Елена Прокопенко
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе программа «Школа России»
▼ Скачать + Заказать документы
Урок обучения грамоте (чтение и письмо)
Темы уроков : Строчная и заглавная буквы Л, л. Письмо соединений, слогов, слов и предложений. (с. 23-24)
Согласные звуки [л], [ л ‘], буквы Л, л. К. И. Чуковский «Сказки». (с. 58-61)
Тип урока : комбинированный урок открытия нового знания
Публикация «Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе программа „Школа России“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Обучение грамоте, 1 класс
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Предметные результаты: учащийся познакомится со звуками [л] и [л,] и отражением их на письме с помощью буквы л, с позиционным чтением слогов, местом буквы л на «ленте букв»; научится характеризовать звуки [л], [л,] по данной в учебнике схеме, находить эти звуки в слого-звуковых схемах, читать слоги с буквой л и буквами, обозначающими гласные звуки, а также слова со знакомыми буквами, а также слова со знакомыми буквами, писать строчную л и заглавную Л по образцу в прописях, писать слоги и слова со знакомыми буквами; совершенствует устную речь в ходе дискуссии по теме урока, подбора слов и пересказа сказки.
Метапредметные результаты: учащийся работает с учебной задачей урока по ранее разработанной схеме, продолжает освоение базовых предметных понятий о согласных звуках; осваивает логические УУД анализа, подведения под понятие при объяснении позиционного чтения слогов; работает со знаково-символическими средствами представления информации (слого-звуковыми схемами, «лентой букв»); продолжает осваивать регулятивные УУД планирования и коррекции по составлении рассказов, осваивает начальные формы познавательной рефлексии.
Личностные результаты: овладевают правилами поведения в гостях, речевым этикетом: приветствие, прощание, благодарность, обращение с просьбой.
Оборудование: аудиоаппаратура, компьютер, мультимедийный проектор с экраном, DVD-диск с электронным приложением к «Азбуке».
Ход урока
I.Оргмомент.
1. Прозвенел для нас звонок
Начинается урок
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
-Поприветствуем друг друга кивком головы, поприветствуем наших гостей. Сегодня 16 октября, вторник, урок обучения грамоте. Проверьте готовность к уроку, у вас на столах должны лежать: Азбука, пропись, пенал, карандаши. Тихо сели девочки, тихо сели мальчики.
2. Установка на урок :
-Ребята, сегодня урок обучение грамоты у нас не совсем обычный. Мы с вами отправляемся в путешествие по осеннему лесу. Путешественники — это очень наблюдательные люди, они собирают всё самое необычное и интересное. Вот и мы с вами будем собирать сегодня осенние листочки, а все наши находки складывать вот в такую корзинку «Знаний». Итак, собираемся в путь. Начнё м с установки:
Я умею думать,
Я умею слушать,
Я умею рассуждать,
Всё, что нужно для учёбы,
Всё я буду выполнять.
-Молодцы. Посмотрите вокруг, кто видит первый листочек. А вот и первая находка, листочек с заданием. Что изображено? (Рот) Что же нужно сделать? (Речевую разминку)
На -но –ну -ни – руки в воду окуни.
Ти – ты – ту – та - вот лисица у куста.
Си – сы – су – са – на носу сидит оса.
II Основная часть
-Итак, мы подготовили речевой аппарат к работе. Теперь можно отправляться дальше путь. Закройте глаза, представьте, что мы подходим к лесу. Куда ни глянешь, кругом деревья. Деревья стоят то красные, то жёлтые. Лес, точно терем расписной лиловый, золотой багряный. Вдруг подул небольшой ветер, он сдувает с деревьев последние листочки, откройте глаза, посмотрите на доску, вот и у нас ветер стёр части букв, помогите починить буквы. (Н, С, Т, К)
- Ребята, сегодня мы будем оценивать работу с помощью листочков. У вас на партах лежат листочки, если вы согласны с ответом поднимайте зелёный листик, а если не согласны красный.
-Кто сможет починить первую букву, выходите к доске.
-Покажите согласны вы или нет. Вспомним стишок про букву Н.
На букве н я как на лесенке,
Сижу и распеваю песенки.
- Вызывай следующего к доске.
-Какая буква получилась? Буква С.
Полумесяц в небе тёмном,
Буквой С повис над домом.
-Вызывай следующего к доске. какая получилась буква. Буква Т.
Молоток стучит «тук-тук»,
Букве Т я старый друг.
-Кого вызовем к доске. Какая буква получилась? Буква К.
Сигнальщик держит два флажка,
С флажками он как буква К.
-Теперь, когда все буквы у нас починились, хотелось бы, чтобы кто-то прочитал все эти буквы, назвал их имена громко и чётко.
-Ребята, проверяйте выполнение задания.
-Сколько работ могут выполнять эти буквы? (Две, обозначают твёрдые и мягкие звуки)
-Кто согласен, покажите своё отношение?
-Молодцы. Справились с заданием, собираем этот листочек в корзинку. Двигаемся дальше.
-Кто нашёл третий листочек? У нас новая находка.
Целеполагание.
-Следующий листочек. (Учебник Азбуки)
-Ребята, как вы думаете, какое задание нужно выполнить? Откройте Азбуку, определите страницы урока, и скажите, какая будет тема нашего урока?
-Какие задачи поставим на урок? (Узнать, как называется новая буква, какие звуки она обозначает, гласные или согласные, научиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой, узнать место в ленте букв)
-На какую букву похожа наша новая буква Л? (А)
-Изобразите букву Л с помощью пальчиков.
- Встаньте, изобразите букву Л в паре.
-А кто знает, как она называется?
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
-Найдите букву в алфавите на доске. Почему их две?
-Когда нам нужна заглавная буква? А строчная?
Чтение:
Звуко -буквенный анализ слов: руль, стул.
-Посмотрите в Азбуку, на предметную картинку под буквой «эль» и схему.
- Соотнесите слово и схему? (стул)
-Сколько слогов в слове стул? (1)
-Где место нашему новому звуку в схеме? Выделите звук?
- Произнесите звук.
- Он согласный или гласный? (Звук согласный, так как при произношении встречают во рту преграду, не поётся.)
- Твёрдый или мягкий? (твёрдый)
- Глухой или звонкий? (Дети кладут руку на горло и определяют, «включился» ли моторчик.)
- Дрожит ли ваше горлышко или нет? (Да).
- Значит звук [л] звонкий или глухой? (звук [л] – звонкий).
- Давайте произнесем этот звук. (Л)
- Воздух задерживается – звук согласный, он не поется встречает преграду зубы, губы и язык, но он произносится голосом значит он звонкий.
-Соотнесите картинку и схему следующего слова. Сколько слогов?
-Сколько слогов в слове руль? (1)
-Где место нашему новому звуку в схеме? Выделите звук?
- Произнесите звук.
- Он согласный или гласный? (Звук согласный, так как при произношении встречают во рту преграду, не поётся.)
- Твёрдый или мягкий? (мягкий) Почему? (Губки растягиваются в улыбку)
- Глухой или звонкий? (дети кладут руку на горло и определяют, «включился» ли моторчик).
- Дрожит ли ваше горлышко или нет? (Да).
- Значит звук [л,] звонкий или глухой? (звук [л,] – звонкий).
Делают вывод:
- Звуки [л] и [л. ] – согласные, звонкие, одни из самых звонких.
- Ребята, вы – молодцы, отлично справились с заданием, и мы продолжаем путешествие. Где же спрятался следующий листик?
-А вот и новый листочек. (Карандаши и буква Л)
-Какую работу нужно выполнить? Кто догадался?
-Звуки [л], [л,] могут быть как твердыми, так и мягкими. Каким цветом закрашен твердый звук в схеме? А мягкий?
-Откройте Прописи на с. 23. Раскрасьте букву Л, половину зеленым, половину синим цветом.
- А теперь самое время немного отдохнуть и размяться.
Физминутка
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
Ветер снова набежал и листочки все поднял.
Закружились, полетели
И за парту тихо сели.
-Поищите глазками следующий листочек. Итак, вот он, что написано на листочке? (Сказка)
-Итак, послушайте, Сказка о том, как буква Л нашла себе новых друзей
Букве Л давно нравилась песенка буквы А — громкая, протяжная, плавная, но сама она петь не умела. Однажды буква А, напевая свою песенку, прогуливалась по лесу, встретилась с буквой Л и заметила, что она чем-то опечалена.
- Почему ты такая грустная? — спросила буква А.
- Я обозначаю звонкий согласный звук и совсем не умею петь. — ответила буква Л.
- Я могу спеть вместе с тобой. Вдруг и у тебя получится? Ты согласна? — предложила А.
- Конечно, я согласна! — воскликнула Л. Может быть, поэтому их и назвали «согласными»?
Первой встала буква Л, а буква А пристроилась справа от нее, и они запели:
- ЛА-А-А.
- Так звучит самая простая песенка без слов: ЛА-ЛА-ЛА.
- Тут присоединились буквы О, И, У, и Ы. А с нами с поешь?
-«Конечно спою!» -сказала буква Л.
- И запела ЛО-О-О, ЛИ-И-И, ЛУ-У-У, ЛЫ-Ы-Ы.
-Вот такая сказка.
-Где же следующий листик. Что на нём изображено? (Слоги и слова, предложения)
- Какое задание нужно выполнить? Давайте прочитаем слоги с буквой Л на экране
ЛА ЛО ЛИ ЛУ ЛЫ
-Назовите слог, в котором звук [л,] – мягкий. Докажите. Ли, потому что буква “и” указывает на мягкость впереди стоящего согласного звука.
-Прочитаем слоги справа
АЛ ОЛ ИЛ УЛ ЫЛ
-Чем отличаются слоги?
-Теперь, когда мы прочитали слоги с буквой л, нам не составит труда прочитать и слова с новой буквой и текст.
Чтение слов и предложений с. 59
Читающие дети готовят чтение текста, остальные читаем слова вместе.
-первый ряд – 1 столбик, второй ряд – 2 столбик, третий ряд – 3 столбик, 4 столбик – вместе.
-Объясните, когда употребляют в речи эти слова? Кукла, куклы, катала, катал, уснули, уснул.
Работа над текстом.
-Прочитаем первое предложение. Второе. Третье.
У Оли куклы.
Она катала кукол.
Куклы уснули.
-Сколько раз повторяется буква Л в предложениях. (6 раз)
-Озаглавьте текст.
- Проанализируем предложения. Что есть у Оли?
- Почему имя девочки написано с заглавной буквы?
- Что катала Оля?
- Что сделали куклы?
- Распространите предложение «Куклы уснули» до шести слов. В каждое новое предложение добавляйте по одному слову. (Куклы быстро уснули. Красивые куклы быстро уснули. Красивые куклы быстро уснули в коляске.)
Письмо
-Следующий листочек. (Пропись, ручка)
-Что будем делать?
-Какую страницу нужно открыть? Работа в Прописи (стр. 23).
-Какую работу нужно выполнить? Чему научиться? (Писать строчную букву л)
-Какие правила нужно вспомнить для письма? (правильно держать ручку, наклон тетради, правила письма: безотрывность, аккуратность, высота, наклон, расстояние)
-Из скольких элементов состоит буква л? Назовите первый, второй? (наклонная с закруглением внизу вправо, прямая наклонная с закруглением внизу вправо)
-Посмотрите написание буквы на доске. Ставлю точку выше нижней линейке рабочей строки, пишу закругление вправо, поднимаюсь до верхней линейки рабочей строки, пишу вниз наклонную прямую линию с закругление внизу вправо, касаясь нижней линейки рабочей строки.
- Посмотрим на экран, безотрывное письмо, пропишите в воздухе ручкой, носиком, ножкой.
-Обведите элементы буквы л, пропишите первую строку, вторую.
-Помните, что каков мастер, такова и работа. Оцените свою работу, нарисуйте шкалу.
-Какие трудности возникли при письме? Как можно исправить? Закройте прописи, уберите ручки.
-Найдите следующий листочек. (Портрет писателя)
-Где нам можно познакомиться с творчеством писателя?
-Откройте Азбуку на с. 58. Прочитайте фамилию писателя. Краткая биография писателя, видеоролик.
- Из какой сказки взят сюжет для иллюстрации? («Краденое солнце» К. И. Чуковского).
-Рассмотрите рисунок. В названии каких животных и предметов встречается буква л? (слон, слониха, ослик, луна, шляпа).
-Хорошо читающие дети читают вслух отрывок из сказки, кто не умеет читать находят изученную букву л в тексте и выделяют простым карандашом.
-Почему автор называет слониху щеголихой? (Щеголиха - Человек, любящий наряжаться)
-Что означает слово «кубарем»? (Кубарем - Стремительно вниз, в сочетании со словом. катиться, покатиться вниз и т. д. Скатиться кубарем с лестницы).
-Найдите и прочитайте слова буквой л.
- Молодцы. Посмотрите на выставку книг К. И. Чуковского, на перемене вы сможете взять и почитать эти книги.
III Заключительная часть
Итог урока. Рефлексия.
-Вот и подошло к концу наше путешествие. Посмотрите в корзинку, сколько листочков нам удалось собрать.
-Что вам особенно запомнилось во время путешествия?
-Что понравилось?
-Какие трудности пришлось испытать?
-Кого бы вы похвалили за работу, кто много отвечал и помогал нам? Поаплодируйте этим ребятам.
-Какие задачи мы успели решить на уроке?
- Какие звуки мы изучили?
- Какая буква отражает эти звуки на письме?
- С произведениями какого автора познакомились?
-С какими новыми словами познакомились?
-А на полянке нас встречает дерево настроения. На нём пока нет ни одного листочка. Давайте поможем дереву распуститься. Если вам понравился урок, выберите зелёный листочек, а если вам было неинтересно, то красный листочек, выходите к доске и прикрепите его к дереву.
-Я вижу, что все листочки у нас яркие, значит вам урок понравился. Спасибо за сотрудничество, с вами очень интересно путешествовать, т. к. вы очень много знаете и умеете.