Хамдия Сафиуллина
Рекомендации по реализации игровой деятельности с детьми раннего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Высокогорский детский сад «Бэлэкэч» комбинированного вида» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан
«Современные подходы к организации игровой деятельности, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы дошкольного образования»
Проектная работа
Методические рекомендации по реализации
игровой деятельности
Публикация «Рекомендации по реализации игровой деятельности с детьми раннего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
с детьми раннего и младшего дошкольного возраста по художественно-эстетическому развитию
Выполнила
Сафиуллина Х. М.
Казань - 2018
Оглавление
1. Цель и задачи воспитания детей раннего возраста по художественно-эстетическому развитию…. 3
2. Актуальность художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста….….4
3. Методические рекомендации по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста…. 5
4. Картотека игр по художественно- эстетическому развитию детей раннего возраста ….…. 7
5. Литература….…. …. 15
1. Цель и задачи воспитания детей раннего возраста по художественно-эстетическому развитию.
Цель:
воспитание детей раннего возраста по художественно-эстетическому развитию.
Задачи
* Подготовка к восприятию произведений искусства;
• Подготовка детей к посещению театра;
• Знакомить со средствами выразительности в разных видах искусства;
• Способствовать развитию певческих навыков;
• Познакомить с музыкальными жанрами;
• Приобщать к декоративной деятельности;
• Познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;
• Подводить к различению видов искусства через художественный образ;
• Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки и на вопросы воспитателя.
3
2. Актуальность художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.
Актуальность художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяется тем, что художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность. Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
4
3. Методические рекомендации по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста
* Создайте в группе центр по художественно-эстетическому развитию;
* Посещайте вместе с детьми театры (кукольный);
* Поощряйте творчество детей, поддерживайте их инициативу;
* Привлекайте активно детей к театрально-игровой деятельности;
* Разыгрывайте с детьми элементарные жизненные ситуации с игрушками;
* Инсценируйте знакомые детям литературные произведения: сказки, рассказы, стихи;
* Привлекайте ребенка к совместному пению;
* Используйте музыку в аудио - и видеозаписях;
* Проводите занятия по художественно-эстетическому развитию с использованием мультимедийного оборудования; поддерживайте желание слушать музыку, эмоционально откликаться на нее, передавать свои впечатления;
* Поддерживайте желание рисовать, лепить, заниматься аппликацией, конструировать, передавать свои впечатления в изображениях;
* Знакомьте детей с разными видами искусства путем созерцания картин, просмотра репродукций в компьютерном режиме, журналах, книгах;
5
* Организуйте в детском саду дополнительные кружки по художественно-эстетическому развитию детей;
* Используйте в работе с детьми разнообразные инновационные программы художественно-эстетической направленности;
Регулярно организуйте для родителей и детей мероприятия по данному направлению: тематические праздники и т. д. ;
* Используйте в работе с детьми нетрадиционные, интегрированные формы образовательной деятельности;
* Регулярно совершенствуйте свое педагогическое мастерство на открытых занятиях, выступлениях, семинарах;
* Активно посещайте методические объединения по художественно – эстетическому развитию детей;
* Активно вовлекайте родителей к участию в образовательном процессе ДОУ;
* Создавайте совместно с детьми и родителями проекты по художественно-эстетическому развитию;
* Проводите анкетирование с родителями по данному направлению.
6
4. Картотека игр по художественно- эстетическому развитию детей раннего возраста
Д/И «Волшебные крышечки»
Цель: Развивать чувство формы.
Материал: Картинки с разным изображением. Крышечки разного цвета и размера. Стаканчики (или другая емкость, коробка, соответствующие цвету крышек. Задание 1: Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку и назвать, из каких цветов состоит картинка, подобрать по цвету крышечки.
Задание 2: Педагог предлагает ребенку построить картину по образцу из разноцветных крышек.
Задание 3. Педагог предлагает ребенку построить по замыслу картинку из крышек.
Задание 4. Педагог предлагает ребенку найти каждой крышечке домик, подходящий по цвету.
Задание 5. Педагог предлагает ребенку разделить крышки на 2 группы - большие в одну сторону, маленькие - в другую.
Задание 6. Педагог предлагает детям посмотреть внимательно на картины и отложить в сторону крышечки того цвета, которые использовал художник.
Д/И «Цвета вокруг нас»
Задачи: Закреплять знания о цветах и их оттенках. Упражнять в нахождении заданного цвета или оттенка в окружающих предметах.
Задание: Педагог называет какой-либо цвет, а ребенок находит предмет такого цвета в окружающем интерьере.
Д/И «Подбери цвет и оттенок»
Задачи: Закреплять представление о цвете овощей и фруктов. Упражнять в умении применять в речи назвать: красный, зеленый и др.
Задание: Педагог показывает картинку с изображением овоща или фрукта и просит назвать его цвет или оттенок.
7
Д/И «Теплые и холодные краски»
Цель: Закреплять знания о теплых и холодных цветах.
Задание:
1– й вариант: педагог раздает детям карточки с теплыми и холодными цветами, попросить объединиться тех, у кого карточки с теплыми цветами и тех, у кого с холодными.
2-й вариант: выбрать двух ребят – капитанов, которые набирают команду, один выбирают ребят с карточками теплых цветов, а второй с карточками холодных цветов.
Д/И «Художники волшебники»
Цель: Приобретение навыков работы с акварелью по сырой бумаге, вливания одной краски в другую и получения новых цветов и их оттенков.
Материал: Бумага. Акварель.
Задание: Педагог говорит: «Мы все художники – волшебники, творим на бумаге чудеса. Сейчас я покажу вам, как это делается. У меня два листа бумаги. Один – обыкновенная бумага, другой – смоченная волшебной водой. У вас на столах волшебная вода в стаканчиках. Я беру бумагу, смоченную волшебной водой (бумага должна находиться в стадии высыхания, кистью рисую три лепестка краснойой краской (цветы получаются расплывающимися, потом три лепестка желтой краской. Видите, как краски вплывают одна в другую. Вот и получились волшебные цветы.
Теперь давайте сделаем и вашу бумагу волшебной. Возьмем кисточку покрупнее, окунем ее в воду, смочим бумагу. Положим кисточки, держим руки над бумагой, закрываем глаза и медленно считаем: «Раз, два, три, бумага волшебная – смотри!». Так надо сказать три раза. Теперь мы можем создать волшебные цветы.
Д/И «Наряди ёлочку»
Цель: Закреплять знание основных цветов. Использовать названия оттенков цвета в речи.
Материал: Картинка с нарисованной заранее елочкой. Гуашь. Палитры.
Задание: Педагог предлагает ребенку нарядить елочку разноцветными игрушками (шары закрасить красным цветом, бусы - синим и т. д.).
Спросите у ребенка потом, каким цветом закрашена та или иная игрушка.
8
Д/И «Симметричные предметы»
Цель: Закреплять с детьми представление о симметричных предметах, знакомство с профессией гончара.
Материалы: Шаблоны кувшинов, ваз и горшков, разрезанные по оси симметрии.
Задание: У гончара разбились все горшки и вазы, которые он изготовил для продажи на ярмарке. Все осколки перемешались. Надо помочь гончару собрать и «склеить» все его изделия.
Д/И «Палитра художника»
Цель: Развивать чувство цвета у детей, учить подбирать цвета и оттенки, соответствующие предложенной иллюстрации.
Материал: Гуашь белого, красного, желтого и синего цвета. Палитры. Книжные иллюстрации.
Задание: Педагог предлагает детям рассмотреть книжки с иллюстрациями, выбрать понравившуюся, и подобрать на своей палитре те цвета и оттенки, которые использовал художник. Выигрывает тот ребенок, который подберет цвета и оттенки, наиболее соответствующие палитре художника.
Д/И «Веселый гном»
Цель: Научить детей создавать образы на основе восприятия схематического изображения предмета.
Материал: Картинка с изображением гнома с мешочком в руках и несколько вырезанных из бумаги мешочков разной формы, которые можно накладывать на рисунок и менять в руках у гнома.
Задание: Педагог показывает детям картинку и говорит, что в гости к детям пришел гном; он принес подарки, но что дети должны угадать и нарисовать.
9
Д/И «Найди картины, написанные теплыми и холодными
красками»
Цель: Закреплять представления детей о теплой и холодной цветовой гамме.
Материал: Репродукции картин: И. Э. Грабарь «Цветы и фрукты»,
М. Асламазян «Ереванки», А. В. Шевченко «Натюрморт с кувшином и яблоками», П. Сезанн «Натюрморт с персиками и грушами», И. Т. Хруцкий «Натюрморт со свечой», Ф. Л. Толстой «Ягоды красной и белой смородины», Г. Курбе «Натюрморт», И. И. Левитан «Весна. Большая вода».
Задание:
1-й вариант: Найти картины, написанные только в теплой гамме (или холодной).
2-й вариант: Разобрать по группам картины, написанные в теплой и холодной гамме.
Д/И «Подбери крышечку по цвету.»
Цель: Уточнить представления детей о натюрморте.
Материал: Репродукции картин: три натюрморта,крышечки.
Задание: Педагог предлагает детям посмотреть внимательно на картины и отложить в сторону те крышечки, которые использовал художник. Результаты обсуждаются с детьми.
Д/И «Подбери краски, которые использовал
художник в своей картине»
Цель: Развивать цветовое восприятие у детей, упражнять их в подборе красок, которые использовал художник в своей картине.
Материал: Репродукция одной картины (у каждого ребенка своя).
Гуашевые краски, вода, кисточка, палитра из бумаги.
Задание: Воспитатель предлагает детям рассмотреть репродукции картин, которые лежат перед ними, обратив внимание на использованные краски; затем взять кисточку и гуашь и нанести на палитру те краски, которые есть на картине. Затем все вместе рассматривают работы детей и картины, к которым они подбирали цвета, обсуждают работы.
10
Д/И «Любопытная змейка»
Цель: Развивать графические навыки рисования.
Материал: Бумага. Простые графитные карандаши, зеленые карандаши.
Задание: Педагог предлагает детям нарисовать на листе бумаги дорогу (две параллельные линии) по ее краям – деревья (зелеными точками). А вот и любопытная змейка: ей кажется, что за каждым деревом ее ждет что-то интересное (она оползает дерево с одной стороны дороги, потом дерево с другой ее стороны и т. д., не пропуская ни одного)
Д/И «Лужок с цветами»
Цель: Развивать воображение, творчество.
Материал: Краски для пальчиковой живописи.
Задание: Педагог предлагает детям нарисовать пальчиками летний лужок: цветы, деревья, бабочек. Травинки дорисовать кистью.
Д/И «Воздушные шарики»
Цель: формировать у детей представление о цвете; учить детей сопоставлять предметы по цвету, друг к другу путем отбора. Материал:лист бумаги,цветные нити,кружочки. Ход игры: на листе бумаги нарисованы цветные нити и отдельно вырезаны цветные кружочки - «шарики». Воспитатель закрепляет с детьми названия цветов;необходимо «привязать» воздушные «шарики» к нитям, подобрав их по цвету.
11
Д/И «Железная дорога»
Цель: Развивать изобразительные навыки, фантазию, воображение.
Материал: Краски/гуашь для пальчиковой живописи.
Задание: Педагог предлагает ребенку дорисовать в вагонах поезда мордочки животных.
Д/И «Вязание карандашом»
Цель: Развивать графические навыки рисования.
Материал: Бумага. Простые графитные карандаши, цветные карандаши.
Задание: Педагог показывает детям новый вид штриховки – петлями (петли каждого следующего ряда как бы выходят из петель предыдущего). Дети «вяжут» шарф из черных ниток (простой карандаш, шапочку из цветных ниток (цветные карандаши). Сначала рисуют крупные петли, потом по мере освоения штриховки все более и более мелкие.
Д/И «Волшебные линии»
Цель: Развивать графические навыки рисования.
Материал: Бумага. Простые графитные карандаши. Трафареты геометрических фигур.
Задание: Педагог предлагает с помощью трафаретов нарисовать дом, машину и т. д.
Д/И «Чудесный лес»
Цель: Научить детей создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.
Материал: Листы бумаги, на которых нарисовано несколько деревьев и в разных местах расположены неоконченные, неоформленные изображения.
Цветные карандаши.
Задание: Педагог раздает детям листы бумаги и предлагает нарисовать лес,
полный чудес, а затем придумать и рассказать про него историю.
12
Д/И «Угадай, что получится?»
Цель: Развивать воображение, фантазию, творчество.
Материал: Лист бумаги, карандаши.
Задание: Педагог предлагает кому-то первому из детей начать изображать
предмет (линию, но не полностью. Следующий говорит, что это, может быть и дорисовывает ещё одну линию. Следующий должен придумать ещё что-нибудь и дорисовать в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. Выигрывает тот, кто внёс последнее изменение.
Д/И «Назови правильно цвет»
Цель: обнаружить уровень восприятия и определения цвета предметов. Материал: рисунки с предметами. Ход игры: на листе бумаги изображены предметы разные по цвету. Ребенку нужно ответить на вопрос «Какого цвета (яблоко, звездочка, мячик, машина и т. д.)
Д/И «Чего на свете не бывает?»
Цель: Развивать творческое воображение.
Материал: Цветные карандаши. Бумага.
Задание: Педагог предлагает ребёнку нарисовать то, чего на свете не бывает. Затем просит рассказать, что он нарисовал и обсудить рисунок: действительно ли то, что на нём изображено, не встречается в жизни.
Д/И «Что это может быть?»
Цель: Развивать воображение.
Материал:по усмотрению педагога.
Задание: Педагог предлагает детям называть, если есть рядом, показать, что бывает сладкое, круглое, ароматное, свежее, душистое, солёное, зелёное и т. д. Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал.
13
Д/И «Расскажи об их настроении»
Цель: Развивать восприятие, внимание, воображение.
Материал: Иллюстрации с изображением лиц людей, выражающих различные эмоциональные состояния. Бумага. Цветные карандаши.
Задание: Педагог предлагает посмотреть на картинку, изображающую лицо человека, и рассказать о его настроении. Предложить детям нарисовать лицо – загадку. Игру можно повторять с разным материалом.
Д/И «Придумай сам»
Цель: Развивать воображение, фантазию.
Материал: Бумага. Краски. Палитры.
Задание: Педагог предлагает ребенку представить, что он прилетел на другую планету и нарисовать или рассказать то, что он мог бы там увидеть. Когда рисунок будет готов, можно предложить ребенку придумать историю.
Д/И «Волшебные картинки»
Цель: Учить детей создавать образы на основе схематического изображения предмета.
Материал: Лист бумаги с незаконченным изображением. Цветные карандаши.
Задание: Дорисуй картинку. Отметить наиболее интересные картинки, когда ребята придумывают что- то своё, не похожее на другие картинки.
Д/И «Веселая палитра»
Цель: Развивать чувство цвета.
Материал: Карточки с предметами. Палитры с оттенками цветов.
Задание: Назови каждую картинку и покажи на палитре ее цвет. Подбери все пары: лимонный - лимон. (и т. д.) А теперь попробуй угадать, как можно назвать другие цвета. Найди среди картинок морковку и на палитре подходящий. Как называется этот цвет? (морковный). Покажи на палитре свекольный цвет. Если трудно, сравнивай с изображениями плодов, цветов. Как бы ты назвал цвет сливы? (сливовый.)
14
Д/И «Клубочки»
Цель: Развивать у детей умение выполнять круговые движения при рисовании клубка в замкнутом круге с опорой на зрительный контроль и с закрытыми глазами.
Материал: Картинка «Котенок с клубком». Листы бумаги. Карандаши.
Задание: Педагог предлагает детям рассмотреть картинку, на которой котенок играет с клубком ниток. Затем предлагает детям собрать нитки в клубок и показывает, как собираются нитки в клубок, имитируя движениями карандаша наматывание ниток в клубок. Периодически педагог предлагает детям закрывать глаза и выполнять движения с закрытыми глазами.
Для того чтобы у детей проявлялся интерес к работе, можно дать им возможность нарисовать много клубков, устроить соревнование: кто больше клубков нарисует.
14
Литература
• Бочкарева, И. Л. Изобразительное искусство как средство Художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социально-философских наук (Выпуск 3) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.egpu.ru
• Закон об образовании в Российской Федерации.
• Зацепина, М. Б. Культура досуга в семье [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://sdo-journal.ru
• Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика. - М. – Академия, 2001.
• Концепция дошкольного воспитания.
• ФГОС. – М. - Центр педагогического образования 2014.
• Шакурова, М. В. Социокультурное пространство как условие становления социокультурной идентичности личности [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.e-culture.ru