МААМ-картинки

Программа по обучению грамоте детей подготовительной группы «По дороге к школе»

Амаля Мамедова
Программа по обучению грамоте детей подготовительной группы «По дороге к школе»
▼ Скачать + Заказать документы

Программа по обучению грамоте

детей подготовительного возраста

"По дороге к школе"

Пояснительная записка

В настоящее время проблема подготовки детей к овладению грамотой является особо актуальной. Как отмечается в литературе, в последнее десятилетие растет число детей с отклонениями в развитии, в том числе и речевом. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте, пока к ней не предъявляются особые требования. Небольшие отклонения не беспокоят родителей и воспитателей. Но дело резко меняется с началом школьного обучения. Уже на первых порах обучения чтению и письму такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат - плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз. Неумение читать или медленное (побуквенное) чтение является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, то есть научиться проводить звуковой анализ слов. Занятия по подготовке детей к овладению грамотой направлены на общее развитие ребенка, на полноценное овладение навыком осознанного чтения, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.

Публикация «Программа по обучению грамоте детей подготовительной группы „По дороге к школе“» размещена в разделах

Актуальность разработки программы кружка «По дороге к школе» обусловлена поиском путей совершенствования процесса подготовки к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Цель программы - создание важнейших предпосылок для успешного обучения грамоте детей в школе.

Задачи

-Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

- Развитие звукобуквенного анализа слова.

- Формирование элементарных навыков чтения и

первоначальных навыков письма.

развивать фонематическое восприятие;

развивать грамматический строй и связную речь.

совершенствовать эмоционально-волевые качества;

воспитывать доброжелательность, навыки сотрудничества.

Программа разработана для старших дошкольников в

соответствии ФГОС и составлена с учетом реализации

межпредметных связей по разделам:

1. «Познавательное развитие». Расширяются знание детей о

понятии «звук», «слог», «слово», «предложение»; о основных свойствах фонематического (звукового) строения слова; формируются навыки работать с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;

2. «Физическое развитие». Используются упражнения на релаксацию, физминутки, артикуляционные гимнастики, пальчиковые упражнения.

3. «Художественно-эстетическое развитие». Использование на занятиях художественного слова, использование малого фольклора (загадок, потешек, заучивание стихотворений. Умение ориентироваться на листе, на широкой строке. Овладение графическими умениями. Использование альбомов с практическими заданиями (штриховать, закрашивать, соединять, дорисовывать и т. д.).

4. «Социально-коммуникативное развитие» Используются игры с детьми и игровые упражнения с использованием наглядного материала, игрушек. Использование настольных, дидактических игр с буквами, со словами; чтение книжек, отгадывание кроссвордов, схем, решение ребусов.

5. «Речевое развитие». Используются стихотворные тексты для эстетического воспитания и развития речи, и для формирования и совершенствования речевого слуха; упражнения выделять интонационно звук в слове, слово в предложении. Формирование мелодики речи, навыков постановки логического ударения, умение управлять темпом и ритмом речи, научить ребенка выделять значимую информацию, точно передавать в речи свои мысли и чувства.

Планирование занятий ведётся в зависимости от возрастных особенностей воспитанников. Образовательная деятельность строится в занимательной, игровой форме.

Форма и режим занятий.

Количество детей в подгруппе :10-11 человек.

Набор в группу производится в начале учебного года на свободной основе из числа детей, посещающих подготовительную группу.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 25-30 мин. Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами».

Ожидаемые результаты.

Сформированы такие умения и навыки детей, которые будут

способствовать успешному школьному обучению :

• развит фонематический слух и восприятие;

• правильно произносят все звуки;

• выделяют из слов звуки;

• отчетливо и ясно произносят слова;

• усвоили лексико-грамматический строй речи;

• выделяют слова и предложения из речи;

• соблюдают орфоэпические нормы произношения;

• развиты навыки звукового анализа и синтеза;

• развиты графо-моторные навыки;

• развита тонкая ручная моторика

• овладели звуко-буквенными обозначениями;

• овладели умением слияния букв в слоги разной степени трудности;

• овладели умением читать и одновременно понимать смысл

читаемого слова.

Перспективный план работы по обучению детей грамоте

период

Тема Кол занятий

Содержание

ОКТЯБРЬ

1-я

неделя Давайте познакомимся Веселый язычок. 1 Формирование у детей живого интереса к обучению грамоте, к речевым играм. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия на материале неречевых звуках.

2-я

неделя Звук (а) 1

Обучение детей правильно выполнять артикуляционную гимнастику. Развитие фонематического слуха на основе слов, близких по звуковому составу. Выделение гласного звука (а) из потока звуков.

3-я

неделя Звук (у) 1 Обучение детей правильно выполнять артикуляционную гимнастику. Выделение гласного звука (у) в начале слова (утка, удочка, улица)

4-я

неделя Звук (и) 1 Обучение детей правильно выполнять артикуляционную гимнастику. Выделение гласного звука (и) в начале слова (Ира, ива, индюк, игра) Звуковой анализ слогов ау-уа-ауи.

период Тема Кол занятий Содержание

НОЯБРЬ

1-я

неделя Звук (э)

Звук (о) 1 Обучение детей правильно выполнять артикуляционную гимнастику. Выделение гласного звука (э) в начале слова (Эдик, этаж, экран, эхо.) Выделение гласного звука (о) из потока звуков, а также в начале слова (осы, Оля, ослик, окно)

2-я

неделя Звуки (м, (м”) 1 Обучение детей правильно выполнять артикуляционную гимнастику. Выделение согласного звука (м) в конце слова. Выделение согласных звуков (м, (м”) в начале слова.

3-я

неделя Звуки (п, (п”) 1 Обучение детей правильно выполнять артикуляционную гимнастику. Определение наличия или отсутствия звука в слове. Анализ и синтез слогов ап-па. Определение места звука в слове (начало, середина, конец)

4-я

неделя

Звуки (н, (н”) 1 Обучение детей правильно выполнять артикуляционную гимнастику. Определение наличия или отсутствия звуков (н, (н”) в словах.

период Тема Кол. занятий Содержание

ДЕКАБРЬ

1-я

неделя Звуки (б, (б”) 1 Выделение звука (б) среди других согласных звуков. Позиция звука в слове (начало, середина) Обучение детей правильно выполнять артикуляционную гимнастику. Звуковой анализ слогов

аб-би

2-я

неделя Звуки (б, (п)

1 Полный анализ односложного слова Бим Определение позиции звука (в) в слове (начало, середина). Звуковой анализ слова ива

3-я

неделя Звуки (в, (в”)

1 Различие твердых и мягких звуков (в, (в”)

4-я

неделя Звуки (д, (д”)

1 Различие твердых и мягких звуков (д, (д”) Звуковой анализ односложных слов: дом, мак, лук

период Тема Кол. занятий Содержание

ЯНВАРЬ

2-я

неделя Звуки (т, (т”) 1 Выделение звука (т) в потоке звуков. Позиция звука в слове. Звуковой анализ слова ТомРазличение твердых и мягких звуков (т, (т”)

3-я

неделя Звуки (д, (т)

1 Дифференциация звуков (т, (д) Деление слова на слоги, различение коротких и длинных слов.

4-я

неделя Звуки (ф, (ф”)

Звуки (в, (ф) 1 Различие твердых и мягких звуков (ф, (ф”)

Дифференциация звуков (в, (ф)

период Тема Кол. занятий Содержание

ФЕВРАЛЬ

1-я

неделя Звуки (к, (к”) 1 Выделение звука (к) из потока согласных звуков и всловах. Звуковой анализ слова котРазличение твердых и мягких звуков (к, (к”) Звуковой анализ слова кит

2-я

неделя Звуки (г, (г”) 1 Определение наличия или отсутствия звука (г) в словах. Различение твердых и мягких звуков (г, (г”). Звуковой анализ и синтез слов.

3-я

неделя Звуки (к, (г)

1 Дифференциация звуков (к, (г)Звуковой анализ слова кони

4-я

неделя Звуки (х, (х”)

1 Выделение согласного звука (х) среди других звуков. Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец)

Различение твердых и мягких звуков (х, (х”). Звуко-слоговой анализ слова мухи.

Период

Тема

Кол. занятий

Содержание

МАРТ

1-я

неделя Звуки (с, (с”)

1 Определение наличия или отсутствия звука (с) в словах. Нахождение места звука в словах

Различение твердых и мягких звуков (с, (с”). Звуко-слоговой анализ слова гуси.

2-я

неделя Звуки (з, (з”)

1 Выделение в речи звука (з). Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец). Различение твердых и мягких звуков (з, (з”). Звуко-слоговой анализ слова замок.

Дифференциация звуков (с, (з)

3-я

неделя Звуки (с, (з, (ц) 1 Выделение в речи звука (ц). Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец)

Дифференциация звуков (с, (з, (ц)

4-я

неделя Звук (ш)

1 Выделение в речи звука (ш). Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец) Звуко-слоговой анализ слова шапка

Период

Тема

Кол. занятий

Содержание

АПРЕЛЬ

1-я

неделя Звуки (с, (ш)

1 Дифференциация звуков (с, (ш)

2-я

неделя Звук (ж)

1 Выделение в речи звука (ж). Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец)

Подбор слова к схемам звукового анализа

3-я

неделя Звуки (з, (ж)

Звуки (ш, (с) 1 Дифференциация звуков (з, (ж)

Дифференциация звуков (ш, (с)

4-я

неделя Звук (ч)

1 Выделение в речи звука (ч). Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец)

Звуко-слоговой анализ слова жучка

Период

Тема

Кол. занятий

Содержание

МАЙ

1-я

неделя Звук (щ) 1 Определение наличия или отсутствия звука (щ) в словах. Нахождение места звука в словах

(начало, середина, конец)

2-я

неделя Звуки (ч, (щ, 1 Дифференциация звуков (ч, (щ)

3-я

неделя Гласные и согласные звуки

Слова и предложения 1 Синтез звуков в словах

Определение количества слогов в словах, составление схем простых предложений.

4-я

неделя Звуки и слоги

1 Закрепление пройденного материала.

Публикации по теме:

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе .

Конспект логопедического занятия по обучению детей грамоте в подготовительной к школе группе «Приключения Буратино» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №29» Конспект логопедического занятия по обучению детей грамоте.

Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. На тему: Дифференциация.

Конспект НОД по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [ч]. Буква Ч» Тема:«Звук ч. Буква Ч» Цель:  познакомить детей со звуком [ч] и буквой Ч.  образовательные задачи:  1) закрепить умение детей выделять звук.

Конспект контрольного занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Конспект контрольного занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. ТЕМА: «Цветик-Семицветик» Возраст: подготовительная.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Звук и буква И Цель: знакомство с буквой И Задачи: Образовательные: учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический.

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группеКонспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Задачи: Образовательные: • совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные (мягкий, твердый, глухой, звонкий);.

Конспект занятия для детей по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Задания мудрого ежа»Конспект занятия для детей по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Задания мудрого ежа» Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: - Совершенствовать.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе детей с ЗПР Занятие по подготовке к обучению грамоте детей с ЗПР подготовительной к школе группы «День рождения звуковичков М и Мь» Коррекционно-образовательные.

Занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Знакомство с буквой Ю» НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: «Знакомство с буквой Ю». Цели: 1. Познакомить с гласными буквами «Ю», «ю»;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по обучению грамоте детей подготовительной группы «По дороге к школе»
Опубликовано: 22 апреля 2019 в 21:26
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по обучению грамоте детей подготовительной группы «По дороге к школе»» (включая файлы) размещена пользователем Амаля Мамедова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД