Наталья Тугужекова
Изобразительная деятельность как инструмент коррекции дисграфии
▼ Скачать + Заказать документы
Изобразительная деятельность как инструмент коррекции дисграфии
Одной из актуальных проблем коррекционной педагогики остаётся совершенствование методов и приёмов коррекции нарушений письма у школьников. В коррекционной работе с детьми, имеющими оптические и моторные нарушения письма, к сожалению, недостаточно внимания уделяется изобразительной деятельности как важнейшему коррекционному средству. Однако в научной литературе неоднократно отмечается общность психофизиологических предпосылок овладения навыками письма и изобразительной деятельности. Анализируя психофизиологическую структуру изобразительной деятельности и структуру письма, можно выделить основные функциональные компоненты, недостаточное развитие которых влечёт за собой низкий уровень сформированности изобразительной деятельности и возникновение оптических и моторных нарушений письма.
Публикация «Изобразительная деятельность как инструмент коррекции дисграфии» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
В современных исследованиях дисграфию связывают с недостатками языковых способностей детей, в основе которых лежат нарушения или недостаточное развитие речи. Отсутствие качественной и своевременной логопедической работы с дошкольниками, переход на следующую ступень речевого развития – овладение письмом может быть затруднен, а в некоторых случаях невозможен. У детей с нарушениями письма наблюдается несформированность психических функций: пространственного восприятия, зрительного анализа и синтеза, слуховой и произносительной дифференциации звуков речи, расстройства памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы и поведения. При дисграфии у младших школьников возникают трудности в овладении письмом: большое количество грамматических ошибок, отсутствие заглавных букв, знаков препинания. Дети с дисграфией путают буквы, схожие по начертанию, медленно пишут, неровно, неаккуратно.
Для профилактики дисграфии необходимы занятия по развитию графических навыков и зрительно-моторной координации. Дошкольникам и ученикам начальных классов, страдающим дисграфией полезно раскрашивать картинки.
В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарования детей находятся на кончиках пальцев». Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет, и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательней. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребёнка. От степени развития моторики руки, овладения детьми нестандартными способами рисования зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребёнка в начальной школе.
Различные виды исследований показывают зависимость успешности первых письменных упражнений от степени сформированности у детей графических навыков и техники рисования. Рисование — это не просто творчество. Для детей дошкольного возраста, когда речь развита не настолько хорошо, чтобы ребёнок мог сформулировать и выразить то, что он чувствует, именно изобразительная деятельность является основным способом самовыражения и передачи своего эмоционального состояния с помощью различных художественных средств. Изобразительная деятельность связана с важнейшими психическими функциями ребё нка: зрительным и зрительно-пространственным восприятием, праксиса, зрительно-моторной координации, речью и мышлением. У маленьких детей восприятие окружающего мира недостаточно развито. При восприятии объекта, ребёнок чаще всего ограничивается узнаванием, так как главным является назначение и использование того или иного предмета. В процессе изображения предметного мира, ребёнку приходиться всесторонне изучать формы, цвет, пространственное расположение
Согласно имеющимся данным научных исследований, существенное влияние на повышение эффективности логопедической работы может быть оказано с помощью доступных приемов и методов изобразительной деятельности. Ее результативность будет выше в случае учета интеллектуальных особенностей обучающихся, уровня сформированности речи, возрастных норм формирования психических процессов, при реализации комплексного психолого-медико-педагогического подхода.
Изобразительная деятельность, как продуктивный вид деятельности младших школьников, позволяет решить многие вопросы, связанные с обучением не только детей с нормативным развитием, но и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья (А. А. Венгер, О. П. Гаврилушкина, Т. Н. Головина, И. А. Грошенков, Е. А. Екжанова, Г. В. Кузнецова и др.). На занятиях изобразительной деятельностью формируются мыслительные операции такие, как анализ, синтез, обобщение, сравнение и развивается речь детей. Дети усваивают название форм, познают цвета и оттенки, обогащают словарь в процессе высказывания и в процессе наблюдений за предметами. В младшем школьном возрасте занятия изобразительной деятельностью очень важны, поскольку они способствуют улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. На занятиях изобразительной деятельностью развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация и другие качества, необходимые ребенку в работе при письме.
Известно, что эффективность логопедической работы по преодолению нарушений письменной речи зависит от реализации следующих принципов:
– патогенетический (учет механизма конкретного нарушения). В логопедической практике основной целью является восстановление нарушенного речевого механизма, являющегося основным для развития того или иного вида нарушения письма;
– учет зон «актуального и ближайшего развития». Процесс коррекционной помощи по развитию определенной психической функции осуществляется с учетом потенциальных возможностей ребенка;
– максимальная опора на полимодальные афферентации, на предельно возможное количество функциональных и анализаторных систем, сохранных психических и физических функций. Вовлечение сохранных, наименее пострадавших анализаторов и функций позволяет более успешно восстанавливать нарушенные качества;
– учет психологических особенностей процессов чтения, письма и специфики нарушений речевой деятельности. Поскольку письменная речь имеет многоуровневую структуру, то при нарушениях чтения и письма наблюдается дискоординация этой деятельности;
– учет симптоматики и степени выраженности нарушений чтения и письма. Дифференцированный подход предусматривает учет уровня недоразвития ведущих функций;
– деятельностный подход. Речевая деятельность характеризуется большим количеством операций, детализация которых должна учитываться в логопедической работе;
– поэтапное формирование психических функций. Коррекционная работа осуществляется с целью автоматизации развиваемых операций;
– онтогенетический. В логопедической работе необходимо учитывать последовательность формирования различных компонентов речевой системы.
Известным отечественным методистом-дефектологом И. А. Грошенковым высказывалась мысль о специфике организации обучения изобразительной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Данная особенность проявлялась в необходимости наличия пропедевтического (подготовительного) периода, в течение которого осуществляется развитие образного восприятия, зрительного внимания, дифференциация предметов и их свойств (величина, форма, цвет, основные и второстепенные детали). Пропедевтика способствует совершенствованию и дифференциации мелких движений пальцев, кистей рук, зрительно-двигательной координации, выработке навыков рисования.
Изобразительное творчество способно у ребенка развивать чувства и эмоции, мотивы и изменить его поведение. Рисование какого-либо сюжета, данное упражнение необходимо для развития связной речи, пополнением лексики и грамматической стороны речи. При использовании такой коррекционной работы ребенок получает возможность для самовыражения и самопознания. Например, рисование в рамках коррекционной работы направлено на то, чтобы помочь ему преодолеть недостатки в поведении и научиться им управлять.
Рисование развивает интеллект, зрительно-моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук, совершенствует эмоциональный мир малыша, формирует у него представления о прекрасном.
Использовать можно самые необычные средства изображения : коктейльные трубочки, парафиновую свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово «нельзя», а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Такой подход способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром. Обычно дети с удовольствием комментируют то, что изображают в своих рисунках, благодаря чему активно развивается речь, умение наблюдать и анализировать. Детское творчество - целостная деятельность, которая не может быть сведена к проявлению какой-либо одной психической способности. Оно развивает все функции, соединяя их между собой, помогая ребёнку упорядочить представления об окружающем его мире. Ребенок с удовольствием демонстрирует свои работы родителям, бабушкам, погружает их в это увлекательное занятие и с гордостью несет из дома рисунки, выполненные вместе с родными.
Лучше уделить внимание развитию его изобразительных способностей. Педагоги и ученые давно заметили, что у ребенка, имеющего высокий уровень изобразительно-графических навыков, гораздо больше шансов стать успешным школьником, чем у того, кто умеет читать, но плохо владеет карандашом.
Таким образом, ребенок занят тем, что у него получается и ему интересно. Он старается добиться видимых результатов, довести начатое дело до конца. Осознание своих действий позволяет ребенку управлять своим поведением и преодолеть его импульсивность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изобразительное искусство помогает формированию творческой личности, знакомит с лучшими произведениями искусства, прививает любовь к Родине, раскрывает внутренний мир человека, обогащает его чувства. Анализ изученной литературы показал, что все средства обучения и воспитания при помощи изобразительного искусства направлены на формирование гармоничной личности, на воспитание детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, память, мыслительные операции и наконец, воображение.
По результатам проведенной работы, следует сказать, что очень важно своевременно выявить причины самых первых трудностей письма, возникающих у ребёнка в период овладения его грамотой, чтобы иметь возможность сразу оказать ему целенаправленную помощь.
Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что причины нарушения письма у детей младшего школьного возраста множественны. Как правило, сочетаются друг с другом, поэтому коррекционная работа должна учитывать имеющийся уровень сформированности базовых составляющих развития. Предполагать разностороннее воздействие на личность ребенка. Все это предлагает возможность построить коррекционную программу, создать оптимальную последовательность привлечения специальных средств, приемов, различных упражнений по коррекции дисграфии с использованием изобразительных средств.