражданско-патриотическом воспитании детей.
Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости: вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.
План-программа кружка «Юные краеведы» рассчитана на возрастную категорию детей 6-7 лет, срок реализации программы – 1 учебный год, (с сентября по апрель).
Форма занятий фронтальная, проводится один раз в две недели во вторую половину дня. В соответствии с требованиями СанПиН длительность занятия с детьми 6-7 лет составляет 25 минут.
Основные организационные формы:
• непосредственно-образовательная деятельность;
• в свободной деятельности;
• целевые прогулки по городу;
• экскурсии с различной тематикой о городе;
• праздники, развлечения;
• тематические выставки;
• тестирование по нравственно- патриотическим способностям детей;
• работа в мини-музеи детского сада «Русская изба».
Методы и приемы:
• диалоги; беседы, рассказ воспитателя, родителей;
• игры-практикумы, сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные игры;
• проблемные ситуации;
• проектирование;
• экспериментирование;
• коллективно-творческие дела;
• наблюдения;
• целевые прогулки и экскурсии;
• рассматривание картин, иллюстраций.
Ожидаемые результаты.
Знать:
• свою родословную, о профессиях своих родителей.
• правила поведения в природе;
• о культуре своего края.
• некоторые сведения из истории своего города, края;
• о достопримечательностях своего города, края;
• о традиционных праздниках русского народа;
• помнить о ветеранах Великой Отечественной войны; оказывать им помощь.
Уметь:
• называть некоторые растения и животных Хабаровского края, занесенных в Красную книгу;
• уметь рассказывать о назначении объектов города, о достопримечательностях края;
• уметь ориентироваться по карте.
Понимать:
• что надо выполнять правила экологически- грамотного поведения в быту, в природе;
• что необходимо личное участие каждого в общем деле охраны природы;
• что надо внимательно и доброжелательно относиться к сверстникам, уважать старших, любить свою Родину. Город Вяземский - часть Хабаровского края, Хабаровский край - часть России, Россия - одно из крупнейших государств мира. Это многонациональная страна, где все народы равны между собой;
• что надо уважительно относиться к культуре, обычаям русского народа.
• что надо поддерживать чистоту в доме, на улице, в городе в целом и беречь
зеленые насаждения.
Формы подведения итогов:
— анализ детской деятельности (рассказы о городе, творческие работы, детские проекты, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры)
— наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах)
— анкетирование родителей.
Отслеживание результатов формирования навыков краеведческой культуры будет осуществляться через блок диагностических методик
Учебно-тематический план работы с детьми 6-7 лет
Сентябрь:
Тема: «Вяземский - город, в котором мы живем».
Тема: «Переселенцы».
Октябрь:
Тема: «Герб и флаг города».
Тема: «Достопримечательности и интересные места нашего города».
Ноябрь:
Тема: «Хабаровский край»
Тема: «Россия – Родина малая, Родина большая»
Декабрь:
Тема: «Традиции»
Тема: «Праздники»
Январь:
Тема: «Народности»
Тема: «Растительный мир»
Февраль:
Тема: «Животные Хабаровского края»
Тема: «Птицы нашего края»
Март:
Тема: «Художники, писатели»
Тема: «Предприятия и организации нашего города»
Апрель:
Тема: «Образовательные учреждения»
Тема: «Улицы нашего города»
Содержание программы
В течение обучения дети получают и расширяют знания в необходимом объёме о родном крае, городе, коренных жителях края, их традициях
Методическое обеспечение
Дидактические игры, разработки бесед
Список литературы:
1. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание. - 2001. — №12. – C. 47-52.
2. Воспитание детей через приобщение их к истории родного края / З. Герасимова, Н. Козачек // Дошкольное воспитание. - 2001. — №12. – C. 47-52.
3. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М., 2008
4. Рыбалова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. / Дошкольное воспитание № 6 2003, с. 45 – 55
Интернет - ресурсы