Зиля Кутлиярова
Программа «Абвгдейка» в ДОУ по обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы
1. Пояснительная записка
Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. И, что самое главное, предъявляет к нему новые более высокие требования, как к личности в целом, так и к его интеллектуальным способностям. В багаже знаний современного первоклассника часто бывает востребован навык чтения, особенно при поступлении в различные учебные заведения. Именно востребованность данного навыка и явилась толчком к разработке данной программы адаптированной к работе с дошкольниками. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям детей, а не дублируют школу, что является отличительной особенностью данной образовательной программы.
Публикация «Программа „Абвгдейка“ в ДОУ по обучению грамоте» размещена в разделах
Программа по подготовке к обучению грамоте предназначена для работы с воспитанниками 5 –7 лет в дошкольном образовательном учреждении и обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении двух лет пребывания воспитанника в старшей и подготовительной группе (1- й год обучения, дети 5–6 лет; 2-ой год обучения, дети 6–7 лет).
За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д. Е. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Воспитанников подготавливают к усвоению грамоты аналитико-синтетическим звуковым методом. Основной единицей изучения становится вначале звук, затем слог, далее слово. При создании программы и методики её реализации учитывалось положение Л. С. Выготского «о ведущей роли обучения», которое является движущей силой психического развития. Обучение, по мнению Л. С. Выготского, не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, поэтому метод практических заданий является ведущим в данной программе.
Актуальность и новизна программы : Изучив педагогическую литературу по работе с воспитанниками и проведя глубокий анализ прочитанного, мы пришли к выводу, что работу по подготовке ребенка к школе необходимо начинать задолго до поступления в школу. Конечно, обучение грамоте – задача школы, но многие из необходимых навыков и умений воспитанник может усвоить до того, как перед ним встанет школьная задача – учиться читать и писать. И тогда процесс обучения будет значительно облегчен.
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. Важная задача детского сада состоит в том, чтобы на протяжении всего периода воспитания, начиная с младшей группы, постепенно закладывать в воспитанниках основы готовности к обучению в школе, формировать обобщенные, систематизированные знания об окружающей действительности, умение осознанно использовать их для решения разнообразных практических задач. Поэтому своевременная работа по подготовке к школе является актуальной и важной задачей, стоящей перед педагогом.
Программа состоит из пяти этапов:
I. Добуквенный, звуковой период обучения.
Предшествует знакомству и работе ребенка с буквами. Ребенку показывают, что речь "строится" из звуков. Взрослый играет с ребенком в звуковые игры, цель которых - выделение в словах определенных звуков.
II. Звуковой анализ слов.
Ребенка учат определять отдельные звуки в слове, различать твердую и мягкую пару согласных, выделять ударный гласный звук. Затем учат выделять все звуки в словах из трех - пяти звуков и фиксировать их с помощью фишек (кусочков картона, пуговиц, мозаики).
III. Буквенный период обучения.
Ребенка знакомят с алфавитным обозначением звуков с помощью картинной азбуки, кубиков или выкладывая изображения букв из палочек, рисуя буквы на снегу или песке, на запотевшем стекле, отыскивая знакомые буквы в вывесках магазинов и заголовках газет. Все это помогает сделать обучение ненавязчивым и интересным.
IV. Слоговой период обучения.
На первых порах обучения ребенка, слог является основной единицей чтения. Ребенка учат читать слоги протяжно, как бы "пропевая" их. Это поможет ребенку избежать "рубленого" слога, который замедляет переход от слогового чтения к чтению словами.
V. Слияние слогов в слова
В первую очередь, на этом этапе следует рекомендовать работу со столбиками слов, имеющих одинаковое начало или конец. Это упражнение очень хорошо автоматизирует навык чтения и облегчает сам процесс прочитывания, т. к. относительно новыми для детей в прочитываемых словах всякий раз оказываются несколько букв, а не все слово целиком.
Цель и задачи реализации программы :
Цель: создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
Задачи:
Обучающие :
- Учить чтению поэтапно.
- Учить воспитанников составлять предложения с заданным количеством слов, пользуясь моделями.
- Учить воспитанника выделять на слух звук из слова и слога (звуковой анализ слова).
Развивающие:
- Развивать речевую деятельность на основе бесед, разговоров, высказываний.
- Развивать интерес к занятиям по обучению грамоте.
- Развивать коммуникативную, регулятивную функции речи.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность в процессе разговорной речи.
- Воспитывать культуру речи.
В основе программы лежат следующие принципы:
• Принцип научного подхода – подкрепление всех форм обучения научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
• Принцип гуманизации образования, диктует необходимость бережного отношения к каждому воспитаннику.
• Принцип индивидуализации и дифференциации обучения : развитие творческого потенциала всех воспитанников и индивидуальных возможностей каждого.
• Принцип системности и последовательности, обеспечивает взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному). Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений.
• Принцип демократизации предусматривает сотрудничество воспитанника со взрослым.
• Здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий соответствует возрасту воспитанников. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление воспитанников.
• Принцип наглядности: иллюстративное (наглядное) изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников.
• Принцип сочетания игровых и учебных видов деятельности. Постепенный переход от игры к учебно-познавательной деятельности.
• Принцип доступности и посильности: реализуется в делении изучаемого материала на этапы и в преподнесении его детям последовательными блоками и частями, соответственно возрастным особенностям и развитию речи.
• Онтогенетический принцип, учет возрастных особенностей воспитанников.
Уровень сложности: базовый.
Направленность программы : социально-педагогическая, предшкольное развитие.
Категория учащихся: воспитанники старшей и подготовительной групп МАДОУ д/с «Чебурашка» с. Ургала.
Объем и срок освоения программы :
Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня.
Основной формой работы с воспитанниками является комплексное занятие, продолжительность которого соответствует возрастным нормам:
– 1-й год обучения – 1 раз в неделю по 25 минут
– 2-й год обучения – 1 раз в неделю по 30 минут.
Количество занятий в год 31 час (за два года обучения 62 часа).
Форма обучения – очная, тематическая совместная деятельность педагога и воспитанников в форме групповой работы.
Особенности организации образовательной деятельности:
- Совместная деятельность взрослого с воспитанниками.
-Самостоятельная деятельность воспитанников. Самостоятельная деятельность невозможна без соответствующей среды развития, поэтому необходимо построить комфортную предметно – развивающую среду.
- Работа в прописях и тетрадях.
- Работа с книгой.
- Использование новых технологий.
Основные методы, используемые при реализации программы :
- наглядные - рассматривание картин, наблюдение, показ образца задания;
- практические - упражнения, игровой метод, моделирование;
- словесные – рассказ воспитателя, рассказ воспитанников, чтение художественной литературы.
Условия реализации программы : группа формируется на основе желаний родителей (законных представителей).
Планируемые результаты освоения программы
К концу первого года обучения воспитанники должны знать и уметь:
Чтение:
– делить слова на слоги;
– уметь составлять предложения из двух-четырех слов;
– членить простые предложения на слова;
– определять место звука в слове;
– давать характеристику звуку;
– самостоятельно составлять предложение;
– составлять рассказ с заданным количеством предложений;
– свободно пользоваться и самим составлять звуковые схемы слов;
– давать характеристику звуку;
– уметь работать с кассой букв;
– точно отвечать на поставленные вопросы педагога.
Письмо (печатание) :
– овладевают позой пишущего человека;
– ориентироваться на листе;
– рисовать разнообразные линии;
– делить линию пополам;
– рисовать простые росчерки (“петли”, “ленты”, “волна” и т. д.);
– дорисовывать начатые фигуры;
– вписывать элементы букв в конфигурацию росчерков;
– уметь писать (печатать) гласные буквы разных размеров (крупные и мелкие).
К концу второго года обучения дети должны знать и уметь:
Чтение:
– строить сложные предложения разных видов;
– составлять рассказы по серии картин;
– находить слова с определенным звуком;
– составлять сказки, пользуясь моделями букв;
– знать пословицы, поговорки, скороговорки;
– уметь разгадывать ребусы, кроссворды;
– членить на слоги двух-, трехсложные слова с открытыми слогами;
– составлять слова из слогов;
– делать звуко-буквенный анализ слов;
– знать и называть все буквы алфавита;
– уметь составлять схемы слов, предложений;
– устанавливать порядок звуков в слове;
– уметь пользоваться слоговыми таблицами; указывать местонахождение гласных и согласных звуков в прямом и открытом слогах и словах;
– овладевают сознательным, плавным чтением.
Письмо (печатание) :
– писать слова и небольшие тексты на листе в клетку;
– составлять схемы слов;
– выполнять письменные задания у доски;
– списывать с настенной доски слова, предложения, осваивать общий темп записи;
– уметь писать заглавные буквы (начало предложения, имена собственные);
– соблюдать пробел между словами;
– уметь определять предложение по интонации (вопросительное, повествовательное и восклицательное) и ставить в конце предложения соответствующий знак.
Основные задачи при работе – развитие звукобуквенного анализа, развитие фонематического восприятия, подготовка руки к письму – решаются на протяжении всего учебного года. Предмет изучения – звуки и буквы русского языка по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие, глухие согласные). Каждое занятие начинается с изучения звука: воспитанники учатся выделять звук из слова, уточняется его произношение, определяется место звука в слове, одновременно знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый, зеленый – мягкий согласный звук. Затем воспитанникам представляется буква, обозначающая изучаемый звук.
Главное на этом этапе – научить воспитанников не путать понятия звук и буква; звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем. Работа по изучению звука и буквы проводится на каждом занятии, и к концу года у воспитанников формируется четкое представление о них. Воспитанники учатся писать печатную букву с использованием образца и ограничения клеткой. Обучение написанию букв позволяет решать главную задачу – развитие звукобуквенного анализа, а также способствует развитию графических навыков.
На первом году обучения (5-6 лет) не ставится задача научить воспитанников читать и писать, основная задача – приобщение воспитанников к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу. Вот почему им предлагаются веселые стихи, загадки, игровые упражнения с буквами и звуками, что делает обучение интересным. Работа по данной методике предусматривает обучение звукобуквенному анализу воспитанников 5 – 6 лет на материале алфавита, однако последовательность изучения отличается от школьной (традиционной, она заимствована у Жуковой Н. С.
Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, О, У, Ы, И, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце; и обозначаются - красными квадратами. Воспитанники первого года обучения далее знакомятся с согласными: М, С, Х, Р, Ш, Н, так как они хорошо «тянутся-пропеваются» и их легко можно соединить с гласными в обратных и прямых слогах (а-м-м, м-м-а). Затем переходят к чтению коротких слов: мак, оса, сам, сом, муха… и т. д.
А воспитанники второго года обучения знакомятся с согласными (Л, М, Н, Р, которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар). По мере ознакомления с согласными воспитанники учатся читать слоги с изученными звуками и буквами и знакомятся с условным обозначением твердых согласных – синий квадрат (мама, мыло). Далее воспитанники переходят к чтению коротких предложений (МАМА, СОМ, МЫ МАЛЫ) и знакомятся с графическим изображением предложения. На занятиях часто используются «файлы», специально подготовленные задания для автоматизации навыков слияния букв, слогов и слов. А также на занятии используются дидактические игры: «читайка», «раз словечко, два словечко», «подбери слово», «закончи слово», «слова потерялись» и т. д. Работа с разрезной азбукой помогает воспитанникам лучше усвоить звуковой анализ слова.
В занятия включены физкультминутки, которые позволяют воспитанникам расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.
Все занятия проводятся в доступной игровой форме.
Содержание, игры, упражнения изменяются по мере появления новых материалов в литературе, новых методик и технологий.
Данная система занятий позволяет воспитанникам успешно овладевать звуковым анализом, выделять особенности слов, сравнивать, находить правильное решение. У воспитанников развивается интерес к языку, формируется творческое мышление, складывается система знаний о языке.
Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:
• Звуки окружающего мира;
• Звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
• Гласные звуки;
• Согласные звуки (без классификации);
• Согласны твердые и мягкие;
• Согласные звонкие и глухи.
Параллельно даются понятия:
• Слово, слог;
• Предложение;
• Заглавная буква;
• Вопросительное предложение;
• Ударение.
2. Содержание программы
2.1. Учебный план (первый год обучения)
2.2. Календарный учебный график (первый год обучения)
3. Организационно – педагогические условия
3.1. Кадровые условия
Автор – составитель программы : педагог первой квалификационной категории, имеющий высшее профессиональное образование по квалификации «учитель начальных классов».
3.2. Материально – технические условия
Учебно- наглядные пособия:
1. Плакаты
2. Схемы
3. Иллюстрации
3.3. Учебно – методические условия
1. Н. С. Жукова Букварь: Учебное пособие. – Москва: Эксмо, 2017.
2. И. А. Кравченко Игры и упражнения со звуками и буквами. Пособие для воспитателей и родителей. – М. : Издательство «Гном-Пресс», 1999.
3. А. Ш. Нурмухаметова, Э. Р. Миргазова Упражнения для развития речи ребенка. Учебно-методическое пособие. Уфа, 2002.
4. О. С. Ушакова, А. Г. Арушанова, Е. М. Струнина и др. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей. – М. : Просвещение: Учеб. лит., 1996г.
5. О. И. Крупенчук Игры со звуками и буквами для дошкольников. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2011.
6. Л. С. Михайлова Как подготовить ребенка к школе: пособие для родителей и воспитателей детских садов. Упражнения, задачи, игры, тесты. Часть I/ сост. Л. С. Михайлова. – Волгоград: Учитель, 2006.
7. А. С. Герасимова Тесты для подготовки к школе: Словарный запас, грамотная речь, память. – М. : Айрис-пресс, 2004.
4. Оценка качества освоения программы
Для проверки результативности проводится диагностика, результаты которой позволяют определить степень освоения воспитанником программных требований, предъявляемых в каждой возрастной группе.
Используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, а также применяются диагностические методики:
– Экспресс-диагностика МЭДИС (тест “Определения понятий”, “Выявление пассивного словаря”, “Выявление активного словаря”, “Звуковой анализ слов”, “Усвоение способа чтения”);
– Тест “Школьной зрелости (авторы А. Керн, И. Йирасик);
– Методика “Графический диктант” (автор Д. Б. Эльконин).