МААМ-картинки

Программа по развитию речи и подготовке к обучению грамоте

Наталья Плотникова
Программа по развитию речи и подготовке к обучению грамоте
▼ Скачать + Заказать документы

Структура программы

1. Пояснительная записка ….

2. Учебно-тематический план ….

3. Содержание программы ….

4. Методическое обеспечение программы …

5. Материальное обеспечение программы ….

6. Список литературы ….

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте» относится к общеразвивающим программам, имеет социально-педагогическую направленность. Программа основана на методическом пособии «По дороге к азбуке» (ч. 1 - 4) Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Т. Р. Кислова, которое входит в комплект пособий, обеспечивающих дошкольное образование в рамках Образовательной системы «Школа 2100».

Публикация «Программа по развитию речи и подготовке к обучению грамоте» размещена в разделах

Дошкольный курс развития речи и подготовки к обучению грамоте призван обеспечить качественную подготовку детей к обучению в начальной школе. Готовность к школьному обучению определяется не умением ребёнка читать и писать, а тем, в какую деятельность эти умения включены. Поэтому развитие дошкольника ведётся по четырём основным линиям, определяющим его готовность к школьному обучению :

1) линия формирования произвольного поведения;

2) линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности;

3) линия перехода от эгоцентризма к умению видеть мир с точки зрения других людей;

4) линия мотивационной готовности (по Д. Б. Эльконину)

Актуальность программы состоит в том, что на современном этапе развития предъявляются достаточно высокие требования к готовности детей к школе. В ходе дошкольного и школьного обучения необходимо подготовить функционально-грамотную личность как показатель качественного обучения, обеспечить у школьника готовность к дальнейшему развитию, которая понимается как «…система свойств и качеств личности школьника, обеспечивающая потребность и возможность самостоятельного развития прежде всего в рамках определённого возрастного периода и при переходе от одного возрастного периода к следующему».

Содержание учебного материала программы соответствует современным целям дополнительного образования и обладает новизной для обучающихся. !

Новизна программы связана с тем, что речевые возможности 4 - 6 летних детей значительно шире, чем традиционно принято считать, и именно в соответствии с этими возможностями построен наш курс. Большая роль в нём отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, практически осваивают структуру предложения. В построении курса и каждого занятия максимально учитываются и используются жизненный и речевой опыт ребёнка. Используются элементы логопедической методики развития речи, которая ориентированна также и на предупреждение ошибок в чтении и письме. Особенностью данного курса является использование звуковой символики. Каждому звуку соответствует определённая звуковая картинка, благодаря которым дети не только чётко усваивают разницу между звуком и буквой, но и легче овладевают навыком соединения звуков в слоге, что обеспечивает основу для дальнейшего успешного обучения чтению в начальной школе.

Педагогическая целесообразность программы заключается в выборе форм и методов работы с учетом осуществления дифференциации и индивидуализации образовательной деятельности в контексте Концепции модернизации российского образования.

Цель программы : комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей.

Задачи программы :

1) Обучающие :

Формировать приемы умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования;

• Обогащать активный, пассивный, потенциальный словарь;

• Учить читать (5-6лет);

Знакомить с единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;

2)Развивающие :

Развивать наглядно-образное и формировать словесно-логическое мышление, умение делать выводы, обосновывать свои суждения;

Развивать память, внимание, творческие способности, воображение, вариативность мышления;

Формировать общеучебные умения: работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно, планировать и контролировать свои действия;

Развивать фонематический слух, совершенствовать звуковую культуру речи детей;

Развивать мелкую моторику.

3) Воспитательные:

• Воспитывать у обучающихся чувства патриотизма, трудолюбия.

• Воспитывать чувства доброжелательности, толерантности, взаимоуважения.

• Формировать культуру здорового образа жизни.

• Воспитывать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы :

• Использование звуковой символики. Каждому звуку соответствует определенная звуковая картинка, благодаря которым дети не только четко усваивают разницу между звуком и буквой, но и легче овладевают навыком соединения звуков в слоге, что обеспечивает основу для дальнейшего успешного обучения чтению в начальной школе.

• Использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста, цель которой – предупреждение ошибок в чтении и письме.

Возраст детей, участвующих в реализации программы : 4-6 лет

Срок реализации дополнительной образовательной программы – 2 года.

Формы и режим занятий:

Форма обучения групповая. Группы формируются в соответствии с возрастом детей. Количество групп 6 (дети 4лет и 5-6 лет).

Количество занятий и учебных часов в неделю (на группу) и за год: Первый год обучения : 2 часа в неделю – в год 72 часа. Второй год обучения : 2 часа в неделю – в год 72 часа. Всего 6 групп – 432 часа в год.

Количество обучающихся : по 14 человек в группе. 3 группы первого года обучения (дети 4 лет) и 3 группы второго года обучения (дети 5-6 лет).

Особенности набора обучающихся в объединение : Принимаются все желающие дети в возрасте 4-6 лет.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

К концу первого года обучения дети должны знать :

1. Обобщающие слова, обозначающие тематические группы в соответствии с темами бесед («Дом», «Семья», «Город» и т. д.).

2. Предлоги

3. Звуки, выделять их в начале слова.

Дети должны уметь:

1. правильно произносить все звуки родного языка;

2. использовать в речи существительные обозначающие профессии, музыкальные инструменты, электроприборы, рабочие инструменты, головные уборы, животных жарких стран, рыб, продукты, ягоды, грибы и т. д., с которыми их знакомили;

3. употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные и т. д.

4. согласовывать слова в роде, числе и падеже;

5. пересказывать небольшие литературные тексты, составлять рассказ по сюжетной картинке, игрушке, предметам;

6. отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, читать наизусть небольшие стихотворения, потешки.

К концу второго года обучения дети должны знать :

1. Органы артикуляции, способы произнесения звука, его условные обозначения.

2. Классификацию звуков: согласные и гласные звуки; твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные.

Дети должны уметь:

1. Правильно произносить все звуки родного языка.

2. Отвечать на вопросы, пересказывать текст по зрительной опоре, составлять рассказ-описание, рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок.

3. «Читать» и составлять слова с помощью условных звуковых обозначений.

4. Выделять звук в начале, середине и конце слова, определять положение звука в слове.

5. Выделять в слове гласные, согласные, твердые, мягкие, звонкие, глухие согласные.

6. Проводить звуковой анализ слогов и слов; дифференцировать понятия «звук» и «буква»; соотносить буквы и звуки.

7. Штриховать, обводить по контуру.

Способы проверки качества знаний обучающихся

Для текущего контроля качества образовательного процесса используется различные виды контроля: устный, практический, наблюдение, тестирование.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы – открытые занятия, тестирование, в ходе которого выявляется уровень развития каждого ребёнка.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

п/п Наименование

темы Количество часов

всего теория практика С ДОТ

теория практика

1 Вводное занятие 1 1 0

12 Лексическая работа 25 13 12 0 0

23 Развитие грамматического строя речи 15 8 7 0 0

34 Развитие связной речи 20 10 10 0 0

5 Развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи 10 5 5 0 0

6 Повторение и закрепление пройденного материала 1 0 1 0 0

Итого: 72 37 35 0 0

Второй год обучения

п/п Наименование

темы Количество часов

всего теория практика С ДОТ

теория практика

1 Вводное занятие 1 1 0 0 0

12 Лексическая работа 5 3 2 0 0

23 Развитие связной речи 6 3 3 0 0

34 Развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи 24 12 12 0 0

5 Обучение звуко-слоговому анализу 24 12 12 0 0

6 Развитие мелкой моторики руки 6 3 3 0 0

6

7 Повторение и закрепление пройденного материала 6 0 6 0 0

Итого: 72 34 38 0 0

3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

1. Вводное занятие: Знакомство с объединением. Рассказ об основных направлениях работы на занятиях. Инструктаж по правилам техники безопасности и поведения в студии.

2. Лексическая работа:

- наблюдение над лексическим значением слов – названий предметов, признаков, действий; над многозначными словами, словами с противоположным значением в речи;

- обогащение словарного запаса детей словами тематических групп в соответствии с темами бесед («Дом», «Семья», «Город» и т. д.);

- развитие умения делить слова на тематические группы по смыслу, группировать слова;

- обучение употреблению новых слов в собственной речи.

3. Развитие грамматического строя устной речи :

- наблюдение над образованием слов приставочным и суффиксальным способами по определённым моделям, упражнения в образовании слов по образцу (упражнения типа «Назови ласково»);

- наблюдение над однокоренными словами, выделение их из группы слов, подбор однокоренных слов;

- формирование навыка образования и употребления форм слов, согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (упражнения типа «Скажи со словами один, два, пять», «Скажи со словами один, много» и т. д.);

- обучение составлению словосочетаний и предложений, распространению предложений;

- развитие умения выделять предлоги из словосочетания и предложения, подбор предлогов к словам; исправление ошибок в употреблении предлогов.

4. Развитие связной речи :

- обучение ответам на вопросы, диалогической речи;

- обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре;

- обучение составлению рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам и т. д.

5. Развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи :

- развитие артикуляционного аппарата;

- развитие умения различать звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, выделять звуки в начале слова.

6. Повторение и закрепление пройденного материала.

Второй год обучения

1. Вводное занятие: Знакомство с объединением. Рассказ об основных направлениях работы на занятиях. Инструктаж по правилам техники безопасности и поведения в студии.

2. Лексическая работа:

- обогащение словарного запаса детей;

- создание условий для употребления новых слов в собственной речи.

3. Развитие связной речи :

- обучение ответам на вопросы, диалогической речи;

- обучение подробному пересказу текста по зрительной опоре;

- обучение составлению рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок;

- «чтение» и составление слогов и слов с помощью условных звуковых обозначений.

4. Развитие фонематического слуха, звуковой культуры речи :

- знакомство с органами артикуляции, способами произнесения звука, его условным обозначением;

- знакомство с классификацией звуков: согласные и гласные звуки; твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

- выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;

- выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твёрдых, мягких, звонких, глухих согласных.

5. Обучение звуко-слоговому анализу:

- звуковой анализ состава слогов и слов;

- дифференциация понятий «звук» и «буква»;

- соотнесение букв и звуков.

6. Развитие мелкой моторики руки:

- штриховка, обведение по контуру.

7. Повторение и закрепление пройденного материала.

4. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность, основа всей учебной деятельности – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.

Процесс обучения выстраивается на основе традиционных дидактических принципов (наглядности, научности, сознательности и активности и т. д.) и современных (деятельности, непрерывности, целостности, психологической комфортности, вариативности, творчества).

Материал занятия вводится последовательно: от развития более простых умений детей к развитию более сложных умений. Одновременно дети знакомятся с некоторыми явлениями родного языка.

В рамках одного занятия представлен широкий спектр различных видов деятельности. Предполагается и групповая работа, и игры, и самостоятельное выполнение заданий в тетради.

Учебный процесс может протекать как в традиционной форме (комбинированное занятие, усвоения нового материала, закрепления изучаемого материала, контроля) так и нетрадиционных формах: путешествие, ролевая игра и др.

Образовательный процесс предполагает применение интерактивных методов обучения и различных пед. технологий, например, целеполагания, проектной, здоровьесберегающих, игровых и др. 111

На занятиях используется дифференцированный подход, что позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся, уровень их подготовки и способности.

Педагогу важно заботиться о создании на занятиях атмосферы доброжелательности, уважения, взаимопомощи, эмоционально и психологически комфортной обстановки. Для отдыха и снятия напряжения обязательно проводить физкультминутки с упражнениями для спины, глаз, рук.

Методы обучения, используемые на занятиях

Наглядные Словесные Практические

наблюдение беседа упражнение

демонстрация рассказ игра

использование ТСО речевой образец

чтение

Занятия проводятся в игровой форме.

На занятиях методы используются только в сочетании друг с другом. При их отборе учитываются возрастные особенности детей.

Техническое оснащение занятия: занятие проводится в чистом, хорошо освещённом помещении, мебель соответствует росту детей. Наличие комплектов дидактического материала, таблиц, раздаточного материала способствует реализации образовательной, развивающей, воспитательной задачи обучения. На занятиях предусмотрена оптимальная организация ученических мест, места педагога.

Дидактический материал, используемый на занятиях: комплект наглядных пособий, состоящий из 12 частей, развивающие тематические игры «Животные», «Профессии», Лото и т. д. Наборы игрушек «Посуда», «Инструменты», «Фрукты-овощи» и т. д. Рабочие тетради с картинками и заданиями.

V. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА

1. Кислова Т. Р. «По дороге к Азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 1 и 2/Под научной редакцией Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. Изд. 2-е, испр. – М. : Баласс, Издательский Дом РАО, 2003. – 160 с. (Серия «Свободный ум»).

2. Кислова Т. Р. «По дороге к Азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей к частям 3 и 4 /Под научной редакцией Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. Изд. 3-е, испр. – М. : Баласс, Издательский Дом РАО, 2007. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100». Комплексная программа «Детский сад 2100»).

3. Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2007. – 64 с. : ил. – (Серия «Готовимся к школе»).

4. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб. : Издательский дом «Литера», 2006. – 32 с. : ил. – (Серия «Готовимся к школе»).

5. Лазаренко, О. И. Конспекты занятий по формированию у детей 4-х лет творческого мышления и культуры устной речи / О. И. Лазаренко, Е. Б. Спорышева. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 96 с. : ил. + вкл. 8 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

6. Узорова О. В. Практическое пособие для обучения детей чтению/ О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. – М. : АСТ: Астрель, 2009. – 268, [4] с.

VI. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ

1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. По дороге к азбуке. Пособие для дошкольников 4-6 лет в 4-х частях. 1-4части.

2. Бунеев Р. Н. Наши прописи. Тетради для дошкольников 5-6лет: в 2-х частях. Часть1-2.

3. Жукова Н. С. Букварь: Учебное пособие / Н. С. Жукова. – М. : Эксмо, 2009. – 96 с. : ил

Публикации по теме:

Интегрированная НОД по подготовке к обучению грамоте с элементами развития речи с помощью мнемотехники «Загадки космоса» Конспект нод «Загадки космоса» Задачи: -систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах; -формировать.

Комплексное занятие по подготовке к обучению грамоте и развитию речи для детей 6–7 лет с ОВЗ Комплексное занятие по подготовке к обучению грамоте и развитию речи для детей 6-7 лет с ОВЗ «Играя, речь развиваем». Цель - расширить знания.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и подготовке к обучению грамоте «Звуки [Ч’] и [Щ’]» Дата проведения: 12.02.19г Цель: закрепить представление о звуках [Ч'] и [Щ']. Обучающая задача: - Способствовать речевому развитию через.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «Дифференциация звуков[Г]-[К], [Г’]-[К’]» Дата проведения: 20.03.19г Цель: закрепить знаний о звуках [Г, Г' – К, К '] и буквах Г, К. Обучающие задачи: 1. Формировать умение дифференцировать.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и подготовке к обучению грамоте «Звук [Щ’], буква Щ» Тема: «Звук[Щ’], буква Щ» Цель: закрепление представления о звуке [Щ’] и букве Щ; Задачи: Обучающие: -расширение представлений об органах.

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «Звук [у]» в старшей группе Цель: Дать детям понятие о гласном звуке "У", уточнить его артикуляцию, выделять звук из ряда гласных звуков, слогов,из начала и конца слова.

Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте для учителей Цель: Обобщение и закрепление пройденного материала. Задачи: Образовательные: Закрепление знаний о гласных и согласных звуках. Закрепление.

Презентация НОД в подготовительной группе по речевому развитию и подготовке к обучению грамоте «Необыкновенный луг» Тема: «Необыкновенный луг» Цель: активизация и актуализация словаря по теме "Луг" (одуванчик, ромашка, лютик, крапива, мак, подмаренник,.

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте По теме «Знакомство с буквой и звуком [И]. дифференциация звуков[И]- [Ы]» Собрались все дети в круг, я – твой друг и ты мой друг!Ты Артем,.

Развивающая игра по подготовке к обучению грамоте «Угадай, как нас зовут?»Развивающая игра по подготовке к обучению грамоте «Угадай, как нас зовут?» Предлагаю вашему вниманию игру, главной целью которой является развитие умения составлять из букв слова, учитывая выявленную закономерность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по развитию речи и подготовке к обучению грамоте
Опубликовано: 25 мая 2019 в 00:03
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по развитию речи и подготовке к обучению грамоте» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Плотникова (УИ 306024) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД