Татьяна Калашникова
Интегрированное обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
▼ Скачать + Заказать документы
«Интегрированное обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-
двигательного аппарата
Условия обучения и воспитания детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Этап дошкольного детства- время врастания ребенка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему-дошкольное обучение и воспитание. Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности.
Публикация «Интегрированное обучение и воспитание детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В процессе образовательной деятельности в дошкольном учреждении важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подход; это способствует тому, чтобы все дети принимали участие в жизни коллектива.
Дети с нарушениями ОДА-неоднородная группа, основной характеристикой которой являются задержки формирования,недоразвитие,нарушение или утрата двигательной функции. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограничением их обьема и силы, что приводит к невозможности или частичному нарушению осуществления движений. Большинство детей с нарушениями ОДА-дети с детским церебальным параличом (ДЦП). При ДЦП у ребенка могут выявляться нарушения зрения, слуха, особенности формирования и развития психических функций,расстройства устной речи (дизартрия, алалия).
Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности,двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должно быть предусмотрено увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях массового детского сада является оснащение его специальным оборудования для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, необходимо подбирать специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки (реклинаторы); предусматривается наличие пандуса;
Необходимо: подбирать мебель, соответствующую потребностям детей;
-необходимо предоставлять ребенку возможность передвигаться по организации тем способом, которым он может, и в доступном для него темпе;
- необходимо соблюдать рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, организации образовательного процесса (организация режима дня, режима ношения ортопедической обуви, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т. д.
- необходимо организовывать коррекционно- развивающие занятия по коррекции нарушенных психических функций;
-необходимо осуществлять работу по формированию навыков самообслуживания и гигиены у детей с двигательными нарушениями;
-необходимо оказывать логопедическую помощь по коррекции речевых расстройств;
-необходимо осуществлять профессиональную подготовку и или повышение квалификации педагогов к работе с детьми с двигательной патологией;
Для организации и проведения коррекционных мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры,контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.
.В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Психологи доказали, что чем большее количество анализаторов использовалось в процессе изучения материала,тем полнее, прочнее знания. Выбор альтернативных методов создает условия, способствующие эффективности процесса обучения.
Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае.
Привлекать персонал, оказывающий физическую помощь детям при передвижении по Организации, принятии пищи, пользовании туалетом и др.
Формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ у нормально развивающихся детей и их родителей;
Проводить целенаправленную работу с родителями детей с ОВЗ, обучать их доступным приемам коррекционно — развивающей работы;
При включении ребенка с двигательными нарушениями в образовательный процесс Организации обязательным условием является организация его систематического, адекватного, непрерывного психолого -медикопедагогического сопровождения.