Екатерина Алексеевна
Проектная деятельность в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Цель проекта: разработка новых форм взаимодействия педагога музея с детьми, родителями, младшими школьниками с музейной педагогикой.
Задачи:
1. Реализация направления «Музейная педагогика».
2. Формирование у дошкольников представление о музее.
3. Расширение кругозора дошкольников.
4. Обогащение воспитательно-образовательного пространства
новыми формами.
5. Развитие творческого мышления, воображения.
6. Приобщать воспитанников к праздникам, традициям,
Публикация «Проектная деятельность в ДОУ» размещена в разделах
народно-прикладному искусству, народным играм.
Условия:
1. Психолого-физическое благополучия детей на основе оптимизации
детско- родительских отношений путем использования
игровых технологий и методов.
2. Стимулирование активности каждого ребенка,
вызвать его желание действовать, общаться, играть.
3. Проведение родительских собраний, бесед по ознакомлению
с музейной педагогикой.
Гипотеза: музейная педагогика дает детям возможность для умственного развития, расширения познавательных интересов.
Вид проекта: информационно-творческий.
Сроки реализации: долгосрочный (2014-2015 уч. год).
В конце года (май) подводится итог реализации проекта.
Участники проекта: дошкольники 5-6 лет, музыкальные руководители, педагоги ДОУ.
Ожидаемые результаты:
-воспитание у дошкольников любви к малой Родине, традициям и обычая родного народа,
-развитие духовно-нравственных ценностей,
-усиление интереса к культуре родного края,
-развитие речевой культуры,
-привлечение родителей воспитанников к организации работы по проекту,
-расширение взаимодействия с музеем «Тульские древности».
Актуальность проекта.
Духовно нравственный кризис изменил облик современного мира, изменил культуру. Культура- это не только историческое наследие: музеи, библиотеки, архитектурные памятники, - но и все события, относящие к культуре, участниками которых мы являемся.
Музеи способствуют формированию творческой личности, в музейной среде сочетается внешний и внутренний мир человека, связанный с этнокультурными традициями.
Погружение детей в музейную среду в ДОУ представляет уникальную возможность приобщения малышей к природным, материальным и духовным богатством.
Музей – это место, где хранятся предметы культуры, быта, истории, искусств.
Это хранилище человеческой памяти. В музей люди ходят, чтобы прикоснуться к чему – то святому, к доброму. В нашем дошкольном учреждении организован музей по ознакомлению дошкольников с историей и культурой, бытом русского народа.
В музее накапливаются экспонаты, позволяющие узнать о родном народе, его быте, костюмах, интересных местах. Каждый экспонат ребенок может рассмотреть, потрогать, поиграть.
Термин «музейная педагогика» впервые употребил в своей книге «Музей – образование- школа» в 1931году немецкий ученный
Г. Фройденталь, занимавший проблемами взаимодействия музея и школы. Он сформулировал требования к проведению занятий в музее:
- каждое посещение музея должно иметь определенную цель;
- педагог и дети должны осознать, что посещение музея не развлечение, а работа;
- необходима предварительная подготовка детей перед посещением музея;
- при отборе экспонатов музея требуется учитывать возраст и интересы детей;
- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей- рисунок, рассказ;
В 1930-1940е годы впервые возникла идея создания музейных композиции для детей в Германии.
Немецкий опыт оказал влияние на Россию. Российская теория музейной педагогики начала формироваться в конце 19 начале 20 веков. Целую систему эстетического воспитания в музеях представляет система А. В. Бакушинского, который положил в основу музейной педагогики идеи гуманизации через обращение к истории, традициям и обычаям родного народа.
В начале 20 века А. В. Бакушинский, С. Т. Шацкий, Ф. И. Шмит, А. У. Зеленко доказали необходимость приобщения к музейной культуре детей младшего возраста. Одним из крупнейших исследователей российской музейной педагогики на сегодняшний день является Б. А. Столяров, посвятивший проблеме музейной педагогики ряд научных работ, основными из которых являются: музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!» (2000, «Музейная педагогика: история, теория, практика» (2004, «Музей в пространстве художественной культуры и образования» (2007, образовательная программа «Мы входим в мир прекрасного» (2008) и др.
В МБДОУ детский сад №126 г. Тулы с 2013 учебного года уделяется большое внимание духовно-нравственному воспитанию. В том числе ознакомлению с родным краем, обычаями и традициями малой родины. В образовательном учреждении функционирует комната русского быта, представляющая собой музей, вместивший предметы русского быта.
Принципы музейной педагогики:
- целостность,
- системность,
- последовательность,
- гуманизм,
- культуросообразность.
Функции музейной педагогии:
- просветительская,
- обучающая,
- воспитывающая,
- развивающая,
- организаторская,
- методологическая,
- диагностическая
помогают систематизировать знания в области музейного дела и образования.
Средства музейной педагогики:
1. Художественные:
- фотографии, фотоальбомы,
- печатные издания,
- видеоматериалы о городе, природе родного края.
2. Социально-средовые:
- семейная среда (коллекции домашнего музея);
- среда мини – музея группы ДОУ;
- среда музеев города.
3. Деятельные средства размещение экспонатов, предметов, поделок.
4. Совместно поисковая деятельность с семьей:
- составление проектов,
- совместные экскурсии в музеи.
5. Экспериментальная деятельность- опыты,
- наблюдения (путешествие в прошлое предмета).
Формы работы в организованной совместной деятельности педагога с детьми:
используемые в проекте:
- занятия, направленные на получение детьми знаний о музее, музейных экспонатах, музейных профессиях.
- включение элементов музейной педагогики в деятельности детей:
- беседы
-экскурсии
-чтение и рассматривание иллюстраций
- познавательные досуги
-викторины
-театрализованная деятельность
Этапы реализации проекта.
1 этап. Подготовительный
- постановка целей и задач,
- определение методов исследования,
- подбор методической и художественной литературы,
наглядно-иллюстративного материала,
2. Практический этап (основной)
3 этап. Заключительный (рефлексивный)
- выставка поделок,
- итоговое мероприятие «Праздник Троица»
- обобщение опыта работы.
План реализации проекта «Музейная педагогика в ДОУ»
1 Сбор экспонатов,
подбор литературы (В течении года)
2 Беседа: «Музей. Правила поведения» (сентябрь)
3 Фотовыставка: «Музеи Тулы» (октябрь)
4 Экскурсия в Тульский музей: «Тульские древности» (ноябрь)
5 Беседа в музее: «Народные праздники» (декабрь)
6 Интерактивное путешествие: «Музеи мира» (январь)
7 Выставка:
«Куколки из бабушкиного сундучка» (февраль)
8 Народный праздник:
«Как на масленой неделе,
Из печи блины летели» (март)
«Светлая Пасха» (апрель)
10 Выставка совместного творчества родителей и детей:
«Народные сувениры» (май)
11 Итоговое мероприятие:
«Троица» (июнь)
Проект реализован на базе: мини-музея «Русская изба».