Татьяна Тукиш
Профилактика дисграфии
▼ Скачать + Заказать документы
Дисграфия – это довольно распространенное проблема начальной школы. Поэтому профилакти-ку дисграфии нужно проводить как можно раньше, с того момента, когда ребенок только начинает знакомиться с графическим изображением букв.
Лучше всего это делать в игре, либо предлагать ребенку занимательные задания, которые разви-вают речь и мышление и помогают лучше запомнить начертание букв.
В первую очередь знакомим ребенка с самыми распространенными гласными- «А», «У», «О», «И». Затем с согласными, с которыми можно составить первые слоги и короткие слова для чтения, далее со всеми остальными гласными и согласными.
Публикация «Профилактика дисграфии» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Напомню распространенные игры, не потерявшие актуальность и по сей день, которые помогут ребенку выучить и запомнить графические изображения букв. Это игры с пластилином «Вылепи букву», игры со счетными палочками или мозаикой «Составь букву», ниткография, буквы из прово-локи, «Выложи букву (из камней, шишек, желудей, прутиков, шнурков, веревочек, выкладывание букв из различных семян (фасоли, гороха, семечек и т. д.);)», игры с красками и водой, мелками, рисование букв на руке, щеке, спине ребенка, для того чтобы развить тактильные ощущения. Занимательно и полезно «рисовать» буквы в воздухе пальцем или рукой.
Необходимо также запастись карточками, с изображением букв, т. к. очень много игр, где используются карточки. Например, «Собери букву», где буква разрезается на две и более частей.
Игра «Найди недостающее». В этой игре убираются нижние или верхние половинки букв. Ребе-нок должен положить на место недостающие половинки букв.
Игра «Найди различия между буквами». Используются парные карточки с буквами «Г» и «Т», «Н» и «П», «Р» и «Ф». «Х» и «Ж», «Ц» и «Щ», «Б» и «Ь». Можно сказать, чем отличаются буквы од-на от другой, а можно выделить отличия цветом.
Игра «Картинный диктант». Используются картинки в которых буквы зашифрованы. Дети узнают буквы и записывают их в тетрадь.
Игра «Запомни и назови буквы». Детям предлагаются карточки с буквами. Задание: посмотри внимательно на буквы. Я уберу карточку, а ты назови буквы, которые запомнил.
Игра – пазл «Собери слово по картинке и буквам». Карточки разрезаются на части по количеству букв в слове. Раскладываются вразброс. Ребенок собирает пазл в правильном порядке.
Интересная игра «Допиши буквы». В ней части букв уже написаны на карточках. Нужно дописать букву, не повторяя их в строке.
Игра «Прятки». Найди буквы, которые спрятались за кубиками, за камешками, за деревьями, зща облаками и т. д., превратились в цветы или в какие-то другие предметы.
Полезны также задания на формирование зрительного гнозиса: буквы, наложенные друг на друга, спрятанные за предметами, недописанные, неправильные.
Приносят пользу и различные упражнения на различие письменных и печатных букв.
Желательно использовать различную азбуку. Пластмассовые буквы, буквы из толстого картона, деревянные и даже вязаные. Дидактические игры с азбукой: "Подбери к букве картинку или предмет", " Разложи по порядку: гласные, потом согласные", "Какая буква пропущена", «Составь из букв слово", «Чего не стало", "Посмотри на букву и нарисуй такую же".
Игры, описанные здесь, помогают развить точность и целостность зрительного восприятия образа буквы, развивают зрительное внимание и мелкую моторику. Умение выделять графические элементы букв, точность зрительного восприятия — это серьёзная профилактика нарушений письма. Данные игры полезны всем детям. Особенно эти игры полезны для детей с ОНР и леворуких детей.