Татьяна Карпунина
Проектная деятельность в старшей группе по теме «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность в старшей разновозрастной группе (из опыта работы)
С проектом «Зимующие птицы» я хочу вас познакомить подробнее.
Почему я взяла эту тему? У большей части детей группы недостаточно развиты знания о птицах родного края. Часто дети путают перелётных и зимующих птиц. У многих детей не сформировано чувство заботы о птицах. Гуляя на прогулке, мы с ребятами увидели большую стаю красивых, розовато – серых птиц. На голове у них были розовые хохолки. Птицы «атаковали» куст рябины. Ребята заинтересовались, как называются эти птицы? Перелетные или зимующие? Только ли ягодами питаются? Почему они не садятся на кормушку? Очень важным моментом проектирования является – мотивация. Но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог и ребёнок сформулировали причину, по которой они включаются в работу. Что будет с птицами, если закончится еда?
Публикация «Проектная деятельность в старшей группе по теме „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Зимующие птицы. Проекты
- Проекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
На участке детского сада мы наблюдали и других птиц, о жизни которых тоже было интересно узнать.
Возникла идея реализовать проект «Зимующие птицы родного края».
Цель проекта : расширение и систематизация знаний и представлений о зимующих птицах нашего края.
Определили задачи проектной деятельности :
1. Уточнить представления о птицах нашего края (их внешние признаки, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.
2. Развивать наблюдательность, познавательную активность детей;
3. Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях
Всю работу разделили на 3 этапа
Подготовительный этап
Разработали стратегию реализации проекта. (Из каких источников можем узнать о птицах : на образовательной деятельности; из энциклопедии, рассказов воспитателей, из презентаций, художественной литературы; кто нам может помочь в этом : воспитатель, родители).
Целью подготовительного этапа стала подготовка к работе по проекту :
1. Собрали иллюстрации про зимующих птиц.
2. Подготовили цикл бесед с детьми.
3. Разработали конспекты ООД, игротеку по теме «Птицы».
4. Подобрали художественную литературу по теме проекта.
5. Подобрали стихи, загадки, считалки о зимующих птицах.
6. Подготовились к предстоящей экскурсии.
7. Записали голоса зимующих птиц.
8. Подготовили презентации по теме проекта.
9. Запланировали продуктивную деятельность детей.
Цель основного (практического) этапа: вызвать интерес детей к познанию окружающего мира природы, обобщить и расширить знания детей о зимующих птицах родного края; сформировать чувство сострадания и заботы к птицам зимой.
В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности использовала разнообразные формы и методы учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников :
1. Провела беседы «Покормите птиц зимой», «Что ты знаешь о птицах».
2. Познакомила детей с произведениями Г. Скребицкого : «Воробей, Большой пестрый дятел, Ворона, Сорока»; А. Прокофьева «Снегири»; А. Яшина «Покормите птиц зимой»
3. Разгадывали загадки на тему «Зимующие птицы»
4. Посмотрели презентацию о зимующих птицах Зауралья»
5. Поиграли с детьми в дидактические игры: «Один-много» «Счет птиц», «Угадай птицу по описанию», «Кто что ест»
6. Для знакомства с описанием зимующих птиц использовали сюжетно-ролевую игру "Интервью";
7. Предложила настольную игру: «Собери картинку»;
8. Играли в подвижные игры: «Птицелов» «Голуби и кот», «Совушка».
9. Наблюдали: за снегирями, воробьями, синичками, свиристелями, сороками, воронами, голубями, галками, дятлом, а так же
готовили «Угощение для птиц»(сало, семечки, крошки, зерно)
Во время прогулок чистили кормушки и подкармливали птиц
В организованной образовательной деятельности : На музыке слушали аудиозаписи голосов птиц (синица, воробей, ворона, сорока) из серии П. И. Чайковского «Времена года»
На развитие речи составляли описательные рассказы по картинкам, отгадывали загадки о птицах, составляли кроссворды.
Учились составлять «паспорт для птиц» на ознакомлении с окружающим миром природы. Лепили снегиря, дятла и синицу, передавали особенности их внешнего облика в художественно-эстетической деятельности
На конструирование научились делать снегирей и синиц в технике «оригами» Огромное значение в работе дошкольников имеет тесное сотрудничество с родителями. Родители посещают познавательно игровую деятельность, подготавливают материалы. (Изготовили кормушки для птиц,оформили альбом «Зимующие птицы»; картотеку наблюдений, картотеку пальчиковых игр). Помимо родительских собраний и консультаций, для родителей выпускаются небольшие буклеты и памятки «Как подкармливать птиц».
На заключительном этапе проекта подвели итог работы. Провела викторину «Кто больше знает о птицах»; приняли участие в конкурсе «Лесная газета»
Данный проект позволил : расширить кругозор детей о зимующих птицах (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются). У детей сформировалась любознательность, познавательная активность.
Накопленные впечатления дети отражали в игровой, изобразительной деятельности, что способствует развитию воображения, творческих способностей.
Развивающая среда группы была пополнена : литературой, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, пальчиковыми играми, фотоальбомом и масками «Зимующие птицы».
Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.
Представили групповой проект на родительском собрании и педагогическом совете.
Вывод: в ходе реализации проектов успешно осуществляется комплексно-тематическое планирование, так как все виды детской деятельности в проекте связаны единой темой.
Все поставленные задачи успешно решены. Разработка проекта – это путь к саморазвитию личности через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Проекты идеально подготавливают дошкольников к обучению к школе. Дети и родители принимают активное участие в реализации проектов. Участие родителей в совместных с ребёнком делах доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам. Родители являются для нас не только источниками информации, но и непосредственными участниками образовательного процесса