Беркетова Ритта Султановна
Отчет по самообразованию «Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата»
▼ Скачать + Заказать документы
Перед дошкольным учреждением в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Плоскостопие – болезнь серьёзная, ее трудно излечить, но можно смириться с ним и чувствовать себя хорошо. Однако без специальных упражнений и стелек жить с плоскими стопами будет не просто. Лечение может быть пассивным (специальная обувь, корригирующие стельки, супинаторы). Но я в своей работе использую активную, включающую тренировку мышц стопы и голени, корригирующую гимнастику, игровой массаж, подвижные игры, ходьбу по оздоровительным дорожкам. Вот почему очень важно, чтобы работники дошкольного учреждения и родители воспитанников хорошо знали приемы и способы профилактики и коррекции плоскостопия.
Публикация «Отчет по самообразованию „Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Цель: способствовать формированию у детей привычки бережного отношения собственному здоровью.
Задача: укрепление опорно-двигательного аппарата специальными движениями.
Работа проводилась и игровой форме. Это позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызывает повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Принимая определенный игровой образ, дети лучше понимают технику выполнения упражнений.
Наиболее целесообразно начинать работу с детьми старшего дошкольного возраста, так как они уже достаточно хорошо владеют сложными видами движений и способами их выполнения, кроме того именно в этом возрасте интенсивно развивается опорно-двигательный аппарат. В вводной части особое внимание уделяю корригирующей ходьбе: на носках, на пятках, в полном приседе, в полуприседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам, или выполняем комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений для ног, но и за осанкой детей, положением головы, спины, плеч и рук.
Хотелось немного поговорить о программе, «Основы физического воспитания в дошкольном детстве», под редакцией И. А. Винер-Усманова, по которой я работаю. Использовала целевую программу «Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата».
Программа учитывает индивидуальные возможности обучающихся, особенности развития детей с вариантами отклоняющегося развития, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов; позволяет раскрыть таланты.
В программе заложено использование программных средств гимнастики с ее широкими возможностями гармоничного развития через правильное выполнение базовых гимнастических упражнений, направленных на становление осанки, укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие моторики, развивающих дыхание, формирующих музыкальное и эстетическое восприятие.
В программном содержании основным является линия игры. В основу игр положена передача образа движением.
В концепции игр используются сюжеты известных детям сказок, которые предлагается им пересказать не словами, а движением тела; передать образ, характер, основные черты героев сказок, одушевленных и неодушевленных предметов через выполнение элементов гимнастических упражнений, танцевальных движений.
Обязательным условием программы является заучивание четверостиший (катренов, размер которых соответствует счету на 4, 8, что принято в гимнастике.
Использование стиха легче воспринимается детьми для улавливания ритма упражнения. Заучивание четверостишья в процессе обучения гимнастическим упражнениям развивает память, формирует интерес, с одной стороны, к четкому выполнению движения, с другой стороны, через образность к выполнению.
В процессе физического воспитания в программе необходимо уделять внимание повторяемости. Повторяются не только отдельные упражнения, но и последовательность их в занятиях. Также повторяется в определенных чертах и последовательность самих занятий на протяжении недельных, месячных и других циклов.
Без многократных повторений невозможно сформировать и упрочить двигательные навыки.
Структура занятия:
-подготовительная часть – общая разминка с включением упражнений на формирование «гимнастического» шага, «мягкого» бега, осанки;
-основная часть – обучение базовым упражнениям гимнастики, хореографии, формирующим основные группы мышц для укрепления опорно-двигательного аппарата, мышц позвоночника; развивающих гибкость, координацию; обучение удержания, передачи, вращения, бросков и ловли предмета.
-заключительная часть- рассказ, повествование, обсуждение, расслабление.
В основной части занятия для повышения эффективности профилактики плоскостопия в комплекс ОРУ включаю специальные упражнения, сопровождающиеся небольшими стишками. Например: «Аист», «Кошка».
В нашей прогимназии созданы все условия для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребенка. На протяжении всего дня в группе поддерживается оптимальный двигательный режим: физкультурные занятия, физкультминутки, подвижные игры, пальчиковая гимнастика, игры на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения, массаж, гимнастика после сна.
Формировать в детях желание быть здоровыми мы начинаем с бесед об осанке. Рассказываем, какая осанка считается правильной, какие бывают виды ее нарушений, как важно корригировать свою осанку для нормального функционирования внутренних органов и систем. На занятиях напоминаю детям, как правильно принимать основные исходные положения, лежа на спине и животе, сидя на гимнастической скамейке, стоя
В игровой форме дети знакомятся со строением своего тела, назначением органов и систем, с тем, что полезно и что вредно для организма. Учим элементарным навыкам ухода за собой и оказанию первой медицинской помощи. Эти занятия имеют огромное значение для воспитания потребности в здоровом образе жизни. Полученные навыки дети закрепляют в сюжетно-ролевых играх, в самостоятельной деятельности.
Во второй половине дня проводятся игры для укрепления мышечной системы, навыков правильной осанки, профилактики плоскостопия. Важно знать плоскостопие необходимо лечить, его даже можно предупредить с помощью профилактических мероприятий.
Для лечения и профилактики плоскостопия применяется целый ряд методов. Дети на физкультурных занятиях, если разрешает температурный режим, дети занимаются босиком. Это оказывает не только оздоровительное, но и закаливающее воздействие. Для укрепления мышечно-связочного аппарата голеностопного сустава и стопы выполняем различные виды ходьбы: по «Тропе здоровье», их у нас 4 вида – на носках, на пятках, по прямой дорожке, ходьба «балеринкой»; ходьба по пуговичному коврику, массажной дорожке, по наклонной плоскости. Стопа при этом рефлекторно "подбирается", происходит активное формирование сводов. Данные оборудования помогают детям уверенно выполнять задания, при этом сохранять правильную осанку и положение головы, служит профилактикой плоскостопия, формирует у детей навыки правильной осанки, силовую выносливость мышц стоп; воспитывает желание добиваться правильного выполнения упражнений.
Каждый любящий родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. При этом подразумевается, что счастливый ребенок это человек физически здоровый и крепкий, умственно и эстетически развитый, обладающий разнообразными практическими умениями, которые помогут утвердиться в жизни, достичь успеха, быть любимым окружающими. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий.
Необходимо установить единство в подходе к укреплению здоровья детей в детском саду и дома. С этой целью мы проводим родительские собрания, консультации специалистов, консультации по физическому воспитанию. Отношение родителей к физическому воспитанию, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями влияет на формирование детских интересов и предпочтений. Достаточно часто напоминаю
родителям, побуждая их к совместным занятиям с детьми утренней гимнастикой, играми и упражнениями. Воспитанию у ребенка устойчивой привычки к регулярному участию в утренней гимнастике способствует пример родителей. Рекомендую родителям выполнять комплексы утренней гимнастики, которые проводятся в прогимназии.
Содержание занятий родителей с детьми во многом зависит от их интересов, желания заниматься различными подвижными и спортивными играми и упражнениями, участвовать в разных соревнованиях. Однако родители не должны руководствоваться только желаниями детей или своими собственными. Необходимо разъяснять им значение и пользу нелюбимых детьми упражнений, советовать заниматься с детьми исходя из особенностей их развития, теми упражнениями, которые получаются хуже. Мы рекомендуем родителям, в какие игры играть с детьми (описание игр выставляются в родительском уголке).
На период летних каникул для сохранения достигнутых результатов в укреплении опорно-двигательного аппарата и навыков правильной осанки родителям выдаются описания комплексов упражнений и методические рекомендации по проведению занятий гимнастикой дома. В основе всех комплексов упражнений лежат игры.
В результате моей деятельности:
Занятия доставляют радость ребёнку и способствуют творческой активности.
Двигательная деятельность детей способствует выражению их индивидуальной естественно - биологической потребности.
В лучшую сторону меняется состояние стоп и осанки детей.
Индивидуально-дифференцированный подход помогает раскрыться каждому ребёнку.
Проявление артистичности реализуется более полно, выражение чувств более ярки, не ограничиваются только движением, но и мимикой, жестами, пластикой, изображением персонажей своих фантазий.
Подводя итог, я понимаю, что приобщая детей к физической культуре, я раскрываю индивидуальность каждого воспитанника, помогаю ребенку сотворить себя, учу и воспитываю детей сообразно природе каждого, приспосабливая содержание, технологии, методы и условия обучения к ребенку, а не наоборот. Воспитываю у детей потребность в здоровье, формирую у них научное понимание сущности здорового образа жизни.