Елизавета Морозова
Проектная деятельность — эффективное средство развития познавательной активности детей с ОВЗ (ЗПР)
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время перед образованием встаёт задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и сферы деятельности. В связи с этим, особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности, ведь именно познавательная активность, является залогом успешной деятельности детей. Она способствует развитию самостоятельных действий, направленных на поиски адекватных способов решения, подбора материалов и средств, для осуществления предстоящих задач.
Публикация «Проектная деятельность — эффективное средство развития познавательной активности детей с ОВЗ (ЗПР)» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
«Познавательная активность или любознательность», - пишет Д. Годовикова - «это стремление получить знания о явлениях окружающей среды, это и познавательная потребность, и побуждаемая ею познавательная деятельность».
Познавательная активность детей выступает как интегративное качество личности, которое выражается в эмоционально-положительном отношении к процессу познания, к выбору содержания вида деятельности.
По данным научного центра здоровья детей РАМН, сегодня 85% детей рождается с недостатками развития и неблагополучным состоянием здоровья. Количество детей, которым требуется коррекционно-педагогическая помощь, достигает в дошкольном возрасте до 25-45%, а свыше 60% детей относятся к группе риска. Часто у дошкольников, испытывающих трудности в адаптации к окружающей обстановке, не усваивающих новые знания в одном темпе с нормально развивающимися сверстниками специалисты выявляют задержку психического развития.
В отечественной коррекционной педагогике понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим термином и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребёнка.
Причиной такого отставания могут быть слабовыраженные органические поражения головного мозга, которые могут быть врождёнными или возникать во внутриутробном, послеродовом, а так же раннем периоде жизни ребёнка. Может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства и т. п. ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают лёгкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей.
• незрелость эмоционально волевой сферы, выражающаяся в неумение сосредоточиться на выполнении учебных заданий;
• нарушения памяти;
• нарушение внимания: неустойчивость (колебание, сниженная концентрация, сниженная избирательность, сниженное распределение, снижение объема, сложности переключения, повышенная отвлекаемость (несформированность механизма произвольности, мотивации, познавательного интереса).
• нарушение системных механизмов восприятия (полноты и точности восприятия, снижение активности восприятия, замедленность восприятия, низкий уровень аналитического восприятия);
• низкая речевая активность (ограниченность словаря, неполноценность понятий, низкий уровень практических обобщений, недостаточность словесной регуляции действий; недостаточность словарного запаса связана с недостаточностью знаний и представлений об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях, что в свою очередь определяется особенностями познавательной деятельности личности при задержке психического развития).
Таким образом, детям с задержкой психического развития необходимо вдвойне уделять внимание развитию познавательной активности, так как у них слабо формируются, или формируются с опозданием все познавательные процессы. Без специального педагогического воздействия у таких детей не развиваются такие качества как : самостоятельность, способность переноса усвоенных знаний и навыков из одной ситуации в другую при решении аналогичных задач, а познавательные процессы обеспечивают формирование всех высших психических функций.
Все вышеперечисленные факты объясняют наш интерес к теме и характеризуют ее актуальность.
Развитие познавательной активности у детей с задержкой психического развития будет эффективнее, если учитывать следующие условия:
• ребенок будет выступать как активный субъект деятельности;
• работа будет осуществляться целенаправленно и последовательно;
• содержание, методы и приемы на занятиях будут подобраны с учетом
зоны ближайшего развития детей.
Цель работы: стимулирование познавательной активности у детей с ЗПР для развития мыслительных процессов в условиях поисковой деятельности.
Задачи:
• Способствовать развитию заинтересованности, принятия информации, желания углубить, уточнить свои знания;
• Создать условия для развития психических познавательных процессов у детей с ЗПР;
• Содействовать формированию личностных, регулятивных, коммуникативных, универсальных учебных действий воспитанников.
Проектная деятельность в детском саду представляет собой способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии его участников. Это поэтапная практическая деятельность для достижения цели.
Тематика проектов выстраивается в соответствии с планированием работы по лексическим темам. Одним из примеров работы по лексической теме
«Овощи» является проект «Витамины с грядки».
Алгоритм реализации проекта.
Образовательные области Этапы Содержание
Формирование социальной, познавательной и коммуникативной компетенций.
Подготовительный:
Основной:
с детьми:
Со специалистами:
С родителями:
Заключительный:
Рефлексия:
- Вовлечение детей в проблему : «Где можно найти витамины в природе? Как можно укрепить свое здоровье? Почему овощи так полезны для человека?»
- Составление плана движения к цели.
- Подбор литературы, дидактических и лексических игр по теме.
- Знакомство с познавательной литературой по теме;
- Чтение художественной литературы: Э. Успенский «Как выращивали капусту»,
Е. Благинина «Приходите в огород»,
Т. Бардышева «Огородники»,
Сказка «Репка»,
- Малые фольклорные формы: пословицы, поговорки, загадки;
Занятие «Дары осени»;
- Игры на развитие мыслительных процессов и развитие речи :
«Что растет на грядке?», «Чего не стало?», «Четвертый лишний», «Урожай для гномов», «Подбери определение»;
«Сосчитай и назови», «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки»;
- Пальчиковые игры и речь с движением по теме;
- Продуктивная деятельность детей :
Рисование «Овощи для супа»,
Лепка «Поможем вылечить зверей-овощи для Айболита»,
Аппликация «Осенний урожай»,
Конструирование из бумаги «Корзиночка»,
- Приготовление салата «Витаминный»;
- Викторина «Сказочные овощи»;
- Организация экскурсий на кухню и мини-огород детского сада, городской базар «Как овощи приходят к нам на стол?»;
- Разучивание материала и показ мини-мюзикла по сказке «Репка»
-С медицинским работником:
Беседы на тему «Учимся быть здоровыми», «Где живут витамины?».
- С педагогом-психологом:
Психогимнастика «Палитра вкуса»;
- С инструктором по физкультуре:
п/и «Зайцы в огороде», «Собери урожай»;
- С музыкальным работником:
Танец «Поварята»;
Разучивание музыкального материала к мини-мюзиклу «Репка».
- с социумом:
Беседа с работником кухни «Как овощи попадают к нам на стол»;
Беседа с продавцом овощной палатки о том, какие овощи можно купить в нашем городе.
- Индивидуальные консультации, информация по теме «Правильное питание детей»;
- Совместное создание мини-проектов «Овощная грядка»;
- Фото - выставка «Наш урожай»;
- Приготовление овощей для салата;
- Дегустация салата, приготовленного детьми;
- Акция «Поделись семейным рецептом приготовления овощей»;
- Помощь в изготовлении костюмов к сказке;
- Поделки из овощей;
- Осенний праздник с показом мини-мюзикла «Репка».
Мини – мюзикл по сказке
«Репка»;
Подведение итогов работы по проекту, награждение участников проекта.
Краткое содержание проекта.
Данный проект рассчитан для детей группы компенсирующей направленности с ЗПР 5-7 лет. Дети в ходе проекта закрепляют и пополняют знания по теме «Овощи». Узнают о значении овощей и содержащихся в них витаминах в жизни человека, о том, где они растут и как за ними ухаживать. Актуальность проекта, проводимого с детьми связана с сезонными изменениями в природе и заботой о здоровье детей в период высокого риска простудных заболеваний.
Сценарий мини – мюзикла «Репка» для детей с ОВЗ
(Звучит музыка. Выходит Пугало.)
Пугало: Здравствуйте, дети. Здравствуйте, гости.
Я, пугало огородное ….Ворон пугаю да сказок много знаю…
Расскажу я вам, ребята,
Как бабушка с дедушкой жили когда – то.
(Звучит музыкальная тема бабки и деда. Дети: дед и бабка сидят на лавке в доме)
Бабушка кашу деду варила,
Бабушка деду говорила:
Бабка: Посади мне репку, дед… сварю кашу на обед.
(выходит из дома и идет к остальным героям сказки, которые сидят на стульчиках в зале)
Дед: Пойду репку сажать
Водой буду её поливать.
(Звучит музыкальная тема деда. Дед берет лейку, лопату и подходит к репке. / ребенку сидящему на стульчике рядом с домом/)
Пугало: Дождик деду помогал
Репку тоже поливал.
(Звучит музыкальная тема дождика. Выбегают дети – дождинки с султанчиками синего цвета, поют песню)
Дождик: Дождик, дождик поливай
Будет деду урожай
Вырастай ка репка
Сладкая и крепкая….(Дожинки убегают на свои места)
Пугало: Репка подрастала, мне по пояс стала.
Мал стал репке огород…Репка небо достает…
(Звучит музыкальная тема репки Репка танцует)
Пугало: Выросла репка большая - пребольшая,
Посмотрите, вот такая! (показывает, какая большая)
Пошел дед в огород репку тянуть. (Звучит музыкальная тема деда)
Дед: Эх (потирает ладони, я репку потащу, всю деревню угощу.
(тянет репку со всех сторон)
Пугало: Стал дед репку тянуть. Тянет, потянет – вытянуть не может.
Позвал дед бабку….
Дед: Иди бабка мне помогать репку из земли доставать…
Бабка: слышу слышу….я бегу…сейчас тебе я помогу (звучит музыкальная тема бабки. Она бежит по дорожке – ориентиру в виде змейки и подходит к репке)
Пугало: Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут, потянут – вытянуть не могут
(звучит музыкальная тема «Тянем – потянем» .Дед и бабка тянут репку и одновременно поют. «Тянем – потянем а вытянуть на можем…» Разворачиваются к гостям. Вытирают пот.)
Пугало: Стала бабка внучку звать…
Бабка: Помоги нам внучка, Маша,
Вытащить репку для каши.
Внучка: Слышу …слышу! Я бегу! Я сейчас Вам помогу. (звучит музыкальная тема внучки. Она бежит по дорожке – ориентиру в виде змейки и подходит к репке)
Пугало: Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку
Тянут, потянут – вытянуть не могут
(звучит музыкальная тема «Тянем – потянем». Дед, бабка, внучка тянут репку и одновременно поют. «Тянем – потянем а вытянуть на можем…» Разворачиваются к гостям. Вытирают пот.)
Пугало: Маша, Жучку пригласила,
Маша жучку попросила:
Маша: Помоги нам Жучка, наша,
Вытащить репку для каши.
Жучка: Гав - гав - гав, бегу,бегу
Я сейчас вам помогу. (звучит музыкальная тема Жучки. Она бежит по дорожке – ориентиру в виде змейки и подходит к репке)
Пугало: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут - потянут, вытянуть не могут. (звучит музыкальная тема «Тянем – потянем». Дед, бабка, внучка, Жучка тянут репку и одновременно поют. «Тянем – потянем а вытянуть на можем…» Разворачиваются к гостям. Вытирают пот.)
Пугало: Вот позвала Жучка кошку, что лежала на окошке
Жучка: Помоги нам кошка наша,
Вытащить репку для каши.
Кошка: мяу - мяу к вам бегу! Я сейчас вам помогу. (звучит музыкальная тема кошки. Она бежит по дорожке – ориентиру в виде змейки и подходит к репке)
Пугало: Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут-потянут. вытянуть не могут. (звучит музыкальная тема «Тянем – потянем» .Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка тянут репку и одновременно поют. «Тянем – потянем а вытянуть на можем…» Разворачиваются к гостям. Вытирают пот.)
Пугало: Стала кошка, мышку звать тянуть репку помогать
Кошка: Помоги нам мышка, наша,
Вытащить репку для каши.
Мышка: Пи - пи - пи, я к вам бегу
Я сейчас вам помогу (звучит музыкальная тема мышки. Она бежит по дорожке – ориентиру в виде змейки и подходит к репке)
Пугало: Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. …. (звучит музыкальная тема «Тянем – потянем» .Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка тянут репку и одновременно поют. «Тянем – потянем а вытянуть на можем…» Разворачиваются к гостям. Вытирают пот.)
Пугало: Тут Репка вдруг говорит….
Репка: Кашки хотите….
Дети: Да
Репка : Дружно тяните!
Пугало: Стали все дружно репку тянуть (музыкальная тема) Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, жучка за внучку, кошка за жучку, мышка за кошку…и вытянули репку…
Пугало: Поздравляем с урожаем, всех на репку приглашаем!
Каждому достанется и еще останется!
Танец с ложками. («Поварята»)
Применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей активизации познавательной деятельности ребенка.
Проектная деятельность является самым оптимальным средством формирования познавательной активности у детей с задержкой психического развития,так как способствует развитию всех познавательных процессов, помогает сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем. А это в свою очередь позволяет успешно адаптироваться к окружающему миру и предстоящему школьному обучению.
Использование проектной деятельности положительно влияет на межличностные отношения всех участников образовательных отношений. Повышается самооценка ребенка через создание ситуации успеха, появляются условия для психологического благополучия и здоровья детей. Результатом проектной деятельности с детьми с ОВЗ (ЗПР) является не навязанное педагогом решение проблемы, а знания, полученные детьми самостоятельно в ходе свободно выбранной ими той или иной деятельности.