Виктория Медведева
Организация взаимодействия учреждения дополнительного образования с детским садом по физкультурно-спортивному развитию
▼ Скачать + Заказать документы
1. жизнь в 21веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни. Наше будущее это наши дети. Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, необходимо уточнить, что такое здоровье.
Публикация «Организация взаимодействия учреждения дополнительного образования с детским садом по физкультурно-спортивному развитию» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
2. Физическая культура (греч. — «природа» + культура) — область социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём физического воспитания, физической подготовки и физического развития. Не стоит путать два разных понятия: физкультура и спорт. Физкультура направлена на укрепление здоровья, а спорт направлен на получение максимального результата и спортивных наград.
4. По заключению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье—это состояние полного физического, психического, социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Как укрепить и сохранить здоровье детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка? Как привить навыки здорового образа жизни? Эти проблемы волнуют всех тех, кто работает и общается с детьми.
5. Как известно, XXI начался с резкого ухудшения здоровья, особенно дошкольников.
Состояние здоровья подрастающего поколения в настоящее время вызывает особую
озабоченность в государстве и обществе. Сравнительный анализ, проведённый в НИИ
гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН им. М. И. Степанова, выявил
неблагоприятную тенденцию ухудшения показателей здоровья детей дошкольного
возраста за последние 10 лет. Как отмечает В. Р. Кучма, количество дошкольников с
хронической патологией увеличилось в 2 раза (с 11,8% до 21,3 – 26,9%, а число детей, не
имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в три раза (до 5 – 6%). Среди
хронических патологий преобладают болезни органов дыхания, костно-мышечной
системы, аллергические заболевания кожи, органов пищеварения. Прогулки, подвижные
игры, их место занял экран телевизора и монитор компьютера.
6. Дополнительное образование по ФВ в рамках концепции общего физкультурного образования детей и молодежи осуществляют учреждения дополнительного образования, чьей целью является организация объединений по интересам: кружков, клубов, секций, студий для детей и молодежи. Объединения по интересам могут быть одновозрастными и разновозрастными и создаваться для работы с постоянным и переменным составом учащихся.
В сфере ФВ дополнительное образование учащихся осуществляют:
- Дворцы и Дома детей и молодежи, ЦВР;
- ФСЦДМ, ДЮК;
- ДЮСШ;
- добровольные спортивные общества;
- спортивные базы (стадионы, катки, плавательные бассейны и т. д.);
- детские экскурсионно-туристские станции;
- парки культуры и отдыха;
- городские и загородные лагеря разного типа.
Дворцы и Дома детей и молодежи, ЦВР являются центрами дополнительного образования и осуществляют организацию клубов, секций, студий, мастерских, лабораторий, хоров, ансамблей, театров, кружков, в том числе и в сфере ФК во внеурочное время. Целью работы данных учреждений дополнительного образования ставиться организация досуга детей и молодежи, а также удовлетворение потребностей учащихся в самореализации в той или иной сфере деятельности. Дворцы и дома детей и молодежи проводят туристскую и краеведческую работу, военно-спортивные мероприятия, организуют работу секций по шахматам, шашкам, настольному теннису и др. Детские экскурсионные станции наряду с экскурсиями организуют походы школьников во время летних и зимних каникул.
ФСЦДМ, ДЮК являются учреждением дополнительного образования. Их работа направлена на организацию занятости детей во внеурочное время, укрепление здоровья, всестороннее ФР, формирование у них ЗОЖ. Являясь доступным и профильным учреждением (центры создаются в каждом административном центре и районе, центр предоставляет возможность реализации потребностей в области ФКиС.
В ФСЦДМ организуются кружки по различным видам спорта. Занятия проводятся квалифицированными педагогами и организуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
ДЮСШ, спортивные секции при добровольных спортивных обществах являются учреждениями дополнительного образования и создаются отделами образования и добровольными спортивными обществами. Основная задача этих школ – проведение воспитательной и оздоровительной работы с детьми и молодежью, подготовка юных спортсменов массовых и высших разрядов. Здесь осуществляется подготовка резерва для национальных спортивных команд.
Проблема ДЮСШ и спортивных секций при добровольных спортивных обществах заключается в ранней спортивной специализации, что нередко приводит к одностороннему развитию.
На спортивных базах (стадионах, катках, плавательных бассейнах)организуют работу по оказанию услуг населению в сфере ФК (в том числе и на платной основе) путем организации физкультурно-оздоровительных занятий.
Детские экскурсионно-туристские станции организуют экскурсии и походы школьников во время летних и зимних каникул. Походам предшествует заблаговременная работа по обучению соответствующим умениям, необходимым в походе (умению ставить палатки, разжигать костер, укладывать рюкзак, осуществляется обучение правилам обеспечения безопасной жизнедеятельности: изучение правил питьевого режима, оказание первой помощи, санитарно-гигиенические правила в условиях пребывания на природе. Проводится также работа, направленная на формирование двигательных умений и навыков: умение передвигаться по пересеченной местности, преодолевать препятствия, ориентироваться в пространстве, преодолевать утомление, осуществлять подъем и перемещение тяжестей и т. д.
В парках культуры и отдыха организуют работу спортивных секций для школьников (например, по шахматам и шашкам, проводят различные массовые мероприятия, игры детей на спортивных площадках, а также конкурсы на призы известных спортсменов, занимаются пропагандой ЗОЖ.
Сегодня в рамках организации дополнительного образования по ФВ детей и молодежи существуют разнообразные формы физкультурно-спортивной активности и их престижности. В связи с этим перед молодыми людьми зачастую встает проблема выбора предмета спортивной специализации. Раньше существовала централизованная система отбора. Талантливых детей, участвовавших в районных или городских соревнованиях, отслеживали тренеры по видам спорта и приглашали в спортивные секции для дальнейших занятий. Сейчас данная практика частично утеряна и подростки вынуждены сами определяться с выбором характера физкультурно-спортивной активности. Ситуация осложняется и тем, что переход к рыночной экономике затронул и сферу детско-юношеского спорта, переведя большинство секций на платную основу, что существенно снизило возможности занятий подростков избранным видом физкультурно-спортивной активности.
Городские и загородные лагеря разного типа носят оздоровительную, образовательную, военно-патриотическую и спортивно-тренировочную направленность. В загородных лагерях проживание, отдых, оздоровление и обучение проводится вне дома, в специально созданных заведениях, расположенных за пределами города.
Городские лагеря создаются в городах и населенных пунктах государственными учреждениями образования и учреждениями дополнительного образования.
7.
8. обеспечение непрерывности и преемственности детского сада
и ДЮСШ в процессе интегрированного подхода позволит наиболее эффективно решать
вопросы физического воспитания детей дошкольного возраста, формировать потребность
к здоровому образу жизни, приобщению к различным видам спорта.
Воспитать здорового, физически развитого ребенка можно в тесной взаимосвязи семьи, детского сада и спортивной школы. Но, в современной жизни, родители зачастую не имеют возможности водить своего ребенка на дополнительные занятия. В такой ситуации может помочь сотрудничество между детским садом и спортшколой, при котором восполняется недостаток детской физической активности, укрепляется здоровье, формируются потребности к здоровому образу жизни.
9. Сотрудничество дошкольного учреждения со спортивной школой строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию ребенка и конкретной деятельности.
Цель: создать модель непрерывного образования в системе дошкольного и дополнительного образования. Содействовать гармоничному развитию и укреплению здоровья детей через систематические занятия физической культурой.
10
Задачи:
Организация единого и целостного образовательного пространства, обеспечивающего взаимодействие и сотрудничество ДОУ с ДЮСШ, с семьей;
Разработка и внедрение новой методической основы, построенной на единых подходах и принципах воспитания и обучения;
Накопление и обогащение двигательного опыта детей, соответствующего возрастным требованиям и нормам;
Формирование устойчивого интереса у детей и их родителей к здоровому образу жизни в процессе взаимодействия и сотрудничества.
Развитие физических качеств : быстрота, сила, ловкость, прыгучесть, выносливость и т. д.
Обеспечение положительной мотивацией к занятиям физкультурой и спортом.
(Организация социокультурной связи между детским садом и спортшколой позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей, решать многие образовательные и оздоровительные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования. Такое сотрудничество взаимовыгодно обеим сторонам. Создается ситуация, усиливающая образовательные возможности детского сада, его воспитательный и развивающий потенциал. Дошкольники с раннего возраста привыкают к регулярным занятиям спортом, укрепляют здоровье, развиваются физически и эмоционально. В свою очередь спортивная школа создает оптимальные условия для укрепления здоровья, и гармоничного развития личности воспитанников. Осуществляет организацию разумного досуга на основе занятий спортом. Адаптирует детей к жизни в обществе. Такая интеграция позволяет: - расширить спектр предоставляемых услуг; - рационально использовать как ресурсы детского сада, так и собственные; - привлекая к работе высококвалифицированные кадры расширяются границы доступности услуг дополнительного образования; - обеспечивается выход обучающихся в открытое образовательное пространство города; Найденные точки соприкосновения в решении поставленных задач помогают достичь общей цели. Работа в рамках реализации межведомственного взаимодействия детского сада и спортивной школы включает в себя три взаимосвязанных направления : работа с детьми, повышение профессиональной компетентности педагогов, сотрудничество с родительской общественностью.)
11
Дополнительное образование, как социального партнера данного проекта представляет Детско-юношеская спортивная школа, которая является одним из социальных институтов детства, способствующих привитию интереса к физической культуре и спорту, овладению новыми двигательными навыками, укреплению здоровья.
В процессе реализации «Преемственность и сотрудничество детского сада и детско-
юношеской спортивной школы во благо здоровья детей» используются формы:
• неделя здоровья, дни здоровья
• участие в соревнованиях
• посещение спортивных мероприятий
• встречи с тренерами и учащимися спортивных организаций
Основные формы:
• открытые мероприятия
• работа с познавательной литературой
• прогулка в двигательной активности
• физкультурные досуги
• неделя здоровья, дни здоровья
• участие в соревнованиях
• посещение спортивных мероприятий
• встречи с тренерами и учащимися спортивных организаций
12.
Принципы
13
Этапы работы:
1. Подготовительный этап. Включает в себя:
- изучение проблемы ;
- изучение и подбор методической базы по данной проблеме;
-проведение внутреннего мониторинга;
-заключение договора о сотрудничестве ДОУ с ДЮСШ;
- разработка и утверждение нормативных документов, регламентирующих деятельность ДОУ и ДЮСШ;
-разработка модифицированных программ, направленных на взаимодействие дошкольного и дополнительного образование;
- разработка мероприятий
14.
Экспериментальный этап
внедрение модифицированной программы;
- проведение проектных мероприятий:
с детьми;
с родителями;
- информационное обеспечение;
15.
Аналитический этап
- Анализирование ожидаемых и конечных результатов;
-Подведение итогов проектной разработки;
- Разработка плана для дальнейшей деятельности по данной проблеме;
- Обобщение опыта работы по данной теме.
16
№ Мероприятие Цель Участники Ответственные Сроки
I Информационные выставки для
родителей :
Привлечение родителей к совместному участию в жизни детского сада.
Привлечение родителей к активному образу жизни.
Подведение итогов; Родители, педагоги,
Родители, дети, воспитатели.
Старший воспитатель,
инструктор по ОФП
Старший воспитатель, инструктор по ОФП
Воспитатели
Сентябрь-октябрь
май
1
2
3 «Спортивный уголок дома»
«Значение и организация
утренней гимнастики в семье»
Фотовыставка
«Организация
спортивно – оздоровительной
работы в ДОУ и ДЮСШ»
II Консультации, для
родителей:
1
2
3 «Роль двигательной активности
в развитии ребёнка»
«Спорт для детей»
Мастер-класс «Показ игры в японский мини-волейбол»
Дать знания родителям о роли двигательной активности в развитии ребенка дошкольного возраста.
Познакомить родителей с разнообразием спортивных секций и кружков для дошкольников.
Вовлекать родителей в активное взаимодействие с детьми, путем спортивных игр. Воспитатели, родители
инструктор по ОФП, воспитатели Сентябрь
Декабрь
Апрель
III Интегрированные
спортивно-
оздоровительные мероприятия для
детей 5-7 лет:
Познакомить дошкольников с работой ДЮСШа, с разнообразием спортивных кружков и секций.
Формировать знания и представления о здоровом образе жизни и положительном влиянии занятий физическими упражнениями на здоровье человека.
Развивать интерес и стремление к спорту.
Укреплять здоровье и развивать физические качества обучающихся. Воспитывать командный дух, любовь к спорту.
Воспитывать волевые качества, развивать стремление к победе и уверенность в своих силах. Учить не только получать радость от своих результатов, но и переживать за товарищей.
Дети, воспитатели. Работники ДЮСШа, тренера
Сентябрь
Сентябрь
Апрель
Декабрь
Ноябрь
Апрель
май
1
2
3
4
5
6
7
Экскурсия в ДЮСШ
Зарядка с чемпионом
Участие в муниципальной
спартакиаде Весенняя капель
Участие
В спортивных соревнованиях с мячом среди дошкольников
Участие
в муниципальной
спартакиаде по ОФП (общая
физическая спартакиада) среди
дошкольников
Товарищеская
встреча
воспитанников
ДЮСШ и
Дошкольников в
рамках
Всемирного Дня Здоровья
«День бегуна» (на территории
стадиона)
VI Мероприятия с родителями:
1
Совместное мероприятие
«Папа, мама, я – спортивная семья»
Укрепление здоровья учащихся.
Повышение интереса взрослых к физкультуре и спорту.
Привлечь родителей к сотрудничеству по сохранению и укреплению здоровья детей.
Формирование семейных ценностей.
Февраль
2
«Школа мяча»
Познакомить родителей со значением и методикой упражнений с мячом.
Показать на практике применение упражнений с мячом. Вызвать интерес детей и родителей к использованию упражнений с мячом домашних условиях и на прогулках.
Январь
3 «Здоровые спинки» Дать представление родителям о значении упражнений для профилактики нарушений осанки в дошкольном возрасте.
Познакомить с задачами и методикой применения специальных упражнений для укрепления мышц спины и брюшного пресса.
Вызвать интерес детей и родителей к применению упражнений для профилактики осанки в домашних условиях. Октябрь
4 «Дыхательная гимнастика» Познакомить родителей со значением и методикой дыхательной гимнастики в дошкольном возрасте.
Вызвать интерес детей и родителей к применению игровых упражнений для развития дыхательной системы в домашних условиях. Ноябрь
5 «Играем с мамой» Дать представление родителям о значении и методике использования общеразвивающих упражнений в парах.
Показать на практике упражнения в парах
«родитель плюс ребенок» Декабрь
6 «Домашний стадион» Познакомить родителей с интересными и полезными видами спортивного оборудования и инвентаря для здоровьесбережения детей в домашних условиях.
Вызвать интерес детей и родителей к оздоровлению своего организма. Март
7 «Здоровые стопы» Познакомить родителей с методикой применения специальных упражнений для профилактики плоскостопия.
Показать на практике использование игровых упражнений для укрепления связочно –мышечного аппарата стоп. Вызвать интерес детей и родителей к использованию упражнений для профилактики плоскостопия в домашних условиях. Апрель
8 «Хатха-йога для детей» Познакомить родителей со значением и методикой игрового стретчинга для детей.
Вызвать интерес детей и родителей к применению игрового стретчинга в домашних условиях. Май
26
Опыт работы ДОУ со спортивными учреждениями показывает, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-образовательный процесс более эффективным, открытым и полным. Организация межведомственной связи между ДОУ и спортивной школой позволяет: • использовать максимум возможностей для развития интересов детей к физической культуре и спорту и их индивидуальных возможностей; • решать многие образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи, тем самым повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов дошкольного образования. В дошкольном образовательном учреждении сложилась система комплексного подхода к сохранению и укреплению здоровья воспитанников, что способствует снижению их заболеваемости и повышение физического развития. Благодаря межведомственному взаимодействию воспитанники имеют возможность участвовать в городских спортивно-массовых мероприятиях, что мотивирует их на занятия спортом и повышает интерес к здоровому образу жизни, воспитывает в них волевые качества и спортивный дух.