Получи документы

«Профилактика дисграфии и дислексии у детей старшей и подготовительной группы». Консультация для родителей

Алла Казанцева
«Профилактика дисграфии и дислексии у детей старшей и подготовительной группы». Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы

В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главный из них - овладение навыком чтения. Проблема нарушений письма и чтения - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Публикация «„Профилактика дисграфии и дислексии у детей старшей и подготовительной группы“, Консультация для родителей» размещена в разделах

Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений письма (дисграфия) и чтения (дислексия) у детей обусловлен тем, что письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности.

Непрекращающийся поток школьников, которые нуждаются в помощи в связи со стойкой неуспеваемостью по русскому языку, заставляет нас обратиться к истокам проблемы, т. е. к дошкольному возрасту.

Анализ исследования на выявление предпосылок дисграфии у дошкольников 6-7-летнего возраста, проведенного Л. Г. Парамоновой, показал, что более половины (55,5%) детей старшего дошкольного возраста не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по русскому языку.

Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и чтение, как правило, становится механическим, без понимания материала. Таким детям трудно овладевать учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку.

Как известно, любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому необходимость введения профилактической работы по предупреждению ошибок чтения и письма в детском саду очевидна сегодня для всех.

К основным коррекционным задачам этой программы относятся:

• развитие конструктивного праксиса и тактильных ощущений;

• совершенствование зрительно-пространственного восприятия;

• формирование навыков чтения и работа над техникой чтения;

• развитие восприятия.

Приёмы, помогающие детям лучше запоминать зрительный образ букв (по И. Л. Калининой) :

• лепка из пластилина;

• выкладывание из палочек, спичек, веревочек, мозаики;

• вырезание из цветной бумаги;

• выжигание на дощечках;

• вычеркивание заданной буквы из текста (игра «Зоркие глазки»);

• отгадывание букв с закрытыми глазами (взрослый пишет на ладони ребенка);

• узнавание буквы на ощупь (игра «Умные ручки»);

• выдавливание спицей очертания букв, письмо на снегу, песке;

• рисование буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает).

Упражнение «Дорисовывание незаконченных рисунков».

Даются законченные изображения, но с недостающими деталями или незаконченные рисунки.

Игра «Кто наблюдательнее» - рисование с натуры с целью изобразить как можно больше деталей.

Игра «Необычный конструктор»

Цели:

- вовлечь детей в коллективный поиск элементов, необходимых для «построения» печатных букв;

- начать классификацию букв алфавита по количеству элементов.

Ребёнок выкладывают из деталей букву. Разных элементов всего 8: овал, два полуовала - большой и малый; палочка - большая, средней величины и маленькая; две точки; знак над й. «Активных» элементов всего 6.

Упражнение «Угадай, что задумано?».

Родитель описывает задуманный предмет, а ребёнок должен догадаться, что это за предмет.

Упражнение «Догадайся, что нарисовал художник».

Например, родитель описывает ребё нку рисунок следующим образом: «Художник нарисовал большой квадрат. Внутри него – квадрат поменьше, который поделил двумя линиями крест – накрест на четыре части. К большому квадрату сверху пририсовал треугольник остриём вверх. Что это?».

Упражнение «Нарисуй дорожку».

Детям предлагают на листе бумаги фломастером нарисовать маршрут поездки на машине; «Едем прямо, сворачиваем направо, вперед, поворачиваем налево и т. д.».

Игра «Куда спряталась кукла?», в которой ребёнок отыскивает в комнате спрятанную куклу с помощью плана этой комнаты, где указано это место.

Упражнение «Угадай, какая буква?»

Первую загадку о букве в качестве образца предлагает педагог. Например: «Эта буква имеет три элемента: малый полуовал и две палочки - большую и среднюю. Большая палочка стоит вертикально, полуовал «висит» на ней слева, а палочка средней величины словно «поддерживает» полуовал. Какая эта буква? (Я).

Игра «Разноцветное путешествие»

У каждого ребенка на столе лист с девятью цветными квадратами. Движение начинается с центрального квадрата. Дается сигнал: вверх - вправо - вниз и т. д. Дети передвигают фишку и называют квадрат, в котором они остановились.

Итог занятий.

В результате целенаправленной работы у детей :

• повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

• формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

• развивается способность к переносу полученных навыков на незнакомый материал.

Работа по предупреждению специфических ошибок чтения и письма должна проводиться с детьми с различной речевой патологией: с ОНР, ФФНР и др.

Ранняя диагностика, прогнозирование школьных проблем и коррекция трудностей - залог успешного обучения детей в школе.

Публикации по теме:

Предупреждение дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей. План 1. Словарная работа. 2. Механизм процесса письма 3. Разное. Оборудование:.

Консультация для родителей на тему «Профилактика гриппа у детей» Консультация для родителей на тему: «Профилактика гриппа у детей». Как будет протекать болезнь у ребенка, предугадать никогда нельзя. Поэтому.

Консультация для родителей «Плоскостопие. Диагностика. Профилактика» Плоскостопие-это достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно- двигательного аппарата.

Консультация для родителей «Профилактика истерик» Как приучить ребенка слушать и слушаться вас? Искусство родителей не в том, чтобы искусно побеждать ребенка или удачно выруливать из трудного.

Консультация для родителей «Профилактика нарушения зрения у детей. Гимнастика для глаз» Сейчас много детей с различными нарушениями зрения. Это и близорукость, и дальнозоркость, и косоглазие. Родителям важно уделять особое внимание.

Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия» Консультация для родителей по теме: «Профилактика плоскостопия» Что же такое плоскостопие и для чего нужна профилактика? Родители часто.

Консультация для родителей «Симптомы и профилактика плоскостопия» Консультация для родителей по профилактике плоскостопия Симптомы. На что следует обратить внимание, чтобы вовремя предотвратить сильную.

Консультация для родителей «Профилактика речевых нарушений» Консультация для родителей «ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ» В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания.

Консультация для родителей «Профилактика кишечных инфекций» Консультация для родителей «Профилактика кишечных инфекций» Причиной острых кишечных инфекций являются несколько групп микроорганизмов.

Консультация для родителей «Профилактика речевых нарушений у детей 3–4 лет» Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым и хорошо развивался психически. Каждый ребенок неповторим и уникален. Народная мудрость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Профилактика дисграфии и дислексии у детей старшей и подготовительной группы». Консультация для родителей
Опубликовано: 9 октября 2018 в 10:49
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Профилактика дисграфии и дислексии у детей старшей и подготовительной группы». Консультация для родителей» (включая файлы) размещена пользователем Алла Казанцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД